Дело № 2а- 9392/2019 29 июля 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Приморский районный суд г. С-Петербурга в составе
председательствующего судьи Карсаковой Н.Г.
при секретаре Басалаевой Н.А.,
с участием прокурора Кинда А.Г.,
представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
представителя заинтересованного лица адвоката Верещагиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Лахта-Ольгино об оспаривании решения, об отмене регистрации кандидата в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 641 ФИО4,
УСТАНОВИЛ:
Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино № 24 от 19.06.2019 года назначены выборы депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино шестого созыва на 08 сентября 2019 года (л.д. 28).
Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино № 33 от 08 августа 2017 года сформирована избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино в количестве 8 членов с правом решающего голоса (л.д. 36-37).
Решениями Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино № 22 и № 23 от 19 июня 2019 года внесены изменения в состав членов ИКМО Лахта-Ольгино (л.д. 38-39).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино № 1-2 от 24.06.2019 года на избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино возложены полномочия следующих окружных избирательных комиссий многомандатных избирательных округов по выборам депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино (л.д. 29).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино от 17.08.2017 года N 1-1 председателем комиссии избран ФИО2 (л.д. 40).
Решением ИКМО Лахта-Ольгино от 15 июля 2019 года № 4-9 ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, временно неработающий, выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 641 в 19 часов 10 минут 15 июля 2019 года (л.д. 48-49).
Решением ИКМО Лахта-Ольгино от 15 июля 2019 года № 4-5 ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющаяся пенсионером, выдвинутая в порядке самовыдвижения, зарегистрирована кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 641 в 18 часов 50 минут 15 июля 2019 года (л.д. 13-14).
ФИО3 24.07.2019 года обратилась в суд с административным исковым заявлением, просит отменить решение ИКМО Лахта-Ольгино от 15 июля 2019 года № 4-9 «О регистрации ФИО4 кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 641».
В обоснование заявленных требований указывает, что оспариваемое решение принято с нарушением норм избирательного законодательства и подлежит отмене. Указывает, что в заявлении о согласии баллотироваться ФИО4 указал, что дает согласие баллотироваться кандидатом на выборах в «депутаты муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа шестого созыва». При этом, согласно статье 20 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино полное наименование представительного органа – Муниципальный Совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино. Также ФИО4 в заявлении неверно указан орган, выдавший паспорт (не в соответствии со сведениями, указанными в паспорте, с ошибками). Указывает, что необходимым условием регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовидвижения, является сбор подписей в поддержку самовыдвижения кандидата. Форма подписного листа устанавливается в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ (приложение № 8 к Федеральному закону). В подстрочном тексте приложения № 8 ФЗ № 67-ФЗ отражено, что в строке «Выборы депутатов» указывается наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Подписной лист также должен содержать, наименование и номер соответствующего избирательного округа. Из подписных листов, представленных ФИО4, следует, что наименование представительного органа муниципального образования, в который он баллотируется, указано как: «внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа «Лахта-Ольгино». Номер округа указан просто цифрами «641». Вместе с тем, п.1 ст. 20 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино установлено, что органами местного самоуправления являются Муниципальный Совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино. В связи с чем, в подписных листах ФИО4 указано не полное наименование представительного органа внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино, подписные листы не содержат наименование избирательного округа. Кроме того, в «шапке» подписного листа в разделе, посвященного месту проживания кандидата, ФИО4 указал излишние данные в виде своего полного адреса места жительства. Таким образом, форма подписного листа ФИО4 не соответствует требованиям Федерального закона № 67-ФЗ. Также, при удостоверении подписного листа ФИО4 в качестве органа, выдавшего паспорт гражданина РФ, указан ФМС России по СПб и Лен. обл. Курортного и Кронштадтского р-на, что не соответствует сведениям паспорта. Код органа, выдавшего паспорт, в заявлении не указан. В подписном листе ФИО4 ряд подписей избирателей имеют неоговоренные исправления (подпись 1, 4, 7, 13). Адреса места жительства избирателей оформлены не единообразным способом (Санкт-Петербург, СПб). Вместе с тем, сокращение «СПб» не является официальным наименованием субъекта Российской Федерации города Санкт-Петербурга, Устав Санкт-Петербурга также не содержит указания на возможность использования сокращенного наименования города.
Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом (л.д. 19), представитель административного истца по доверенности ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика председатель ИКМО Лахта-Ольгино ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований в части не указания Муниципального совета не возражал, пояснил, что при принятии оспариваемого решения члены ИКМО Лахта-Ольгино посчитали несущественными указанные в административном иске недостатки в документах, представленных ФИО4
Вышестоящая избирательная комиссия – Санкт-Петербургская избирательная комиссия извещена судом о принятии к производству суда административного искового заявления ФИО3 к ИКМО Лахта-Ольгино об оспаривании решения ИКМО Лахта-Ольгино о регистрации кандидата в депутаты ФИО4 (л.д. 18).
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом (л.д. 21-24), представитель заинтересованного лица по ордеру адвокат Верещагина В.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала отзыв на административное исковое заявление (л.д. 90-92).
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего не подлежащими удовлетворению заявленные требования, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Основания и порядок производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации урегулированы главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации (КАС РФ).
Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность.
Пунктом 3 этой же статьи данного Федерального закона определено, что вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к названному Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2.2 этой же статьи к заявлению, предусмотренному пунктом 2 статьи, прилагаются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;
б) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Аналогичные требования содержатся и в статье 22 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Судом установлено, подтверждено материалами дела, что 08.07.2019 года ФИО4 подал в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино заявление о согласии баллотироваться на выборах в депутаты муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино шестого созыва по избирательному округу N 641 в порядке самовыдвижения. Вместе с заявлением о согласии баллотироваться ФИО4 были представлены сведения о размере и источниках его доходов, а также о принадлежащем ему имуществе на праве собственности и копии документов, подтверждающих наличие у заявителя гражданства Российской Федерации и места жительства (копия паспорта) и сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий) (л.д. 50-72).
В соответствии с частью 3 статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года N 303-46 для регистрации кандидата не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, а также документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, - в случае, если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей; первый финансовый отчет кандидата о размерах его избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств избирательного фонда.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 3, 3.1 статьи 33 названного Федерального закона.
Решением ИКМО Лахта-Ольгино от 15 июля 2019 года N 4-9 ФИО4 зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 641 (л.д. 48-49).
Согласно п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", - "Исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов)".
Таким образом, правовыми основаниями для удовлетворения административного иска о признании незаконным решения о регистрации кандидата применительно к содержанию спорных правоотношений являются указанные в п. 24 ст. 38 названного Закона основания отказа в регистрации кандидата.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино № 1-7 от 24 июня 2019 года определено, что при проведении выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино шестого созыва для регистрации кандидатов, выдвинутых по многомандатным избирательным округам, необходимо представить в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино следующее количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата: по многомандатному избирательному округу № 641 – 10 (десять) подписей (л.д. 34-35).
Согласно п. 3 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.
Согласно п. 8 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования - согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пп. "и" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Приложением N 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ утверждена форма подписного листа для выборов депутатов представительного органа муниципального образования. Согласно данной форме в подписном листе в строке "Выборы" должно быть указано наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Официальное наименование представительного органа внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино установлено Уставом данного муниципального образования.
Как следует из пункта 1 статьи 22 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино, органом местного самоуправления является Муниципальный Совет внутригородского муниципального образования Санкт-петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино (л.д. 45-47).
Следовательно, ФИО4 должен был указать в подписных листах "Выборы депутата Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино".
Как следует из представленного в материалы дела подписного листа, представленного ФИО4 в ИКМО Лахта-Ольгино, в строке «Выборы депутатов» указано «внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино» (л.д. 88).
Таким образом, в представленном подписном листе отсутствует указание на «Муниципальный Совет».
Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов (пункт 1 статьи 34 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов регламентирован положениями статьи 37 этого же федерального закона, в соответствии с пунктом 12 которой каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Таким образом, федеральное законодательство предъявляет особые требования к деятельности лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, имеющей существенное значение при выдвижении кандидатов.
Согласно подпункту "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
При рассмотрении дела судом установлено, что сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты ФИО4 осуществлялся ФИО4, которым неверно указан в подписном листе в графе заверения орган, выдавший паспорт.
Как следует из материалов дела, паспорт выдан ФИО4 ТП № 44 Межрайонного отдела № 1 УФМС России по СПБ и ЛО (обслуживает Курортный и Кронштадтский р-ны СПБ) 04 октября 2017 года, Код подразделения 780-091(л.д. 55).
Между тем в подписном листе, содержащим 13 подписей избирателей, в графе заверения подписного листа указано: паспорт выдан ФМС России по СПб и Ленобл Курортного и Кронштадского р-на, код подразделения не указан (л.д. 88).
В соответствии с пунктом 153.1.2 части III Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 13.11.2017 N 851 (Зарегистрировано в Минюсте России 07.12.2017 N 49154), в реквизите "Код подразделения" указывается цифровой код, закрепленный за конкретным подразделением по вопросам миграции, которое осуществляет оформление паспорта.
В связи с этим неверное указание сведений о наименовании органа, выдавшего паспорт лицу, осуществлявшему сбор подписей избирателей, при отсутствии сведений о коде органа, выдавшего паспорт, является основанием для признания подписей недействительными, поскольку в силу подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ все подписи избирателей в подписном листе признаются недействительными в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Исходя из изложенного, все подписи в представленном подписном листе, форма которого не соответствует требованиям Приложения N 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, признаются недействительным на основании подпунктов «з», «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
При этом суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Определении от 11 мая 2012 года N 658-О и заключающуюся в том, что изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства всех кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
В соответствии с правовой позицией, высказанной в Определениях Верховного Суда РФ от 23.08.2013 N 73-АПГ13-9, от 09.09.2014 N 16-АПГ14-15 форма подписного листа не может быть признана соответствующей закону, если объем сведений, содержащихся в нем, не соответствует объему сведений, предусмотренному законом.
Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями для отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Аналогичные положения предусмотрены подпунктом «з» пункта 4 статьи 29 Закона Санкт-Петербурга.
Таким образом, с учетом признания всех подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата ФИО4 недействительными, решение ИКМО Лахта-Ольгино от 15.07.2019 года № 4-9 «О регистрации ФИО4 кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 641» не может являться законным и подлежит отмене.
При этом суд, отклоняя доводы представителя заинтересованного лица о непредоставлении ФИО4 возможности устранить недостатки в подписных листах, обращает внимание на то обстоятельство, что в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ невозможно внесение изменений, уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей, а также в список лиц, осуществлявших сбор этих подписей, с целью приведения указанных документов в соответствие с установленными требованиями, поскольку названные сведения не являются сведениями о кандидате.
Кроме того, неисполнение избирательной комиссией предписаний федерального законодателя об уведомлении кандидата о недостатках в представленных им документах не освобождает кандидата в числе других кандидатов от обязанности соблюдать требования избирательного законодательства.
Решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино № 65 от 05.12.2013 года утверждены схемы многомандатных избирательных округов, в том числе многомандатного избирательного округа № 641 (л.д. 30-33).
Вместе с тем, судом отклоняется довод стороны административного истца о незаконности оспариваемого постановления по основанию не указания заинтересованным лицом в подписном листе наименования избирательного округа, поскольку в строке «кандидата в депутаты по» – указывается наименование или номер избирательного округа. В данном случае, ФИО4 указан номер избирательного округа. Форма, подписного листа, указанная в Приложении № 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, не содержит требование на указание и наименования и номера избирательного округа.
