№ 2а – 93/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Первомайский 06 марта 2019 года
Первомайский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Куценко Е.И., при секретаре Тяпухиной О.Л., с участием помощника прокурора Первомайского района Оренбургской области Лазина Ю.А., представителя административного ответчика – администрации Первомайского района Оренбургской области ФИО1, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации Первомайского района Оренбургской области о признании частично незаконным и недействующим постановления администрации Первомайского района Оренбургской области от 23 марта 2018 года № 267-п,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с указанным выше административным иском и в его обоснование указал, что 23 марта 2018 года администрацией Первомайского района Оренбургской области было принято постановление № 267-п «О внесении изменений в постановление администрации Первомайского района Оренбургской области от 24 июня 2016 года № 522-п», которое было опубликовано на официальном сайте администрации Первомайского района Оренбургской области в сети интернет. Из постановлении следует, что в соответствии с Федеральным законом 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», решением Совета депутатов МО Первомайский район Оренбургской области от 25 марта 2016 года № 39 «Об утверждении положения об организации муниципальных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Первомайском районе Оренбургской области» внесено изменение в постановление администрации Первомайского района Оренбургской области от 24 июня 2016 года № 522-п «Об утверждении Порядка установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории муниципального образования Первомайский район Оренбургской области» изложив приложение к постановлению в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению. Он является субъектом отношений, регулируемых постановлением администрации Первомайского района № 267-п от 23 марта 2018 года, поскольку имеет действующую лицензию на осуществление пассажирских перевозок, выданную Министерством транспорта РФ ФСНСТ УГАДН по Оренбургской области № <данные изъяты> зарегистрирован в качестве ИП <данные изъяты>, основным видом деятельности является: <данные изъяты> «Деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам», что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 21.11.2018 г. <данные изъяты>, осуществляет регулярные пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам, в соответствии с выданными свидетельством и картами маршрута. Считает, что постановление № 267-п противоречит положениям и требованиям Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015г. № 220-ФЗ, положениям ФЗ № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» и положениям Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Данным постановлением № 267-п от 23 марта 2018 года нарушаются его права, свободы и законные интересы, как административного истца. Оспариваемое постановление, а также действия должностных лиц администрации Первомайского района Оренбургской области не соответствуют и противоречат требованиям нормативных правовых актов - ФЗ № 220-ФЗ от 13.07.2015 г., ФЗ № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. и ФЗ № 294-ФЗ от 26.12.2008 г., создают препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов в сфере оказания услуг пассажирскими перевозками.
Просил признать частично постановление администрации Первомайского района Оренбургской области от 23 марта 2018 года №267-п «О внесении изменений в постановление администрации Первомайского района Оренбургской области от 24 июня 2016 года № 522-п» со дня его опубликования, как не соответствующее требованиям федерального законодательства РФ, незаконным и недействующим.
Административный истец ФИО2 в последнее судебное заседание не явился, в направленном в суд заявлении просил рассмотреть иск в его отсутствие, в судебном заседании 6 марта 2019 года исковые требования уточнил, просил признать пп. 1,2, 3 п.2.3, п.2.6, 2.9, пп.2 п.2.10, п.3.1, п.3.6, пп.5 и 8 п.3.10, п.4.1, пп.3 п.4.2, п.6.2, пп. 3 и 4 п.7.1 Порядка установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории муниципального образования Первомайский район Оренбургской области, принятого постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области от 23 марта 2018 года №267-п «О внесении изменений в постановление администрации Первомайского района Оренбургской области от 24 июня 2016 года № 522-п» со дня его опубликования, как не соответствующее требованиям Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» незаконным и недействующим, пояснив, что в п.2.3 указано, что к заявлению об установлении маршрута регулярных перевозок прилагают следующие документы: 1)документальное обоснование необходимости установления маршрута регулярных перевозок, в том числе расчет величины пассажиропотока; 2) схема движения транспортных средств по маршруту регулярных перевозок в виде графического условного изображения с указанием остановочных пунктов и расстояния между промежуточными остановками, наименования улиц и автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами; 3) схемы расположения конечных автобусных остановок, площадок для разворота и отстоя автобусов в виде графического