ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-941/18 от 06.11.2018 Усть-джегутинского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

административное дело 2а-941/2018

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

06 ноября 2018 года г.Усть-Джегута.

Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики

в составе: председательствующего судьи – Катчиевой З.И.,

рассмотрев в помещении Усть-Джегутинского районного суда в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Байрамкуловой А.С. к Межрайонной ИФНС России (номер обезличен) по КЧР и Государственному Учреждению-Отделения Пенсионного фонда России по КЧР о признании безнадежной к взысканию в связи с утратой возможности принудительного взыскания недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням,

у с т а н о в и л:

Байрамкулова А.С. обратилась в Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России (номер обезличен) по КЧР и Государственному Учреждению-Отделения Пенсионного фонда России по КЧР о признании безнадежной к взысканию в связи с утратой МИ ФНС России (номер обезличен) по КЧР возможности принудительного взыскания задолженности в сумме 85 222,02, в том числе: недоимки по страховым взносам – 60 995,81 руб., задолженности по пеням в сумме 24 226,21 руб. по состоянию на (дата обезличена).

В обоснование административного иска административным истцом Байрамкуловой А.С. указано, что она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в МИФНС (номер обезличен) по КЧР. (дата обезличена)Байрамкулова А.С. прекратила статус индивидуального предпринимателя, подав соответствующее заявление в МИФНС (номер обезличен) по КЧР. (дата обезличена) налоговым органом ей была выдана справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, в общей сумме 85 222,02 рублей, из которых: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до (дата обезличена) (КБК (номер обезличен)) – 21 458,40 руб., пени – 12 631,51 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксируемом размере в федеральный фонд ОМС до (дата обезличена) (КБК (номер обезличен)) – 14 019, 08 руб., пени – 257,50 руб.; страховые взносы в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до (дата обезличена) (КБК (номер обезличен)) – 6 437,52 руб., пени – 4 037,30 руб.; страховые взносы в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии (КБК (номер обезличен)) – 7 495,20 руб., пени – 137,66 руб.; страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до (дата обезличена) (КБК (номер обезличен)) – 7 922,61 руб., пени – 4 949,62 руб.; страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до (дата обезличена) (КБК (номер обезличен)) – 3 663,00 руб., пени – 2 212,62 руб. До и после прекращения предпринимательской деятельности, никаких претензий, требований со стороны налогового органа, органа пенсионного фонда, службы судебных приставов она не получала. С задолженностью указанной справке она категорически не согласна, так как никаких извещений либо требований об указанной задолженности она никогда не получала. С действиями пенсионного фонда, и налогового органа она не согласна и считает их не соответствующими положениям Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и нарушающими его права, свободы и законные интересы. Просит суд, признать безнадежной ко взысканию в связи с утратой Межрайонной ИФНС России (номер обезличен) по КЧР возможности принудительного взыскания с Байрамкуловой А.С. задолженности в общей сумме 85 222,02 руб.: в том числе недоимки по страховым взносам – 60 995,81 руб., задолженности по пеням в сумме 24 226,21 руб. по состоянию на (дата обезличена).

Административный истец Байрамкулова А.П., надлежащим образом, извещена о слушании дела, в судебное заседание не явилась, не просила о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Административные ответчики – МИФНС России (номер обезличен) по КЧР и ГУ-ОПФР по КЧР о рассмотрении дела извещены своевременно и надлежащим образом, однако в судебное заседание не явились и о причинах своей неявки не уведомили.

Согласно п.4 ст.291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.1 ст.292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.

В ч.7 ст.150 КАС РФ указано, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.

На основании указанных норм дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания, ввиду неявки сторон.

Суд, изучив письменные материалы дела, считает административные исковые требования законными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации).

В связи с вступившими в законную силу изменениями в Налоговый кодекс Российской Федерации вопросы, связанные с взысканием недоимки по страховым взносам, отнесены к компетенции налоговых органов.

Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичные положения содержатся также в п. 1 ст. 3 НК РФ.

Согласно п.1 ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежным к взысканию установлен ст.59 НК РФ.

В соответствии с подп.4 п.1 ст.59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию (далее по тексту - Порядок), и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам (далее по тексту - Перечень), утвержден Приказом ФНС России от 19 августа 2010 года №ЯК-7-8/393@.

Согласно п.п.1, 2.4 Порядка задолженность, взыскание которой оказалось невозможным, подлежит списанию в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность ее взыскания в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп.5 п.3 ст.44 и подп.4 п.1 ст.59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться, в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.

Исходя из толкования подп.4 п.1 ст.59 НК РФ инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.

Таким образом, в данном случае основанием для вынесения соответствующего решения налоговым органом является судебный акт о признании безнадежной к взысканию задолженности.

Вместе с тем, отношения по оплате налоговых платежей являются публично-правовыми отношениями, основанными, с одной стороны, на властном правомочии налогового органа, с другой стороны, на безусловной обязанности гражданина исполнять установленные законом налоговые обязательства.

В то же время взыскание недоимки по налогу не является правом налоговой инспекции, а представляет собой исполнение государственно-властных полномочий, являющихся функцией поименованного государственного органа.

