ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-93/20 от 18.08.2020 Новосибирского гарнизонного военного суда (Новосибирская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 августа 2020 года город Новосибирск

Новосибирский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Бахина А.А., при секретаре судебного заседания Половникове Я.С., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административных ответчиков ФИО2, в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассматривая административное дело № 2а-93/2020 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части гвардии <данные изъяты> ФИО3 об оспаривании выводов контрольной группы Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Ракетным войскам стратегического назначения), изложенных в акте № 2020/РВСН/4дсп от 6 марта 2020 года, а также в разделах 1 и 2 Протокола о рассмотрении возражений от 9 апреля 2020 года № 3/РВСН/2020дсп,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился с административным исковым заявлением, в котором указывает, что проходит военную службу в войсковой части в должности командира. В период с 20 января по 21 февраля 2020 года ревизионной группой ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по РВСН) (далее ревизионная группа) проводилась проверка финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части за период с 1 января по 20 января 2020 года, о чем составлен Акт № 2020/РВСН/4дсп от 6 марта 2020 года (далее Акт).

Далее административный истец указывает, что ревизионной группой в Акт, помимо прочего, были внесены сведения о выявленном в части материальном ущербе в размере 21338 рублей 13 копеек, обусловленном неправомерной выдачей командованием отдельным военнослужащим вещевого имущества (пункт 4.1.2 и предложение № 3 по устранению Акта), а также о невыполнении мероприятий, направленных на возмещение материального ущерба в размере 1344967 рублей 72 копеек, обнаруженного во время предыдущей проверки (раздел 1 (предложение № 2 по устранению нарушений)). При этом командиру войсковой части ревизионной группой предписано учесть указанные суммы ущерба, внести их в книгу учета недостач финансового органа и принять меры к их возмещению, а также доложить в Управление путем направления донесения.

Также административный истец указывает, что, не согласившись с результатами проверки ревизионного органа, им 20 марта 2020 года были поданы возражения на Акт, в которых он просил исключить из него информацию об ущербе, выявленном в ходе предыдущих проверок ввиду не соответствия раздела 1 Акта требованиям руководящих документов, а также об ущербе, образовавшимся в результате неправомерной выдачи вещевого имущества, поскольку последнее было возвращено на склад. Протоколом № 3/РВСН/2020дсп от 9 апреля 2020 года (далее Протокол), утвержденным начальником Управления в тот же день, указанные возражения были оставлены без удовлетворения ввиду их необоснованности.

Считая свои права нарушенными, ФИО3, с учетом уточнений, просит суд признать незаконными выводы контрольной группы, изложенные в разделе 1 (предложение № 2 по устранению нарушений) и пункте 4.1.2 (предложение № 3 по устранению) Акта, в разделах 1 и 2 Протокола о рассмотрении возражений, а также действия начальника Управления, связанные с утверждением указанного Протокола.

Кроме того, административный истец, с учетом уточнений, просит суд обязать начальника Управления повторно рассмотреть вопрос об исключении из Акта раздел 1 (предложение № 2 по устранению нарушений) и пункт 4.1.2 (предложение № 3 по устранению), а также отменить разделы 1 и 2 Протокола, удовлетворив, таким образом, его возражения на Акт.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании требования ФИО3 поддержал и пояснил, что раздел 1 Акта не отвечает требованиям п.п. 37, 42, 43 47 приказа Министра обороны Российской Федерации № 100 дсп от 17 февраля 2017 года «Об утверждении регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в ВС РФ» (далее Регламента), поскольку в материалах к Акту не приложены документы, подтверждающие выявленную сумму ущерба. Кроме того, за неудовлетворительную работу по возмещению установленного актом ревизионной группы ущерба, включая и раздела 1 Акта, административный истец был привлечен вышестоящим командованием к дисциплинарной ответственности.

Также представитель административного истца пояснил, что в период работы ревизионной группы командованием воинской части была проведена работа по возмещению ущерба, образовавшегося в результате неправомерной выдачи вещевого имущества. Все ранее выданное имущество, было возвращено на склад, его категория не претерпела изменений, поскольку отсутствовали следы износа.