условного изображения (в случае если остановочный пункт не является автовокзалом или автостанцией) в 220 –ФЗ данных пунктов не предусмотрено. Федеральный закон предусматривает ограниченный перечень документов, которые предоставляет перевозчик. В законе есть планируемое расписание и согласование. Пунктом 2.6 предусмотрено, если один или несколько участков устанавливаемого маршрута регулярных перевозок совпадают с участками ранее установленных муниципальных маршрутов регулярных перевозок, разница в расписаниях между временем отправления транспортных средств по устанавливаемому маршруту и временем отправления транспортных средств по каждому из ранее установленных маршрутов должна составлять не менее 30 минут. Не понятно по определению интервала 30 минут. Данный интервал с учетом межрегионального и межсубъектного движения транспортного средства минимум 10 минут. Соответственно перевозчик, который будет устанавливать межсубъектный маршрут у него будет интервал 10 минут, а он как перевозчик по муниципальному маршруту должен соблюдать 30 минут. Интервал в 10 минут отражен в Приказе № 27 от 24 января 2018 года Министерства транспорта РФ и Постановление Правительства Оренбургской области № 764-п от 26.11.2018 года. В зависимости от расстояния изменяется интервал. Глава 2 Порядка называется «Порядок установления муниципальных маршрутов регулярных перевозок» в тоже время п.2.9 предусматривает следующий текст «для рассмотрения заявления об установлении муниципального маршрута, его изменении», хотя глава 2 предусматривает только порядок установления, но не изменения. Ст.12 № 220-ФЗ предусматривает порядок установления и изменения. Глава 2 данного порядка должна соответствовать № 220-ФЗ. Пункт 2.10 решение об отказе в установлении маршрута регулярных перевозок принимается в случаях, если планируемое расписание для каждого остановочного пункта по данному маршруту не соответствует требованиям, указанным в пункте 2.6. настоящего Порядка, связь с п.2.6 если будет скорректирован п.2.6, то п.2.10 не надо корректировать. Глава 3 говорит о порядке изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок. Ст.12 № 220-ФЗ говорит о порядке установления, изменения и поэтому две главы должны быть объедены. Пункт 3.1 решение об изменении или отмене маршрута регулярных перевозок принимается Уполномоченным органом изменение маршрута регулярных перевозок допускается при условии, что протяженность измененного маршрута будет изменена не более чем на 10 процентов протяженности действующего маршрута. Нет методики, как рассчитывать эти проценты и откуда ответчик взял эти цифры. Ст. 7 № 220-ФЗ указывает, что расчет должен производится от времени отправления и расстояния маршрута. Пункт 3.6 если один или несколько участков изменяемого маршрута регулярных перевозок совпадают с участками ранее установленных муниципальных маршрутов регулярных перевозок, разница в расписаниях между временем отправления транспортных средств по изменяемому маршруту и временем отправления транспортных средств по каждому из ранее установленных маршрутов должна составлять не менее 30 минут. Опять отсылка на п.2.6. Пункт 3.10 в части подпункта 5 решение об отказе в изменении маршрута регулярных перевозок принимается в случаях, если экологические характеристики транспортных средств, которые предлагается использовать для осуществления регулярных перевозок по данному маршруту, не соответствуют требованиям, установленным законом или иным нормативным правовым актом Волгоградской области. Не согласен с субъектом, он осуществляет деятельность в Оренбургской области. В этом пункте подпункт 8- наличия на изменяемом маршруте участков, совпадающих с участками иного действующего маршрута, протяженность которых составляет более 60 процентов от протяженности действующего маршрута. Как рассчитывать эти 60 процентов не указано. Федеральный закон № 220-ФЗ не предусматривает проценты, он берет протяженность маршрута и время отправления, интервал, километраж. Если маршрут 100 км минимальный 25 минут. Глава 4 Порядка противоречит 220-ФЗ не предусматривает изменение расписания. Ст.7 данного закона предусматривает требования к расписанию, но никак не порядок его изменения. Подпункт 1 п.4.1 Порядка основаниями для изменения расписания на действующем муниципальном маршруте являются изменение пассажиропотока. Данной формулировки нет в 220-ФЗ. Инициатором изменения может быть как уполномоченный орган, так и перевозчик, но они исходят из своих личных убеждений и из того как получить выгоду, но с учетом интервала движения и километража маршрута. Тогда должна быть методика. Потребность населения в дополнительных перевозках по данному маршруту не понятно. Не понятна формулировка дополнительные перевозки, в чем это заключается. Этих требований в 220-ФЗ нет. Замена подвижного состава на маршруте на подвижной состав большей или меньшей вместимости это инициатива перевозчика. В пп.2 п.4.1 для обоснования целесообразности изменения расписания движения по муниципальному маршруту перевозчик определяет потребность в перевозках пассажиров по муниципальному маршруту регулярных перевозок путем обследования пассажиропотока (предполагаемого пассажиропотока), как обследуется пассажиропоток не понятно, кем, кто будет финансировать, каков регламент и как это делать.
