ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-942/2022 от 23.06.2023 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-942/2022

14RS0019-01-2023-000914-89

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нерюнгри 23 июня 2023 года

Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ткачева В.Г., при секретаре Опарий А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия) к Беспалову Сергею Игоревичу о взыскании задолженности по налогам,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление) обратилось в суд с административным иском к Беспалову С.И., указав, что ответчик состоит на налоговом учете в качестве плательщика и является адвокатом. Ответчик не позднее 10.01.2022 обязан был уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее – СВ ОПС) в размере 32 448 руб., а также страховые взносы на обязательное медицинское страхование (далее – СВ ОМС) в размере 8 426 руб. Между тем, указанные суммы ответчиком уплачены частично. В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в отношении ответчика в связи с неуплатой в установленный законодательством срок начислены пени за период с 11.01.2022 по 24.01.2022 по СВ ОПС в размере 128,71 руб., по СВ ОМС в размере 33,42 руб. Управление в порядке статей 69, 70 НК РФ направило через личный кабинет налогоплательщика требование № 13017 от 25.01.2022 с требованием уплатить задолженность по страховым взносам в размере 40 874 руб. и пени 162,13 руб. до 15.03.2022. Между тем в настоящее время ответчиком данная задолженность погашена частично. Таким образом, ответчиком обязанность не была исполнена в установленном срок, и на момент обращения в суд за ответчиком числится задолженность в размере: СВ ОПС: налог в размере 785,03 руб., СВ ОМС: пени в размере 40,59 руб. 18.04.2022 Управление в адрес мирового судьи направило заявление на выдачу судебного приказа в отношении Беспалова С.И. о взыскании задолженности по налогам и сборам в размере 41 036,13 руб. 22.04.2022 был вынесен судебный приказ № 2а-1854/61-2022 о взыскании задолженности. По заявлению ответчика судебный приказ отменен 02.12.2022. Таким образом, Управление не пропустило срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа. На основании изложенного, просит взыскать задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС за 2021 год: пеня в размере 33,42 руб., а также задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ за 2021 год: налог в размере 785,03 руб.; а всего 818,45 руб.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд письменный отзыв на возражение ответчика, в котором указал, что согласно данным налогового органа административным ответчиком произведен единый налоговый платеж на сумму 818,45 руб., дата операции 24.05.2023. При этом у административного ответчика до момента уплаты числилась недоимка по транспортному налогу за 2019 год, и сумма отрицательного сальдо на едином налоговом счете по состоянию на 01.01.2023 составляла 19 706,96 руб. Поскольку указанная недоимка является самой ранней, уплата в размере 818,45 руб. была зачтена в счет погашения указанной недоимки, возникшей раньше. В связи с этим, полагает, что административным ответчиком задолженность, указанная в административном иске, до настоящего времени не погашена, просит удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме.

Административный ответчик Беспалов С.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Представил письменное возражение, в котором указал, что исковые требования административным ответчиком исполнены в полном объеме и общая сумма взыскания в размере 818,45 руб. перечислены в бюджет Федерального фонда ОМС и в бюджет ПФ РФ, на основании платежного поручения № 19 от 24.05.2023. Просит в связи с этим производство по делу прекратить.

Также истец и ответчик извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела на интернет-сайте Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, адвокаты.

Согласно пункту 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1). Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (пункт 2). Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (пункт 3).

В силу статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ.

Как следует из материалов дела, Беспалов С.И. в 2021 году являлся адвокатом, в связи с чем, ответчик являлся субъектом налогообложения и обязан был оплачивать страховые взносы в соответствии с положениями действующего законодательства.

25.01.2022 налоговым органом Беспалову С.И. было направлено требование об уплате недоимки, в том числе по страховым взносам: на ОПС – 32 448 руб.; на ОМС – 8 426 руб., пени – 162,13 руб.

Судебным приказом от 18.04.2022 № 2а-1854/61-2022 с Беспалова С.И. была взыскана недоимка в указанном в требовании размере.

Определением мирового судьи от 02.12.2022 судебный приказ от 18.04.2022 № 2а-1854/61-2022 был отменен в связи с поступлением возражений от должника.

Из содержания искового заявления следует, что ответчиком указанная задолженность погашена частично, при этом на момент подачи иска в суд за ответчиком числится задолженность по указанному требованию в размере: по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере за 2021 год – 785,03 руб.; пени по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере за расчетный период 2021 год – 33,42 руб.