Реализация таких полномочий является обязанностью государственного органа, осуществляемой в порядке, установленном законом.

При этом бездействие по реализации обязанностей по взысканию налоговой недоимки государственным органом не может служить обоснованием несения гражданином дополнительных обязательств.

В силу ст.75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно п.1 ст.72 НК РФ пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с Письмом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 01 декабря 2008 года №ММ-6-1/872 исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Следовательно, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента отсутствуют основания для их начисления.

Как следует из материалов дела, Байрамкулова А.С. утратила статус индивидуального предпринимателя с (дата обезличена), деятельность прекращена в связи с принятием соответствующего решения.

Обязанность по уплате страховых взносов Байрамкуловой А.С.. не исполнялась, потому у неё образовалась задолженность по страховым взносам по состоянию на (дата обезличена) в сумме 60 995,81 руб. Кроме того, на всю задолженность по страховым взносам было произведено начисление пени в сумме 24 226,21 руб.

Согласно ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовавшего на момент возникновения обязанности по уплате налога) требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение десяти дней со дня вступления в силу соответствующего решения. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов, в котором плательщик страховых взносов состоит на учете. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.

Согласно ст.46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Однако, вопреки вышеуказанным нормам, административные ответчики не предпринимали никаких мер по взысканию задолженности, и не предоставили суду доказательств в опровержении данных доводов.

Из справки о состоянии расчетов на (дата обезличена), выданной Межрайонной инспекцией ФНС России (номер обезличен) по КЧР, следует, что по состоянию на (дата обезличена) за Байрамкуловой А.С. числится задолженность по страховым взносам в размере 85 222,02 рублей, из которых: недоимка по страховым взносам – 60 995,81 руб., пеня – 24 226,21 руб., при этом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до (дата обезличена) (КБК (номер обезличен)) – 21 458,40 руб., пени – 12 631,51 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксируемом размере в федеральный фонд ОМС до (дата обезличена) (КБК (номер обезличен)) – 14 019, 08 руб., пени – 257,50 руб.; страховые взносы в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до (дата обезличена) (КБК (номер обезличен)) – 6 437,52 руб., пени – 4 037,30 руб.; страховые взносы в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии (КБК (номер обезличен)) – 7 495,20 руб., пени – 137,66 руб.; страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до (дата обезличена) (КБК (номер обезличен)) – 7 922,61 руб., пени – 4 949,62 руб.; страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии до (дата обезличена) (КБК (номер обезличен)) – 3 663,00 руб., пени – 2 212,62 руб.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Байрамкулова А.С. прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с (дата обезличена).

Учитывая, что на протяжении более 3 лет с момента направления требований каких-либо мер по принудительному взысканию с Байрамкуловой А.С. недоимки по страховым взносам контролирующими органами не предпринималось, в настоящее время также таких мер не предпринимается, суд приходит к выводу, что установленные законом сроки для принудительного взыскания истекли. При этом обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд с требованиями о взыскании указанной задолженности, судом не установлено, административными ответчиками не представлено, что позволяет сделать вывод об утрате возможности ее взыскания. Утрата возможности взыскания основной недоимки по страховым взносам влечет за собой утрату возможности взыскания пени, начисленных на указанную недоимку, в силу положений ст.75 НК РФ, поскольку обязанность по уплате пени является производной от основного обязательства.

Таким образом, оценивая имеющиеся по делу доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд соглашается с требованием административного истца, поскольку административными ответчиками в суд не представлены доказательства, опровергающие доводы административного истца.

Административно-исковые требования Байрамкуловой А.С. о признании безнадежной к взысканию в связи с утратой МИ ФНС России (номер обезличен) по КЧР возможности принудительного взыскания задолженности в сумме 85 222,02, в том числе: недоимки по страховым взносам – 60 995,81 руб., задолженности по пеням в сумме 24 226,21 руб. по состоянию на (дата обезличена) подлежат удовлетворению, поскольку правом признавать имеющуюся задолженность по уплате налогов безнадежной к взысканию и списывать ее, наделены налоговые органы на основании судебного акта, которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-179, 227-228 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования Байрамкуловой А.С. к Межрайонной ИФНС России (номер обезличен) по КЧР и Государственному Учреждению-Отделения Пенсионного Фонда России по КЧР о признании безнадежной к взысканию в связи с утратой возможности принудительного взыскания задолженности в сумме 85 222,02, в том числе: недоимки по страховым взносам – 60 995,81 руб., задолженности по пеням в сумме 24 226,21 руб. по состоянии на (дата обезличена) – удовлетворить.

Признать безнадежной к взысканию в связи с утратой Межрайонной ИФНС России (номер обезличен) по КЧР возможности принудительного взыскания с Байрамкуловой А.С., года рождения: (дата обезличена), место рождения: Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен ), зарегистрированной по адресу: 369317, Россия, Карачаево-Черкесская Республика, (адрес обезличен )., по уплате задолженности в сумме 85 222,02, в том числе: недоимки по страховым взносам – 60 995,81 руб., задолженности по пеням в сумме 24 226,21 руб. по состоянии на (дата обезличена).

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий – судья подпись З.И.Катчиева