Подпункт 3 п.4.2 обоснование целесообразности изменения расписания с приложением данных об изучении пассажиропотока и технико-экономического обоснования: данные о количестве перевезенных пассажиров по муниципальному маршруту с разбивкой по каждому рейсу за два полных месяца, предшествующих месяцу, в котором производится подача заявления об изменении расписания); технико-экономическое обоснование целесообразности изменения расписания движения транспортных средств по муниципальному маршруту регулярных перевозок включает в себя, обоснование ожидаемой экономической эффективности от изменения расписания, а также обоснованные предложения перевозчика о целесообразности изменения расписания в форме пояснительной записки. Данными пунктами накладываются дополнительные обязанности на перевозчика, 220-ФЗ не предусматривает данные пункты. По мнению ответчика, чтобы подать заявления он должен два месяца отъездить, но на каких основаниях должен отъездить, чтобы обосновать изменения только после этого обратиться, а если ему откажут, то расходы ложатся на него. Эти требования будут не исполнимы. П. 6.2 часть полномочий по осуществлению контроля может быть возложена на муниципальное учреждение или предприятие на основании заключенного с администрацией Первомайского района Оренбургской области соглашения о взаимодействии это противоречит 220-ФЗ, не понятно кому может передать и где этот список, как это происходит. Подпункт 3 п.7.1 изложен не ясно и на него как на перевозчика возлагает дополнительные обязанности и пп.4 ежемесячно в срок до 3-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в Уполномоченный орган отчёт о результатах деятельности по перевозке пассажиров по форме № 1-автотранс «Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта», утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики на соответствующий год (период). Отчёт предоставляются путём их передачи непосредственно в Уполномоченный орган. Почему он должен предоставлять уполномоченному органу отчет, если он его предоставляет в отдел статистики. 220-ФЗ это не предусмотрено, он возлагает обязанность ежеквартально предоставлять отчет об осуществлении перевозке, о количестве транспорта, сколько рейсов.
Представитель административного ответчика – администрации Первомайского района Оренбургской области ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, сославшись на доводы, изложенные в отзыве, пояснив, что согласны с исковыми требованиями в части. В настоящее время разработана новая редакция Порядка, и проект направлен в прокуратуру Первомайского района, главой еще не подписан. В данной редакции учли замечания административного истца, только пункт 2.6 Порядка оставили в прежней редакции, поскольку разница в 30 минут достаточно для осуществления перевозок по тем или иным маршрутам. В пункте 3.10 Порядка техническая ошибка вместо Оренбургской области указана Волгоградская, в отношении остальных пунктов которые оспаривает истец не согласны, они не противоречат нормам 220 –ФЗ. В отношении подп. 4 пункта 7.1 Порядка Оренбургстат направлял им письмо о предоставлении сведений о работе автобусов по маршрутам регулярных перевозок и в связи с этим специалистом были запрошены у ФИО2 соответствующие сведения. Согласно ст.12 Федерального закона № 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно Положению об организации муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Первомайском районе Оренбургской области, утвержденным решением Совета депутатов МО Первомайский район Оренбургской области 25 марта 2016 года № 39 органом местного самоуправления уполномоченным на осуществление функций по организации регулярных перевозок автомобильным транспортом является администрация Первомайского района. К полномочиям администрации Первомайского района относится порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок. Постановление № 267-п принято администрацией в пределах полномочий и в соответствии с 220-ФЗ. Указание административного истца, что оспариваемое постановление противоречит законодательству Оренбургской области необоснованное, поскольку законодательство Оренбургской области по перевозкам отсутствует, все руководствуются 220-ФЗ и положением разработанным органом исполнительной власти субъекта РФ.
