Дело № 2а-934/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2020 г. п.Медведево
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Ильина Е.В.,
при секретаре Ерусланове Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Медведевского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к Собранию депутатов <данные изъяты> сельского поселения о признании бездействия в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов незаконным, обязании провести антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Медведевского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц обратился в Медведевский районный суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением к Собранию депутатов <данные изъяты> сельского поселения, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов: решения собрания депутатов от <...> года№ ... «Об утверждения Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение»; решения собрания депутатов от <...> года№ ... «О внесении изменений в Положение о порядке приватизации имущества муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение», утвержденное Решением Собрания депутатов муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» от <...> года№ ...»; решения собрания депутатов от <...> года№ ... «О внесении изменений в Положение о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности иливедении муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение»; решения собрания депутатов от <...> года№ ... «Об утверждении проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение», а также проектов указанных нормативных правовых актов; обязать административного ответчика провести антикоррупционную экспертизу указанных муниципальных нормативных правовых актов, а также проектов указанных нормативных правовых актов, установив срок исполнения обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обосновании административного иска указано, что прокуратурой Медведевского района проверено исполнение законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой выявлено, что административным ответчиком с <...> года по <...> года не проведена антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов, тем самым создаются условия для нарушения прав граждан, иных заинтересованных лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Медведевского района Гилязов Р.Ф., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по доводам, указанным в административном иске.
Представитель административного ответчика Собрания депутатов Ежовского сельского поселения в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также указано на признание иска.
Выслушав участвующего в деле прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Медведевского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции Собранием депутатов Ежовского сельского поселения.
В ходе указанной проверки выявлено, что Собранием депутатов <данные изъяты> сельского поселения с <...> года по <...> годане проведена антикоррупционная экспертиза нормативно правовых актов: решения собрания депутатов № ... от <...> года «Об утверждения Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение»; решения собрания депутатов № ... от <...> года «О внесении изменений в Положение о порядке приватизации имущества муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение», утвержденное Решением Собрания депутатов муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» от <...> года№ ...»; решения собрания депутатов № ... от <...> года «О внесении изменений в Положение о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности или ведении муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение»; решения собрания депутатов № ... от <...> года «Об утверждении проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение», так и проектов указанных нормативных правовых актов.
Указанные обстоятельства также подтверждаются письмом главы <данные изъяты> сельского поселенияот <...> года№ ..., а также заявлением административного ответчика о признании иска.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Согласно ч.ч.3,4 ст.7 указанного Федерального закона муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения устанавливаются Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее Федеральный закон №172-ФЗ).
Согласно п.п. 3 п. 1, п. 4 ст. 3 указанного Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона (п.п.2 п. 1 ст. 4 Федерального закона №172-ФЗ).
Необходимость проведения экспертизы каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта с целью обеспечения обоснованности, объективности и проверки результатов антикоррупционной экспертизы, определена пунктом 2 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г.№ 96.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрено обязательное проведение органами, организациями, их должностными лицами, указанными Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" антикоррупционной экспертизы принятых указанными лицами нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.
При этом не проведение указанной антикоррупционной экспертизы будет противоречить основным принципам, установленных в ст.2 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ, создаст условия для нарушения прав граждан и иных заинтересованных лиц.
При таком положении суд приходит к выводу о том, что бездействие административного ответчика, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы как самих муниципальных правовых актов: решения собрания депутатов № ... от <...> года «Об утверждения Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение»; решения собрания депутатов № ... от <...> года «О внесении изменений в Положение о порядке приватизации имущества муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение», утвержденное Решением Собрания депутатов муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение» от <...> года№ ...»; решения собрания депутатов № ... от <...> года «О внесении изменений в Положение о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности или ведении муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение»; решения собрания депутатов № ... от <...> года «Об утверждении проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение», так и проектов указанных нормативных правовых актов, является незаконным, противоречит целям и задачам действующего антикоррупционного законодательства.
Собрание депутатов <данные изъяты> сельского поселения должны были провести антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов и их проектов в соответствии с указанным законодательством.
Положением о порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение», принятого Решением Собрания депутатов муниципального образования«<данные изъяты> сельское поселение» от <...> года№ ..., антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов проводится разработчиком проекта муниципального нормативного правового акт; лицом, уполномоченным на проведение антикоррупционной экспертиз либо рабочей группы образованной представительным органом муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение», или ответственными лицами, уполномоченными на проведение антикоррупционной экспертизы.
Суду не представлено доказательств того, что в <данные изъяты> сельском поселении имеются указанные лица, правомочные проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов.
Таким образом, с учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного искового заявления.
Согласно ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
По мнению суда указанный прокурором в административном исковом заявлении срок является разумным, в связи с чем, суд полагает возможным определить данный срок для устранения вышеуказанных нарушений антикоррупционного законодательства и выполнения необходимых мероприятий.
Руководствуясь ст.ст.194,195 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие Собрания депутатов <данные изъяты> сельского поселения, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы как самих муниципальных правовых актов: решения собрания депутатов от <...> года№ ... «Об утверждения Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение»; решения собрания депутатов от <...> года№ ... «О внесении изменений в Положение о порядке приватизации имущества муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение», утвержденное Решением Собрания депутатов муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» от <...> года№ ...»; решения собрания депутатов от <...> года№ ... «О внесении изменений в Положение о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности или ведении муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение»; решения собрания депутатов от <...> года№ ...Об утверждении проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение», так и проектов указанных нормативных правовых актов, незаконным.
Обязать Собрание депутатов <данные изъяты> сельского поселения провести антикоррупционную экспертизу как самих муниципальных правовых актов: решения собрания депутатов от <...> года№ ... «Об утверждения Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение»; решения собрания депутатов от <...> года№ ... «О внесении изменений в Положение о порядке приватизации имущества муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение», утвержденное Решением Собрания депутатов муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» от <...> года№ ...»; решения собрания депутатов от <...> года№ ... «О внесении изменений в Положение о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности или ведении муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение»; решения собрания депутатов от <...> года№ ... «Об утверждении проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение», так и проектов указанных нормативных правовых актовв течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Е.В. Ильин
Мотивированное решение составлено:
28 июля 2020 г.