Административный истец, административные ответчики – начальник Управления, ревизионная группа Управления, начальник ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по городу Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия», заинтересованное лицо на стороне административного истца – руководитель ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Новосибирской области», надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли.

Представитель административных ответчиков ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения требований ФИО3 возражал, пояснив, что оспариваемый командованием части Акт соответствует положениям Регламента. Изложенные в разделе 1 Акта предложения носят конкретный характер и основаны на требованиях действующего законодательства. В 2016 году командиру войсковой части Д.. вручена справка, в которой подробно было изложено существо выявленного ущерба (приложение № 7 к Акту № 2016/РВСН/2дсп от 24 мая 2016 года).

Также представитель ФИО2 пояснил, что в соответствии с нормами действующего законодательства ущерб на сумму 21338 рублей 13 копеек, образовавшийся в результате неправомерной выдачи вещевого имущества, подлежал возмещению в денежной форме, а не путём возвращения ранее выданного имущества на склад. Командованием части не выполнены предложения ревизионного органа в части, касающейся постановки на учет в качестве ущерба, обнаруженного во время предыдущей проверки и необоснованно выданного вещевого имущества, а потому оснований для снятия приведенных предложений с соответствующего учета не имеется.

Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административных ответчиков и исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Так, в соответствии с Указом Президента РФ № 1082 от 16 августа 2004 года (с изменениями и дополнениями) утверждено Положение о Министерстве обороны РФ. Согласно подпункту 56 пункта 7 названного Положения, Минобороны России, в том числе, осуществляет контроль финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил.

Согласно Положению об Управлении от 26 марта 2018 года, оно является органом военного управления и подчиняется Департаменту ведомственного финансового контроля и аудита Минобороны России. В функции Управления входит осуществление ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах РФ путем проведения контрольных мероприятий, подготовки по их итогам соответствующих актов, а также контроль за устранением выявленных по их результатам нарушений и полным возмещением ущерба.

В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению контрольных мероприятий финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил РФ, утвержденных заместителем Министра обороны РФ в феврале 2013 года, основной задачей контрольных мероприятий является контроль за выполнением в Вооруженных Силах РФ законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих финансово-экономическую и хозяйственную деятельность, устранением нарушений, своевременным и полным возмещением причиненного ущерба.

Такие мероприятия проводятся ревизорами или ревизионными группами, создаваемыми по приказу начальников Управлений.

В ходе проверки ревизор проверяет выполнение руководителем объекта финансового контроля служебных обязанностей по принятию необходимых мер к устранению ранее выявленных нарушений и недостатков финансово-экономической и хозяйственной деятельности, а также возмещению материального ущерба. В составляемом по итогам проверки акте, помимо прочего, должны быть указаны выявленные нарушения по каждому направлению контрольных мероприятий, а также сведения об устранении нарушений, выявленных в ходе предыдущих ревизий (проверок).

Из Акта № 2016/РВСН/2дсп от 24 мая 2016 года (далее Акт от 24 мая 2016 года) усматривается, что в период с 25 апреля по 24 мая 2016 года ревизионной группой Межрегионального управления контрольно-финансовой инспекции МО РФ (по РВСН) проводилась проверка финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части , а также воинских частей (войсковая часть ) и подразделений, входящих в её состав за период с 1 ноября 2012 года по 31 марта 2016 года.

Согласно пунктам 1.4 и 1.5.3 Акта от 24 мая 2016 года в результате не соблюдения требований законодательства в войсковой части образовался ущерб, связанный с увольнением военнослужащих с военной службы в сумме 830034 рублей 76 копеек, а также необоснованной выплатой дополнительного материального стимулирования военнослужащим, допустившим нарушения в финансово – экономической и хозяйственной деятельности в сумме 234 900 рублей (приложение № 7 к акту).

