ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-9347/2023 от 11.12.2023 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-9347/2023

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

г. Балашиха Московской области 11 декабря 2023 г.

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Лебедева Д.И.,

при секретаре судебного заседания Исламове Б.У.,

с участием представителя административных истцов Шмонина А.В., представителя заинтересованного лица Филоновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Воропаевой Елены Сергеевны и ООО «Балашиха Парк» к Госжилинспекции Московской области о признании решения незаконным, обязании осуществить действия по восстановлению сведений в реестре лицензий по управлению многоквартирным домом,

Установил:

Воропаева Е.С. и ООО «Балашиха Парк» предъявили к Госжилинспекции Московской области административный иск, уточнив который, окончательно просили суд признать решение № <данные изъяты> от 11 сентября 2023 года по включению в реестр лицензий по управлению многоквартирным домом по адресу: <адрес>, в отношении ООО «УК «ЭНТУЗИАСТ»; обязать административного ответчика в течении 10 (десяти) дней осуществить действия по восстановлению сведений в реестре лицензий по управлению многоквартирным домом по адресу: <адрес>, в отношении ООО «Балашиха Парк», и исключить сведения в отношении ООО «УК «ЭНТУЗИАСТ».

В обоснование уточненного административного иска указано о том, что Воропаева Е.С. является собственником жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Решением Балашихинского городского суда Московской области по делу № 2а-2833/2023 был признан незаконным отказ и возврат документов административного ответчика от 18 января 2023 года. На административного ответчика возложена обязанность осуществить действия по внесению в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами на основании общего собрания собственников помещений в МКД, оформленного протоколом № <данные изъяты> от 05 декабря 2022 года ООО «Балашиха Парк». Решение суда является основанием для административного ответчика исключить сведения об управлении многоквартирным домом ООО «УК «ЭНТУЗИАСТ», и по восстановлению сведений об управлении многоквартирным домом ООО «Балашиха Парк. Вместе с тем, административный ответчик произвел действия по внесению изменений в реестр лицензий Московской области на основании протокола № <данные изъяты> от 08 августа 2023 года общего собрания собственников многоквартирного дома, при этом, проигнорировал вступившие в законную силу решения суда. Они считают, что решение о включении в реестр лицензий ООО «УК «ЭНТУЗИАСТ» на основании протокола № <данные изъяты> от 08 августа 2023 года незаконное и необоснованное, нарушает требования закона и подлежит отмене. Собственники многоквартирного дома обращались к административному ответчику о том, что протокол № <данные изъяты> от 08 августа 2023 года является недостоверным и подложным, содержит в себе недостоверные сведения по каждому собственнику, что подтверждается также решениями Балашихинского городского суда Московской области, в которых непосредственным участником является административный ответчик (л.д. 4-12; 146-153).

Определением суда от 04 октября 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «УК «ЭНТУЗИАСТ» (л.д. 54).

В судебное заседание административный истец Воропаева Е.С. не явилась, о времени и месте извещена надлежащим образом по известному суду из материалов дела месту жительства (л.д. 179-180), о причинах неявки суду не сообщила, действовала через своего представителя.

Представитель административного истца по доверенности (л.д. 18-20; 21; 119) - Шмонин А.В., также по доверенности представляющий интересы административного истца ООО «Балашиха Парк» (л.д. 17; 21; 118; 119), уточненный административный иск поддержал, просил суд удовлетворить уточненный административный иск в полном объеме по изложенным в заявлении доводам.

Административный ответчик Госжилинспекция Московской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте извещен надлежащим образом по известному суду из материалов дела адресу организации (л.д. 181), о причинах неявки представителя суду не сообщил.

Представитель заинтересованного лица ООО «УК «ЭНТУЗИАСТ» по доверенности (л.д. 107; 108; 109) – Филонова М.А. просила суд отказать в удовлетворении иска. Полагала оспариваемое решение законным и обоснованным.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Выслушав мнение представителя административных истцов, мнение представителя заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Как установлено ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из решений собраний в случаях, предусмотренных законом; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие иных действий граждан и юридических лиц.

Защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом, что установлено ст. 12 ГК РФ.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.

В соответствии со ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует отношения по поводу, в том числе, управления многоквартирными домами; предоставления коммунальных услуг; осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.

Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают, в числе иного, из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

В силу положений ст. 13 ЖК РФ полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся осуществление регионального государственного жилищного надзора; осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.

Из положений ст.ст. 44, 46 ЖК РФ следует, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится выбор способа управления многоквартирным домом. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Как установлено ч.ч. 2 и 9 ст. 161 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия). Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – Положение), которое устанавливает порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией, а также порядок осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензионный контроль).

