ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-944/2016 от 04.11.2016 Цимлянского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2а-944/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 ноября 2016 года г. Цимлянск

Цимлянский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Стурова С.В.,

при секретаре Поповой Т.П.,

с участием старшего помощника прокурора Цимлянского района Ростовской области Сидоренко Я.С.,

представителя административного истца по доверенности Минкина М.В.,

представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Цимлянского района Ростовской области - председателя избирательной комиссии Полякова С.И.,

заинтересованного лица Климова Г.А., его представителя по доверенности Бабченко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва по избирательному округу № 2 Кострюковой А.Б. к административному ответчику Территориальной избирательной комиссии Цимлянского района Ростовской области об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва по избирательному округу № 2 Климова Г.А.,

установил:

Административный истец Кострюкова А.Б. обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии Цимлянского района Ростовской области от 21.10.2016 года № 51-1/2 (далее - ТИК Цимлянского района) «О регистрации Климова Г.А. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва по многомандатному избирательному округу № 2, выдвинутого в порядке самовыдвижения на выборах депутатов Собрания депутатов городского и сельских поселений Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва 27 ноября 2016 года».

Свои требования административный истец мотивирует тем, что решением Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области от 20.06.2016 № 87 «О назначении выборов депутатов представительного органа муниципального образования «Лозновское сельское поселение» Цимлянского района Ростовской области» на 18.09.2016 года были назначены выборы депутатов Собрания депутатов Лозновского сельского поселения. Данное решение было опубликовано для всеобщего сведения в общественно-политической газете Цимлянского района «Придонье» от 25.06.2016 № 100-101 (М799-14800).

В соответствии с частью 19 статьи 30 Областного закона Ростовской области от 08.08.2011 № 645-ЗС «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области» (далее - Областной закон от 08.08.2011 № 645-ЗС) постановлением ТИК Цимлянского района от 12.09.2016 г. № 38-1 «Об отложении голосования на выборах депутатов Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва по многомандатному избирательному округу № 2 для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий» голосование по многомандатному избирательному округу № 2» было отложено на 27.11.2016 для дополнительного выдвижения кандидатов.

В соответствии с постановлением Избирательной комиссии Ростовской области от 23.05.2016 № 121-26 полномочия избирательной комиссии Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области возложены на ТИК Цимлянского района. Согласно постановлению Избирательной комиссии Ростовской области от 30.05.2016 № 122-23 на ТИК Цимлянского района также возложены полномочия окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 2 по выборам депутатов Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва.

Постановлением ТИК Цимлянского района от 09.08.2016 №27-1/22 «О регистрации Кострюковой А.Б. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва по избирательному округу № 2, выдвинутую ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на выборах депутатов Собрания депутатов городского и сельских поселений Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва 18 сентября 2016 года» истица была зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва по многомандатному избирательному округу № 2.

Постановлением комиссии от 21.10.2016 года № 51-1/2 «О регистрации Климова Г.А. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва по избирательному округу № 2, выдвинутого в порядке самовыдвижения на выборах депутатов Собрания городского и сельских поселений Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва 27 ноября 2016 года», Климов Г.А. был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва по избирательному округу № 2 на основании достаточного количества действительных и достоверных подписей избирателей, собранных в его поддержку.

Административный истец полагает, что вышеуказанное постановление противоречит требованиям закона и подлежит отмене по следующим основаниям:

1. Первый финансовый отчет кандидата Климова Г.А. оформлен с нарушением требований закона.

В соответствии с пунктом 9 статьи 59 Федерального закона «Об основных гарантиях прав граждан на участие в выборах и референдумах Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 № 61-ФЗ) законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет. Представление кандидатом финансовых отчетов не требуется в случае, если кандидат не создавал избирательный фонд в соответствии с пунктом 1 статьи 58 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 28 Областного закона от 08.08.2011 № 645-ЗС для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательном округу, кандидат представляет в соответствующую окружную комиссию следующие избирательные документы:

1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);

2) протокол об итогах сбора подписей (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);

3) информацию об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 2 и 3 статьи 22 настоящего Областного закона, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях;

4) первый финансовый отчет кандидата (за исключением случая, предусмотренного частью 9 статьи 50 настоящего Областного закона).

