26RS0№-40
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес>ёвка 21 ноября 2023 года
Грачёвский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ануфриевой Н.Л.,
при секретаре ФИО1,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Грачёвского района <адрес>ФИО2, представителя административного ответчика администрации Грачёвского муниципального округа Грачёвского района <адрес>ФИО3, рассмотрев в открытом судебном административное дело №а-935/2023 по административному иску прокурора Грачёвского района <адрес>, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Грачёвского муниципального округа <адрес>, Управлению образования администрации Грачёвского муниципального округа <адрес>, муниципальному казенному образовательному учреждению «Средняя образовательная школа №» <адрес>ёвского муниципального округа <адрес> об обязании выделить денежные средства на установку замков безопасности для окон в общеобразовательном учреждении и устранении нарушений,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Грачёвского района <адрес>, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Грачёвский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением к администрации Грачёвского муниципального округа <адрес>, муниципальному казенному образовательному учреждению «Средняя образовательная школа №» <адрес>ёвского муниципального округа <адрес> об обязании выделить денежные средства на установку замков безопасности для окон в общеобразовательном учреждении и устранении нарушений. Свои требования административный истец мотивировал тем, что прокуратурой Грачёвского района <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства в части профилактики детского травматизма в деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории Грачёвского муниципального округа <адрес>, согласно которой были установлены нарушения п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт, в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес>ёвского муниципального округа <адрес>, выраженные в отсутствии замков безопасности в окнах образовательного учреждения, что в свою очередь создает реальную угрозу причинения вреда здоровью обучающихся. Просил обязать администрацию Грачёвского муниципального округа <адрес> в течение 9 месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства МКОУ «СОШ №» <адрес>ёвского муниципального округа <адрес> на установку замков безопасности для окон в образовательном учреждении. Обязать МКОУ «СОШ №» <адрес>ёвского муниципального округа <адрес>, в течение 9 месяцев после вступления решения суда в законную силу установить замки безопасности для окон в образовательном учреждении.
В судебном заседании помощник прокурора Грачёвского района ФИО2 заявленные административные требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседание представитель административного ответчика администрации Грачёвского муниципального округа <адрес>ФИО3 (доверенность) просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Из оглашенных письменных возражений представителя административного ответчика следует, что муниципальными казенными общеобразовательными учреждениями Грачёвского района <адрес> в период с 2010 года по 2015 год была проведена работа по замене оконных блоков в муниципальных казенных образовательных организациях в рамках реализации подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» государственной программы <адрес> «Развитие энергетики, промышленности и связи». Администрация Грачёвского муниципального округа <адрес> принимала непосредственное участие в подготовке заявок и финансировании работ по замене оконных блоков в муниципальных казенных образовательных организациях Грачёвского района. Муниципальные контракты по замене оконных блоков заключены по ГОСТам 30673-99, 30777-2001, 30971-2002.
Определением Грачёвского районного суда <адрес> суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечено Управление образования администрации Грачёвского муниципального округа <адрес>,
В судебное заседание представитель административного ответчика Управления образования администрации Грачёвского муниципального округа <адрес> не явился, о месте и времени проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Из поступившей в суд телефонограммы представителя ФИО4, следует, что она просит рассмотреть дело в ее отсутствие, не возражает против удовлетворения требований прокурора. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В судебное заседание представитель административного ответчика муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа №» <адрес>ёвского муниципального округа <адрес> не явился, о месте и времени проведения судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Выслушав мнение лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно п. п. 2, 15 ч. 3, п. 2. ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Из п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», введенного в действие Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№, следует, что изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, а также в жилых домах оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлены нарушения п. 5.1.8 «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт в МКОУ «СОШ №» <адрес>ёвского муниципального округа <адрес>, выраженные в отсутствии замков безопасности в окнах образовательного учреждения, что в свою очередь создает реальную угрозу причинения вреда здоровью обучающихся.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относятся в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В силу статей 139 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд считает, что административные исковые требования прокурора Грачёвского района <адрес> к администрации Грачёвского муниципального округа <адрес>, и муниципальному казенному образовательному учреждению «Средняя образовательная школа №» <адрес>ёвского муниципального округа <адрес> обоснованы и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, исковые требования к Управлению образования администрации Грачёвского муниципального округа <адрес> удовлетворению не подлежат, в связи с тем, что Управление не является самостоятельным органом местного самоуправления, не имеет иных источников финансирования кроме поступлений из бюджета администрации Грачёвского муниципального округа, является структурными подразделением администрации Грачёвского муниципального округа <адрес>.
Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Грачёвского района <адрес>, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Грачёвского муниципального округа <адрес>, Муниципальному казенному образовательному учреждению «Средняя образовательная школа №» <адрес>ёвского муниципального округа <адрес> - удовлетворить.
Обязать администрацию Грачёвского муниципального округа <адрес> в течение 9 месяцев после вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес>ёвского муниципального округа <адрес> на установку замков безопасности для окон в образовательном учреждении.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа №» <адрес>ёвского муниципального округа <адрес>, в течение 9 месяцев после вступления решения суда в законную силу установить замки безопасности для окон в образовательном учреждении.
В удовлетворении административных исковых требований прокурора Грачёвского района <адрес> к Управлению образования администрации Грачёвского муниципального округа <адрес> - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в <адрес>вой суд через Грачёвский районный суд.
Судья: Н.Л. Ануфриева
Подлинник решения подшит в материалах дела № года
Гражданское дело хранится в Грачёвском районном суде СК