Дело № 2а-937/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2021 года Северский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Панковой С.В.
при секретаре Корнюшка Е.В.
с участием представителей административного ответчика территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск ФИО1, Королевой Л.В.
прокурора Давыденко А.П.
помощник судьи Швачко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению уполномоченного представителя инициативной группы по проведению местного референдума ЗАТО Северск Томской области – городского Совета местного отделения партии «Яблоко» ЗАТО Северск Томской области ФИО2 к территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск о признании бездействия незаконным, возложении обязанности рассмотреть ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума,
установил:
уполномоченный представитель инициативной группы по проведению местного референдума ЗАТО Северск Томской области – городского Совета местного отделения партии «Яблоко» ЗАТО Северск Томской области ФИО2 обратился в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск, в котором просит признать бездействие территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск по рассмотрению ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума ЗАТО Северск Томской области – городского Совета местного отделения партии «Яблоко» в ЗАТО Северск Томской области и приложенных к нему документов незаконным; обязать Территориальную избирательную комиссию ЗАТО Северск в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда о признании бездействия территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск по рассмотрению ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума ЗАТО Северск Томской области незаконным, рассмотреть ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума ЗАТО Северск Томской области – городского Совета местного отделения партии «Яблоко» в ЗАТО Северск Томской области и приложенные к нему документы и принять решение в рамках установленных полномочий.
В обоснование административного иска указал, что 20.04.2021 административный истец передал в Территориальную избирательную комиссию ЗАТО Северск документы с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в ЗАТО Северск Томской области. Территориальная избирательная комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение о направлении их в представительный орган муниципального образования по проведению местного референдума либо об отказе в регистрации инициативной группы. До настоящего времени Территориальная избирательная комиссия свою обязанность не исполнила. Полагает, что административный ответчик, таким образом, создал препятствия к осуществлению права истца и его законного интереса на реализацию инициативы о проведении местного референдума.
Уполномоченный представитель административного истца инициативной группы по проведению местного референдума ЗАТО Северск Томской области – городского Совета местного отделения ПАРТИИ «ЯБЛОКО», ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск ФИО1, действующая на основании доверенности от 31.05.2021 сроком до 31.12.2021, в судебном заседании административные исковые требования не признала. Пояснила, что территориальная избирательная комиссия считает данные требования незаконными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. 20.04.2021 в территориальную избирательную комиссию ЗАТО Северск от уполномоченного представителя инициативной группы - городского Совета местного отделения ПАРТИИ «ЯБЛОКО», ФИО2 поступило ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в ЗАТО Северск Томской области. В соответствии с ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня. В соответствии со ст. 6 Закона Томской области от 12.01.2007 №29-ОЗ «О референдуме Томской области и местном референдуме» ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума должно быть направлено в избирательную комиссию муниципального образования «ЗАТО Северск». В соответствии с п. 11 ст. 10 Закона Томской области № 50-ОЗ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Томской области» к полномочиям избирательной комиссии муниципального образования относится обеспечение на территории муниципального образования реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов. На территории муниципального образования городской округ ЗАТО Северск Томской области действует избирательная комиссия муниципального образования «ЗАТО Северск» в силу постановления Избирательной комиссии Томской области от 25.06.2015 № 54/447 «О возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования «ЗАТО Северск» на территориальную комиссию ЗАТО Северск». Территориальные избирательные комиссии включены в систему государственных органов, не имея прав и полномочий по организации и проведению местного референдума. Письмом территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск от 30.04.2021 № 01-08/3 уполномоченному представителю инициативной группы был разъяснен порядок инициирования проведения местного референдума. Принимая во внимание, что уполномоченный представитель инициативной группы ФИО2 в сентябре 2020 года баллотировался в Думу ЗАТО Северск и, соответственно, направлял все документы в рамках избирательной компании, в избирательную комиссию муниципального образования «ЗАТО Северск», установленный законом порядок обращения в избирательную комиссию муниципального образования «ЗАТО Северск» ему известен. Таким образом, территориальная избирательная комиссия ЗАТО Северск не допустила бездействия по рассмотрению ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума ЗАТО Северск Томской области - городского Совета местного отделения ПАРТИИ «ЯБЛОКО» в ЗАТО Северск Томской области и приложенных к нему документов. Полагает, что требование - обязать территориальную комиссию ЗАТО Северск в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда принять решение в рамках установленных полномочий не подлежит удовлетворению по указанным выше основаниям. Обратила внимание на то, что срок на обжалование действия (бездействия) избирательной комиссии по регистрации инициативной группы по проведению референдума в соответствии с ч. 2 ст. 78 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 4 ст. 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации составляет 10 дней со дня принятия обжалуемого решения. Письмо о необходимости обратиться с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в избирательную комиссию муниципального образования «ЗАТО Северск» зарегистрировано 30.04.2021. Таким образом, срок для обращения в суд с соответствующей жалобой истек 11.05.2021. Административный истец обратился в суд 12.05.2021, т.е. за пределами пресекательного срока. Кроме того, административный истец в соответствии с требованиями действующего законодательства в установленном порядке обратился 13.05.2021 в избирательную комиссию муниципального образования «ЗАТО Северск» с ходатайством о регистрации инициативной группы местного референдума. Данное ходатайство рассмотрено избирательной комиссией муниципального образования, принято решение в соответствии с законом.