Из представленного письменного отзыва следует, что администрация Первомайского района Оренбургской области возражает против удовлетворения заявленных ФИО2 требований и считает их, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п.5 Положения об организации муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Первомайском районе Оренбургской области, утвержденного решением Совета депутатов Первомайского района Оренбургской области от 25.03.2016 № 39, органом местного самоуправления Первомайского района Оренбургской области уполномоченным на осуществление функций по организации регулярных перевозок определена администрация Первомайского района Оренбургской области. Пунктом 6 указанного положения установлена компетенция уполномоченного органа, в частности к полномочиям администрации Первомайского района Оренбургской области отнесено определение порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов (пп.9). Оспариваемое постановление администрацией Первомайского района Оренбургской области было принято в пределах полномочий. Частью 3 ст.35 Устава Первомайского района Оренбургской области установлено, что официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов является публикация их полного текса в районной газете «Причаганье» либо обнародование в порядке, установленным решением Совета депутатов района. В соответствии с п.3.1 Положения об официальном опубликовании (обнародовании) нормативных правовых актов органов местного самоуправления Первомайского района Оренбургской области, утвержденного решением Совета депутатов Первомайского района Оренбургской области от 25.12.2014 № 270 (с изменениями от 25.03.2016) обнародованием считается доведение до всеобщего сведения граждан, поживающих на территории Первомайского района Оренбургской области, текста муниципального нормативного правового акта посредством размещения его на официальном сайте муниципального образования Первомайский район Оренбургской области в информационно- телекоммуникационной сети Интернет и (или) на информационных стендах в специально отведенных местах, установленных постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области. Текст оспариваемого постановления администрации Первомайского района Оренбургской области был обнародован 23.03.2018 года посредством размещения его на официальном сайте муниципального образования Первомайский район Оренбургской области в информационно- телекоммуникационной сети Интернет в разделе «Нормативные документы» <данные изъяты> Таким образом, постановление администрации Первомайского района Оренбургской области от 23.03.2018 № 267-п принято с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Кроме того, что административным истцом не указаны сведения о том, какие его права, свободы и законные интересы были нарушены постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области от 23.03.2018 № 267-п.
Помощник прокурора Лазин Ю.А. в заключении и прениях изложил мнение о наличии оснований для признания недействующим со дня принятия Постановления № 267-п от 23 марта 2018 года, поскольку в судебном заседании было установлено, что данное постановление противоречит нормам федерального законодательства.
В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав представителя ответчика, заключение помощника прокурора, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Порядок оспаривания решений органов местного самоуправления, принимаемых в форме нормативных правовых актов, установлен Кодексом административного судопроизводства РФ (КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (ч. 6 ст. 208 КАС РФ).
Исходя из системного толкования положений, закрепленных ст. ст. 19, 20, 21, 22 КАС РФ административные дела об оспаривании нормативного правового акта исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления подсудны районному суду по месту нахождения такого органа.
Согласно ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 8 ст. 213 КАС РФ закреплено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
23 марта 2018 года ответчиком издано постановление № 267 -п «О внесении изменений в постановление администрации Первомайского района Оренбургской области от 24.06.2016 № 522-п» из которого следует, что в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», решением Совета депутатов муниципального образования Первомайский район Оренбургской области от 25.03.2016 года № 39 «Об утверждении положения об организации муниципальных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Первомайском районе Оренбургской области» внесены изменения в постановление администрации Первомайского района Оренбургской области от 24.06.2016 года № 522-п «Об утверждении Порядка установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории муниципального образования Первомайский район Оренбургской области» изложив приложение к постановлению в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 50 от 25.12. 2018 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащихся разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).
Постановление № 267 -п «О внесении изменений в постановление администрации Первомайского района Оренбургской области от 24.06.2016 № 522-п» было обнародовано 23.03.2018 года посредством размещения его на официальном сайте муниципального образования Первомайский район Оренбургской области в информационно- телекоммуникационной сети Интернет в разделе «Нормативные документы». Приложением к указанному постановлению является Порядок установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории муниципального образования Первомайский район Оренбургской области.
Из пояснений представителя администрации Первомайского района Оренбургской области установлено, что Постановление № 267- п от 23.03.2018 года в настоящее время является действующим.
Доводы административного истца о наличии у оспариваемого акта органа местного самоуправления признаков нормативного правового, а равно доводы стороны административного ответчика о наличии у него компетенции для его принятия, подлежат оценке с учетом следующих положений законодательства.