10.10.2016 года кандидат Климов Г.А. открыл специальный избирательный счет в специализированном по обслуживанию физических лиц дополнительном офисе № 5221/0881 Ростовского отделения ПАО «Сбербанк России», о чём уведомил комиссию 12.10.2016 года.

12.10.2016 года им были представлены в комиссию для регистрации следующие документы: подписные листы с подписями избирателей в кол-ве 14 подписей на 5 листах; протокол об итогах сбора подписей в 2 экз. на 2 л.; информация об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 2 и 3 статьи 22 настоящего Областного закона, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях; первый финансовый отчет кандидата в 1 экз. на 1 л.; протокол об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде.

Административный истец обращает внимание, что при анализе первого финансового отчета кандидата Климова Г.А. легко видеть следующие нарушения требований избирательного законодательства, а именно:

1) в нарушение требований пунктов 2.1, 4.2, 4.7 Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области, утверждённой постановлением Избирательной комиссии Ростовской области от 07.05.2015 № 84-2 (далее - Инструкция от 07.05.2015 № 84-2), кандидатом Климовым Г.А. не были представлены учет поступления и расходования средств его избирательного фонда, выполненный по форме согласно приложению № 1 к Инструкции, и банковская справка об остатке средств на специальном избирательном счете кандидата Климова, составленная на дату представления первого финансового отчета, т.е. на 12.10.2016;

2) в первом финансовом отчете отсутствуют сведения о реквизитах специального избирательного счета кандидата Климова и о наименовании избирательного округа (правильное наименование избирательного округа: Лозновский многомандатный избирательный округ № 2).

В соответствии с подпунктом «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, наличие на день, предшествующий дню регистрации кандидата Климова Г.А. первого финансового отчета, оформленного с нарушением требований закона, является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Аналогичные основания для отказа в регистрации содержатся в пункте 4 части 9 статьи 30 Областного закона от 08.08.2011 года № 645-ЗС.

По мнению административного истца, данное нарушение со стороны кандидата Климова Г.А. было оставлено комиссией без внимания, что в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ является основанием для отмены постановления в судебном порядке.

2. Кандидат Климов был зарегистрирован при отсутствии достаточного для регистрации количества действительных и достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку его самовыдвижения.

В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа" муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.

Согласно пункту 12 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Аналогичные требования содержатся в частях 6, 11 статьи 27 Областного закона от 08.08.2011 № 645-ЗС.

Сбор подписей в поддержку самовыдвижения кандидата Климова Г.А. осуществляла ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес>, паспорт гражданина РФ , выдан Отделом внутренних дел <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец указывает, что в нарушение вышеуказанных требований Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и Областного закона от 08.08.2011 № 645-ЗС в подписных листах, представленных кандидатом Климовым Г.А. в комиссию для регистрации, указано не соответствующее действительности наименование органа, выдавшего паспорт лица, осуществлявшего сбор подписей, что в соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ является основанием для признания всех подписей избирателей недействительными.

Аналогичное основание для признания подписей недействительными содержатся в пункте 8 части 10 статьи 29 Областного закона от 08.08.2011 № 645-ЗС.

Кроме того, одним из обязательных к заполнению реквизитов подписного листа являются сведения о кандидате в части указания наименования или номера избирательного округа по которому он выдвинут.

В соответствии с решением Собрания депутатов Лозновского сельского поселения от 13.05.2016 года № 84 «Об утверждении схемы многомандатных избирательных округов по выборам депутатов Собрания депутатов Лозновского сельского поселения четвертого созыва» на территории муниципального образования «Лозновское сельское поселение» имеются только два многомандатных избирательных округа: Лозновский многомандатный избирательный округ № 1 и Лозновский многомандатный избирательный округ № 2.