Кроме того, согласно п. 7 Акта от 24 мая 2016 года, ревизионной группой выявлено взыскание с войсковой части за счёт сметы Министерства обороны РФ в пользу С. убытков в виде недоплаченной пенсии в сумме 280032 рублей 96 копеек, а также возмещение расходов на оплату услуг представителя в сумме 15000 рублей, оформление доверенности в сумме 700 рублей, возмещение расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей, а всего на общую сумму 295 932,96 рублей, по исполнительному документу, выданному на основании Решения Октябрьского районного суда города Улан-Удэ от 24 ноября 2014 года, которое в апелляционном порядке не обжаловалось.

В пунктах 6, 7 и 28 раздела «Предложения» Акта от 24 мая 2016 года ревизионная группа обязывает командира войсковой части принять меры к возмещению ущерба в войсковой части в сумме 830034 рублей 76 копеек, в сумме 234 900 рублей, а также по понесённым войсковой частью непроизводительным расходам в связи с исполнением решения суда по иску С. обязать командира войсковой части отменить свои приказы от 31 января 2014 года № 17 и от 18 февраля 2013 года № 29, заявить в суд о вновь открывшихся обстоятельствах, вопрос изменения даты исключения из списков части С, по окончании военной службы по призыву и в связи с этим изменения выслуги лет на пенсию решать в суде, также обеспечить поворот дела, тем самым восстановить смету Министерства обороны РФ на сумму 295932 рублей 96 копеек.

Согласно справке о проведённых контрольных мероприятиях отдельных вопросов финансово-экономической деятельности и хозяйственной деятельности войсковой части от 20 мая 2016 года (приложение № 7 к Акту от 24 мая 2026 года), полученной командиром войсковой части Д. в тот же день, контрольной группой Управления в указанной части за период с 1 ноября 2012 года по 31 марта 2016 года было обнаружено незаконное расходование денежных средств, свидетельствующее о причинении государству материального ущерба, что выразилось в необоснованной выплате дополнительного материального стимулирования военнослужащим, допустившим нарушения в финансово – экономической и хозяйственной деятельности в сумме 234 900 рублей, а также излишней выплате денежного довольствия военнослужащим при незаконном увольнении в сумме 830034 рублей 76 копеек (п.п. 2.1 и 2.3).

По итогам контрольных мероприятий командиру войсковой части предложено издать приказ о принятии к учёту выявленного ущерба и в установленные действующим законодательством сроки, принять меры для возмещения ущерба, а также доложить в Управление путём направления донесения, о выполнении внесённых в акт предложений.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании пояснил, что вывод ревизионной группы в части сумм 234 900 рублей и 280032 рубля 96 копеек был оспорен командиром войсковой части изначально путём направления возражений, а затем и в судебном порядке, однако в удовлетворении требований о не учёте указанных суммы в качестве ущерба было отказано.

Также представитель административного истца пояснил, что командиром войсковой части Д. выводы ревизионной группы после получения справки от 20 мая 2016 года (приложение № 7 к Акту от 24 мая 2026 года) оспорены путём направления возражений либо в судебном порядке не были. Командиром войсковой части ФИО3 после принятия в январе 2018 года дел и должности выводы ревизионной группы относительно ущерба также оспорены не были, а напротив была проведена работа, по результатам которой командиром части были изданы приказы о не отнесении сумм 234 900 рублей и 280032 рубля 96 копеек к ущербу, по причине отсутствия правовых оснований.

Как видно из Акта от 6 марта 2020 года в результате выездной проверки контрольной группой Управления на основании представленных учётных данных и инвентаризационных ведомостей, помимо прочего, было установлено причинение государству материального ущерба в размере 21338 рублей 13 копеек, обусловленное неправомерной выдачей командованием отдельным военнослужащим вещевого имущества (пункт 4.1.2 и предложение № 3 по устранению Акта).

Одновременно в акте указано на выявленный в ходе предыдущих контрольных мероприятий ущерб в сумме 1344967 рублей 72 копеек, а именно неположенная выплата дополнительного материального стимулирования военнослужащим, допустившим нарушения в финансово – экономической и хозяйственной деятельности в сумме 234 900 рублей, излишняя выплата денежного довольствия военнослужащим при незаконном увольнении в сумме 830034 рублей 76 копеек, взыскание убытков в виде недополученной пенсии и возмещение расходов на оплату услуг представителя в суде в сумме 280032 рубля 96 копеек, решение по которому командиром войсковой части , вопреки требованиям законодательства, не принято (раздел 1 (предложение № 2 по устранению нарушений)).