Пунктом 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесены создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п.5 Положения об организации муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Первомайском районе Оренбургской области, утвержденного решением Совета депутатов Первомайского района Оренбургской области от 25.03.2016 № 39, органом местного самоуправления Первомайского района Оренбургской области уполномоченным на осуществление функций по организации регулярных перевозок определена администрация Первомайского района Оренбургской области. Пунктом 6 указанного положения установлена компетенция уполномоченного органа, в частности к полномочиям администрации Первомайского района Оренбургской области отнесено определение порядка установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов (пп.9).
На федеральном уровне отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ), вступившего в законную силу со дня его официального опубликования 14 июля 2015 года (за исключением статей 4 - 32, 36 - 38, вступивших в силу с 11 января 2016 года, и статей 33 - 35, 40, вступивших в силу по истечении одного года после дня официального опубликования закона).
На региональном уровне Правительством Оренбургской области принято 26.11.2018 года постановление № 764- п « О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Оренбургской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Оренбургской области» данным постановлением внесены изменения в следующие постановления Правительства Оренбургской области:
а) от 18.10.2016 N 721-п "Об утверждении порядка установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Оренбургской области" (в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 28.07.2017 N 570-п):
приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;
б) от 07.12.2016 N 924-п "О реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок":
пункт 4 приложения к постановлению изложить в новой редакции:
в) от 15.06.2016 N 416-п "Об утверждении шкалы критериев оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок":
наименование постановления изложить в новой редакции:
"Об утверждении шкалы для оценки критериев и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок";
пункт 1 постановления изложить в новой редакции;
г) от 06.02.2017 N 63-п "Об утверждении положения о порядке и условиях проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Оренбургской области":
наименование постановления изложить в новой редакции:
"Об утверждении положения о порядке и условиях проведения открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Оренбургской области";
пункт 1 постановления изложить в новой редакции.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные Гражданским кодексом Российской Федерации, названным федеральным законом, другими федеральными законами, регламентирующими отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
Главой 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ установлены правила организации регулярных перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок (статьи 4-13), главой 3 правила организации регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок (статьи 11 - 15).
На основании ч.2 ст.11 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, в границах которого находятся указанные поселения.
Частью 1.1 ст. 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ предусмотрено, что установление или изменение муниципального маршрута регулярных перевозок либо межмуниципального маршрута регулярных перевозок, имеющих два и более общих остановочных пункта с ранее установленным соответственно муниципальным маршрутом регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок, осуществляется по согласованию между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено установление данных маршрутов. Порядок указанного согласования устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с приведенными выше нормами федерального законодательства правоотношения в сфере установления или изменения муниципального маршрута регулярных перевозок, могут быть урегулированы муниципальными нормативными правовыми актами, принятыми с учетом требований и ограничений, предусмотренных частью 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В развитие приведенных положений нормативных правовых актов федерального уровня были приняты и действуют в настоящее время постановление № 267 -п «О внесении изменений в постановление администрации Первомайского района Оренбургской области от 24.06.2016 № 522-п «Об утверждении Порядка установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории муниципального образования Первомайский район Оренбургской области» и решение Совета депутатов муниципального образования Первомайский район Оренбургской области от 25.03.2016 года № 39 «Об утверждении положения об организации муниципальных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Первомайском районе Оренбургской области».
Административный ответчик – администрация муниципального образования Первомайский район Оренбургской области входит в структуру органов местного самоуправления МО Первомайский район Оренбургской области, является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (ч.1 ст.19, ст.29 Устава МО Первомайский район). На принципах единоначалия руководство администрацией МО Первомайский район Оренбургской области осуществляет глава района (п.2 ст. 27, ч.1 ст.29 Устава МО Первомайский район), который, в том числе, издает входящие в систему муниципальных правовых актов постановления и распоряжения администрации МО Первомайский район Оренбургской области, отнесенным к компетенции последней (п. 3 ст. 27 Устава МО Первомайский район).
Согласно ч. 2 и ч.3 ст. 35 МО Первомайский район муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступает в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов является публикация их полного текста в районной газете «Причаганье» либо обнародование в порядке, установленном решением Совета депутатов района. Муниципальные нормативные правовые акты размещаются на официальном сайте администрации района в сети «Интернет».