Однако, как указывает административный истец, в нарушение требований закона во всех подписных листах, представленным кандидатом Климовым Г.А., указан несуществующий и не соответствующий действительности избирательный округ, а именно: «многомандатный избирательный округ № 2», что в соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ является самостоятельным основанием для признания всех подписей избирателей недействительными.

Аналогичное основание для признания подписей недействительными содержатся в пункте 8 части 10 статьи 29 Областного закона от 08.08.2011 № 645-ЗС.

Таким образом, вывод комиссии о достаточном для регистрации кандидата Климова Г.А. количестве достоверных подписей избирателей, по мнению истца, не основан на законе. В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ недостаточное количество достоверных подписей избирателей является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата содержатся в пункте 7 части 9 статьи 30 Областного закона от 08.08.2011 № 645-ЗС.

Данное нарушение со стороны кандидата Климова Г.А. было оставлено комиссией без внимания, что в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12ю06ю2002 № 67-ФЗ является основанием для отмены постановления в судебном порядке.

3. В заявлении о согласии баллотироваться отсутствуют сведения, необходимые для выдвижения и регистрации кандидата.

В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Аналогичные требования содержатся в части 2 статьи 22 Областного закона от 08.08.2011 года № 645-ЗС.

Административный истец, анализируя заявление о согласии баллотироваться кандидата Климова Г.А. усматривает следующие нарушение требований Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и Областного закона от 08.08.2011 № 645-ЗС, а именно:

1) заявление является юридически ничтожным, поскольку не содержит в себе согласия кандидата Климова Г.А. баллотироваться по Лозновскому многомандатному избирательному округу № 2, как этого требует закон, т.е. он не приобрел права и обязанности кандидата, что само по себе исключает его регистрацию. Следовательно, является правильным вывод как об отсутствии на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом, так и о нарушении требований закона к оформлению заявления о согласии баллотироваться, поданного кандидатом Климовым Г.А., что в соответствии с подпунктами «в.1», «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ являются самостоятельными основаниями для отказа в регистрации кандидата.

Данное нарушение со стороны кандидата Климова Г.А. было оставлено комиссией без внимания, что в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ является основанием для отмены постановления в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 4.1 Постановления ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1486-6 «О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления» ответственность за представление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям закона несет кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения.

Регистрация кандидата Климова Г.А. при таком нарушении требований Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и Областного закона от 08.08.2011 № 645-ЗС, свидетельствует о несоблюдении единых для всех кандидатов правил предоставления документов, необходимых для регистрации, и как следствие, о нарушении закрепленного статьей 39 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ принципа равенства всех кандидатов, в соответствии с которым все кандидаты не только обладают равными правами, но и несут равные обязанности, а также предоставляет ему необоснованные преимущества перед административным истцом, как кандидатом, который таких нарушений не совершал.

Считая, что решение ТИК Цимлянского района от 21.10.2016 года № 51-1/2 о регистрации Климова Г.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва по многомандатному избирательной округу № 2 принято с нарушением требований избирательного законодательства, руководствуясь статьями 239-244 КАС РФ, статьями 33, 38, 59, 75, 76 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, статьями 27, 29, 30 Областного закона от 08.08.2011 г. № 645-ЗС, административный истец просит суд признать незаконным и отменить данное решение ТИК Цимлянского района.

Административный истец Кострюкова А.Б. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Согласно заявлению административного истца, дело просит рассмотреть в её отсутствие, на исковых требованиях настаивает, её интересы будет представлять представитель по доверенности Минкин М.В.