При этом командиру войсковой части ревизионной группой было предложено принять к учёту, как ранее выявленный, так и вновь обнаруженный ущерб, принять меры к его возмещению, а также доложить в Управление путём направления донесения.

Из Протокола, утверждённого начальником Управления 9 апреля 2020 года видно, что возражения поданные командованием части на указанные выше замечания, изложенные в Акте, оставлены без удовлетворения (раздел 1 и 2 приведённого Протокола).

Таким образом, судом установлено, что по распоряжению начальника Управления в январе – феврале 2020 года его контрольной группой в войсковой части проводилась выездная проверка отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности, во время которой, на основании представленных воинской частью документов было установлено причинение государству материального ущерба в размере 21338 рублей 13 копеек, ввиду неправомерной выдачи командованием отдельным военнослужащим вещевого имущества. Кроме того, ревизорами Управления были проанализированы данные предыдущих проверок и установлено, что выявленный ранее ущерб в размере 234 900 рублей, 830034 рублей 76 копеек и 280032 рубля 96 копеек к учёту не принят и каких-либо мер, направленных на его возмещение, командованием части не произведено. В связи с этим в составленном по итогам проверки Акте, с учётом принятых во внимание возражений командования, зафиксированных в Протоколе, было указано на выявление данных обстоятельств, а также необходимость принятия командованием мер по учёту ущерба и его возмещению.

Кроме того, судом установлено, что выводы ревизионной группы относительно вышеуказанного ущерба командиром войсковой части ФИО3 после принятия им в январе 2018 года дел и должности оспорены не были.

Разрешая требования административного искового заявления в части, касающейся оспаривания положений раздела 1 (предложение № 2 по устранению нарушений) Акта, а также раздела 1 Протокола, военный суд приходит к следующему выводу.

Так, в силу п.п. 59, 72-74, 78, 81, 242 и 243 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в ВС РФ, утверждённому приказом МО РФ от 3 июня 2014 года № 333 проверка хозяйственной деятельности воинской части представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности хозяйственной деятельности, правильности ее отражения в документах учета и отчетности, а также законности действий командира воинской части и иных должностных лиц, на которых возложена ответственность за ее осуществление.

Основным содержанием контроля хозяйственной деятельности является, кроме прочего, проверка соблюдения законодательства, оказание помощи командирам воинских частей в организации хозяйственной деятельности, выявление и предотвращение возможных злоупотреблений и нарушений со стороны должностных лиц, ответственных за хозяйственную деятельность.

Выполнение предложений, указанных в акте проверки хозяйственной деятельности и устранение недостатков по актам предыдущих проверок, является обязательным для командира воинской части, который, в случае обнаружения ущерба, обязан организовать проведение административных расследований и привлечение виновных лиц к ответственности.

Как следует из п.п. 2, 3, 5, 6, 16, 26-28, 31-33, 35, 39, 40, 55 Регламента, ведомственный финансовый контроль в воинских частях осуществляется в ходе выездных проверок, проводимых контрольными группами, назначаемыми приказами начальников Управлений. Их деятельность основывается на принципах законности, объективности, эффективности, профессиональной компетентности, системности, ответственности, стандартизации, а также независимости. Участники контрольных групп несут ответственность в соответствии с требованиями законодательства РФ.

В составляемом по итогам проверки акте инспекторы (ревизоры) должны объективно отразить подтвержденные факты нарушений финансовой дисциплины, злоупотреблений, сумму нарушений и причины их возникновения. Они обязаны проверить и указать в акте на выполнение предложений по результатам проведения предыдущих проверок, полноту и своевременность принятых мер по устранению выявленных нарушений. Аналогичные требования предъявляются названным Регламентом к проведению встречных проверок (п.п. 54, 57, 60, 62, 63, 67, 79).