Руководствуясь приведенными выше правовыми нормами федерального, регионального и муниципального уровня, содержанием оспариваемого Постановления № 267-п от 23.03.2081 года, суд приходит к выводам, что последнее, безусловно, является нормативным правовым актом, поскольку содержит рассчитанные на неоднократное применение правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц. Целью его принятия является урегулирование общественных отношений в сфере установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории муниципального образования Первомайский район Оренбургской области. Главой администрации МО Первомайский район Оренбургской области принят оспариваемый нормативный правовой акт в пределах предоставленной ему компетенции, в надлежащей форме, с соблюдением порядка введения нормативного правового акта в действие, в том числе, в части правил опубликования.
На основании ч.2 ст.12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ межрегиональный маршрут регулярных перевозок устанавливается, изменяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по предложению юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, имеющих намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющих регулярные перевозки по данному маршруту.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества, предложившие установить или изменить межрегиональный маршрут регулярных перевозок, представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти заявление в письменной форме об установлении или изменении данного маршрута, которое включает в себя сведения, предусмотренные частью 1 или 2 статьи 5 настоящего Федерального закона (ч.2).
К заявлению об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок прилагаются документы, предусмотренные частями 3 и 5 статьи 5 настоящего Федерального закона (ч.3 ст.4).
Административный истец подтвердил суду, что имеет бессрочную лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), а именно: на осуществление регулярных перевозок пассажиров в городском и пригородном сообщении; регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении № <данные изъяты>
Согласно свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя ФИО2 07 октября 2009 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП.
Основываясь на установленных обстоятельствах, суд соглашается с доводами административного истца о том, что он является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, в силу чего вправе требовать судебной проверки его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в порядке, установленном КАС РФ.
В свою очередь, доводы представителя административного ответчика о том, что оспариваемый НПА прав административного истца не нарушает, поскольку он не противоречит нормам Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, суд отвергает.
Исходя из предписаний, закрепленных ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации факт нахождения лица в правоотношениях, регулируемых нормативным правовым актом, свидетельствует о праве его оспорить, несмотря на отсутствие принятых на основе этого акта негативных для данного лица правоприменительных решений. Оспариваемый НПА, будучи рассчитанным на неоднократное применение, регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Поскольку административный истец подтвердил действительность обстоятельств, указанных в п. 2 ч. 8 ст. 213 КАС РФ, а административный истец подтвердил свое право требовать судебной проверки законности оспариваемого НПА, исходя из положений, закрепленных ч. 7 ст. 213 КАС РФ, предмета административных исковых требований, суд обязан в полном объеме проверить соответствие оспариваемого НПА нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При этом в силу прямого указания закона исполнение этой обязанности не ограничено основаниями и доводами, содержащимися в административном иске.
Административный истец заявляет, что установленные п.2.3 Порядка установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории муниципального образования Первомайский район Оренбургской области, утвержденного постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области от 23.03.2018 года № 267-п (далее по тексту Порядок) требования к заявлению об установлении межрегионального маршрута регулярных перевозок противоречат положениям Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, поскольку закон предусматривает ограничений перечень документов, которые предоставляет перевозчик.
Согласно п. 2.3 Порядка к заявлению об установлении маршрута регулярных перевозок прилагаются следующие документы:
1) документальное обоснование необходимости установления маршрута регулярных перевозок, в том числе расчет величины пассажиропотока;
2) схема движения транспортных средств по маршруту регулярных перевозок в виде графического условного изображения с указанием остановочных пунктов и расстояния между промежуточными остановками, наименования улиц и автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами;
3) схемы расположения конечных автобусных остановок, площадок для разворота и отстоя автобусов в виде графического условного изображения (в случае если остановочный пункт не является автовокзалом или автостанцией);
4) планируемое расписание для каждого остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок;
5) копия договора простого товарищества в случае, предусмотренном пунктом 2.5. настоящего Порядка;
6) согласование в письменной форме от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, уполномоченных участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по ранее установленным маршрутам регулярных перевозок, в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 2.6. настоящего Порядка.
Суд считает, что требования истца в этой части подлежат удовлетворению, поскольку ч. 1ст.5 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ предусматривает, что заявление об установлении межрегионального маршрута регулярных перевозок включает в себя следующие сведения:
1) номер и дата выдачи лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом;
2) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество, место жительства (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, почтовый адрес, контактные телефоны;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 480-ФЗ)
3) наименование межрегионального маршрута регулярных перевозок в виде наименований населенных пунктов, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту;
4) протяженность межрегионального маршрута регулярных перевозок;
5) места нахождения остановочных пунктов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, а в случае, если эти остановочные пункты расположены на территориях автовокзалов, автостанций, наименования и места расположения соответствующих автовокзалов, автостанций;
6) наименования улиц и автомобильных дорог, по которым предполагается движение транспортных средств между остановочными пунктами;
7) классы транспортных средств, максимальное количество транспортных средств каждого из таких классов, а также максимальные высота, ширина и полная масса транспортных средств каждого из таких классов;
8) экологические характеристики транспортных средств;
9) планируемое расписание для каждого остановочного пункта по межрегиональному маршруту регулярных перевозок.