Представитель административного ответчика – председатель избирательной территориальной комиссии ЗАТО Северск Королева Л.В. в судебном заседании административные исковые требования не признала, поддержала пояснения, данные представителем ФИО1
Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
Заслушав представителей административного ответчика, изучив материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования, не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации избирательное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
На территории Томской области таким нормативным правовым актом является Закон Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ «О референдуме Томской области и местном референдуме».
В соответствии с п. 2 ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.
Согласно п. 5 ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
Указанные положения дополнены Законом Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ «О референдуме Томской области и местном референдуме».
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ «О референдуме Томской области и местном референдуме» инициативная группа по проведению местного референдума обращается в избирательную комиссию муниципального образования, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии местного референдума муниципального образования, с ходатайством о регистрации группы.
Согласно ч. 5 ст. 6 Закона Томской области от 12.01.2007 № 29-ОЗ комиссия, указанная в части 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и приложенных к нему документов требованиям Федерального закона, Устава (Основного Закона) Томской области, настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган муниципального образования по проведению местного референдума;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
Обращаясь в суд с административным иском административный истец указал, что 20.04.2021 передал в Территориальную избирательную комиссию ЗАТО Северск документы с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в ЗАТО Северск Томской области. До настоящего времени территориальная избирательная комиссия свою обязанность по рассмотрению ходатайства и приложенных к нему документов и принятии решения о направлении их в представительный орган муниципального образования по проведению местного референдума либо об отказе в регистрации инициативной группы не исполнила, что препятствует осуществлению права административного истца на реализацию его инициативы о проведении местного референдума.
В судебном заседании установлено, что 20.04.2021 уполномоченный представитель инициативной группы - городского Совета местного отделения ПАРТИИ «ЯБЛОКО», ФИО2 обратился в территориальную избирательную комиссию ЗАТО Северск с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в ЗАТО Северск Томской области.
Письмом территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск от 30.04.2021 № 01-08/3 уполномоченному представителю инициативной группы дан ответ о том, что указанное ходатайство не может быть рассмотрено территориальной избирательной комиссией ЗАТО Северск, так как направленно не в уполномоченный орган. Разъяснено, что ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума необходимо направлять в избирательную комиссию муниципального образования «ЗАТО Северск».
Из указанного следует, что ходатайство административного истца о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, территориальной избирательной комиссией ЗАТО Северск не рассмотрено, поскольку направлено не в уполномоченный орган. При этом административному истцу дан ответ с разъяснением порядка обращения с данным ходатайством.
Учитывая изложенное, бездействие территориальной избирательной комиссией ЗАТО Северск не допущено.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.
В соответствии с п. 10 ст. 24 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ избирательная комиссия муниципального образования, в числе прочего, обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов.
В п. 9 ст. 26 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ содержатся полномочия территориальной избирательной комиссии, в число которых не включены полномочия по подготовке и проведению местного референдума.
Место избирательных комиссий, комиссий референдумов в системе государственных органов власти и органов местного самоуправления Томской области, статус, порядок формирования, деятельности в течение срока их полномочий, полномочия при подготовке и проведении выборов федеральных органов государственной власти, референдума Российской Федерации, выборов органов государственной власти Томской области, референдума Томской области, при участии в организации и проведении выборов органов местного самоуправления, местных референдумов, а также при решении иных вопросов, отнесенных федеральным и областным законодательством к их компетенции определено Законом Томской области от 10.04.2003 № 50-ОЗ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Томской области».
Согласно п. 1 ст. 10 Закона Томской области от 10.04.2003 № 50-ОЗ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Томской области» избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом Томской области, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.
В соответствии с п. 11 ст. 10 Закона Томской области от 10.04.2003 № 50-ОЗ к полномочиям избирательной комиссии муниципального образования относится, в том числе обеспечение на территории муниципального образования реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов.
В то же время на основании п. 4 ст. 24 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования.
В соответствии с п. 4 ст. 10 Закона Томской области от 10.04.2003 № 50-ОЗ полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению Избирательной комиссии Томской области, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию или на участковую избирательную комиссию, действующую в границах муниципального образования.
Постановлением Избирательной комиссии Томской области от 25.06.2015 № 54/447 «О возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования «ЗАТО Северск» на территориальную избирательную комиссию ЗАТО Северск» на территориальную избирательную комиссию ЗАТО Северск возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования «ЗАТО Северск».
Из указанного следует, что территориальная избирательная комиссия ЗАТО Северск, реализуя возложенные на нее полномочия избирательной комиссии муниципального образования, действует от имени и в качестве избирательной комиссии муниципального образования «ЗАТО Северск».