Также отклоняется довод стороны административного истца о незаконности оспариваемого решения ввиду указания ФИО4 в подписном листе излишней информации в адресе места жительства, поскольку указание в сведениях о проживании ФИО4 излишней информации (<адрес>) не влияет на восприятие избирателями информации о кандидате, не свидетельствует о нарушении формы подписного листа, о представлении неполных сведений о кандидате либо о нарушении принципа равенства кандидатов.
Пунктом 6.6. статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что специально оговоренные избирателем, участником референдума или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с подпунктами "з", "и", "м" и "о" пункта 6.4 настоящей статьи.
Основания признания подписей недостоверными и недействительными установлены пунктами 10-14 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга № 303-46.
Таких оснований в рассматриваемом деле не усматривается.
Исследовав оригинал подписного листа, копия которого представлена в материалы дела (л.д. 88), суд не усмотривает в них неоговоренных исправлений в сведениях, предусмотренных подпунктами "е", "ж" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона и пунктами "е", "ж" части 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга № 303-46 для признания подписей недействительными.
Как следует из примечания к форме подписного листа в Приложении № 8 к Федеральному закону № 67-ФЗ, адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства.
Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений (пункт 5 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ).
При таком положении, а также учитывая, что подписи собираются среди избирателей, проживающих в г. Санкт-Петербурге, в связи с выборами в представительные органы внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, что в адресах после указания субъекта Российской Федерации содержатся наименования улиц, домов, квартир, расположенных на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино, суд считает, что указание субъекта Российской Федерации в адресе избирателей «СПб» необоснованно расценивается административным истцом как неполнота сведений об избирателях.
Ссылку стороны административного истца на полное указание наименования муниципального совета в заявлении о согласии баллотироваться, суд также считает необоснованной, поскольку строка в заявлении о согласии баллотироваться «кандидатом в депутаты» содержит указание в подстроке на наименование муниципального совета (л.д. 50).
Таким образом, неуказание ФИО4 в указанной строке «Муниципального совета», не является существенным нарушением избирательного закона и не может служить основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона 67-ФЗ в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу указываются сведения серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина.
Как видно из материалов дела, при выдвижении кандидатом ФИО4 были лично представлены в избирательную комиссию необходимые документы, в том числе заверенная кандидатом копия паспорта на бумажном носителе, о чем ему выдано подтверждение о принятии территориальной избирательной комиссией документов (л.д. 74).
Анализ положений избирательного законодательства, в том числе статьи 33 и пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, позволяет сделать вывод о том, что смысл требований, установленных положениями статьи 33 указанного закона, состоит в обеспечении полной и объективной информированности избирательной комиссии о данных лица, претендующего на регистрацию в качестве кандидата, то есть в обеспечении возможности идентифицировать лицо, обратившееся с заявлением о регистрации в качестве кандидата в депутаты, и установить, сообщает ли это лицо достоверные сведения о себе и не имеется ли у него ограничений пассивного избирательного права.
В заявлении о согласии баллотироваться ФИО4 представил информацию о серии, номере и дате выдачи паспорта, наименовании органа, выдавшего паспорт – ФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Курортного и Кронштдаского района (л.д. 50).
Как следует из представленной копии паспорта, наименовании органа, выдавшего паспорт - ТП № 44 Межрайонного отдела № 1 УФМС России по СПБ и ЛО (обслуживает Курортный и Кронштадтский р-ны СПБ) (л.д. 55).
Вместе с тем, с учетом вышеуказанных обстоятельств, избирательная комиссия располагала копией паспорта ФИО4, заверенной в установленном порядке самим кандидатом, в связи с чем оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого решения избирательной комиссии со ссылкой на пункт "в1" пункта 24, статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, у суда не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Администативные исковые требования ФИО3 удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Лахта-Ольгино № 4-9 от 15 июля 2019 года о регистрации ФИО4 кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лахта-Ольгино шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 641.
Решение может быть обжаловано в С-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через районный суд в течение пяти дней со дня принятия настоящего решения.
Судья: подпись
Мотивированное решение изготовлено 30.07.2019 г.