УИД 39RS0011-01-2019-001185-78
Ад. дело № 2а-936\2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Судья Зеленоградского районного суда Калининградской области
Сайбель В.В.
при секретаре Евсиковой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Зеленоградского районного суда Калининградской области
административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации МО «Зеленоградский городской округ» о признании незаконным отказа в выдаче уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилого дома
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспаривал отказ в выдаче ему администрацией МО «Зеленоградский городской округ» уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметрам объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с КН № и понуждении к выдаче такого уведомления.
В обосновании своих требований указал, что он является арендатором земельного участка с КН №, площадью 800 кв.м, с разрешенным использованием – под строительство индивидуального жилого дома, с категорией земель- земли населенных пунктов, расположенного в <адрес> на основании договора аренды № 610-КЗО\2015 от 19.11.2015, сроком на 10 лет. Кроме того истец является участником программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В 2019 году истец обратился в администрацию с уведомлением о планируемом строительстве жилого дома на вышеуказанном земельном участке, а 16.07.2019 получил из администрации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС установленным параметрам, с указанием на то, что на участке расположен завершенный строительством объект недвижимости, на который разрешение на строительство не выдавалось, в связи с чем, постройка является самовольной, право собственности на который может быть признано только судом, кроме того указали, что земельный участок расположен в третьей зоне округа санитарной охраны курорта, в которой запрещено возводить жилые дома. Считая нарушенными свои права действиями администрации таким отказом, истец обратился в суд с вышеуказанным иском.
Впоследствии истец требования уточнил, просил признать незаконным уведомление о несоответствии параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке с КН 39:05:011007:103 и обязать администрацию выдать ему уведомлении о соответствии указанным в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС.
Административный истец ФИО1 и его представитель по устному ходатайству ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации МО «Зеленоградский городской округ» ФИО3, действующая на основании доверенности исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Выслушав пояснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела и представленные в нем доказательства в их совокупности, и дав им оценку, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Из материалов дела следует, что 19.11.2015 между администрацией МО «Зеленоградский городской округ» и ФИО7 был заключен договор аренды № 610-КЗО\2015 земельного участка с КН №, площадью 800 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием - под строительство индивидуального жилого дома, сроком до 17.11.2025.
Соглашением от 27 февраля 2016 года права и обязанности арендатора по вышеуказанному договору перешли к ФИО8, а от нее соглашением от 13 июля 2019 года к ФИО1
И договор аренды и заключенные на его основании соглашения были зарегистрированы в ЕГРН.
11 июля 2019 года ФИО1 обратился в администрацию с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома, приложив к нему договор аренды земельного участка, копию паспорта с пропиской.
16 июля 2019 года администрация на данное уведомление направила истцу уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС установленным параметрам объекта ИЖС на земельном участке, с указанием на то, что на земельном участке с КН 39:05:011007:103 находится завершенный строительством жилой дом, разрешение на строительство которого истцу не выдавалось. Считая, что данный дом является самовольной постройкой, указали на право истца зарегистрировать право собственности в судебном порядке. Кроме того, указали на имеющуюся у истца задолженность по арендным платежам. Так же указали, что земельный участок расположен в третьей зоне округа санитарной охраны курорта, что не допускает размещения на нем жилого дома.
Не согласившись с таким уведомлением администрации, истец обратился в суд с вышеуказанным иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный истец ФИО1 наделен правом на обращение в суд в защиту нарушенных прав.
Оценивая требования истца, заявленные в обосновании своих доводов и давая оценку действиям ответчика, связанных с обращением истца, суд приходит к следующему.
Строительство жилых домов (объектов ИЖС) осуществляется по согласованию с органом государственной власти или местного самоуправления, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство (п. 39 ст. 1, ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ).
С этой целью застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства с приложением правоустанавливающих документов на земельный участок,
В течение семи рабочих дней уполномоченный орган обязан рассмотреть представленные документы и направить застройщику уведомление о соответствии объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения такого объекта на земельном участке либо уведомление о несоответствии.
