ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-93/2024 от 21.02.2024 Мордовского районного суда (Тамбовская область)

УИД: 68RS0014-01-2024-000102-98

Дело № 2а-93/2024

Решение

именем Российской Федерации

р.п. Мордово 21 февраля 2024 года

Мордовский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи районного суда Кирьяновой М.О.,

при секретаре судебного заседания Рыжковой Ю.В.,

с участием:

помощника прокурора Мордовского района Тамбовской области Орловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Мордовского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,

установил:

Прокурор Мордовского района Тамбовской областиобратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» по адресу: https://, призывающую к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование иска указано, что в целях недопущения использования сети «Интернет» для осуществления экстремистской деятельности прокуратурой Мордовского района Тамбовской области 29 января 2024 года был организован её мониторинг, в ходе которого установлено, что по адресу: публичная информация в виде иллюстрации, призывающая к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации. При этом ознакомиться с содержанием и скопировать материал в электронном виде может любой Интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний, ограничения на его передачу и распространение отсутствуют. На момент проверки указанный адрес в сети «Интернет», на котором размещена рассматриваемая информация в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствует. Установить владельца сайта с использованием возможностей сервиса для проверки доменов не представилось возможным. Поскольку вышеуказанный материал имеется в свободном доступе у всех пользователей сети «Интернет», что может свидетельствовать о том, что данные материалы до настоящего времени не включены в соответствующий Федеральный список экстремистских материалов, их распространение не пресечено. В целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства следует информацию, размещенную по URL-адресу https://, признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора Мордовского района Тамбовской области Орлова А.В.административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по <адрес>, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не явился. В адрес суда поступило письменное заявление руководителя Управления Роскомнадзора по Тамбовской области ФИО2, в котором она просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя, ввиду невозможности участия и указывает, что URL-адрес https://i.ytimg.com/vi/xsI63U6HUHc/maxresdefault.jpg?7857057827доступен для просмотра.

На основании ст. 150 КАС РФ, с учетом мнения прокурора Орловой А.В., суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, в настоящем судебном заседании.

Выслушав в судебном заседании объяснения прокурораОрловой А.В., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации») в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ст.13 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.

Согласно ст. 151 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу п. 4 ст. 151 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.

При этом, согласно пп. 2 п. 5 названной статьи, основанием для включения в соответствующий реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с ч.1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года«О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности») экстремистской деятельностью признается, в том числе: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению.

Под экстремистскими материалами, исходя из положений ст.1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» следует понимать предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

В силу ст.12 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.

Статьей 20.3.1 КоАП РФ установлена ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет».

При этом ч.1 ст.282 УК РФ предусмотрена ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», лицом после его привлечения к административной ответственности по ст.20.3.1 КоАП РФ в течение одного года.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в определении от 02 июля 2013 года № 1053-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 3 статьи 1 и части третьей статьи 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», признание тех или иных информационных материалов экстремистскими означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные антиэкстремистским законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу правам и свободам человека и гражданина, основам конституционного строя, обеспечению целостности и безопасности Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, прокуратурой района проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях недопущения её использования для осуществления экстремистской деятельности.

В ходе просмотра сайтов сети «Интернет» выявлено, что имеется свободный доступ к сайту с URL-адресом:https, на котором имеется публичная информация в виде иллюстрации, призывающая к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, что подтверждается актом проверки от 29 января 2024 года за подписью помощника прокурора района, скриншотами страниц указанного сайта.

Названная информация находится в свободном доступе и побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена административная ответственность (ст. 20.3.1 КоАП РФ), уголовная ответственность (ч.1 ст.282 УК РФ) и фактически является распространением запрещенной информации.

На день рассмотрения настоящего административного дела указатель страницы интернет-сайта, расположенного по URL-адресу: https://, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включен.

В ходе рассмотрения настоящего дела судом не установлены владельцы сайта в сети «Интернет», расположенного по URL-адресу: https:/ размещенной на нём информации, администраторы доменных имен.

Управлением Роскомнадзора по Тамбовской области представлены данные о том, что информацией о владельцах сайта, на котором размещена информация, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, Управление не располагает.

Нахождение в открытом доступе указанной в иске прокурора, находящейся на сайте в сети «Интернет», расположенном по URL-адресу: https://, информации нарушает права Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, и конституционное право граждан на проживание в правовом государстве. Указанная информация так же оказывает негативное влияние на правосознание граждан, создает угрозу основам конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства.

Следовательно, в силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация на вышеуказанном сайте может быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Отсутствие запрета на дальнейшее распространение указанной информации может нанести вред законным интересам граждан, привести в нарушение основных конституционных основ государства, что противоречит требованиям вышеприведенных норм закона.

Положениями действующего законодательства не предусмотрен досудебный порядок признания информации, размещенной на обозначенном сайте сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, что исключает возможность выбора иного способа защиты нарушенных прав, кроме как обращение в суд с заявлением о признании информации запрещенной к распространению.

Поскольку по делам данной категории юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения запрещенной информации на сайте в сети «Интернет», то установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

Суд, оценив в совокупности представленные доказательства, полагает необходимым удовлетворить заявленные требования, которые направлены на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 4 ст. 2655 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 2655КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Мордовского района Тамбовской области удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на странице сайта с URL-адресом https, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Мордовский районный суд Тамбовской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.О. Кирьянова

Мотивированное решение изготовлено 21 февраля 2024 года.

Судья М.О. Кирьянова