Представитель административного истца Минкин М.В., действующий на основании доверенности от 26.10.2016 года, в судебном заседании исковые требования поддержал, привел доводы, аналогичные доводам, изложенным в иске, просил их удовлетворить. Дополнительно указал, что в соответствии с пунктом 11 статьи 58 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, специальный избирательный счет открывается в филиале публичного акционерного общества "Сбербанк России", а при его отсутствии на территории избирательного округа в другой кредитной организации. Аналогичная норма содержится в части 3 статьи 49 Закона Областного закона от 08.08.2011 № 645-ЗС. В соответствии с пунктом 12 статьи 58 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и частью 8 статьи 49 Областного закона от 08.08.2011 № 645-ЗС при проведении выборов в органы местного самоуправления порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации. Такой порядок установлен Постановлением ИКРО от 29.04.2015 № 83-15. В соответствии с пунктом 1.11 порядка кандидат, избирательное объединение сообщают в течение трех дней со дня открытия специального избирательного счета в окружную, муниципальную комиссию по установленной настоящим Порядком форме (Приложение №1) реквизиты открытого специального избирательного счета. Таким образом под «реквизитами специального избирательного счета» понимается номер специального избирательного счета, наименование и адрес филиала ПАО Сбербанк или иной кредитной организации. В соответствии с пунктами 36, 52 «ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» реквизит документа это элемент оформления документа. Оформление документа это проставление на документе необходимых реквизитов. Одним из таких реквизитов финансового отчета (первого, итогового) является реквизит «реквизиты специального избирательного счёта». Следовательно, первый финансовый отчет кандидата Климова Г.А. оформлен с нарушением требований закона, т.к. в нем не заполнен реквизит специального избирательного счета кандидата, что в соответствии с подпунктом «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ является основанием для отказа в регистрации кандидата Климова Г.А., а случае осуществления такой регистрации основанием для отмены решения о его регистрации в судебном порядке. Проигнорировав имеющиеся нарушения, комиссия тем самым нарушила гарантии равенства статусов кандидатов на выборах в связи с тем, что административный истец был зарегистрирован при отсутствующих нарушениях в его документах, а Климова Г.А. - при наличии указанных нарушений. Кроме того, как следует из подтверждения о приеме документов от 12.10.2016 года, первый финансовый отчет кандидата Климова состоит из одного листа, т.е. без необходимой банковской справки об остатке денежных средств на специальном избирательном счете кандидата, что также указывает на наличие нарушений требований закона к оформлению данного документа. В соответствии с пунктом 5 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. То есть никакое сокращение сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей не допускается. Таким образом, Климова Г.А., оказывается неправомерно допущенным к голосованию наравне с административным истцом, получает возможность победить на выборах по большинству набранных голосов избирателей.

Представитель административного ответчика ТИК Цимлянского района - председатель территориальной избирательной комиссии Поляков С.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований, считая, что указанные административным истцом нарушения не могут служить основанием для отмены решения ТИК Цимлянского района о регистрации Климова Г.А. в качестве кандидата в депутаты. Пояснил суду, ссылаясь на доводы изложенным в возражении административный иск, согласно которым выводы о допущенных Климовым Г.А. нарушениях при сдаче первого финансового отчета основаны на неверном толковании норм Инструкции от 07.05.2015 № 84-2. Согласно пункту 2.1 данной Инструкции кандидат, избирательное объединение, создавшие избирательные фонды, обязаны вести учет поступления средств в соответствующий избирательный фонд и расходования указанных средств по прилагаемой форме (Приложение № 1). Пример заполнения формы учета поступления средств в избирательный фонд и их расходования приведен в Приложении № 10.

В соответствии с пунктом 4.2. Инструкции от 07.05.2015№ 84-2, кандидат, избирательное объединение обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию два финансовых отчета (первый и итоговый) и учет поступления и расходования средств соответствующего избирательного фонда. Согласно пункту 4.7 Инструкции от 07.05.2015 № 84-2 кандидат, избирательное объединение представляют в соответствующую избирательную комиссию финансовые отчеты со следующей периодичностью: первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов; итоговый финансовый отчет - не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования общих данных о результатах выборов. Финансовый отчет (первый, итоговый) составляется по форме согласно Приложению № 4. Пример заполнения финансового отчета приведен в Приложении № 11.

Остаток средств на специальном избирательном счете кандидата необходимо подтвердить банковской справкой, составленной на дату представления первого финансового отчета.

К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы (Приложение № 5), подтверждающие поступление средств на специальный избирательный счет и расходование этих средств, банковская справка об оставшихся средствах или о закрытии специального избирательного счета, учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда, пояснительная записка, а также материалы, указанные в части 4 статьи 45 Областного закона от 08.08.2011 № 645-ЗС.

