Дело № 2а-941/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 августа 2017 года
Долгопрудненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Сухарева А.В.,
при секретаре Байрак Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации г. Долгопрудного к прокуратуре г. Долгпорудного, прокуратуре Московской области о признании представления прокурора г. Долгопрудного незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Долгопрудного обратилась в суд с иском к прокуратуре г. Долгпорудного о признании представления прокурора г. Долгопрудного незаконным. В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором г. Долгопрудного в адрес администрации г. Долгопрудного было внесено представление об устранении нарушений законодательства при распоряжении объектами жизнеобеспечения (тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения), находящимися в муниципальной собственности городского округа Долгопрудный. Прокурор потребовал устранить нарушения ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Из представления следует, что администрация г. Долгопрудного в нарушение ст. 15 вышеуказанного закона на праве хозяйственного ведения МУП «Инженерные сети г. Долгопрудного» переданы объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения, в то время как с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с главой 6.1 Федерального закона «О теплоснабжении» и главой 7.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» указанные объекты могут быть предоставлены предприятию только на основании договора аренды или концессионного соглашения. Данное представление, по мнению административного истца, является незаконным, т.к. согласно ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органам местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, к числу которых относятся и вопросы организации тепло-, водоснабжения и водоотведения, вправе создавать муниципальные предприятия. Согласно действующему законодательству имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за данными предприятиями на праве хозяйственного ведения. В связи с указанным передача указанному выше МУП указанного имущества в хозяйственное ведение осуществлена в соответствии с законом.
В качестве административного соответчика по делу привлечена прокуратура Московской области.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал требования по вышеуказанным основаниям, также указал, что объекты, которые были переданы в хозяйственное ведение МУП «Инженерные сети г. Долгопрудного» с ДД.ММ.ГГГГ, являются составными частями единых систем тепло-, водоснабжения и водоотведения. По этой причине передать их отдельно от всей системы в аренду разным лицам невозможно. Поскольку вся система находится в хозяйственном ведении указанного МУП еще до ДД.ММ.ГГГГ указанные в представлении прокурора объекты также были переданы в хозяйственное ведение МУП.
В судебном заседании представитель административных ответчиков не согласился с административным иском, указав, что в силу приведенных выше норм не допускается с ДД.ММ.ГГГГ передача указанных объектов в хозяйственное ведение. Данные объекты могут быть переданы лишь в аренду или по концессионным соглашениям, что возможно лишь в ходе конкурсных процедур. Так как этот порядок администрацией г. Долгопрудного не был соблюден, нарушены положения ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Представитель заинтересованного лица МУП «Инженерные сети г. Долгопрудного» не явился в судебное заседание, был извещен о времени месте рассмотрения дела.
Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, считает, что имеются основания для удовлетворения заявленных требований.
Согласно п. 3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит в том числе представление об устранении нарушений закона.
В силу ст. 24 указанного закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме
ДД.ММ.ГГГГ прокурором г. Долгопрудного в адрес администрации г. Долгопрудного было внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите конкуренции (л.д. 9-10). Из представления следует, что произошло увеличение объектов тепло-, водоснабжения и водотведения, переданных на праве хозяйственного ведения: в ДД.ММ.ГГГГ на 13 объектов, в ДД.ММ.ГГГГ на 58 объектов, в ДД.ММ.ГГГГ на 44 объект, в ДД.ММ.ГГГГ на 41 объект. Однако, в силу главы 6.1 Федерального закона «О теплоснабжении» и главы 7.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» передача объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения возможна лишь в аренду или по концессионным соглашениям. Передача указанных объектов в хозяйственное ведение не допускается вышеуказанными нормативными правовыми актами. При этом, поскольку передача объектов, находящихся в муниципальной собственности возможна лишь на основании торгов, а они не проводились применительно к вышеуказанным объектам, нарушена ст. 14 Федерального закона «О защите конкуренции». В связи с указанным прокурор потребовал принять меры к устранению указанных нарушений.
