Дело № 2а-934/2022
УИД 60RS0001-01-2021-014112-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 февраля 2022 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Лепихиной М.Н.,
при секретаре Игнатьевой Ю.В.,
с участием административного истца ФИО1,
административного ответчика ФИО2,
представителя административного ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Врио начальника отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций ФИО2, УФССП России по Псковской области о признании действий незаконными и обязании устранить допущенные нарушения закона,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском, измененным в порядке ст.46 КАС РФ, Врио начальника отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций ФИО2, УФССП России по Псковской области о признании действий незаконными и обязании устранить допущенные нарушения закона.
В обоснование требований указано, что в ОСП Опочецкого и Красногородкого районов УФССП России по Псковской области находится сводное исполнительное производство в отношении должника ФИО1
**.**.2021 ФИО1 обратился к директору ФССП России – Главному судебному приставу РФ с жалобой на незаконные действия (бездействия) должностных лиц ОСП Опочецкого и Красногородского районов УФССП России по Псковской области, в котором просил: провести служебную проверку в отношении ВРИО начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Опочецкого и Красногородского районов ФИО4 о соблюдении им и подчиненными ему должностными лицами требований законодательства об исполнительном производстве; по результатам проверки и установленных ранее фактах неоднократного нарушения данным должностным лицом и его подчиненными федерального законодательства об исполнительном производстве, привлечь ВРИО начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Опочецкого и Красногородского районов ФИО4 к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, данные о результатах проверки занести в личное дело и отразить в ходе предстоящей аттестации сотрудников ведомства; в ходе проверки получить сведения о привлечении указанных в жалобе должностных лиц к дисциплинарной и материальной ответственности за допущенные нарушения требований законодательства об исполнительном производстве; сообщить когда и на каком основании присвоено очередное звание судебному приставу-исполнителю ФИО5; о принятых мерах по результатам рассмотрения жалобы сообщить заявителю в установленном законом порядке.
Жалоба ФИО1 была перенаправлена на рассмотрение в порядке подчиненности из ФССП России в УФССП России по Псковской области. **.**..2021 в адрес административного истца направлен письменный ответ за подписью Врио начальника отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций ФИО2
Порядок рассмотрения жалоб, поданных вышестоящим должностным лицам, предусмотрен главой 18 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон №229-ФЗ). В силу положений ст.126 Закона №229-ФЗ жалоба, поданная в порядке подчиненности, рассматривается не более 10 дней, по результатам ее рассмотрения согласно ст.127 Закона №229-ФЗ выносится решение в форме постановления об удовлетворении жалобы либо от отказе в ее удовлетворении.
Однако полученный административным истцом ответ не соответствует требованиям Закона №229-ФЗ ни по форме, ни по содержанию процессуального документа, оформляемого в форме постановления, в связи с чем действия административного ответчика Врио начальника отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций ФИО2 по направлению ответа в виде письма, не являющегося процессуальным решением, являются незаконными.
В связи с чем ФИО1 в измененном административном иске просит суд признать незаконными действия Врио начальника отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций ФИО2 при рассмотрения жалобы административного истца ФИО1 от **.**..2021, обязать административного ответчика Врио начальника отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций ФИО2 устранить допущенные нарушения путем вынесения постановления об удовлетворении жалобы ФИО1 от **.**..2021.
Определением суда в качестве заинтересованного лица привлечен Врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Опочецкого и Красногородского районов УФССП России по Псковской области ФИО4
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал, в обоснование привел доводы, изложенные в административном иске и изменениях к нему. Дополнил, что содержание полученного ответа на жалобу о проведении служебной проверки им не обжалуется, однако жалоба была подана в порядке подчиненности и подлежала рассмотрению в порядке главы 18 Закона №229-ФЗ в 10-тидневный срок и принятием по ней решения в форме постановления, подлежащего обжалованию в установленном законом порядке, чего не было сделано административным ответчиком. По результатам рассмотрения жалобы к должностным лицам ОСП Опочецкого и Красногородского районов УФССП России по Псковской области были приняты не достаточные меры дисциплинарного взыскания.