Таким образом, по мнению административного ответчика, кандидат обязан представить учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда только с итоговым финансовым отчетом. Обязанность кандидата представлять учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда вместе с первым финансовым отчетом ни законом, ни Инструкцией не установлена. Об этом же свидетельствует п. 4.8 Инструкции, согласно которому финансовой отчет, учет поступления и расходования средств соответствующего избирательного фонда подписываются кандидатом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения и представляются в муниципальную, окружную комиссию по описи. Форма описи приведена в Приложении № 8. Из содержания Приложения № 8 к Инструкции от 07.05.2015 № 84-2 следует, что данные документы прилагаются к итоговому финансовому отчету.

Остаток денежных средств на избирательном счете Климова Г.Н. подтвержден выпиской из лицевого счета Сбербанка России, датированной 12.10.2016, из которой следует, что исходящий остаток равен 0.00. Каких-либо специальных требований к форме банковской справки ни закон, ни Инструкция от 07.05.2015 № 84-2 не устанавливают.

Кроме того, поскольку пунктом 9 статьи 59 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ установлено, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено представление кандидатом одновременно с необходимыми для регистрации документами лишь первого финансового отчета, при этом право обязывать предоставлять иные документы Федеральный закон не предусматривает. Первый финансовый отчет, как следует из материалов дела Климовым Г.А. предоставлен.

Следовательно кандидатом в депутаты Климовым Г.А. в ТИК Цимлянского района были представлены все необходимые сведения и документы.

Представитель административного ответчика не согласился с доводами административного истца о допущенных Климовым Г.А. нарушениях при оформлении подписных листов не соответствуют действительности, в связи со следующим:

Согласно Приложению 8 к Федеральному закону от 12.06.2002 № 67-ФЗ в подписном листе указывается наименование или номер избирательного округа, по которому выдвигается кандидат. Климова Г.А. в подписных листах указал «многомандатный избирательный округ № 2», то есть указал номер избирательного округа, выполнив требования закона. Доводы о том, что ФИО5, выполняющая сбор подписей в поддержку самовыдвижения кандидата Климова Г.А. не верно указала наименование органа выдавшего паспорт, не соответствует действительности. В деле имеется ксерокопия паспорта ФИО5, в которой указано, что паспорт выдан Отделом внутренних дел <адрес>. Эти сведения сборщик подписей указала в подписных листах.

Доводы о якобы допущенных Климовым Г.А. нарушениях при оформлении заявления о согласии баллотироваться, также, не соответствуют действительности. В заявлении Климова Г.А. верно указал наименование выборов и номер избирательного округа - «многомандатный избирательный округ № 2», по которому дал согласие баллотироваться. Иного многомандатного избирательного округа № 2 в Лозновском сельском поселении нет. Кроме того, сам административный истец Кострюкова А.Б., в заявлении о согласии баллотироваться, также, указала - «многомандатный избирательный округ № 2». Климова Г.А. представил в ТИК Цимлянского района все необходимые для уведомления о выдвижении и для регистрации документы. В результате проверки документов, представленных Климовым Г.А., ТИК Цимлянского района не нашла оснований для отказа ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов Лозновского сельского поселения по многомандатному избирательному округу № 2.

Кроме того, ТИК Цимлянского района недостатков в оформлении представленных Климовым Г.А. документов не выявила, кандидата о каких-либо недостатках не уведомляла. Следовательно, нет оснований для признания регистрации Климова Г.А. кандидатом в депутаты незаконной. Иное означало бы умаление статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, по смыслу которой, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 этой статьи, не известила кандидата о неполноте сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным, в том числе подпунктом "в.1" пункта 24 названной статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.

Аналогичное разъяснение содержится в постановлении Центральной избирательной комиссии РФ от 11.06.2014 г. № 235/1486-6 "О методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления". Пунктом 4.12.4 Постановления установлено, что если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, иного закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в,2" пункта 24, подпунктом "6.1" и (или) "6.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.

