ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-937/2022 от 22.06.2022 Устиновского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

производство № 2а-937/2022

УИД 18RS0005-01-2020-003364-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2022 года г. Ижевск

Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе судьи Хайминой А.С., при секретаре Смолиной М.С.,

с участием представителя административного истца Амеличкиной О.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на ), представителя административного ответчика Непогодиной Е.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на ),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Удмуртской Республике к Кутдузову Р.Н. о взыскании задолженности по уплате транспортного налога, налога на имущество и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция ФНС России № 8 по Удмуртской Республике (далее - административный истец, МРИ ФНС № 8 по УР, налоговый орган) обратилась в суд с исковым заявлением к Кутдузову Р.Н. (далее – административный ответчик, налогоплательщик), которым просила взыскать с последнего задолженность по уплате транспортного налога в размере 30 320 руб., налога на имущество в размере 6 404 руб., пени по транспортному налогу в размере 319,12 руб., пени по налогу на имущество в размере 67,40 руб.

Требования мотивированы тем, что в собственности административного ответчика находятся транспортные средства , и , следовательно, административный ответчик является плательщиком транспортного налога. Кроме того, ответчик является собственником квартир, расположенных по адресам: ; , и , а также нежилого помещения по адресу: . Ответчику был начислен транспортный налог на указанные транспортные средства за ДД.ММ.ГГГГ в размере руб., налог на имущество за ДД.ММ.ГГГГ в размере руб., направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. В установленные законодательством о налогах и сборах сроки ответчик обязанность по уплате налогов не исполнил, в связи с чем, налоговым органом направлено требование об уплате налога и пени от ДД.ММ.ГГГГ. В установленный в требовании срок налогоплательщик налоги и пени не уплатил, что явилось основанием для обращения административного истца в суд. Мировым судьей судебного участка был вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ, который впоследствии отменен определением суда от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе рассмотрения дела административный истец неоднократно уточнял исковые требования и в окончательной редакции просил взыскать с административного ответчика задолженность по уплате транспортного налога в размере 2 320 руб., налога на имущество в размере 2 975 руб., пени по транспортному налогу в размере 24,41 руб., пени по налогу на имущество в размере 31,31 руб.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены финансовый управляющих Лягин М.Ю., Межрайонная ИФНС России № 12 по Удмуртской Республике.

Административный ответчик, заинтересованные лица финансовый управляющий Лягин М.Ю., Межрайонная ИФНС России № 12 по Удмуртской Республике надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили. Кроме того, заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России № 12 по Удмуртской Республике просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Руководствуясь ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), дело рассмотрено в отсутствие участников процесса.

В судебном заседании представитель административного истца уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении и письменных пояснениях. Дополнительно суду пояснила, что исковые требования были уточнены в связи с предоставленными от Межрайонной ИФНС России № 12 по Удмуртской Республике сведениями, связанными с перерасчетом. Основания перерасчета они не указали. Налог, начисленный за автомобиль , они убрали, долг по налогу указан по автомобилю .

В судебном заседании представитель административного ответчика исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях. Дополнительно суду пояснил, что норма, на которую ссылается истец, не может быть применена, так как автомобиль находится в розыске, у налогоплательщика его нет, что позволяет налоговой внести изменения в свои расчеты. Недвижимый объект снесен много лет назад, соответственно налоги на него не могут быть взысканы. Налоговая инспекция не исполнила свои обязанности о внесении изменений. Автомобиль объявлен в розыск с ДД.ММ.ГГГГ, на сегодня ситуация с автомобилем не изменилась. Также и стороной стороны истца представлены сведения, что автомобиль находится в розыске. Автомобиль не угоняли и не крали, розыск объявлен органом дознания в рамках уголовного дела. Основания для взыскания нет, ненадлежащее уведомление ответчика, ненадлежащее исполнение документов налоговым органом. Требования не подлежат удовлетворению, поскольку МИФНС № 8 является ненадлежащим истцом. Объекта по , давно не существует, был снесен, следовательно, оснований для начисления налогов нет. Административным истцом пропущен срок исковой давности , налоговое уведомление получено ненадлежащим лицом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (ч.ч. 1, 3 ст. 1 КАС РФ).

Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичная обязанность установлена п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2 ст. 44 НК РФ).

Как следует из нормы п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ).

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства (п. 1 ст. 361 НК РФ).

Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно (п. 2 ст. 361 НК РФ).

