ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-935/2022 от 26.04.2022 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

УИД: 68RS0002-01-2022-000739-52

Дело №2а-935/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тамбов 26 апреля 2022 года

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

председательствующего судьи Кострюкова П.А.,

при секретаре Миловановой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ионова Владимира Ивановича к исполняющему обязанности директора правового департамента аппарата главы администрации Тамбовской области Лоскутовой Юлии Николаевны, администрации Тамбовской области о признании незаконным ответа от 10.12.2021г. №И-50-8086,

УСТАНОВИЛ:

Ионов В.И. обратился в суд с административным иском к исполняющему обязанности директора правового департамента аппарата главы администрации Тамбовской области Лоскутовой Ю.Н. о признании незаконным ответа от 10.12.2021г. №И-50-8086 и о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб. В обоснование административных требований указал, что им на имя главы администрации Тамбовской области была подана вторичная жалоба от 08.11.2021г. на ответ директора департамента государственной, муниципальной службы и противодействия коррупции аппарата главы администрации области ФИО4 На его жалобу был выдан ответ от 10.12.2021г. №И-50-8086, подписанный исполняющим обязанности директора правового департамента аппарата главы администрации Тамбовской области Лоскутовой Ю.Н., однако данное лицо, согласно распределения обязанностей, утвержденных постановлением главы администрации Тамбовской области от 01.03.2016 №48, не является вышестоящим должностным лицом по отношению к ФИО4, тем самым нарушены положения п.4 ст.5 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», как и его права, свободы и законные интересы, установленные ст.33 Конституции РФ, ст.19 Устава Тамбовской области. Полагает, что ответ на жалобу от 08.11.2021г. должен был даваться первым заместителем главы администрации Тамбовской области, руководителем аппарата Тамбовской области.

Определением Ленинского районного суда г. Тамбова от 30.03.2022г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация Тамбовской области.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддерживает.

Административный ответчик – должностное лицо Лоскутова Ю.Н. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика – администрации Тамбовской области по доверенности Волкова Ю.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Считает оспариваемый ответ законным и обоснованным, принятым полномочным лицом. Пояснила, что первоначальное обращение административного истца было рассмотрено директором департамента государственной, муниципальной службы и противодействия коррупции аппарата главы администрации Тамбовской области ФИО4 Административный истец не согласился с данным ответом и направил жалобу, которая поступила в администрацию Тамбовской области 10.11.2021г. и была зарегистрирована за номером И-50-8086. В соответствии с инструкцией по делопроизводству администрации области и регламентом администрации Тамбовской области зарегистрированное обращение было передано заместителю руководителя аппарата главы администрации области ФИО6 на рассмотрение. Далее с поручением ФИО6, которое было оформлено в виде резолюции, обращение было направлено для рассмотрения и направления ответа ответственному исполнителю – ФИО7 Но на момент рассмотрения обращения Ионова В.И. ФИО7 находился во временной нетрудоспособности, в связи с чем, а также в связи с распоряжением администрации Тамбовской области от 08.12.2021 г. № 589-ргс «О возложении обязанностей директора правового департамента аппарата главы администрации области на Ю.Н. Лоскутову» исполнение его обязанностей было возложено на Лоскутову Ю.Н. с ее согласия. Названное поручение было дано вышестоящим по отношению к директору департамента государственной, муниципальной службы и противодействия коррупции ФИО4 лицом, а именно заместителем руководителя аппарата главы администрации Тамбовской области, которое в дальнейшем было рассмотрено, руководствуясь положениями о правовом департаменте администрации области Лоскутовой Ю.Н., и подписано ей же. Таким образом, жалоба Ионова В.И. была рассмотрена полномочным на то лицом. Также, в соответствии с п. 3.1.10 Положения о правовом департаменте администрации области в его функции входит рассмотрение обращений граждан и организаций, а также рассмотрение в досудебном порядке жалоб на решения, действия (бездействие) исполнительных органов государственной власти области, должностных лиц указанных органов, должностных лиц и государственных гражданских служащих администрации области. Кроме того, к числу задач департамента относится осуществление мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина. Также в Инструкции по делопроизводству указан порядок рассмотрения обращений граждан, то есть сначала они регистрируются, затем передаются в приемную главы администрации области, заместителя главы администрации области, заместителя руководителя аппарата главы администрации области на рассмотрение, и далее уже в виде поручений руководителей, оформленных в виде резолюций или сопроводительных писем, данные обращения направляются непосредственному исполнителю. Поручение о рассмотрении жалобы административного истца и направление ответа правовым департаментом администрации Тамбовской области было осуществлено заместителем руководителя аппарата главы администрации области ФИО6, то есть вышестоящим лицом по отношению к ФИО4

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 10.11.2021г. в администрацию Тамбовской области поступила жалоба Ионова В.И. от 08.11.2021г. относительно несогласия с ответом директора департамента государственной, муниципальной службы и противодействия коррупции аппарата главы администрации Тамбовской области ФИО4, а также с действиями (бездействием) администрации Рассказовского района Тамбовской области и ее должностных лиц по разрешению вопроса надлежащего содержания автомобильной дороги между населенными пунктами д. Ахтырка и п. Савинка.

Жалоба Ионова В.И. зарегистрирована в администрации Тамбовской области за № И-50-8086 от 10.11.2021г.

Поручением заместителя руководителя аппарата главы администрации Тамбовской области ФИО6 от 15.11.2021г. жалоба Ионова В.И. передана для рассмотрения и направления ответа ФИО7, являющемуся директором правового департамента аппарата главы администрации Тамбовской области.