Указанные обстоятельства, по мнению представителя административного ответчика являются основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления Кострюковой А.Б.

Заинтересованное лицо Климов Г.А. полагал, что административный иск удовлетворению не подлежит, поскольку решение ТИК Цимлянского района о регистрации его в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов сельского поселения Цимлянского района Ростовской области является обоснованным и законным, пояснила, что первый финансовый отчет был заполнен им и представлен в ТИК Цимлянского района. В данном финансовом отчете он собственноручно указал номер специального избирательного счета и приложил к отчету необходимые документы.

Представитель заинтересованного лица, действующий на основании доверенности от 25.08.2016 Бабченко С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, суду пояснил что, мнение Кострюковой А.Б. о нарушении Климовым Г.А. в рассматриваемом случае требований Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ ошибочно, её доводы несостоятельны, а представленная в суд копия первого финансового отчета Климова Г.А. сфальсифицирована, а именно - в отчете отсутствуют сведения о реквизитах его специального избирательного счета. В первом финансовом отчете от 12.10.2012 кандидатом в депутаты Климовым Г.А. собственноручно на строке с подстрочным текстом «наименование и номер одномандатного избирательного округа» выполнена запись «Лозновский многомандатный округ № 2», на строке «реквизиты специального избирательного счета» собственноручно проставлен номер счета - . Этот отчет находится в избирательном деле. Данные обстоятельства подтверждаются копией первого финансового отчета кандидата в депутаты Климова Г.А., заверенной секретарем избирательной комиссии. ФИО1, копией постановления избирательной комиссии от 02.11.2016 за № 52-8 о недействительности заверенных 31.10.2016 копий документов кандидата в депутаты Климова Г.А., представленных в избирательную комиссию юристом администрации Цимлянского района ФИО3 В предварительном судебном заседании установлено, что эти документы, в том числе первый финансовый отчет Климова Г.А., представитель Кострюковой А.Б. - ФИО4 получила по электронной почте и заверила в избирательной комиссии.

Представитель административного ответчика также указал, что учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата в депутаты Климова Г.А. соответствует форме приложения № 1 к Инструкции от 07.05.2015 № 84-2, в чем легко убедиться при сравнении первого финансового отчета кандидата в депутаты Климова Г.А. с формой отчета, утвержденного Инструкцией от 07.05.2015 № 84-2.

С первым финансовым отчетом кандидат в депутаты Климов Г.А., предоставил в избирательную комиссию выписку из лицевого счета дополнительного офиса № 5221/0881 Ростовского отделения № 5221 ПАО Сбербанк России от 12.10.2016 г. Эта выписка надлежащим образом заверена сотрудниками Сбербанка, свидетельствует об израсходовании Климовым Г.А. 250 руб. собственных средств на оплату подписных листов и отсутствии на счете денежных средств. Такие же выписки из Сбербанка предоставили в Комиссию и другие кандидаты.

Наименование банковского документа выпиской не меняет сути указанных в нем сведений - движения денежных средств на специальном избирательном счете кандидата в депутаты и соответствует требованиям приложения № 5 Инструкции от 07.05.2015 № 84-2. В этом приложении в перечне первичных финансовых документов, прилагаемых к итоговому финансовом отчету кандидатов, указана выписка подразделений Сбербанка России по специальному избирательному счету соответствующего избирательного фонда кандидата в депутаты.

При указанных обстоятельствах у избирательной комиссии имелись все основания принять к сведению и считать достоверным финансовый отчет кандидата в депутаты Климова Г.А.

По мнению представителя административного ответчика, несостоятельны и не соответствуют действительности доводы Кострюковой А.Б. об отсутствии достаточного для регистрации количества действительных и достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку самовыдвижения Климова Г.А. кандидатом в депутаты и отсутствия в его заявлении о согласии баллотироваться сведений, необходимых для выдвижения и регистрации кандидата.

Представитель указывает, что по утверждению Кострюковой А.Б. в подписных листах кандидата в депутаты Климова Г.А. указан несуществующий и не соответствующий действительности избирательный округ, а также не соответствует действительности наименование органа, выдавшего паспорт лицу, осуществляющему сбор подписей избирателей.