Указанное представление было внесено по результатам данных прокуратурой Московской области указаний о проведении соответствующей проверки и принятия мер реагирования (л.д. 46).
Перечень объектов тепло-, водоснабжения и водотведения, о которых шла речь в представлении прокурора, указан в представленном администрацией г. Долгопрудного Списке, достоверность которого подтверждена представителем административного ответчика (л.д. 68-78). В указанном списке имеются сети водопровода, канализации, а также два АИТа (автономных источников тепла).
Из информации МУП «Инженерные сети г. Долгопрудного» (л.д. 63) следует, что указанные объекты являются элементами единой системы инженерных коммуникаций городского округа Долгопрудный.
Факт того, что данные объекты являются элементами общей системы инженерных коммуникаций подтвержден и показаниями допрошенного судом в качестве свидетеля ФИО1 (заместителя директора МУП «Инженерные сети г. Долгопрудного»), который показал, что в его обязанности входит вопросы теплоснабжения города. Он имеет высшее образование, специальность - инженер коммунального хозяйства. Указанные выше объекты являются единой системы. Нельзя их использовать в разрыве, поскольку они зависят друг от друга. Это технически невозможно. Их использование как самостоятельных объектов невозможно.
Представитель административных ответчиков не представил суду доказательств, опровергающих указанную информацию, т.е. подтверждающих то обстоятельство, что указанные в представлении объекты могут являться самостоятельными, а не являются частями общей системы. От проведения соответствующей экспертизы представитель административных ответчиков отказался.
В связи с указанным суд считает установленным, что отраженные в Списке сети являются частями единой системы тепло-, водоснабжения и водоотведения, их использования в качестве самостоятельных объектов невозможно.
Согласно информации МУП «Инженерные сети г. Долгопрудного» в адрес суда указанные в списке АИТы являются автономными источниками теплоснабжения только для объектов: АИТ-6 – МКД № по <адрес>№, <адрес>№, АИТ-7 – МКД №<адрес>. Данные объекты принимались в эксплуатацию как автономные источники теплоснабжения.
Согласно ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Аналогичные положения содержаться в ч. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» применительно к объектам теплоснабжения.
Исходя из содержания указанной нормы, она распространяется на централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также на отдельные объекты (т.е. те которые являются самостоятельными от целой системы) таких систем.
Указанные выше сети не являются указанными отдельными объектами централизованной системы 9на что указано выше), в связи с этим действие указанной нормы не может быть распространено на данные объекты.
Кроме того, согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Действуя на основании статей 215, 216 Гражданского кодекса, собственник, в частности, правомочен закрепить имущество, находящееся в муниципальной собственности, за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 настоящего Кодекса).
Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом.
С момента официального опубликования (ДД.ММ.ГГГГ) Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и статьей 28.1 Закона о теплоснабжении.
Наряду с указанным правилом, статьей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.
Как следует из вышеуказанных норм названных Федеральных законов, содержащиеся в них требования регулируют обязательственные отношения, связанные с передачей прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и касаются только тех ситуаций, когда такое имущество передается на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров.
Статья 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» и ст. 28.1 Федерального закона «О теплоснабжении», устанавливающие особые требования к передаче прав владения и (или) пользования указанными выше, не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом.
С учетом изложенного, действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями. Исходя из этого, факт передачи указанных в представлении объектов в хозяйственное ведение МУПа нельзя рассматривать как нарушение указанных прокурором в представлении требований закона.
В связи с изложенным, представление прокурора г. Долгопрудного, внесенное в том числе и в связи с указанием прокуратуры Московской области, является незаконным, поскольку содержит требования, не основанные на действующем законодательстве.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 177-179 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление администрации г. Долгопрудного к прокуратуре г. Долгпорудного, прокуратуре Московской области о признании представления прокурора г. Долгопрудного незаконным удовлетворить.
Признать незаконным представление прокурора г. Долгопрудного от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений законодательства о защите конкуренции.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Долгопрудненский городской суд в течение одного месяца со дня подготовки мотивированного решения.
Судья
Мотивированное решение подготовлено 29.11.2017 г.