В силу абзаца 1 ст. 2 Закона УР от 27.11.2002 № 63-РЗ "О транспортном налоге в Удмуртской Республике" налогообложение производится в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя, валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом положений, установленных статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговые ставки устанавливаются в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 20 руб., свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) – 100 руб. (абзац 2 ст. 2 указанного закона в редакции, действовавшей в отчетный налоговый период ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ (пункт в редакции, действовавшей в отчетный налоговый период ДД.ММ.ГГГГ) сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

При этом в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства. Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте (п. 3 ст. 362 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С 01.01.2015 в Налоговый кодекс РФ внесены изменения, введена в действие глава 32 "Налог на имущество физических лиц".

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с пп. 1, 2 п. 1 ст. 401 НК РФ, жилой дом и квартиры отнесены к объектам налогообложения, что, в силу ст. 400 НК РФ, возлагает на административного ответчика обязанность производить уплату налога в порядке и сроки, установленные ст. 409 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 0,1 процента в отношении жилых помещений (пп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).

В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах: до 300 000 руб. – до 0,1 процента, свыше 300 000 руб. до 500 000 руб. – свыше 0,1 до 0,3 процента, свыше 500 000 руб. – свыше 0,3 до 2 процента (п. 4 ст. 406 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Пунктом 8.1 статьи 408 НК РФ предусмотрен коэффициент, ограничивающий рост налога на имущество физических лиц не более чем на 10 процентов в год.

В силу п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

За административным ответчиком в спорный период зарегистрировано следующие транспортные средства:

В этой связи суд приходит к выводу о том, что административный ответчик как собственник транспортного средства является налогоплательщиком транспортного налога.

Административным истцом с учетом уточнения исковых требований предъявлено требование о взыскании налога за ДД.ММ.ГГГГ только в отношении автомобиля .

С учетом положений ст. 2 Закона УР от 27.11.2002 № 63-РЗ "О транспортном налоге в Удмуртской Республике" и согласно расчету административного истца, транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ подлежал уплате налогоплательщиком в размере 2 320 руб.:

Из представленных материалов дела следует, что в собственности административного ответчика в спорный период находились:

Согласно Решению Городской думы от ДД.ММ.ГГГГ "О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования "Город Ижевск" в спорный период была установлена ставка налога в размере % в отношении квартир, % - в отношении прочих объектов налогообложения.

Согласно Решению Казанской Городской думы от ДД.ММ.ГГГГ "О налоге на имущество физических лиц " в спорный период была установлена ставка налога в размере % в отношении квартир

Следовательно, сумма налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ составила: 6 404 руб.:

Порядок расчета сумм налогов стороной административного ответчика не спаривался, доказательства его незаконности материалы дела не содержат.

В силу п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2 ст. 69 НК РФ).

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 3 ст. 69 НК РФ).

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).

В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В целях уплаты налогов налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списком отправлений от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, судом установлена обязанность административного ответчика по уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 320 руб. и налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 404 руб. (= ) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Налоговым органом по налогу на имущество произведен перерасчет суммы задолженности в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 407 НК РФ, предоставлена налоговая льгота административному ответчику по уплате налога по квартире, расположенной по адресу: , в размере руб., в связи с чем, сумма задолженности ответчика составила 2 975 руб.

В материалы дела административным ответчиком не представлены доказательства исполнения обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество в вышеуказанных размерах и сроки.

В этой связи, суд приходит к выводу об обоснованности требования административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по уплате транспортного налога в размере 2 320 руб., по уплате налога на имущество в размере 2 975 руб.

Оспаривая требования налогового органа о взыскании задолженности по уплате налога на имущество в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: , сторона административного ответчика ссылалась на то обстоятельство, что указанный объект был снесен.

Из материалов дела усматривается следующее.

Как следует из содержания справки ГУП "Удмурттехинвентаризация" от ДД.ММ.ГГГГ, склад , расположенные по адресу: , на техническом учете не состоят, сведений о собственниках не имеется. Объект недвижимости – склад , площадью кв.м по данным обследования ДД.ММ.ГГГГ снесен.

По данным технической инвентаризации БУ УР "ЦКО БТИ", проведенной ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости, расположенный по адресу: , снесен.

Из ответа Управления Росреестра по УР от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что запись в отношении спорного объекта внесена в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, заявлений и документов на снятие с государственного кадастрового учета и прекращение права собственности в связи со сносом указанного объекта в орган регистрации прав не представлялось, техническая ошибка в записях ЕГРН не выявлена.

Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Кутдузов Р.Н. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: , кадастровый , площадью .

В соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, нежилое помещения, расположенное по адресу: , кадастровый , площадью кв.м. снято с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ .

Таким образом, суд приходит к выводу, что по данным государственного кадастрового учета и сведений, содержащихся в ЕГРН, спорный объект площадью кв.м по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете, право собственности было зарегистрировано за административным ответчиком.

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) имущество - иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи (п. 2 ст. 408 НК РФ).

Нормой п. 4 ст. 85 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

Между тем, учитывая наличие в ЕГРН действующей регистрационной записи о праве собственности на спорное недвижимое имущество, суд полагает, что полученные налоговым органом в порядке ст. 85 НК РФ сведения об объекте налогообложения могли явиться основанием для исчисления налога на имущество, действия налогового органа в данной части являлись законными и обоснованными.

Согласно п. 2.1 ст. 408 НК РФ в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Указанные законоположения введены с 15.04.2019 на основании Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", то есть действовали на момент возникновения обязанности административного ответчика по уплате налога за ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, в материалы дела не представлены доказательства обращения в спорный период времени с указанным заявлением к налоговому органу, как и доказательства снятия с учета спорного объекта налогоплательщиком самостоятельно в спорный период. Спорное жилое помещение было снято с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, сторона административного ответчика ссылается на снос объекта площадью кв.м., однако по данным кадастрового учета спорный объект имел площадь, равную кв.м., что не позволяет суду придти к выводу об идентичности указанных помещений. К иному выводу не приводит и анализ запрошенного судом реестрового дела.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ни в ЕГРН, ни у налогового органа сведений о прекращении существования нежилого помещения площадью кв.м не имелось, акт о сносе объекта в материалах дела отсутствует.

Из общедоступных сведений, представленных на публичной кадастровой карте, усматривается, что на земельном участке по адресу: , расположено множество объектов недвижимости, в том числе, не состоящих на кадастровом учете.

При таких обстоятельствах доводы стороны административного ответчика об уничтожении нежилого помещения путем его сноса по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ подлежат отклонению.

Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В связи с неуплатой административным ответчиком транспортного налога и налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом согласно представленному расчету в последней редакции исчислены пени на недоимку по транспортному налогу в размере 24,41 руб., пени на недоимку по налогу на имущество в размере 31,31 руб.

Анализируя представленный административным истцом расчет пеней по транспортному налогу и налогу на имущество, суд находит его обоснованным и арифметически верным. При этом требование о взыскании пеней является обоснованным, поскольку административный ответчик имел задолженность по уплате транспортного налога и налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ, однако свою обязанность не исполнил.

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу п. 3 ст. 48 НК требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Учитывая, что административный ответчик задолженность не погасил, налоговым органом выставлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком погашения задолженности до ДД.ММ.ГГГГ, которое направлено административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующим списком отправлений.

Следовательно, за выдачей судебного приказа административный истец мог обратиться не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка с заявлением о вынесении судебного приказа, то есть в установленный законом срок.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка вынес судебный приказ. Определением мирового судьи судебного участка от ДД.ММ.ГГГГ указанный судебный приказ отменен.

Следовательно, административное исковое заявление должно быть подано в суд не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, предусмотренный статьей 48 НК РФ срок обращения в суд административным истцом не пропущен, в связи с чем, доводы представителя административного ответчика в данной части подлежат отклонению судом.

Доводы стороны административного ответчика о том, что последним не получены налоговое уведомление и требование об уплате налога, отклоняются судом, поскольку административным истцом в материалы дела представлены доказательства направления указанных документов в адрес налогоплательщика.

Пунктом 4 статьи 52 НК РФ законодатель установил презумпцию получения налогоплательщиком налогового уведомления, направленного ему по почте заказанным письмом, при этом действующим законодательством не предусмотрено обеспечение налоговым органом получения такого уведомления налогоплательщиком.

Не получив направленную в его адрес почтовую корреспонденцию, административный ответчик самостоятельно распорядился предоставленным ему правом.

Приведенная стороной административного ответчика позиция расценивается судом как попытка избежать налоговой ответственности за допущенные нарушения законодательства, как направленная на исключение применения последствий нарушения обязанности по уплате налога и пени.

Также судом отмечается, что, не смотря на то, что административный ответчик признан несостоятельным (банкротом), заявленные требования подлежат рассмотрению судом общей юрисдикции.

Согласно ст. 2 Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о банкротстве) кредиторами признаются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.

Конкурсными кредиторами являются кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия).