По тексту искового заявления Кострюкова А.Б. приводит название этого органа - Отдел внутренних дел <адрес>. В подписных листах Климова Г.А. Отдел внутренних дел назван в сокращенном виде - ОВД <адрес>. Это общеизвестное сокращенное название подразделения позволяет с достоверностью установить орган, выдавший паспорт. Отдел внутренних дел в сокращенном виде именуется ОВД. Сведения об этом содержатся в разных словарях сокращенных слов, в том числе в словаре сокращений русского языка под редакцией доктора филологических наук профессора Д.И. Алексеева, издание 4-е, Москва «Русский язык».

Федеральный Закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ позволяет сократить наименование органа, выдавшего паспорт лицу, осуществляющему сбор подписей избирателей, вплоть до указания кода этого органа. Кострюкова А.Б. сама ссылается на приложение № 8 Федерального Закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, в котором указаны форма и содержание подписного листа. По мнению Кострюковой А.Б. заявление Климова Г.А. не содержит в себе согласия баллотироваться по Лозновскому многомандатному избирательному округу № 2, что исключает его регистрацию. Действительно, в подписных листах и в заявлении о согласии баллотироваться Климов А.Г. указал название округа в сокращенном виде - многомандатный избирательный округ № 2. Однако его волеизъявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты этого округа изложено предельно четко и ясно, так как им указано точное наименование представительного органа муниципального образования - «Лозновское сельское поселение» Цимлянского района Ростовской области, а также верно указан номер созыва - «четвертый». Избирательная комиссия полагает, что это сокращение читается однозначно и название округа указано правильно. В постановлении избирательной комиссии от 12 сентября 2016 г, № 38-1 об отложении голосования в этом округе его название также указано в сокращенном виде, нет слова «Лозновский» после указания номера созыва. Дословный текст названия постановления ТИК Цимлянского района 12.09.2016 следующий - «Об отложении голосования на выборах депутатов Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва по многомандатному избирательному округу № 2 для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий».

В постановлениях о регистрации кандидатов в депутаты в этот округ избирательная комиссия также указала название округа в сокращенном виде без слова «Лозновский» после номера созыва. По информации избирательной комиссии все кандидаты в депутаты допустили сокращение в наименовании округа. Сама Кострюкова А.Б. также указала сокращенное наименование округа. Из текста её заявления следует, что она дала согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Собрания депутатов Лозновского сельского поселения четвертого созыва по многомандатному избирательному округу № 2. Причем Кострюкова А.Б. не указала наименование района и области, в котором находится Собрание депутатов этого поселения.

Из пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ следует, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях. Применительно к рассматриваемой ситуации это значит, что допущенное кандидатами сокращение в наименовании избирательного округа, уравнивает всех в праве быть зарегистрированными кандидатами в депутаты этого округа.

Представитель административного ответчика обращает внимание суда на то, что даже в подписных листах Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ допускает указание кандидатами в депутаты номера избирательного округа или его наименования. То есть право выбора в указании номера избирательного округа или его наименования остается за депутатами.

Вышеизложенные факты свидетельствуют о неправильном понимании Кострюковой А.Б. федерального и областного законов об избирательном праве, и как следствие, ее последующим действиям - неверном изложении фактов и фальсификации документов при обращении в суд.

В судебном заседание был допрошен свидетель ФИО2, которая показала, что она в период избирательной компании работает по трудовому договору в ТИК Цимлянского района, за что получала денежное вознаграждение. Ее непосредственным начальником являлся Поляков. В избирательной комиссии она руководит рабочей группой по приему и проверке избирательных документов. 12.10.2016 года в комиссию обратился Климов Г.А., который представил первый финансовый отчет кандидата, который был им переписан в связи с исправлениями в отчете. В представленном отчете имелось указание о номере специального избирательного счета. После приема документов, она выдала кандидату соответствующее подтверждение, в котором она и Климов Г.А. расписались.