При этом руководитель объекта встречной проверки по ее итогам, с учетом выводов и предложений, изложенных в акте, обязан издать приказ по результатам проверки и обеспечить постановку на учёт сумм выявленного ущерба, выполнение предложений, отражённых в акте проверки, устранение выявленных в ходе проверки нарушений, возмещение причинённого ущерба, принятие решений о привлечении виновных должностных лиц к материальной и (или) дисциплинарной ответственности.

О результатах проделанной работы руководитель объекта встречной проверки направляет донесение в Управление и вышестоящему командованию. В случае несогласия с результатами, отраженными в акте, он может направить в Управление свои возражения, по результатам, рассмотрения которых составляется протокол. Подача возражений не приостанавливает деятельность командира воинской части по выполнению мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений и возмещение ущерба, указанных в п. 62 Регламента.

Анализ приведённых положений законодательства, в совокупности с исследованными доказательствами позволяет сделать вывод о том, что для проверки правильности осуществления финансово-хозяйственной деятельности, а также выявления случаев причинения государству материального ущерба в Министерстве обороны РФ созданы специальные структуры – Межрегиональные управления ведомственного финансового контроля и аудита, работники которых, имея специальное образование и обладая соответствующими навыками, необходимыми для выполнения возложенных на них обязанностей, несут предусмотренную законом ответственность за свои решения и действия.

Именно в рамках, возложенных на Управление Министром обороны РФ функций в январе – феврале 2020 года его контрольной группой в войсковой части была проведена встречная проверка, по итогам которой бы составлен Акт. Процедура проведения указанного мероприятия, как видно из приведенных в решении доказательств, полностью соответствовала предъявляемым к ней требованиям, а составленные в результате проверки акт и протокол рассмотрения возражений содержат все предусмотренные Регламентом сведения.

Внесение в оспоренный Акт информации о выявленном в 2016 году ущербе в сумме 234 900 рублей, 830034 рублей 76 копеек и 280032 рубля 96 копеек, а всего на сумму 1344 967 рублей 72 копеек обусловлен приведёнными требованиями Регламента, прямо предписывающими отражать в акте такую информацию, в связи с чем требование административного истца о признании акта в этой части не соответствующим закону и исключении из него раздела 1 (предложение № 2 по устранению нарушений) Акта, а также раздела 1 Протокола является необоснованным.

Довод представителя административного истца ФИО1 о несоответствии Акта требованиям Регламента, суд считает несостоятельным и отвергает, поскольку изложенные ревизионным органом выводы в части оспариваемых пунктов, разделов и предложений (с учётом приложения к Акту и Протоколу разногласий) носят конкретный характер и позволяют установить размер денежных сумм, которые фигурируют в качестве ущерба.

Указанный вывод суда основывается на том, что внесению в Акт и Протокол вышеназванных сведений, как следует из их содержания, предшествовало тщательное изучение участниками контрольной группы Управления, его начальником и должностными лицами Управления, рассматривавшими возражения, актов предыдущих проверок, а также анализ представленных должностными лицами воинской части инвентаризационных описей и опрос соответствующих должностных лиц.

На правильность приведённого вывода, по мнению суда, не влияют факты издания командиром войсковой части приказов № 658 и № 670 от 24 и 27 сентября 2018 года, в соответствии с которыми суммы в размере 234 900 рублей, и 830034 рублей 76 копеек по Акту ревизии от 24 мая 2016 года, ущербом не считать и в книгу учёта утрат и недостач войсковой части не вносить.

Данный вывод суда основывается на том, что приказы изданы командиром войсковой части в рамках Акта ревизии № 2016/РВСН/2ДСП, а, следовательно, лежат за рамками требований административного искового заявления ФИО3, предметом которого является оспаривание выводов и решений контрольной группы ревизионного органа, отражённых в Акте от 6 марта 2020 год, в связи с чем военный суд лишён возможности дать правовую оценку приведённым документам.

