13 октября 2020 года г. Луга
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(дело № 2а-938/2020)
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Шулындиной С.А.
при секретаре Яковлевой У.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лужского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района об оспаривании бездействия, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Лужский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным исковым заявлением к администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района, в котором просит суд:
- признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по надлежащему ведению реестра муниципального имущества;
- обязать ответчика в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу внести в реестр муниципального имущества, как на бумажном, так и электронном носителе, сведения, определенные Приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 г. № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества».
Заявленные требования мотивированы тем, что по результатам проведенной в марте 2020 г. проверки соблюдения законодательства в сфере государственной и муниципальной собственности в части правильности ведения реестра муниципального имущества выявлены нарушения требований ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 3, 4 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 г. № 424, ст. 210 ГК РФ, заключающиеся в отсутствии в реестре муниципального имущества сведений о кадастровых номерах муниципального недвижимого имущества и кадастровой стоимости недвижимого имущества (объекты под реестровыми номерами 1-40), отсутствии даты возникновения права собственности на недвижимое имущество и реквизитов правоустанавливающих документов (объекты под №№ 1- 40), не указании площади объекта муниципальной собственности под № 37 (здание котельной в д. Рель). Ненадлежащее ведение административным ответчиком реестра муниципального имущества снижает эффективность и оперативность управления муниципальным имуществом, препятствует осуществлению должного контроля за его состоянием, изменением состава недвижимого имущества и организации единой системы учета и управления объектами муниципальной собственности, что нарушает права неопределенного круга лиц.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Степанов И.В. на удовлетворении иска настаивал.
Администрация Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района, уведомленная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечила, представив письменный отзыв на иск, в котором не возражала против удовлетворения заявленных прокурором требований.
Суд, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 г. № 424.
Согласно п. 2 названного Порядка объектами учета в реестрах являются находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).
Ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований (п. 3 Порядка).
В силу п. 5 Порядка, реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. В случае несоответствия информации на указанных носителях приоритет имеет информация на бумажных носителях.
Орган местного самоуправления, уполномоченный вести реестр, обязан:
- обеспечивать соблюдение правил ведения реестра и требований, предъявляемых к системе ведения реестра;
- обеспечивать соблюдение прав доступа к реестру и защиту государственной и коммерческой тайны;
- осуществлять информационно-справочное обслуживание, выдавать выписки из реестров (п. 3 Порядка).
Реестр состоит из 3 разделов (п. 4 Порядка).
В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе:
- наименование недвижимого имущества;
- адрес (местоположение) недвижимого имущества;
- кадастровый номер муниципального недвижимого имущества;
- площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества;
- сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе);
- сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества;
- даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество;
- реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество;
- сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества;
- сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
Судом установлено:
В марте 2020 года Лужской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района законодательства в сфере государственной и муниципальной собственности в части правильности ведения реестра муниципального имущества поселения, по результатам которой установлено, что в реестре отсутствуют сведения о кадастровых номерах муниципального недвижимого имущества и кадастровой стоимости недвижимого имущества (объекты с № 1 по № 40), не указаны дата возникновения права собственности на недвижимое имущество и реквизиты правоустанавливающих документов (объекты с №1 по № 40), не указана площадь объекта под № 37 (здание котельной в д. Рель).
23.03.2020 г. в адрес главы администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района прокурором внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое ответчиком рассмотрено в установленный законом месячный срок и признано законным и обоснованным.
Статья 62 КАС РФ возлагает обязанность на лиц участвующих в деле доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела административным ответчиком не представлено доказательств устранения выявленных прокурором в ходе проверки нарушений закона, а именно доказательств наличия в реестре муниципального имущества всех сведений, предусмотренных п. 4 Порядка, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 г. № 424.
В связи с чем, доводы прокурора о бездействии ответчика, нашли своё подтверждение.
Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ бездействие органов местного самоуправления может быть обжаловано в суд.
Статья 39 КАС РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Ненадлежащее ведение административным ответчиком реестра муниципального имущества создаёт препятствия как в управлении этим имуществом, так и в осуществлении должного контроля за его состоянием, изменением состава, организации единой системы учета и управления объектами муниципальной собственности.
При установленных обстоятельствах невыполнения органом местного самоуправления возложенных законом обязанностей, заявленные прокурором требования о признании незаконным бездействия административного ответчика суд находит подлежащими удовлетворению.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
В целях устранения нарушений прав неопределенного круга граждан, на администрацию Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района подлежит возложению обязанность внести в реестр муниципального имущества, как на бумажном, так и электронном носителе, сведения, определенные Приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 г. № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества».
В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при необходимости, суд может установить срок исполнения решения суда.
Устанавливая срок, в течение которого административным ответчиком должны быть совершены действия, суд учитывает, что для осуществления соответствующих действий требуются временные затраты.
Исходя из принципа исполнимости решения, суд полагает возможным определить срок для исполнения решения - шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Заявленный прокурором годичный срок для устранения допущенных ответчиком нарушений суд находит неоправданно длительным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Лужского городского прокурора, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в непринятии мер по надлежащему ведению реестра муниципального имущества.
Обязать администрацию Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу внести в реестр муниципального имущества, как на бумажном, так и электронном носителе, сведения о кадастровых номерах муниципального недвижимого имущества и кадастровой стоимости недвижимого имущества (объекты под реестровыми №№ 1 -40), о дате возникновения права собственности на недвижимое имущество и реквизиты правоустанавливающих документов (объекты под реестровыми №№ 1-40), сведения о площади объекта под № 37.
Решение суда может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Копия верна
Судья Лужского городского суда С.А. Шулындина
Секретарь У.В. Яковлева
В окончательной форме решение принято 19 октября 2020 года
Подлинный документ подшит в материалах административного дела № 2а-938/2020 Лужского городского суда.
Решение вступило в законную силу __________________2020 года
Судья Лужского городского суда С.А. Шулындина
Секретарь У.В. Яковлева
47RS0012-01-2020-001305-63