ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-933/2023 от 02.11.2023 Алатырского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а-933/2023

УИД: 21RS0001-01-2023-000940-14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Легостиной И.Н.,

при секретаре судебного заседания Зольниковой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной на Интернет-странице, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, с участием в качестве заинтересованного лица Территориального отдела в Чувашской Республике-Чувашии Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Алатырский межрайонный прокурор Чувашской Республики обратился в Алатырский районный суд Чувашской Республики в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным иском, уточненным 02 ноября 2023 г., о признании информации, размещенной на Интернет-странице, информацией, распространение которой запрещено, мотивировав свои требования следующим:

Алатырской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В ходе проведения указанной проверки установлено, что в свободном доступе в сети «Интернет» на сайте: <данные изъяты> содержится информация (реклама) о возможности обналичивания денежных средств, то есть содержатся подробные инструкции по легализации, обналичиванию денежных средств и объявления о поиске лиц, на банковские карты которых будут осуществлены переводы для дальнейшего снятия в наличной форме, сумма заработка за отмывание (легализацию) денежных средств.

Вход на вышеуказанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, с его содержанием может ознакомиться любой желающий.

В ходе проверки посредством официального сайта аккредитованного регистратора доменных имен АО «Региональный Сетевой Информационный Центр» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.whois-service.ru установлено, что сведения о владельцах и администраторах вышеуказанного сайта, его юридическом адресе отсутствуют.

Согласно общедоступным сведениям с сайта https://2ip.ru, информация о владельцах сайта отсутствует, сведения о регистрации сайта также отсутствуют.

При проверке URL-адреса: <данные изъяты> через форму, размещенную на сайте Федеральной службы но надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (https://eais.rkn.gov.гu/) установлено, что в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации, запрещено, данные об Интернет-странице с указанным адресом отсутствуют.

При проверке ограничения доступа к указанной странице сети «Интернет» через форму, размещенную на сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по адресу: httрs://bloсklist.rkn.gоv.ru/ установлено, что меры по ограничению доступа к Интернет-странице с указанным URL-адресом, не принимались.

Данные обстоятельства подтверждаются актом по результатам мониторинга, скриншотами интернет-страниц.

Ссылаясь на положения Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ, Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ, административный истец указывает, что действующее законодательство предусматривает возможность ограничения доступа к данной информации в сети Интернет в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 39 КАС РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», административный истец, с учетом уточнения требований, просил:

признать информацию, размещенную на странице сайта с URL-адресом: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено;

в течение трех дней направить копию решения в Территориальный отдел в Чувашской Республике-Чувашии Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, расположенный по адресу: 428020, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гладкова 7 «б», для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Помощник Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики Николаева Г.Д. в судебном заседании административные исковые требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в административном исковом заявлении и уточнении к нему.

Представитель заинтересованного лица - Территориального отдела в Чувашской Республике-Чувашии Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела в суде своевременно и надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.

Заслушав представителя административного истца, изучив письменные материалы административного дела, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Частью 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, материалов, пропагандирующих порнографию, насилие и жестокость, материалов, содержащих нецензурную брань, а также материалов, пропагандирующих нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, педофилию, смену пола.

Вышеуказанная норма закона устанавливает запрет злоупотребления свободой массовой информации, то есть использование предоставленных средствам массовой информации гарантий прав и свобод во вред обществу или государству.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; доступ к информации - возможность получения информации и ее использования; предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц; информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Следовательно, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.

Распространение информации в сети «Интернет» и доступ пользователей к ней с помощью интернет-провайдеров, попадает в сферу регулирования указанного Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

В силу ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

На основании п. 5 ст. 15 данного Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии со ст. 15.1 указанного Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр). В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Подпунктом 2 п. 5 ст. 15.1 этого Федерального закона в качестве основания включения сведений в Единый реестр предусмотрено решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п. 9 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую сведения о сайте, запрещенной информации и соответствующем решении.

Следовательно, в данном случае формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» осуществляются Управлением Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу.

Статьей 1 Федерального закона от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) предусмотрено, что названный Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ, указанный Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительных органов личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, адвокатских и нотариальных палат субъектов Российской Федерации, саморегулируемых организаций аудиторов в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц.

Статьей 6 Федерального закона № 115-ФЗ определен перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, который подлежит обязательному контролю.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ, лица, виновные в нарушении названного Федерального закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если иное не установлено законом, к кредитным организациям, нарушившим названный Федеральный закон, применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

02 октября 2023 г. и 20 октября 2023 г. Алатырской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики была проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по ограничению доступа к запрещенной информации в сети «Интернет», в ходе которой установлен факт свободного доступа неопределенного круга лиц на интернет-сайт <данные изъяты>, на которой содержится информация (реклама) о возможности обналичивания денежных средств – подробные инструкции по легализации, обналичиванию денежных средств и объявления о поиске лиц, на банковские карты которых будут осуществлены переводы для дальнейшего снятия в наличной форме, сумма заработка за отмывание (легализацию) денежных средств.

Представитель административного истца в судебном заседании подтвердила, что на официальном сайте аккредитованного регистратора доменных имен АО «Региональный Сетевой Информационный Центр» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.whois-service.ru, на сайте https://2ip.ru сведения о регистрации, о владельцах, о администраторах, о юридическом адресе данного сайта, отсутствуют.

В судебном заседании нашло подтверждение, что на момент рассмотрения дела доступ к сайту: <данные изъяты> не ограничен, позволяет неограниченному кругу интернет-пользователей иметь свободный доступ к информации, содержащей информацию (рекламу) о возможности обналичивания денежных средств, за осуществление которых законодателем предусмотрена административная, гражданская и уголовная ответственность.

Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации, логина и пароля.

Учитывая изложенное выше, суд считает доводы Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики подтвержденными, а административные исковые требования, заявленные в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте: <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной на Интернет-странице, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, - удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на странице сайта с URL-адресом: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Настоящее решение является основанием для внесения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу указанной информации в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Копию вступившего в законную силу решения суда в течение трех дней направить в Территориальный отдел в Чувашской Республике-Чувашии Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, расположенный по адресу: 428020, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гладкова, д. 7 «б».

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий: И.Н. Легостина

Мотивированное решение составлено – 09 ноября 2023 года.