Таким образом, общая сумма, предъявленная административным истцом к взысканию в рамках настоящего административного дела, составляет 818,45 руб.

Настоящее административное исковое заявление было принято к производству суда 12.05.2023.

После предъявления административного иска в суд и его принятия к производству суда административный ответчик Беспалов С.И. платежным поручением № 19 от 24.05.2023 перечислил в бюджетную систему Российской Федерации 818,45 руб., указав в назначении платежа: «оплата задолженности (пеня) страховых взносов в фиксированном размере», КБК 18210202000011000160. В своем ходатайстве от 24.05.2023 Беспалов С.И, указал, что платеж в размере 818,45 руб. был произведен им с целью исполнения требований административного истца в рамках настоящего административного дела.

В отзыве от 14.06.2023 представитель административного истца признает и не оспаривает, что согласно данным налогового органа административным ответчиком 24.05.2023 произведен налоговый платеж на сумму 818,45 руб. Однако, данная сумма была зачтена не в счет погашения задолженности по страховым взносам и пени, предъявленных в рамках настоящего административного дела, а в счет погашения недоимки по транспортному налогу за 2019 года, размер которой по состоянию на 01.01.2023 составляет 19 706,96 руб. В связи с этим административный истец полагает, что административным ответчиком требования не были исполнены, в связи с чем, настаивает на удовлетворении административного иска в первоначально заявленном размере.

Между тем, суд с позицией административного ответчика не может согласиться в связи со следующим.

Действительно, с 01.01.2023 изменен порядок исполнения налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов.

Так, пункт 2 статьи 11.3 НК РФ предусматривает, что единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 НК РФ под единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с Кодексом. Для целей Кодекса единым налоговым платежом также признаются суммы денежных средств, подлежащие учету на едином налоговом счете, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 11.3 НК РФ.

Сальдо единого налогового счета представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, и денежным выражением совокупной обязанности (пункт 3 статьи 11.3 НК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 11.3 НК РФ единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сбора, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (в том числе при исполнении обязанности управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества).

При этом в соответствии с подпунктом 6 пункта 5 статьи 11.3 НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, указанного в пункте 4 статьи 11.3 НК РФ, в валюте Российской Федерации, в том числе на основе налоговых уведомлений: со дня наступления установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующего налога; со дня направления налогового уведомления налогоплательщику - физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем на дату формирования налогового уведомления, но не ранее дня формирования положительного сальдо единого налогового счета в размере, не превышающем такое положительное сальдо единого налогового счета.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (абзац первый пункта 1 статьи 45 НК РФ).

Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 45 НК РФ единый налоговый платеж учитывается на едином налоговом счете на основании информации, поступающей из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". При этом единый налоговый платеж учитывается на едином налоговом счете со дня, указанного в подпунктах 1 - 6 пункта 6 статьи 45 Кодекса.

В соответствии с пунктом 8 статьи 45 НК РФ принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином итоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка - начиная с наиболее раннего момента ее выявления; 2) налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате; 3) пени; 4) проценты; 5) штрафы.

В случае если на момент определения налоговыми органами принадлежности в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 45 НК РФ сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, недостаточно для исполнения обязанностей по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, принадлежность определяется в соответствии с последовательностью, установленной пунктом 8 статьи 45 Кодекса, пропорционально суммам таких обязанностей (пункт 10 статьи 45 НК РФ).

Таким образом, действительно, в настоящее время при исполнении налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога существенное значение имеет сальдо единого налогового счета, а не сумма конкретного налога, начисленного в отношении налогоплательщика. В случае, если сальдо налогового счета является отрицательным, а размер платежа, осуществляемого налогоплательщиком, менее такого сальдо, поступающий единый налоговый платеж подлежит распределению в порядке и очередности, закрепленной в пункте 8 статьи 45 НК РФ.

Однако, обращаясь с настоящим иском в суд, административным истцом не учтено, что с 01.01.2023 изменен не только порядок исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и сборов, но также и порядок принудительного взыскания недоимки по налогам и сборам.

Так, до 01.01.2023 в статье 69 НК РФ под требованием об уплате задолженности понималось извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В свою очередь, из содержания статьи 48 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2023, следовало, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Таким образом, до 01.01.2023 для целей взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов существенное значение имел размер задолженности по конкретному налогу.

Между тем, с 01.01.2023 часть 1 статьи 69 НК РФ предусматривает, что требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности. Неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.

