№ 2а-943/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бахчисарай |
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – | Корбут А.О. |
при секретаре – | ФИО1 |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к председателю Комитета по противодействию коррупции Республики Крым – ФИО2, Комитету по противодействию коррупции Республики Крым, о признании действия дискриминационным, прекращении дискриминации, –
установил:
12 мая 2020 года ФИО3 обратился в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к председателю Комитета по противодействию коррупции Республики Крым – ФИО2, о признании действия дискриминационным, прекращении дискриминации.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что ответ председателя Комитета по противодействию коррупции Республики Крым ФИО2, изложенный в письме от 10 января 2020 года № 01/20, носит дискриминационный характер.
Административный истец просит признать действия председателя Комитета по противодействию коррупции Республики Крым ФИО2, выраженные в форме письма от 10 января 2020 года № 01/20, по различному использованию Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации к депутату ФИО3, находящегося в одинаковых обстоятельствах с заявителями в суды, налоговые и иные органы власти Российской Федерации такими, что имеют дискриминационный характер по признаку – различное использование законодательства к людям, находящимся в одинаковых ситуациях без объективного и разумного на то оправдания; прекратить дискриминацию путем признания незаконным письма председателя Комитета по противодействию коррупции Республики Крым ФИО2 от 10 января 2020 года № 01/20, принятого путем различного обращения (различного использования Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации) к депутату ФИО3, находящегося в одинаковых обстоятельства с заявителями в суды, налоговые и иные органы власти Российской Федерации – без объективного и разумного на таковое различие оправдания.
Определением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 28 мая 2020 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Комитет по противодействию коррупции Республики Крым.
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Административные ответчики также извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения указанного административного дела.
25 июня 2020 года в Бахчисарайский районный суд Республики Крым от представителя Комитета по противодействию коррупции Республики Крым поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя и отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, в порядке ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы административного дела, оценив представленные суду доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации могут быть обжалованы в суд решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Это положение реализуется по правилам, установленным в главе 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В предмет доказывания по делам данной категории в соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации включаются следующие обстоятельства: факт нарушения права, свобод и законных интересов административного истца; соблюдение или несоблюдение срока обращения в суд с административным исковым заявлением, а также наличие или отсутствие уважительных причин его пропуска; соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.
Судом установлено, а материалами дела подтверждено, что 9 января 2020 года административный истец через интернет-приемную Портала Правительства Республики Крым в электронном виде направил в адрес Комитета по противодействию коррупции Республики Крым справку о доходах, расходах, об обязательствах имущественного характера в отношении ФИО3 и супруги ФИО6 отчетный период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года.
Письмом председателя Комитета по противодействию коррупции Республики Крым от 10 января 2020 года № 01/20 разъяснен порядок и сроки представления сведений о доходах, расходах, об обязательствах имущественного характера.
В частности разъяснено, что в соответствии с требованиями Закона Республики Крым от 14 марта 2018 года № 479-ЗРК/2018 «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений» лица, замещающие муниципальные должности, предоставляют Главе Республики Крым сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки лицом, замещающим муниципальную должность.
Заполнение справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляется с использованием специального программного обеспечения «Справки БК», размещенного на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предоставляются в уполномоченный орган Республики Крым по осуществлению функций по профилактике коррупционных и иных правонарушений (Комитет по противодействию коррупции Республики Крым).
Также разъяснено, что в соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнении соответствующей формы справки в 2020 году (за отчетный 2019 год) установлен порядок представления сведений лицами, замещающими муниципальные должности (раздел 1 пункт 5). При невозможности представить сведения лично служащему (работнику) рекомендуется направить их в государственный орган (в данном случае в Комитет) посредством почтовой связи. Сведения, направленные через организацию почтовой связи, считаются представленными в срок, если были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня срока.
Вместе с тем, обращено внимание ФИО3 на то, что действующим законодательством направление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в электронном виде не предусмотрен, так как сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные в соответствии с законом, относятся к информации ограниченного доступа.
Также ФИО3 был проинформирован о том, что в связи с нарушением порядка представления в Комитет сведений о доходах, сведения представленные им, не могут быть приняты.
В связи с чем, председатель Комитета по противодействию коррупции Республики Крым просил направить в Комитет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установленной формы в порядке, указанном выше (лично или посредством почтовой связи) в установленный четырехмесячный срок со дня принятия территориальной избирательной комиссией соответствующего решения.
В соответствии с частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на лиц, замещающих муниципальные должности, возложена обязанность в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
Статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к лицам, замещающим муниципальные должности, отнесены, в том числе депутаты.
Законом Республики Крым от 16 сентября 2014 года № 77-ЗРК «О Реестре муниципальных должностей в Республике Крым» должность депутата сельского совета отнесена к муниципальным должностям в Республике Крым.
В соответствии с частью 4.2 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. При этом лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет указанные сведения в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата.
В Республике Крым порядок представления лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах установлен Законом Республики Крым от 14 марта 2018 года № 479-ЗРК/2018 «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверки достоверности и полноты указанных сведений».
Исходя из положений статьи 2 Закона Республики Крым № 479-ЗРК, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о доходах по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки в орган Республики Крым по профилактике коррупционных и иных правонарушений - Комитет. При этом, - заполнение справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляется с использованием специального программного обеспечения «Справки БК», размещенного на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с пунктом 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возложены полномочия по оказанию консультативной и методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции государственным органам, органам местного самоуправления Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, иным организациям, созданным на основании федеральных законов, а также изданию методических рекомендации и другие инструктивно-методические материалы по данным вопросам.
Согласно пункту 5 Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнении соответствующей формы справки в 2020 году (за отчетный 2019 год), разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, при невозможности представить сведения лично служащему (работнику) рекомендуется направить их в государственный орган (в данном случае в Комитет) посредством почтовой связи.
Исходя из системного анализа вышеуказанных норм материального закона следует, что действовавшим на момент предоставления ответа председателя Комитета по противодействию коррупции Республики Крым (10 января 2020 года № 01/20) законодательством, представление справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера путем подачи сведений через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (в электронном виде), не предусмотрено.
Вместе с тем, судом установлено, что в письме председателя Комитета по противодействию коррупции Республики Крым от 10 января 2020 года № 01/20, ФИО3 разъяснен установленный порядок и сроки представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также вышеуказанные нормы материального закона, суд приходит к выводу о том, что довод истца относительно того, что в действиях административного ответчика усматривается дискриминация прав административного истца, не может служить основанием для удовлетворения административного иска в полном объеме, поскольку не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.
Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пропущенный по указанной в части 6 названной статьи процессуального закона или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу части 8 статьи 219 Кодекса, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как следует из материалов дела, административный истец оспаривает действия председателя Комитета по противодействию коррупции Республики Крым, изложенные в форме письма от 10 января 2020 года.
В суд с административным исковым заявлением ФИО3 обратился 12 мая 2020 года, то есть с пропуском установленного законом срока обращения в суд.
Согласно статьям 92, 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало. Процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным.
В соответствии со статьей 94 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.
Согласно статье 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В заявлении о восстановлении пропущенного процессуального срока должны быть указаны причины его пропуска. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.
С заявлением о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд административный истец не обращался.
Таким образом, поскольку административным истцом пропущен срок обращения в суд с административным исковым заявлением, с заявлением о восстановлении срока на обращение в суд, с указанием уважительных причин, ФИО3 не обратился, суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение вынесено 3 июля 2020 года.
Судья А.О. Корбут