ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-939/20 от 01.12.2020 Лужского городского суда (Ленинградская область)

<адрес> 01 декабря 2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

административное дело №2а-939/2020

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Скопинской Л.В.

при секретаре Фадеевой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лужского городского прокурора Ленинградской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования Серебрянское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия, об обязании провести паспортизацию автомобильных дорог в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

Лужский городской прокурор <адрес> обратился в Лужский городской суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования Серебрянское сельское поселение Лужского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по проведению паспортизации автомобильных дорог, расположенных в границах <адрес>: <адрес>, объездная дорога, проезд к дворовым территориям домов ,2,3,4 по <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, проезд к дворой территории <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, проезд к дворовой территории <адрес>, дворовая территория <адрес>,14 по <адрес>, дворовая территория <адрес>, проезд к дворовым территориям домов , 14, 21, 22 по <адрес>, обязании в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести паспортизацию автомобильных дорог.

В обоснование заявленных требований Лужский городской прокурор указал, что в соответствии с заданием прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а также законности и обоснованности включения, автомобильных дорог в реестр муниципального имущества. В ходе проведенной проверки в деятельности администрации Муниципального образования Серебрянское сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской выявлены нарушения в части своевременности проведения паспортизации автомобильных дорог Лужского муниципального района. Так проведенной проверкой установлен факт отсутствия технических паспортов на ряд автомобильных дорог, находящихся на территории Серебрянского сельского поселения, что является недопустимым. В нарушение вышеперечисленных норм законодательства, администрацией Серебрянского сельского поселения не проведена паспортизация автомобильных дорог, расположенных в границах <адрес>: <адрес>, объездная дорога, проезд к дворовым территориям домов ,2,3,4 по <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, проезд к дворой территории <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, проезд к дворовой территории <адрес>, дворовая территория <адрес>,14 по <адрес>, дворовая территория <адрес>, проезд к дворовым территориям домов , 14, 21, 22 по <адрес> технического паспорта может повлечь ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автомобильных дорог, что находится в причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения. Выявленные нарушения федерального законодательства являются недопустимыми, так как могут привести к невозможности реализации органами местного самоуправления полномочий по содержанию и ремонту автомобильных дорог, что в свою очередь может оказать негативное влияние на безопасность дорожного движения, а также создают угрозу жизни и здоровью граждан и подлежат незамедлительному устранению. Лужской городской прокуратурой в адрес главы администрации Серебрянского сельского поселения было вынесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее требование об устранении выявленных нарушений, выразившихся в не проведении паспортизации автомобильных дорог. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нарушения закона не устранены, паспортизация перечисленных автомобильных дорог не поведена. Таким образом, не принятие органами местного самоуправления в соответствии с требованиями действующего законодательства мер по организации безопасности дорожного движения на территории поселения, в частности не проведения паспортизации автомобильных дорог, угрожает безопасности граждан. Неисполнение законных требований прокурора в данной части нарушает требования действующего федерального законодательства, а также права граждан, в том числе несовершеннолетних, круг которых не определен.

В ходе судебного разбирательства Лужский городской прокурор в лице помощника – Ткачук И.Г., заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик – администрация Серебрянского сельского поселения Лужского муниципального <адрес>, будучи уведомленная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.150 КАС РФ, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, суд определил о рассмотрении дела при данной явке.

Установив юридически значимые обстоятельства, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. При этом в силу ст. 22 названного Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Таким образом, соблюдение законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а также законности и обоснованности включения автомобильных дорог в реестр муниципального имущества может являться предметом прокурорского надзора, так как затрагивает интересы граждан Российской Федерации, а, следовательно, прокурор вправе был предъявить указанные исковые требования в суд, в силу ст. 39 КАС РФ.

В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается материалами дела, что Лужской городской прокуратурой проведена проверка в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а также законности и обоснованности включения, автомобильных дорог в реестр муниципального имущества. В ходе проведенной проверки в деятельности администрации Серебрянского сельского поселения выявлены нарушения в части своевременности проведения паспортизации автомобильных дорог Лужского муниципального района. Так проведенной проверкой установлен факт отсутствия технических паспортов на ряд автомобильных дорог, находящихся на территории <адрес>: <адрес>, объездная дорога, проезд к дворовым территориям домов ,2,3,4 по <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, проезд к дворой территории <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, проезд к дворовой территории <адрес>, дворовая территория <адрес>,14 по <адрес>, дворовая территория <адрес>, проезд к дворовым территориям домов , 14, 21, 22 по <адрес>.

Согласно положениям ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п.12 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно положению ч.1 ст.17 Закона №257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии с требованиями ст.3 и ст.5 Закона №196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами их хозяйственной деятельности;

- соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Обеспечение безопасного дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

Из статьи 10 Закона №196-ФЗ следует, что в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий. Федеральные, региональные и местные программы обеспечения безопасности дорожного движения финансируются за счёт средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.

Пунктом 8 ст.6 Закона №257-ФЗ предусмотрено, что к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Частью 3 ст.15 Закона №257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В силу ч.1 и ч.4 ст.17 Закона №257-ФЗ содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч.1 ст. 34 Закона №257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

В силу ст.6 Закона о безопасности дорожного движения полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно пп.4 п.9 Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по содержанию входят паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм – ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учёту и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденной ДД.ММ.ГГГГ Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяжности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

При этом, согласно п.1.2. ВСН 1-83техническому учёту и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования, учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.

Данной Инструкцией проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства, в настоящее время с возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России , установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

В силу ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Отсутствие технического паспорта может повлечь ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автомобильных дорого, что находится в причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения.

Согласно указанных норм права, на администрацию должна быть возложена обязанность совершить паспортизацию автомобильных дорог, что до настоящего момента не сделано.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Учитывая реальную возможность административного ответчика совершить определенные судом действия, характер и объем подлежащих проведению работ, принимая во внимание положения действующего законодательства Российской Федерации о порядке финансирования муниципальных бюджетных учреждений, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, а именно в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 177, 178-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные требования Лужского городского прокурора <адрес>, действующего в защиту неопределенного круга лиц к администрации Серебрянского образования Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия, об обязании провести паспортизацию автомобильных дорог в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Муниципального образования Серебрянского сельского поселения Лужского муниципального района <адрес>, выразившиеся в непринятии мер по проведению паспортизации автомобильных дорог, расположенных в границах <адрес>: <адрес>, объездная дорога, проезд к дворовым территориям домов ,2,3,4 по <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, проезд к дворой территории <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, проезд к дворовой территории <адрес>, дворовая территория <адрес>,14 по <адрес>, дворовая территория <адрес>, проезд к дворовым территориям домов , 14, 21, 22 по <адрес>.

Обязать администрацию Муниципального образования Серебрянское сельское поселение Лужского муниципального района <адрес> провести паспортизацию автомобильных дорог, расположенных в границах <адрес>: <адрес>, объездная дорога, проезд к дворовым территориям домов ,2,3,4 по <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, проезд к дворой территории <адрес>, дворовая территория <адрес>, дворовая территория <адрес>, проезд к дворовой территории <адрес>, дворовая территория <адрес>,14 по <адрес>, дворовая территория <адрес>, проезд к дворовым территориям домов , 14, 21, 22 по <адрес>, в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд <адрес>.

Председательствующий подпись

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий подпись

УИД: 47RS0-16