Согласно п. 2 указанного выше Положения лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).

Приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 года № 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее – Порядок).

Согласно п. 2 указанного выше Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 4 и 7 указанного выше Порядка рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов. По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления.

Постановлением Правительства Московской области от 02 июля 2013 года № 485/27 утверждено Положение о Главном управлении Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (далее – Положение).

Согласно п. 1 указанного выше Положения Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (далее - Госжилинспекция Московской области) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Московской области (далее - региональный государственный жилищный надзор), лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с п. 4 указанного выше Положения Госжилинспекция Московской области обладает правами юридического лица; имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в соответствии с законодательством Российской Федерации, печать с воспроизведением герба Московской области и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления ее деятельности; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные, личные неимущественные права и обязанности.

Как предусмотрено п.п. 12, 12.2, 12.2.1, 12.2.5, 12.4, 12.5 указанного выше Положения, Госжилинспекция Московской области осуществляет следующие полномочия: осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением требований к формированию фондов капитального ремонта; требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах; требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; осуществляет лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; осуществляет региональный государственный лицензионный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Московской области, на основании лицензии, за соблюдением следующих лицензионных требований организует и проводит плановые и внеплановые документарные и выездные проверки выполнения органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления обязательных требований в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, а также меры по недопущению нарушений обязательных требований.

Из материалов административного дела следует, что согласно протокола № <данные изъяты> от 08 августа 2023 года по вопросам внеочередного Общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> 8, указано о том, что в период с 01 июня 2023 года по 06 августа 2023 года проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в очно-заочной форме, по результатам которого принято, в числе иных, решение о выборе способа управления данным многоквартирным домом управляющей организацией – ООО «УК «ЭНТУЗИАСТ» (л.д. 167-168; 176-178).

17 августа 2023 года ООО «УК «ЭНТУЗИАСТ» представило в Госжилинспекцию Московской области оригинал указанного выше протокола, реестр собственников помещений многоквартирного дома, копию итогового протокола № 1 от 16 июня 2017 года, сообщение о проведении общего собрания собственников помещений с актом фиксации и фото, список присутствующих лиц на общем собрании, результаты голосования собственников помещений, акт фиксации размещения итогов голосования, форму (проект) договору управления многоквартирным домом, договор управления многоквартирным домом, реестр заключенных договоров управления, копию приказа о назначении генерального директора, решения (бюллетени) собственников помещений в многоквартирном доме (л.д. 164).

Решением административного ответчика № <данные изъяты> от 11 сентября 2023 года в реестр лицензий Московской области с 01 октября 2023 года внесены сведения об осуществлении ООО «УК «ЭНТУЗИАСТ» предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> (л.д. 166).

Об указанном выше решении административный ответчик сообщил Воропаевой Е.С. письменно 14 сентября 2023 года (л.д. 14).

Кроме того, 17 октября 2023 года административный ответчик письменно сообщил Воропаевой Е.С. о праве обжаловать в суд решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (л.д. 95; 96).

Указанное выше решение административные истцы оспаривают в рассматриваемом в данном административном деле уточненном административном иске со ссылкой на незаконность решений, отраженных в протоколе № <данные изъяты> от 08 августа 2023 года, и на принятые ранее решения судов, вступившие в законную силу.

Воропаева Е.С. является собственником жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес>. При этом, ООО «Балашиха Парк» является управляющей организацией указанного многоквартирного дома.

Доказательств обратного в материалы данного административного дела не представлено. В том числе, суду не представлено относимых, допустимых и достоверных доказательств, безусловно подтверждающих, что ко дню судебного заседания ООО «УК «ЭНТУЗИАСТ» фактически приступило к управлению указанным многоквартирным домом.

04 октября 2023 года в Балашихинский городской суд Московской области поступило исковое заявление Воропаевой Елены Сергеевны к Паниной Ольге Александровне, в котором истец просит суд признать недействительным общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, оформленное протоколом № <данные изъяты> от 08 августа 2023 года, проводимое по инициативе Паниной Ольги Александровны; признать договор управления многоквартирного дома недействительным (ничтожным), заключенный между ООО «УК «ЭНТУЗИАСТ» и Паниной О.А. № <данные изъяты> 08 августа 2023 года, и не порождающим правовых последствий (л.д. 170-175).

05 октября 2023 года указанное выше исковое заявление принято к производству Балашихинским городским судом Московской области, гражданское дело № 2-9999/2023, которое ко дню судебного заседания не рассмотрено, и решение по которому не принято ко дню судебного заседания (л.д. 169).

С учетом изложенного, само по себе рассмотрение судом указанного выше искового заявления не является основанием для удовлетворения рассматриваемого в данном административном деле уточненного административного иска полностью либо в части.