Также судом установлено, что распоряжением администрации Тамбовской области от 08.12.2021 №589-ргс на заместителя директора правового департамента аппарата главы администрации области Лоскутову Ю.Н. с 08.12.2021г. было возложено исполнение обязанностей директора правового департамента главы администрации области на период временной нетрудоспособности ФИО7

10.12.2021г. и.о. директора правового департамента аппарата главы администрации области Лоскутовой Ю.Н., по результатам рассмотрения жалобы Ионова В.И., выдан ответ за № И-50-8086, из которого следует, что в ответе, относительно которого выражено несогласие, по сути, разъясняются полномочия в отношении органов местного самоуправления, как и то, что несогласие с таким ответом не означает, что лица, рассмотревшие обращение, допустили какие-либо нарушения и (или) действовали ненадлежащим образом, а равно нарушили права и законные интересы заявителя. Также в ответе от 10.12.2021г. за № И-50-8086 разъяснено, что администрация области и ее должностные лица не уполномочены осуществлять надзор за деятельностью органов местного самоуправления в части исполнения ими полномочий и рассмотрения вопросов привлечения к ответственности должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих, как и то, что надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими актов, осуществляют органы прокуратуры, куда заявитель вправе обращаться самостоятельно.

Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 2 мая 2006г. N59-ФЗ
"О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

В соответствии с п.6 ст.8 названого Федерального закона запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Согласно п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 2 мая 2006г. N59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (ч.3 ст.10 Федерального закона от 2 мая 2006г. N59-ФЗ).

Согласно п.2.1 Регламента администрации области, утвержденного постановлением администрации области от 11.11.2009 №1346, администрация области состоит из главы администрации области, его первых заместителей, заместителей и структурных подразделений.

В соответствии с п.12.1 названного Регламента, администрация области в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление по ним ответов.

Распоряжением главы администрации Тамбовской области от 20.10.2021г №255 утверждено распределение обязанностей между временно исполняющим обязанности главы администрации области, временно исполняющими обязанности первых заместителей главы администрации области, временно исполняющими обязанности заместителей главы администрации области и заместителей руководителя аппарата главы администрации области.

Согласно п.12.1 Распоряжения от 20.10.2021г №255 к обязанностям заместителя руководителя аппарата главы администрации области - ФИО6 относится непосредственное обеспечение исполнение полномочий высшего исполнительного органа государственной власти области – администрации области по обеспечению комплексного социально-экономического развития области в сфере, в том числе, обращений граждан.

Согласно п.1.1 Положения о правовом департаменте аппарата главы администрации области, утвержденного постановлением главы администрации области от 07.04.2017 №37 (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого ответа), правовой департамент аппарата главы администрации Тамбовской области является структурным подразделением аппарата главы администрации области.

Деятельность правового департамента непосредственно координируется и контролируется первым заместителем главы администрации области, руководителем аппарата главы администрации области в соответствии с распределением обязанностей (п.1.3 Положения о правовом департаменте).

В соответствии с п.3.1.10 данного Положения, в функции правового департамента входит рассмотрение обращений граждан и организаций, выработка предложений по восстановлению и защите прав и свобод граждан, рассмотрение в досудебном порядке жалоб на решения, действия (бездействие) исполнительных органов государственной власти области, должностных лиц указанных органов, должностных лиц и государственных гражданских служащих администрации области.

Согласно п.1.1 Положения о департаменте государственной, муниципальной службы и противодействия коррупции аппарата главы администрации области, утвержденного Постановлением главы администрации Тамбовской области от 8 июня 2018г. N151 (действующего до 07.04.2022г.), департамент государственной, муниципальной службы и противодействия коррупции аппарата главы администрации области является структурным подразделением администрации области.

Деятельность департамента государственной, муниципальной службы и противодействия коррупции непосредственно координируется и контролируется первым заместителем главы администрации области, руководителем аппарата главы администрации области в соответствии с распределением обязанностей (п.1.3 Положения о департамента государственной, муниципальной службы и противодействия коррупции).

В соответствии с пунктами 6.3.1, 6.3.2 Инструкции по делопроизводству в администрации области, утвержденной постановлением администрации области от 21.03.2008 №353, зарегистрированные письменные обращения граждан передаются в приемные главы администрации области, заместителей главы администрации области и по поручениям главы администрации области, заместителей главы администрации области, руководителей администрации области по рассмотрению обращений граждан, оформленные в виде резолюций или сопроводительных писем, направляются исполнителям, ответственным за рассмотрение обращения по существу вопросов.

В силу изложенных обстоятельств и приведенных правовых актов, суд приходит к выводу, что обращение административного истца от 08.11.2021г. по существу рассмотрено административным ответчиком, административному истцу выдан мотивированный ответ, подписанный уполномоченным лицом, поскольку и.о. директора правового департамента аппарата главы администрации области Лоскутовой Ю.Н. осуществлялось рассмотрение обращения административного истца от 08.11.2021г. и направление на него ответа на основании поручения заместителя руководителя аппарата главы администрации области, являющегося вышестоящим лицом по отношению к директору департамента государственной, муниципальной службы и противодействия коррупции ФИО4, как и исходя из функций, отнесенных к правовому департаменту аппарата главы администрации Тамбовской области.

Доводы административного истца, изложенные в административном иске, суд находит несостоятельными, опровергающимися установленными обстоятельствами, представленными доказательствами.

Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Таким образом, оснований для признания оспариваемого ответа не законным, не имеется.

Также, исходя из положений ч.2 ст.227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица, если установит, что оспариваемые решения, действия, бездействие нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требований.

Вместе с тем такой необходимой совокупности по настоящему делу не установлено.

На основании изложенного, суд находит административные требования Ионова В.И. не обоснованными и подлежащими оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Ионова Владимира Ивановича оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.


Судья Кострюков П.А.

Решение суда в окончательной форме составлено 13.05.2022г.

Судья Кострюков П.А.