Административный ответчик Врио начальника отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций ФИО2 с административным иском не согласилась, в обоснование привела доводы, изложенные в письменных возражениях на иск. Указала, что **.**..2021 ФИО6, являющимся должником по сводному исполнительному производству №13379/20/60030-СД от **.**..2020, Директору ФССП России – главному судебному приставу РФ направлена жалоба на незаконные действия (бездействия) врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Опочецкого и Красногородского районов УФССП России по Псковской области ФИО7 и подчиненных ему должностных лиц. В соответствии с ч.3 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» (далее – Закон №59-ФЗ) обращение ФИО1 было направлено для рассмотрения и принятия мер в УФССП России по Псковской области, о чем заявитель был уведомлен. Форма и содержание обращения (жалобы) ФИО1 не соответствовали требованиям к жалобе, установленной ст.124 Закона №229-ФЗ, поскольку содержала требования по обжалованию действий (бездействий) должностных лиц службы судебных приставов, не связанных с исполнением требований исполнительного документа, тогда как действиями по исполнению исполнительных документов являются исполнительные действия, предусмотренные ст.64 Закона №229-ФЗ, и меры принудительного исполнения, установленные ст. 68 Закона №229-ФЗ. В поданной жалобе от **.**..2021 ФИО1 просит провести служебную проверку в отношении врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Опочецкого и Красногородского районов УФССП России по Псковской области ФИО7 и подчиненных ему должностных лиц, по результатам которой привлечь их к дисциплинарной ответственности с занесением в личное дело. Поскольку доводы жалобы нельзя было отнести к действиям по исполнению исполнительных документов, обращение ФИО6 было зарегистрировано в Центральном аппарате ФССП России в порядке, предусмотренном Законом №59-ФЗ, и направлено для проведения проверки доводов заявителя в таком же порядке в УФССП России по Псковской области. В связи с чем Врио начальника отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций ФИО2 в пределах своих должностных полномочий ФИО1 был подготовлен и направлен ответ в соответствии с Законом №59-ФЗ и п.6.4 Распоряжения ФССП России №111-р от 28.10.2021 «Об организации рассмотрения обращений граждан и представителей в Федеральной службе судебных приставов». Дополнила, что исходя из положений ст.123 Закона №229-ФЗ начальник отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций не вправе выносить постановления по результатам рассмотрения жалобы в порядке подчиненности. Поскольку права ФИО1 действиями административного ответчика не были нарушены, просила отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика УФССП России по Псковской области ФИО3 в судебном заседании с административным иском ФИО1 не согласился, в обоснование поддержал позицию, изложенную административным ответчиком ФИО2 Полагал, что обжалуемые действия Врио начальника отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций ФИО2 являются законными и обоснованными, в связи с чем просил отказать ФИО1 в удовлетворении административного иска.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Глава 18 Закона №229-ФЗ предусматривает порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов.
Согласно ст.124 Закона №229-ФЗ жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Указанная жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя. Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов или его действия (бездействие) может быть подана через единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В жалобе должны быть указаны: 1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются; 2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации; 3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий; 4) требования лица, подавшего жалобу.
Лицо, подавшее жалобу, может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее указанную жалобу, вправе запросить их. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на десять дней.
В соответствии со ст. 126 Закона №229-ФЗ жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления. Принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности.
Из положений ч.1 ст.127 Закона №229-ФЗ следует, что решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления.
По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично (ч.2 ст.127 Закона №229-ФЗ).
Согласно ч.3 ст.127 Закона №229-ФЗ в случае признания жалобы обоснованной полностью или частично должностное лицо принимает одно из следующих решений: 1) отменить полностью или частично вынесенное постановление; 2) отменить принятое постановление и обязать должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) отменить принятое постановление и принять новое решение; 4) признать действия (бездействие), отказ в совершении действий неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.
Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, подлежит исполнению в течение десяти дней со дня его поступления к должностному лицу службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжаловались, если в постановлении не указан иной срок его исполнения (ч.4 ст.127 Закона №229-ФЗ).
В соответствии с ч.5 ст.127 Закона №229-ФЗ должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, вправе принять меры по привлечению должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого признаны неправомерными, к дисциплинарной и иной ответственности.
Копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления (ч.6 ст.127 Закона №229-ФЗ).
