ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-93/20 от 30.01.2020 Горнозаводского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а- 93/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 января 2020 г. Горнозаводский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Сыровой Т.В., при секретаре Мулюковой Е.Р., с участием помощника прокурора Горнозаводского района Шаймухаметовой Н.А., представителя ответчика Администрации Горнозаводского городского округа ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Горнозаводске административное исковое заявление заместителя прокурора Горнозаводского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горнозаводского городского округа о признании незаконным бездействия в непринятии мер по созданию контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов на территории р.п. Теплая Гора, возложении обязанности создать указанные площадки в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы»

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Горнозаводского района Пермского края обратился в Горнозаводский районный суд с требованием признать незаконным бездействие администрации Горнозаводского муниципального района, выразившееся в непринятии мер по созданию контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов на территории р.п. Теплая Гора в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы», возложении обязанности на Администрацию Горнозаводского городского округа создать специальные площадки для сбора твердых коммунальных отходов на территории р.п. Теплая Гора в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства об отходах производства и потребления, установлено, что администрацией Горнозаводского городского округа требования законодательства в указанной сфере не исполняются. В ходе проведенной прокуратурой проверки подтвержден факт отсутствия контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов с бетонным или асфальтовым покрытием, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора на территории р.п. Теплая Гора. Отсутствие специальных площадок для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также привести к попаданию токсичных веществ в окружающую среду.

Представитель администрации ответчика администрации Горнозаводского городского округа Аникина Г.Ф. в судебном заседании с административными исковыми требованиями согласна (л.д. 14-15).

Суд, заслушав прокурора, изучив документы дела, считает заявленные требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

На основании статьи 51 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

- обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

- сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

- твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктами 24,25 частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 «131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

Согласно пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 года №1039 следует, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Законом Пермского края от 23.04.2018 № 223-ПК Горнозаводское городское поселение преобразовано в Горнозаводский городской округ.

Согласно части 3 статьи 2 Устава Горнозаводского городского округа, принятого Решением Горнозаводской городской Думы от 31.10.2018 №24 в состав Горнозаводского городского округа входят территории следующих населенных пунктов: г.Горнозаводск, р.п. Бисер, р.п.Кусье-Александровский, р.п. Медведка, р.п. Нововильвенский, р.п. Пашия, р.п. Промысла, р.п.Сараны, р.п.Старый Бисер, р.п. Теплая Гора, ст.п. Вижай, п. Вильва, ст.п. Европейская, ст.п. Койва, ст.п. Лаки, п.Средняя Усьва, п. Усть-Койва, ст.п.Усть-Тискос, п.Усть-Тырым.

В соответствии с пунктами 16,28,29 части 1 статьи 4 Устава Горнозаводского городского округа, принятого Решением Горнозаводской городской Думы от 31.10.2018 №24 к вопросам местного значения городского округа относятся:

- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;

- участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

- утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В нарушение требований до настоящего времени администрацией Горнозаводского городского округа деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов не организована в полном объеме- на территории р.п. Теплая Гора Горнозаводского городского округа Пермского края не созданы контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 19.12.2019 года помощником прокурора Горнозаводского района Шаймухаметовой Н.А., с участием главного специалиста по охране окружающей среды отдела архитектуры и градостроительства управления развития инфраструктуры администрации Горнозаводского городского округа ФИО2 проведена проверка по соблюдению законодательства по обеспечению законности в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории р.п. Теплая Гора Горнозаводского городского округа Пермского края. В ходе проверки установлено что на территории поселка отсутствуют надлежащим образом оборудованные специальные площадки для установки контейнеров для сборки твердых коммунальных отходов (л.д.4).

Суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, предложенный прокурором срок для выполнения возложенных на ответчика вышеуказанных обязанностей

объективным и разумным, так как отсутствие контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу безопасности окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, а установление более позднего срока создания данных площадок отдаляет защиту прав неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду, может привести к неблагоприятным последствиям, связанным с причинением вреда жизни и здоровью граждан, попаданию токсичных веществ в окружающую среду.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования заместителя прокурора Горнозаводского района Пермского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Горнозаводского городского округа в непринятии мер по созданию контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов на территории р.п. Теплая Гора в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы»

Обязать Администрацию Горнозаводского городского округа создать специальные площадки для сбора твердых коммунальных отходов на территории р.п. Теплая Гора в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы»

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Горнозаводский районный суд в месячный срок.

Судья Сырова Т.В.