При этом также следует отметить, что обоснованность отражённых в акте № 2016/РВСН/2дсп от 24 мая 2016 года выводов и данных о наличии ущерба на указанные суммы, командиром войсковой части в судебном порядке не оспаривалась, а потому могут являться предметом самостоятельной судебной проверки.

Кроме того, выводы и данные о наличии ущерба на указанные суммы также могут являться предметом самостоятельной судебной проверки в рамках производства по уголовным делам, делам о привлечении военнослужащих к материальной ответственности, возбуждённым по искам командиров воинских частей, либо в рамках дел об оспаривании военнослужащими действий командования, связанных с изданием приказов о привлечении их к ответственности.

В связи с этим суду представляется очевидным, что оспоренный Акт, с учетом информации, отраженной в Протоколе, каких-либо прав командира войсковой части не нарушает, а потому в удовлетворении требований административного искового заявления ФИО3 в данной части следует отказать.

Разрешая требования административного искового заявления в части, касающейся оспаривания положений пункта 4.1.2 (предложение № 3 по устранению) Акта, в разделе 2 Протокола о рассмотрении возражений, а также действия начальника Управления, связанные с утверждением указанного Протокола, военный суд приходит к следующему выводу.

Так, в соответствии с приведёнными выше положениями п.п. 39 и 40 Регламента, в составляемом по итогам проверки акте инспекторы (ревизоры) должны объективно отразить подтвержденные факты нарушений финансовой дисциплины, злоупотреблений, сумму нарушений и причины их возникновения.

Как усматривается из приведённого выше пункта 4.1.2 и предложения № 3 по устранению Акта, командованием воинской части в нарушение положений действующего законодательства неправомерно произведена выдача одиннадцати военнослужащим курток-ветровок первой категории из состава ВКПО на общую сумму 21338 рублей 13 копеек, в связи с чем внесено предложение о возмещении ущерба в указанном размере и внести сумму в книгу недостач финансового органа.

Из сообщения врио начальника ФКУ «УФО МО РФ по НСО» от 13 августа 2020 года, раздаточных ведомостей №№ 182/581 от 11 января 2017 года, 176/134 от 03 февраля 2017 года, 181/138 от 03 февраля 2017 года, 1279/1499 от 24 мая 2017 года, 1720/1685 от 25 июня 2017 года, сдаточных ведомостей (требований-накладных) №№ 2179, 150, 55, 3325, 4017, 3381, 102, 135, 899, 2457, 225 от 28 апреля, 30 июля 2017 года, 15 января, 4 октября, 20 ноября, 12 декабря 2018 года, 11 декабря 2019 года, 9 января, 10 января, 14 января 2020 года, справок - расчётов №№ 25, 31, 45, 79, 84, 85, 91, 92, 104, 106, 107 от 10 февраля 2020 года, актов об изменении качественного состояния материальных ценностей №№ 2179/1, 150/1, 55/1, 3325/1, 4017/1, 3381/1, 102/1, 135/1, 899/1, 2457/1, 225/1 от 28 апреля, 30 июля 2017 года, 15 января, 4 октября, 20 ноября, 12 декабря 2018 года, 11 декабря 2019 года, 9 января, 10 января, 14 января 2020 года, копий оборотно-сальдовых ведомостей за период с 1 января 2018 года по 10 июля 2020 года, представленных ФКУ «УФО МО РФ по НСО» усматривается, что бывшие военнослужащие войсковой части В., Д1, Р., О., В1, Б., А., Н., Ф., В2 и А1 в период военной службы получили, а затем сдали полученные ранее куртки-ветровки на склад 28 апреля, 30 июля 2017 года, 15 января, 4 октября, 20 ноября, 12 декабря 2018 года, 11 декабря 2019 года, 9 января, 10 января, 14 января 2020 года, соответственно. При этом комиссией войсковой части приняты решения в отношении сданного вещевого имущества (11 курток-ветровок), в соответствии с которыми категория указанных материальных ценностей (1 категория) не изменилась.