Судом установлено, что ФИО1 является должником по сводному исполнительному производству №13379/20/60030-СД, находящемуся на исполнении в ОСП Опоческого и Красногородского районов УФССП России по Псковской области.
**.**..2021 ФИО1 обратился к Директору ФССП России – главному судебному приставу РФ с жалобой на незаконные действия (бездействия) Врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Опочекого и Красногородского районов УФССП по Псковской области ФИО4 и подчиненных ему должностных лиц, в которой просил: провести служебную проверку в отношении ВРИО начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Опочецкого и Красногородского районов ФИО4 о соблюдении им и подчиненными ему должностными лицами требований законодательства об исполнительном производстве; по результатам проверки и установленных ранее фактах неоднократного нарушения данным должностным лицом и его подчиненными федерального законодательства об исполнительном производстве, привлечь ВРИО начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Опочецкого и Красногородского районов ФИО4 к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, данные о результатах проверки занести в личное дело и отразить в ходе предстоящей аттестации сотрудников ведомства; в ходе проверки получить сведения о привлечении указанных в жалобе должностных лиц к дисциплинарной и материальной ответственности за допущенные нарушения требований законодательства об исполнительном производстве; сообщить когда и на каком основании присвоено очередное звание судебному приставу-исполнителю ФИО5; о принятых мерах по результатам рассмотрения жалобы сообщить заявителю в установленном законом порядке (л.д.6-11).
Согласно сопроводительному письму ФССП России от **.**.2021 в соответствии с ч.3 ст.8 Закона №59-ФЗ обращение ФИО1 от 17.09.2021 было направлено для рассмотрения и принятия мер в УФССП России по Псковской области с поручением последнему о результатах проверки и принятых мерах сообщить заявителю (л.д.81).
Обращение ФИО1 поступило в адрес УФССП России по Псковской области **.**..2021.
**.**..2021 по результатам рассмотрения обращения ФИО1 от **.**..2021 в соответствии с Законом №59-ФЗ Врио начальника отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций ФИО2 дан ответ на доводы обращения и сообщено о принятых в отношении Врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП Опочецкого и Красногородского районов ФИО4 и судебного пристава-исполнителя ФИО5 мерах реагирования в виде устного замечания (л.д.12-13).
Считая, что административным ответчиком нарушен порядок рассмотрения жалобы от **.**..2021, которая подлежала рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 18 Закона №229-ФЗ с принятием решения в 10-тидневный срок в форме постановления, ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон №59-ФЗ) настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ч.2 ст.1 Закона №59-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.2 Закона №59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В силу положений ст.5 Закона №59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: 1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; 2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; 3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; 4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено ч.1 ст.10 Закона №59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (ч.3 ст.10 Закона №59-ФЗ).
В соответствии с ч.4 ст.10 Закона №59-ФЗ ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
Частью 1 статьи 12 Закона №59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
На основании изложенного, изучив материалы дела, и проанализировав приведенные положения Законов №229-ФЗ и №59-ФЗ, принимая во внимание принятие ФССП России и направление для рассмотрения в УФССП России по Псковской области жалобы ФИО1 от **.**..202, как обращение в соответствии с Законом №59-ФЗ, исходя из поставленных в жалобе требований о проведении служебной проверки в отношении должностных лиц и привлечении последних к дисциплинарной ответственности, суд приходит к выводу, что данное обращение УФССП России по Псковской области не подлежало рассмотрению в порядке, установленном главой 18 Закона №229-ФЗ с принятием по нему решения в форме постановления, в связи с чем Врио начальника отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций ФИО2 обращение ФИО1 от 17.09.2021 правомерно рассмотрено и дан мотивированный ответ по всем поставленным в нем вопросам в соответствии с Законом №59-ФЗ в рамках предоставленных ей полномочий согласно должностной инструкции в соответствии с распоряжением ФССП России от 28.10.2021 №111-р «Об организации рассмотрения обращений граждан и представителей организаций в Федеральной службе судебных приставов».
При таких обстоятельствах заявленные ФИО1 требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении ФИО1 к Врио начальника отдела организационно-контрольной работы, документационного обеспечения и работы с обращениями граждан и организаций ФИО2, УФССП России по Псковской области о признании действий незаконными и обязании устранить допущенные нарушения закона, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Н.Лепихина
Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2022 года