Также суд приходит и к выводу о том, что представленные в данное административное дело копии решений судов, вступивших в законную силу (л.д. 22-25; 26-31; 32-34; 55-58; 59-63; 69-70; 71-75; 78-81; 82-90; 154-155; 156-160; 161-163), но принятых до 08 августа 2023 года, не имеют значения для рассмотрения и разрешения по существу данного административного дела, поскольку оспариваемое в данном административном деле решение административного ответчика принято 11 сентября 2023 года на основании поступившего с иными документами протокола № <данные изъяты> от 08 августа 2023 года, который не являлся предметом рассмотрения, и не оценивался представленными в дело решениями судов.

Вместе с тем, суд обращает внимание на то, что Госжилинспекцией Московской области на основании вступивших в законную силу решений Балашихинского городского суда Московской области от 06 декабря 2022 года по гражданскому делу № 2-7326/2022, от 29 июня 2023 года по гражданскому делу № <данные изъяты> с 22 августа 2023 года исключены из реестра лицензий Московской области сведения об управлении ООО «УК «ЭНТУЗИАСТ» указанным выше многоквартирным домом. Также сведения об управлении ООО «УК «ЭНТУЗИАСТ» указанным многоквартирным домом исключены из реестра лицензий Московской области в период с 01 сентября 2022 года по 30 сентября 2023 (л.д. 15-16; 64; 68; 76; 77; 141-142). Соответствующие принятым решениям сведения вносились в ГИС ЖКХ (л.д. 91-94; 97; 101-102; 105-106; 165).

Аналогичные указанным выше сведения административный ответчик представил в письменном виде по запросу суда (л.д. 98; 99-100; 101-102; 103-104; 105-106; 120; 121; 122-125; 126-127; 128; 129; 130-136; 137-138; 139-140; 141-142; 143).

16 октября 2023 года Балашихинский городской суд Московской области принял решение по административному делу № 2а-9261/2023, которым признал незаконным отказ Госжилинспекции Московской области № <данные изъяты> от 23 августа 2023 года, и возложил на административного ответчика обязанности в течении 5 (пяти) дней осуществить действия по внесению изменений в реестр лицензий по управлению многоквартирными домами на основании общего собрания собственников помещений в МКД, расположенном пло адресу: <адрес>, в отношении управляющей компании ООО «Балашиха парк» с 01 сентября 2022 года (л.д. 144-145).

Указанное выше решение суда также не имеет значения для рассмотрения и разрешения по существу данного административного дела.

Иных доказательств по данному административному делу не представлено. Ходатайства лиц, участвующих в деле, судом разрешены.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает рассматриваемый в данном административном деле уточненный административный иск необоснованным, поскольку оспариваемое решение № <данные изъяты> от 11 сентября 2023 года в полной мере соответствует требованиям закона, при этом, данное решение принято надлежащим органом и в пределах компетенции данного органа.

Доказательств, позволяющих прийти к иному выводу, в материалы данного административного дела не представлено.

Кроме того, Госжилинспекцией Московской области ранее были исключены из реестра лицензий Московской области сведения об управлении многоквартирным домом по адресу: <адрес>, ООО «УК «ЭНТУЗИАСТ».

Данные обстоятельства подтверждены совокупностью представленных в данное административное дело надлежащих письменных доказательств.

При таких обстоятельствах в их совокупности, не подлежат удовлетворению административные исковые требования административных истцов о признании незаконным решения № <данные изъяты> от 11 сентября 2023 года; об обязании административного ответчика в течении 10 (десяти) дней осуществить действия по восстановлению сведений в реестре лицензий по управлению многоквартирными домами по адресу: <адрес>, в отношении ООО «Балашиха Парк», и исключить сведения в отношении ООО «УК «ЭНТУЗИАСТ», как данные требования изложены в просительной части уточненного административного искового заявления.

Кроме того, суд также обращает внимание на то, что в случае признания вступившим в законную силу решением суда недействительными решений, отраженных в протоколе № <данные изъяты> от 08 августа 2023 года, административные истцы будут в праве требовать на основании вступившего в законную силу решения суда внесения в реестр лицензий Московской области соответствующих изменений.

Иных требований по данному административному делу не заявлено.

Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый в данном административном деле уточненный административный иск не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного иска Воропаевой Елены Сергеевны и ООО «Балашиха Парк» к Госжилинспекции Московской области о признании решения незаконным, обязании осуществить действия по восстановлению сведений в реестре лицензий по управлению многоквартирным домом.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Д.И. Лебедев

Решение принято судом в окончательной форме 23 декабря 2023 г.

Судья Д.И. Лебедев