Данный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Пункт 2.6 Порядка предусматривает, что если один или несколько участков устанавливаемого маршрута регулярных перевозок совпадают с участками ранее установленных муниципальных маршрутов регулярных перевозок, разница в расписаниях между временем отправления транспортных средств по устанавливаемому маршруту и временем отправления транспортных средств по каждому из ранее установленных маршрутов должна составлять не менее 30 минут.
Подп. 2 пункта 2.10 решение об отказе в установлении маршрута регулярных перевозок принимается в случаях, если планируемое расписание для каждого остановочного пункта по данному маршруту не соответствует требованиям, указанным в пункте 2.6. настоящего Порядка.
Если один или несколько участков изменяемого маршрута регулярных перевозок совпадают с участками ранее установленных муниципальных маршрутов регулярных перевозок, разница в расписаниях между временем отправления транспортных средств по изменяемому маршруту и временем отправления транспортных средств по каждому из ранее установленных маршрутов должна составлять не менее 30 минут (п. 3.6 Порядка).
Административный истец считает, что данные пункты противоречат ст.7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ, поскольку разница в расписании в 30 минут делает его не конкурентоспособным.
Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ если устанавливаемый или изменяемый межрегиональный маршрут регулярных перевозок включает в себя несколько общих остановочных пунктов с ранее установленным межрегиональным маршрутом регулярных перевозок, то минимальная разница в расписаниях между временем отправления транспортных средств из данных остановочных пунктов должна соответствовать значениям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Разница в расписаниях, меньшая, чем это указано в части 1 настоящей статьи, допускается при наличии соответствующего согласования в письменной форме от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, уполномоченных участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по ранее установленным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок (ч.2).
Приказом Минтранса России от 24.01.2018 № 27 установлены значения минимальной разницы в расписаниях между временем отправления транспортных средств, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ и составляет не менее 10 минут.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (п. 2); создание дискриминационных условий (п. 8).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (п. 8); признаки ограничения конкуренции, выражаются, в том числе, в установлении органами местного самоуправления требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 17).
Исходя из чего суд приходит к выводу, что, закрепленная в оспариваемом НПА разница в расписаниях между временем отправления транспортных средств по устанавливаемому маршруту и временем отправления транспортных средств по каждому из ранее установленных маршрутов противоречит положениям Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ.
Суд соглашается также с доводами административного истца, что п. 3.1 и пп.5 и 8 п.3.10 Порядка противоречит положениям вышестоящего нормативного правового акта, а именно - Федеральному закону от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ.
Самостоятельность местного самоуправления, закрепленная Конституцией Российской Федерации в качестве основного принципа его взаимоотношений с органами государственной власти, не является абсолютной. Как уже ранее указано, муниципальные нормативные правовые акты не должны противоречить федеральным законам (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Требования п. 3.1 Порядка, что решение об изменении или отмене маршрута регулярных перевозок принимается Уполномоченным органом изменение маршрута регулярных перевозок допускается при условии, что протяженность измененного маршрута будет изменена не более чем на 10 процентов протяженности действующего маршрута и подп. 8 п.3.10 решение об отказе в изменении маршрута регулярных перевозок принимается в случаях, если наличия на изменяемом маршруте участков, совпадающих с участками иного действующего маршрута, протяженность которых составляет более 60 процентов от протяженности действующего маршрута.
На федеральном уровне требования протяженности действующего маршрута в процентном соотношении не установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ.
Представитель административного ответчика в судебном заседании с доводами административного истца о том, что подп.5 п.3.10 Порядка противоречит федеральному законодательству, поскольку он осуществляет деятельность по регулярным перевозкам на территории Оренбургской области, а не Волгоградской области согласился, но считает это технической ошибкой.
Анализ положений, закрепленных статьей 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ свидетельствует о том, что требования к расписанию являются исчерпывающими и не подлежат расширительному толкованию, нормами данного закона не предусмотрены требования к изменению расписания.