Представитель административного истца ФИО1, в судебном заседании пояснил, что в соответствии с оборотно-сальдовыми ведомостями, представленными территориальным финансовым органом, всеми бывшими военнослужащими войсковой части полученные ими ранее куртки-ветровки сданы на склад. Задолженности по вещевому имуществу за указанными военнослужащими не имеется. В ходе проверки в период с 20 января по 21 февраля 2020 года командованием части ревизионному органу представлялись документы, подтверждающие факт возврата на склад вещевой службы обмундирования, однако данный факт ревизорами был проигнорирован. В ходе инвентаризации, проведённой в июне 2020 года на солдатском складе объединённой вещевой службы войсковой части куртки-ветровки (образца 2013 года) были все в наличии, расхождений, недостатков либо излишков выявлено не было.

Доказательств, опровергающих данное утверждение представителя административного истца, административные ответчики и их представитель, согласно ст. 226 КАС РФ, в суд не представили.

Таким образом, судом установлено, что на момент проверки ревизионным органом в войсковой части полученное ранее военнослужащими указанной воинской части обмундирование было возвращено на склад без изменения категории, а, следовательно, какого-либо ущерба на общую сумму 21338 рублей 13 копеек воинской части и государству не причинено.

При этом довод представителя административного ответчика о том, что ущерб подлежал возмещению в денежной форме, а не путём возвращения ранее выданного имущества на склад, суд отклоняет как основанный на ошибочном понимании норм материального права.

Нарушение документа оборота при осуществлении вещевого обеспечения военнослужащих, допущенное должностными лицами воинской части, в условиях отсутствия материального ущерба, относятся к вопросам дисциплинарной практики и выходят за пределы рассмотрения настоящего дела.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что выводы контрольной группы, изложенные в пункте 4.1.2 (предложение № 3 по устранению) Акта, а также в разделе 2 Протокола, в части, касающейся причинения ущерба выдачей вещевого имущества, надлежит признать необоснованными и подлежащими отмене.

Кроме того, суд полагает необходимым признать незаконными и действия начальника Управления, выразившиеся в утверждении Протокола в части, касающейся его 2 раздела, обязав указанное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос об исключении из Акта и Протокола пункта 4.1.2 (предложение № 3 по устранению) Акта и раздела 2.

Судебные расходы по делу, состоящие из государственной пошлины в размере 300 рублей, а также почтовых услуг в сумме 498 рублей 40 копеек суд, в соответствии со ст.ст. 111, 112 КАС РФ, считает необходимым взыскать с ревизионного органа через лицевой счёт, открытый в территориальном финансовом органе.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО3 удовлетворить частично.

Признать выводы контрольной группы Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Ракетным войскам стратегического назначения), изложенные в пункте 4.1.2 (предложение № 3 по устранению) Акта № 2020/РВСН/4дсп от 6 марта 2020 года, а также в разделе 2 Протокола о рассмотрении возражений № 3/РВСН/2020дсп от 9 апреля 2020 года, незаконными.

Признать действия начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Ракетным войскам стратегического назначения), связанные с утверждением Протокола о рассмотрении возражений № 3/РВСН/2020дсп от 9 апреля 2020 года в части, касающейся 2 раздела приведённого Протокола, незаконными.

Обязать начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Ракетным войскам стратегического назначения) повторно рассмотреть вопрос об исключении пункта 4.1.2 (предложение № 3 по устранению) из Акта № 2020/РВСН/4дсп от 6 марта 2020 года, а также раздела 2 из Протокола о рассмотрении возражений № 3/РВСН/2020дсп от 9 апреля 2020 года, с учётом обстоятельств, установленных настоящим судебным решением.

В удовлетворении остальных заявленных требований административному истцу отказать.

Обязать начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Ракетным войскам стратегического назначения) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об его исполнении административному истцу и в Новосибирский гарнизонный военный суд.

Взыскать с Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Ракетным войскам стратегического назначения) через лицевой счёт указанного Управления, открытый в Федеральном казённом учреждении «Управление финансового обеспечения МО РФ по городу Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» в пользу ФИО3 понесённые им судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 798 (семьсот девяносто восемь) рублей 40 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Восточный окружной военный суд через Новосибирский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Бахин