Уполномоченные органы – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу п. 1 ст. 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

В соответствии с п. 1 ст. 213.11 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов наступают последствия, в том числе, требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения (п. 2 ст. 213.11 Закона о банкротстве).

Из норм п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве следует, что в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Согласно позиции, изложенной в п. 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

В силу п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

По налогу на имущество физических лиц в соответствии с п. 1 ст. 408 и п. 2 ст. 409 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения, налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

По транспортному налогу согласно п. 1 ст. 362 и п. 3 ст. 363 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Как следует из сведений, представленных в общем доступе в картотеке арбитражных дел, определением от ДД.ММ.ГГГГ по делу ДД.ММ.ГГГГ Арбитражный суд Удмуртской Республики принял заявление ООО "Удмуртские коммунальные системы" о признании несостоятельным (банкротом) Кутдузова Р.Н., возбудил производство.

Между тем, сама по себе обязанность по уплате налогов возникла у налогоплательщика в момент возникновения права собственности на объекты, обязанность же по уплате конкретной суммы налога по конкретному объекту налогообложения и за конкретный налоговый период возникает после исчисления налога налоговым органом по завершении налогового периода.

Налоговым периодом в рассматриваемой ситуации являлся ДД.ММ.ГГГГ, обязанность по уплате налога за ДД.ММ.ГГГГ возникла у налогоплательщика по его истечении, то есть после принятия судом заявления о несостоятельности (банкротстве) Кутдузова Р.Н. к производству, что относит соответствующую задолженность к категории текущих платежей. Доказательства того, что взыскиваемая задолженность и пени в реестр требований кредиторов была включена, материалы дела не содержат.

Кроме того, решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу Кутдузов Р.Н. признан несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества.

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ процедура реализации имущества продлена, судебное заседание по рассмотрению отчета финансового управляющего назначено на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях признания банкротом гражданина в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по итогам завершения расчетов с кредиторами в соответствии с указанным Федеральным законом.

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела процедура банкротства в отношении Кутдузова Р.Н. не завершена, как и расчеты с кредиторами, доказательства обратного в материалы дела не представлены, предъявленная ко взысканию задолженность не может быть признана безнадежной и подлежит взысканию с налогоплательщика.

Доводы представителя административного ответчика о том, что Межрайонная ИФНС России № 8 по Удмуртской Республики является ненадлежащим истцом, подлежат отклонению.

В соответствии с Положением о Межрайонной ИФНС № 8 по Удмуртской Республики, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, инспекция осуществляет урегулирование споров с налогоплательщиками на территории Индустриального и Устиновского районов г. Ижевска (п. 3); инспекция осуществляет контроль и надзор (в том числе проверки) за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей (п. 6.1.1).

Согласно Положению о Межрайонной ИФНС России № 12 по Удмуртской Республики, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ, инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц на всей территории Удмуртской Республики (п.п. 3, 6.1), взыскивает с налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) и иных лиц в установленном порядке задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, проценты и иные неналоговые доходы, администрируемые ФНС, на всей территории Удмуртской Республики (п. 6.5).

Административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, адрес регистрации административного ответчика на момент подачи искового заявления относился к территории Устиновского района г. Ижевска, функции административного истца распространялись на взыскание недоимок по налогам и пени. В связи с чем, иск был подан в рамках компетенции налогового органа.

При указанных обстоятельствах административные исковые требования Межрайонная ИФНС России № 8 по Удмуртской Республики к Кутдузову Р.Н. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку в силу п. 7 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ административный истец при обращении в суд от уплаты государственной пошлины освобожден, с административного ответчика в доход Муниципального образования «город Ижевск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Удмуртской Республике к Кутдузову Р.Н. о взыскании задолженности по уплате транспортного налога, налога на имущество и пени удовлетворить.

Взыскать с Кутдузова Р.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , зарегистрированного по адресу: , ИНН , в доход бюджета на расчетный счет , задолженность на общую сумму в размере 5 350,72 рублей, в том числе:

- недоимка по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 320 рублей (КБК ),

- пени по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 24,41 рублей (КБК ),

- недоимка по налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ в размере 2 975 рублей (КБК ),

- пени по налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 31,31 рублей (КБК ).

Взыскать с Кутдузова Р.Н. в бюджет Муниципального образования «город Ижевск» государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.

Судья А.С. Хаймина

Решение принято в окончательной форме 06 июля 2022 года.

Судья А.С. Хаймина