При этом форма указанных уведомлений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Соответствующие формы уведомлений (в частности, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке) утверждены Приказом Минстроя России от 19.09.2018 N 591/пр.
Случаи, когда такое уведомление может быть направлено застройщику, исчерпывающе определены в ч. 10 ст. 51.1 ГрК Российской Федерации, из которой следует, что уведомление о несоответствии направляется застройщику, в том числе в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок ( п. 1,2,3)
Как следует из оспариваемого уведомления, в нем в качестве основания для его выдачи указано на расположении на земельном участке завершенного строительством жилого дома, наличием задолженности по арендной плате и расположение земельного участка в третьей зоне округа санитарной охраны курорта федерального значения Зеленоградск.
Вместе с тем, требования к содержанию уведомления о несоответствии установлены в ч. 11 ст. 51.1 ГрК Российской Федерации.
В указанной выше норме права указано, что в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Согласно п.1 ч.7 ст. 51.1 ГрК Российской Федерации, в рамках проведения проверки по поступившему уведомлению о планируемом строительстве уполномоченный орган проверяет соответствие указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Учитывая установленным по делу обстоятельства и изложенные выше нормы права суд приходит к выводу, что администрация возложенную на нее нормой ст. 51.1 ГрК РФ не выполнила, поскольку наличие на земельном участке оконченного или неоконченного строительством жилого дома, как и наличие задолженности по арендной плате за земельный участок основанием для выдачи уведомления о несоответствии не является.
Так же не основан на законе довод о невозможности возведения жилых домов в третьей зоне округа санитарной охраны курорта.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1425 от 7 декабря 1996 года (с изменениями и дополнениями) во исполнение Федеральных законов "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" и "Об особо охраняемых природных территориях" утверждено "Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей", утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, которое определяет порядок организации округов и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территорий.
При этом, согласно пункта 14 данного Положения на территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения.
Индивидуальные жилые дома к объектам, указанным в данном пункте Положения не поименованы, следовательно, никаких ограничений по их размещению в третьей зоне округа санитарной охраны курорта не имеется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. N 188 "Об установлении границ и режимов округов горно-санитарной охраны курортов федерального значения Светлогорск-Отрадное и Зеленоградск, внесении изменений в отдельные постановления Совета Министров РСФСР и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Российской Федерации" был
утвержден режим округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения, из которого следует, что в границах третьей зоны округа горно-санитарной охраны курорта Зеленоградск ограничиваются размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также хозяйственная деятельность, сопровождающаяся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением (п.10).
Таким образом, выданное истцу администрацией МО «Зеленоградский городской округ» уведомление о несоответствии объекта ИЖС установленным для земельного участка параметрам действующему законодательству не соответствует, нарушает права истца на возможность возведения жилого дома и введение его в эксплуатацию.
Исходя из положений ст. 227 КАС Российской Федерации, смыслом судебной процедуры является как оценка соответствия закону действий, решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, так и возложение обязанности по совершению конкретных действий, влекущих восстановление нарушенных прав административного истца.
С учетом приведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации суд полагает необходимым в качестве способа защиты нарушенного права ФИО1 возложить на административного ответчика обязанность выдать ему уведомление о соответствии указанным в уведомлении о планируемом строительстве параметров и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке с КН № в <адрес> в течении месяца со дня вступления решения в законную силу, о чем сообщить истцу и суду.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным уведомление администрации МО «Зеленоградский городской округ» о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС установленным параметрам, выданное ФИО1 16 июля 2019 года за № 5854\01-23 и обязать администрацию МО «Зеленоградский городской округ» выдать ФИО1 уведомление о соответствии указанном в уведомлении о планируемом строительстве параметров и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке с КН № в <адрес> в течении месяца со дня вступления решения в законную силу.
О принятом решении уведомить административного истца и суд.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через суд Зеленоградского района Калининградской области в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 26.11.2019.
Судья Сайбель В.В.