Часть 3 статьи 48 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2023, предусматривает, что налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: 1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей; 2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.

Таким образом, для целей взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, начиная с 01.01.2023, существенное значение имеет не сам по себе размер задолженности по конкретному налогу, сбору и др., а наличие у налогоплательщика отрицательного сальдо единого налогового счета.

Между тем, в рассматриваемой ситуации административное исковое заявление предъявлено административным истцом не в порядке, предусмотренном статьей 48, 69 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2023, а в порядке, который данные нормы предусматривали до 01.01.2023. Свои исковые требования административный истец основывает не на том, что на едином налоговом счете Беспалова С.И. имеется отрицательное сальдо, а на том, что Беспаловым С.И. не было исполнено конкретное налоговое требование № 13017 от 25.01.2022 об уплате задолженности по страховым взносам в срок до 15.03.2022.

Следовательно, учитывая переходный период в правовом регулировании, предметом данного судебного разбирательства является не наличие у Беспалова С.И. отрицательного сальдо на едином налоговом счете, а наличие у него неисполненной обязанности по уплате конкретного страхового взноса за конкретный период. В административном исковом заявлении налоговый орган достаточно четко сформулировал свои требования, и в связи с не исполнением Беспаловым С.И. в установленные сроки требования об уплате налога просил взыскать с него недоимку по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере за 2021 год – 785,03 руб.; пени по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере за расчетный период 2021 год – 33,42 руб. Никаких ссылок на то, что требования заявлены в связи с образованием у налогоплательщика отрицательного сальдо, в исковом заявлении не имеется.

В рамках настоящего административного спора административный ответчик фактически признал предъявленные к нему требования и после принятия судом к своему производству административного иска добровольно исполнил именно те требования, которые к нему были предъявлены, уплатив в бюджетную систему 818,45 руб.

При этом, из содержания платежного поручения № 19 от 24.05.2023 с очевидностью следует, кто является плательщиком, а также каково назначение платежа, включая указание КБК 18210202000011000160, относящегося к фиксированным страховым взносам. Данное платежное поручение соответствует требованиям, установленным в приложении № 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.2013 N 107н (Правила указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств, платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами).

Следовательно, административным ответчиком после предъявления административного искового заявления в суд были исполнены требования административного иска в том виде и размере, который был указан самим административным истцом.

То обстоятельство, что после 01.01.2023 был изменен порядок администрирования налогов и сборов, само по себе, не свидетельствует о не исполнении административным ответчиком требований административного иска, принимая во внимание, в том числе то, что требования настоящего иска налоговый орган основывал не на нормах, регулирующих новый порядок администрирования и взыскания налогов, а на тех нормах, которые действовали до 01.01.2023.

Суд также обращает внимание на то, что в силу пункта 5 статьи 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является мирное урегулирование споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 137.7 КАС РФ результатами примирения лиц, участвующих в деле, могут быть, в частности частичное или полное признание административного иска; признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения.

Из материалов гражданского дела следует, что административный ответчик фактически добровольно исполнил все требования, которые были предъявлены административным истцом.

При этом ответчик, фактически признавая факт получения от ответчика денежных средств в заявленном им размере, настаивает на том, что требования иска не исполнены, так как в связи с изменением правового регулирования, поступившие от административного ответчика денежные средства были зачтены в счет исполнения других налоговых обязанностей налогоплательщика.

Между тем суд не может согласиться с указанной позицией административного истца, так как такая позиция противоречит смыслу административного процесса. Отказываясь принять поступившие денежные средства в качестве надлежащего исполнения заявленных требований, административный истец фактически изменяет предмет и основание первоначально заявленного им иска, а также лишает административного ответчика исключительного права на признание административного иска.

Суд полагает, что исполнение, произведенное административным ответчиком в ходе рассмотрения настоящего административного дела с целью исполнения заявленных требований, должно быть зачтено в счет исполнения тех обязанностей по уплате налога, в отношении которых административным истцом были заявлены исковые требования, а не в счет исполнения обязанностей по уплате каких-либо других налогов, требования по которым в рамках настоящего дела не заявлялись.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что по состоянию на день разрешения настоящего спора по существу административный ответчик исполнил требования административного истца в размере, указанном в исковом заявлении, в связи с чем, основания для удовлетворения искового заявления по указанным в нем предмету и основаниям не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в течение 30 дней со дня его принятия в окончательной форме в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия).

Судья В.Г. Ткачев

Решение в окончательной форме принято 3 июля 2023 года