ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-939/20 от 22.01.2020 Фрунзенского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 2а-939/2020 (37RS0022-01-2020-000358-05)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 февраля 2020 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд г. Иваново

в составе председательствующего судьи Козиной Ю.Н.,

при секретаре Васильевой К.Н.,

с участием помощника прокурора Ленинского района г.Иваново Степановой Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского района г.Иваново к Управлению Роскомнадзора по Ивановской области о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

прокурор Ленинского района г.Иваново обратился в суд с указанным выше административным заявлением по тому основанию, что в нарушение положений федерального законодательства интернет-сайт: <данные изъяты> (далее Сайт) содержитинформацию,запрещеннуюк распространению на территории Российской Федерации.

Требования обоснованы тем, что прокуратурой в ходе проверочных мероприятий в соответствии с заданием прокуратуры Ивановской области об исполнении жилищного законодательства, осуществлен мониторинг сети Интернет при размещении информации в указанной сфере. Выявлены факты размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для свободного доступа неограниченного круга лиц на сайтах с URL-адресом: <данные изъяты> видеороликов и инструкции о способах изготовления взрывных устройств.

В результате детального изучения вышеуказанных сайтов установлено, что на них размещена запрещенная к размещению информация, в частности, видеоролики о способах изготовления взрывных устройств с приведением примеров оружия, технологии изготовления самодельных гранат из подручных материалов, бомб, взрывчаток. Данные видеоролики и статьи о производстве самодельных взрывных устройств содержат, в том числе, призывы к разжиганию межнациональной розни, информацию о превосходстве различных государств и религий над иными, отличными от своей.

Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, наносит вред нравственности граждан, в связи с чем административный истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Руководствуясь положениями ст. 101 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы административного дела, суд, приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В силу ст.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерациизадачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Согласно ч. 1 ст.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерациикаждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее ФЗ № 149-ФЗ) определено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований краспространениюинформации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу положений ст.10указанного закона, запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

На основании ст.9указанного закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 223.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотрена уголовная ответственность за незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконное изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств.

В силу ст. 1 ФЗ «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Согласно ст. 2 ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации,

утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 (далее – Концепция), субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации, а также граждане оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.

В соответствии с указанной Концепцией, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности.

Пунктом 15 Концепции определено, что предупреждение (профилактика) терроризма предполагает решение, в том числе, задачи по разработке мер и осуществление по противодействию терроризму на территориях субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в силу п. 3 ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимаются, в том числе, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.

Согласно ст.3 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется, в том числе, путем принятия профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин условий способствующих осуществлению экстремистской деятельности.

Статьей 12 указанного Федерального закона запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.

В ходе изучения вышеуказанных сайтов установлено, что данные видеоролики и статьи о производстве самодельных взрывных устройств содержат, в том числе, призывы к разжиганию межнациональной розни, информацию о превосходстве различных государств и религии над иными, отличными от своей.

В связи с изложенным, существует реальная угроза причинения вреда жизни,

здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, поскольку в результате террористического акта на объекте, где будут использоваться самодельные взрывные устройства, может пострадать неопределенное количество граждан, крут которых индивидуализировать не представляется возможным.

В соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра доменных имён отнесены к компетенцииРоскомнадзора.

Основанием для включения в Единый реестр доменных имён сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612 утверждены Правила создания, функционирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страницсайтовв информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Правила).

В соответствии с п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страницсайтовинформационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицироватьсайтыв информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 612 от 27.09.2007 г., одним из оснований включения в указанный Единый, является вступившее в законную силу решение суда о признании,распространяемойпосредством сети Интернет, информации запрещенной.

С учётом того, что размещённая на сайте с доменным именем <данные изъяты> в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределённого круга лиц, в том числе, на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве, данная информация подлежит включению в Единый Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно данных размещенных на сайте Роскомнадзора (https://eais.rkn.gov.ru) Интернет-ресурс по вышеуказанному адресу в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», не внесён.

При таких обстоятельствах, а также, учитывая, что возможность установления владельца сайта и хостинг-провайдера отсутствует, и как следствие, защита прав и законных интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц иным способом невозможна, суд считает требования, предъявленные административным истцом к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Ленинского района г.Иваново к Управлению Роскомнадзора по Ивановской области о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признатьинформацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте <данные изъяты>, запрещеннойк распространению на территории Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд города Иваново в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Козина Ю.Н.

Решение в окончательной форме принято 03.03.2020