ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-942/2022 от 01.08.2022 Моршанского районного суда (Тамбовская область)

Дело №2а-942/2022

УИД 68RS0015-01-2022-001137-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Моршанск 1 августа 2022 года

Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Крыловой А.Е.,

при секретаре Чученковой О.А.,

с участием помощника прокурора г. Моршанска Бакиной Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению, с уточнением, прокурора города Моршанска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Куликовского сельсовета Моршанского района Тамбовской области о возложении обязанности в срок до 01.10.2022 пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности и назначить лицо ответственное за обращение с отходами,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Моршанска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Куликовского сельсовета Моршанского района Тамбовской области о возложении обязанности в срок до 01.10.2022 пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности и назначить лицо ответственное за обращение с отходами.

В обоснование иска указано, что в соответствии с поступившим из прокуратуры Тамбовской области заданием прокуратурой города была проведена проверка исполнения законодательства хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность, связанную с обращением с отходами I и II классов опасности.

На территории Моршанского района свою деятельность осуществляет администрация Куликовского сельсовета.

Для осуществления своей деятельности организация использует транспортное средство <данные изъяты>. Данный транспорт принадлежит организации на праве собственности и эксплуатируется более 10 лет. Техническое обслуживание и ремонт осуществляется администрацией сельсовета.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Проверка показала, что несмотря на наличие отходов 2-4 класса опасности в администрации Куликовского сельсовета в нарушение предусмотренных законом требований, до настоящего времени не назначено лицо ответственное за обращение с отходами.

При этом из информации сельсовета усматривается, что в связи с отсутствием у работников сельсовета документа, подтверждающего подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности назначить лицо ответственное за обращение с отходами, не представляется возможным.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» просит возложить на администрацию Куликовского сельсовета Моршанского района обязанность пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности и назначить лицо ответственное за обращение с отходами в срок до 01.10.2022.

14.07.2022 от административного истца поступило заявление об уточнении исковых требований, согласно которому он просит возложить на администрацию Куликовского сельсовета Моршанского района Тамбовской области обязанности: назначить лицо, ответственное за обращение с отходами; обеспечить его подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в срок до 01.10.2022.

В соответствии с ч 1. ст. 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска.

Поскольку заявленное изменение не противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц, суд принимает данное уточнение административных исковых требований,

В судебном заседании помощник прокурора г.Моршанска Бакина Е.М. административные исковые требования, с учетом уточнений, поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика администрации Куликовского сельсовета Моршанского района в судебное заседание не явился. От главы сельсовета ФИО3 поступило заявление, согласно которому она ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие административного ответчика. Так же указывает, что административные исковые требования, с учетом уточнений, признает в полном объеме. Последствия признания иска разъяснены и понятны.

Согласно ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Признание иска стороной ответчика принимается судом, поскольку оно заявлено добровольно, не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов.

Право ответчика признать исковые требования вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а так же спорным материальным правом.

Учитывая, что признание иска не противоречит закону, совершено в интересах обеих сторон и неопределенного круга лиц, заявлено добровольно, действительная воля ответчика относительно заявленных требований и сложившихся правоотношений подтверждена и установлена по правилам, предусмотренным действующим процессуальным законом, при этом обстоятельств, свидетельствующих о том, что признание иска нарушает интересы других лиц не установлено, ввиду чего суд не усматривает обстоятельств, препятствующих признанию иска судом.

Заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с требованиями ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

На основании ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.14 Закона определяет, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности, подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный ст.20 настоящего Федерального закона, не требуется.

Пунктом 6 Правил проведения паспортизации отходов I и IV классов опасности (утв.постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 №712) определено, что паспорт отходов I и IV классов опасно составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» определяет класс опасности отхода в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.

Как установлено в судебном заседании, в соответствии с поступившим из прокуратуры Тамбовской области заданием прокуратурой города была проведена проверка исполнения законодательства хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность, связанную с обращением с отходами I и II классов опасности.

На территории Моршанского района свою деятельность осуществляет администрация Куликовского сельсовета.

Для осуществления своей деятельности организация использует транспортное средство <данные изъяты>. Данный транспорт принадлежит организации на праве собственности и эксплуатируется более 10 лет, что подтверждается паспортом транспортного средства, свидетельством о регистрации транспортного средства и не оспаривается сторонами. Техническое обслуживание и ремонт осуществляется администрацией сельсовета.

Согласно ответу главы Кульковского сельсовета ФИО4 в результате эксплуатации транспортного средства – автомобиля <данные изъяты> образуются следующие отходы: <данные изъяты>

Кроме того в результате деятельности Куликовского сельсовета образуются отходы следующего вида: мышь компьютерная, клавиатура, картриджи, офисный мусор, относящиеся к 3-5 классам опасности, что подтверждается ответом главы сельсовета ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ и реестром основных средств муниципального имущества Куликовского сельсовета.

При этом в штате администрации сельсовета отсутствует лицо, ответственное за работу с отходами 1-4 классов опасности, поскольку никто из сотрудников администрации не проходил соответствующего обучения.

Указанные выше обстоятельства административным ответчиком не оспариваются.

Согласно пункту 1 ст.73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также письма Минприроды России от 16.04.2021 № 15-50/2021-ОГ, руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающуюсреду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

В соответствии с пунктом 1 ст.15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I-IV классов опасности.

Согласно пункта 3 профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.

Проверка показала, что несмотря на наличие отходов 2-4 класса опасности в администрации Куликовского сельсовета в нарушение предусмотренных законом требований, до настоящего времени не назначено лицо ответственное за обращение с отходами.

При этом из информации сельсовета усматривается, что в связи с отсутствием у работников сельсовета документа, подтверждающего подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности назначить лицо ответственное за обращение с отходами, не представляется возможным.

Исходя из положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконным решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку в нарушение действующего законодательства до настоящего времени администрацией Куликовского сельсовета Моршанского района не назначено лицо ответственное за обращение с отходами, суд полагает необходимым возложить на администрацию Куликовского сельсовета Моршанского района обязанность пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности и назначить лицо ответственное за обращение с отходами.

Обсуждая вопрос об установлении конкретного срока на устранение допущенного нарушения, суд полагает испрашиваемый административным истцом срок до 01.10.2022 достаточным и разумным.

Таким образом, административное исковое заявление прокурора г. Моршанска подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-176,178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора города Моршанска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Куликовского сельсовета Моршанского района Тамбовской области о возложении обязанности в срок до 01.10.2022 пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности и назначить лицо ответственное за обращение с отходами – удовлетворить.

Возложить на администрацию Куликовского сельсовета Моршанского района Тамбовской области обязанность в срок до 01.10.2022 назначить лицо (лиц), ответственное (ответственных) за обращение с отходами I-IV классов опасности.

Возложить на администрацию Куликовского сельсовета Моршанского района Тамбовской области обязанность обеспечить подготовку лиц, ответственных за обращение с отходами I-IV классов опасности, в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в срок до 01.10.2022.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Моршанский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Судья А.Е. Крылова

Решение составлено судом в окончательной форме 1 августа 2022 года.

Судья А.Е. Крылова