Суд не согласен с доводами представителя административного ответчика, что оспариваемые административным истцом пункты Порядка не противоречат нормам 220 –ФЗ, поскольку в судебном заседании установлено и представителем административного ответчика не оспаривалось, что в настоящее время разработана новая редакция Порядка, и проект направлен в прокуратуру Первомайского района, главой еще не подписан. В данной редакции учли замечания административного истца, только пункт 2.6 Порядка оставили в прежней редакции, поскольку разница в 30 минут достаточно для осуществления перевозок по тем или иным маршрутам.
Суд отклоняет доводы административного истца, что глава 2 и глава 3 Порядка противоречат нормам 220 –ФЗ поскольку в них раздельно указывается порядок установления муниципальных маршрутов регулярных перевозок (гл.2) и порядок изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок ( гл.3), тогда как в 220-ФЗ это указано в одной главе, а также доводы, что подпункт 3 п.7.1 Порядка изложен не ясно.
Согласно п.6 Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 02.02.2019) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.
Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.
Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию.
Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.
При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения законодательных актов Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования.
Суд считает, что указанные выше главы и подпункт Порядка не противоречит требованиям федерального законодательства, изложены ясно, полно.
Суд отклоняет доводы административного истца о том, что пп.4 п.7.1 Порядка возлагает на него дополнительную обязанность ежемесячно в срок до 3-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в Уполномоченный орган отчёт о результатах деятельности по перевозке пассажиров по форме № 1-автотранс «Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта», поскольку 220-ФЗ это не предусмотрено.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по организации транспортного обслуживание населения, заключающие договоры (контракты) с юридическими и физическими лицам (Федеральные законы от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), предоставляют по форме сводные данные по юридическим физическим лицам, с которыми заключены договоры на осуществление регулярны пассажирских перевозок по автобусным маршрутам общего пользования.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 N 12-П), из конституционного принципа равенства (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) вытекает требование определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания законодательного регулирования, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства и верховенства закона (законности).
В соответствии с п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 50 от 25.12. 2018 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащихся разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Суд полагает, что устранение выявленных в оспариваемом НПА нарушений принципа определенности правовой нормы возможно путем признания недействующими со дня принятия подп. 1,2,3 пункта 2.3, пункт 2.6, подп. 2 пункта 2.10, пункт 3.1, пункт 3.6, подп 5, 8 пункта 3.10, подп. 1 пункта 4.1 (в части изменения пассажиропотока, замены подвижного состава на маршруте на подвижной состав большей или меньшей вместимости), подп.3 пункта 4.2, пункта 6.2 (в части – часть полномочий по осуществлению контроля может быть возложена на муниципальное учреждение или предприятие на основании заключенного с администрацией Первомайского района Оренбургской области соглашения о взаимодействии) Порядка установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории муниципального образования Первомайский район Оренбургской области, утвержденного Постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области № 267-п от 23 марта 2018 года.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 215 КАС РФ настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления в законную силу подлежит опубликованию официальном сайте муниципального образования Первомайский район Оренбургской области.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО2 о признании частично незаконным и недействующим постановления администрации Первомайского района Оренбургской области от 23 марта 2018 года № 267-п удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня принятия подп. 1,2,3 пункта 2.3, пункт 2.6, подп. 2 пункта 2.10, пункт 3.1, пункт 3.6, подп 5, 8 пункта 3.10, подп. 1 пункта 4.1 (в части изменения пассажиропотока, замены подвижного состава на маршруте на подвижной состав большей или меньшей вместимости), подп.3 пункта 4.2, пункта 6.2 (в части – часть полномочий по осуществлению контроля может быть возложена на муниципальное учреждение или предприятие на основании заключенного с администрацией Первомайского района Оренбургской области соглашения о взаимодействии) Порядка установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории муниципального образования Первомайский район Оренбургской области, утвержденного Постановлением администрации Первомайского района Оренбургской области № 267-п от 23 марта 2018 года.
В остальной части иска отказать.
Возложить на администрацию Первомайского района Оренбургской области обязанность опубликовать сообщение о данном решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте муниципального образования Первомайский район Оренбургской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Первомайский районный суд Оренбургской области.
Судья Е.И. Куценко
Решение в окончательной форме принято 11 марта 2019 года
Судья Е.И.Куценко