Таким образом, инициативной группе по проведению местного референдума с ходатайством о регистрации группы необходимо обращаться в избирательную комиссию муниципального образования «ЗАТО Северск».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что не рассмотрение ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума и ответ, данный административным ответчиком в письме от 30.04.2021 № 01-08/3, о невозможности рассмотрения ходатайства соответствуют требованиям закона, так как территориальная избирательная комиссия не обладает полномочиями на его рассмотрение, следовательно, бездействие административным ответчиком не допущено.
В судебном заседании также установлено, что получив письмо территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск от 30.04.2021 № 01-08/3, административный истец обращался 05.05.2021 в территориальную избирательную комиссию ЗАТО Северск с требованием о необходимости соблюдения избирательных прав РФ, прав и свобод граждан.
По указанному требованию территориальной избирательно комиссией ЗАТО Северск принято решение от 11.05.2021 № 4/18, из которого следует, что требование инициативной группы городского Совета местного отделения ПАРТИИ «ЯБЛОКО» ЗАТО Северск Томской области признано не соответствующим действующему законодательству. Рекомендовано направить уведомление о заседании городского Совета местного отделения ПАРТИИ«ЯБЛОКО» ЗАТО Северск Томской области и ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума ЗАТО Северск Томкой области в избирательную комиссию муниципального образования «ЗАТО Северск».
Также административный истец в соответствии с требованиями действующего законодательства в установленном порядке обратился 13.05.2021 в избирательную комиссию муниципального образования «ЗАТО Северск» с ходатайством о регистрации инициативной группы местного референдума. Данное ходатайство рассмотрено избирательной комиссией муниципального образования «ЗАТО Северск», принято решение от 25.05.2021 № 1/2 об отказе в регистрации инициативной группы городского Совета местного отделения ПАРТИИ «ЯБЛОКО» ЗАТО Северск Томской области по проведению местного референдума.
Кроме того, истец просит обязать территориальную избирательную комиссию ЗАТО Северск в течение трех рабочих дней со дня вступлении в законную силу решения суда о признании бездействия Территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск по рассмотрению ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума ЗАТО Северск Томской области незаконным рассмотреть ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума ЗАТО Северск Томской области – городского Совета местного отделения партии «Яблоко» в ЗАТО Северск Томской области и приложенные к нему документы и принять решение в рамках установленных полномочий.
В соответствии с ч. 1 ст. 239 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Поскольку судом не установлено нарушений законодательства о выборах и референдумах со стороны административного ответчика, правовых оснований для определения способа и срока восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, не имеется.
При рассмотрении настоящего дела представителем административного ответчика заявлено о пропуске срока обращения в суд с административным иском, касающимся решения избирательной комиссии.
В соответствии с ч. 2 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
На основании ч. 4 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации инициативной группы по проведению референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.
В соответствии с ч. 7 ст. 240 КАС РФ сроки, указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.
Согласно ч. 2 ст. 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Из материалов дела следует, что 20.04.2021 в территориальную избирательную комиссию ЗАТО Северск от уполномоченного представителя инициативной группы - городского Совета местного отделения ПАРТИИ «ЯБЛОКО», ФИО2 поступило ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в ЗАТО Северск Томской области.
Письмом территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск от 30.04.2021 № 01-08/3 уполномоченному представителю инициативной группы был разъяснен порядок инициирования проведения местного референдума, а именно о необходимости обратиться с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в избирательную комиссию муниципального образования «ЗАТО Северск».
30.04.2021 письмо получено помощником ФИО2, что подтверждается подписью помощника на самом письме.
Кроме того ФИО2 05.05.2021 обращался в территориальную избирательную комиссию ЗАТО Северск Томской области с требованием о необходимости соблюдения избирательных прав, в котором ссылается на письмо от 30.04.2021 № 01-08/3.
Таким образом, письмо административного ответчика о разъяснении необходимости обратиться с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в избирательную комиссию муниципального образования «ЗАТО Северск» получено административным истцом 30.04.2021.
Поскольку письмо получено 30.04.2021, административный истец узнал об оспариваемом бездействии не позднее указанной даты. В таком случае, срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия административного ответчика истек 11.05.2021. Административный истец обратился в суд 12.05.2021, то есть с пропуском срока на его подачу.
При таких обстоятельствах, поскольку судом не установлено нарушений со стороны административного ответчика, при этом административное исковое заявление подано в суд с пропуском установленного срока, требования административного истца о признании бездействия территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск по рассмотрению ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума ЗАТО Северск Томской области – городского Совета местного отделения партии «Яблоко» в ЗАТО Северск Томской области и приложенных к нему документов незаконным, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 244 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление уполномоченного представителя инициативной группы по проведению местного референдума ЗАТО Северск Томской области – городского Совета местного отделения партии «Яблоко» ЗАТО Северск Томской области ФИО2 к территориальной избирательной комиссии ЗАТО Северск о признании бездействия незаконным, возложении обязанности рассмотреть ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Панкова
УИД: 70RS0009-01-2021-001551-89