Также допрошенная свидетель показала, что она выполняла работы по приему документов от кандидатов, однако право совещательного голоса в комиссии она не имеет, и не имела. На вопрос о выполняемых должностных обязанностях в ТИК она пояснила, что не знает.

Выслушав участников процесса, заключение старшего помощника прокурора Цимлянского района Ростовской области Сидоренко Я.С., полагавшего, что административный иск удовлетворению не подлежит, исследовав представленные сторонами доказательства и материалы избирательного дела кандидата Климова Г.А.,, суд приходит к следующему.

Порядок производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регламентирован главой 24 КАС РФ.

Согласно части 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата может обратиться в том числе кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.

В силу части 4 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения.

Частью 1 статьи 244 КАС РФ установлено, что суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными (часть 2 статьи 244 КАС РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Аналогичные положения содержаться в статье 21 Областного закона от 08.08.2011 № 645-ЗС.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Аналогичные основания для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата судом, предусмотрены статьей 70 Областного закона от 08.08.2011 № 645-ЗС.

Как разъяснено в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).

На основании подпунктов "в", "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.

Аналогичные основания предусмотрены для отказа в регистрации кандидата пунктами 3, 4 части 9 статьи 30 Областного закона от 08.08.2011 № 645-ЗС.

Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 12.06.2002 № 64-ФЗ, самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Аналогичные положения содержатся в статьях 22 и 23 Областного закона от 08.08.2011 N 645-ЗС.

В судебном заседании установлено и усматривается из материалов дела, что решением Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области от 13.05.2016 года № 84 утверждены схемы двух многомандатных избирательных округов по выборам депутатов Собрания депутатов Лозновского сельского поселения четвертого созыва, а именно: Лозновский многомандатный избирательный округ № 1 и Лозновский многомандатный избирательный округ № 2.

Согласно решению Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области от 20.06.2016 № 87 выборы депутатов представительного органа муниципального образования «Лозновское сельское поселение» назначены на 18.09.2016 года.

Данное решение официально опубликовано 25.06.2016 года в номере 100-101 общественно-политической газеты Цимлянского района Ростовской области «Придонье».

Постановлениями Избирательной комиссии Ростовской области от 23.05.2016 № 121-26 и от 30.05.2016 года № 123-23, полномочия избирательной комиссии Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области возложены на ТИК Цимлянского района, а также согласовано возложение полномочий окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва на ТИК Цимлянского района.

Постановлением ТИК Цимлянского района от 09.08.2016 № 27-1/22 административный истец Кострюкова А.Ю. зарегистрирована кандидатом в депутаты Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва по избирательному округу № 2, выдвинутую ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на выборах депутатов Собрания депутатов городского и сельских поселений Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва 18.09.2016 года.

Из постановления ТИК Цимлянского района от 12.09.2016 года № 38-1, усматривается, что голосование на выборах депутатов Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва по многомандатному избирательному округу № 2 было отложено, для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий, на 27.11.2016 года. Выдвижение кандидатов и иные избирательные действия по данному избирательному округу возобновлено 24.09.2016 года.

Заинтересованное лицо Климов Г.А. так же зарегистрирован по избирательному округу № 2 в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения на выборах депутатов Собрания депутатов городского и сельских поселений Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва 27.11.2016 года, что подтверждается постановлением ТИК Цимлянского района от 21.10.2016 года № 51-1/2.

Из собственноручно написанного заявления Климова Г.А. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты от 09.10.2016 года, следует, что он дал согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва по многомандатному округу № 2 в порядке самовыдвижения.

Суд усматривает, что Климовым Г.А. соблюдены требования к содержанию заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, предусмотренные пунктом статьей 33 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ и статьей 22 Областного закона от 08.08.2011 № 645-ЗС.

Указание Климовым Г.А. в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом сведений о многомандатном избирательном округе № 2 без поименования его как «Лозновский», не может являться нарушением формы документа, поскольку заявление принято уполномоченной избирательной комиссией в рамках избирательной компании по выборам депутатов Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва по многомандатному избирательному округу № 2. Из содержания заявления усматривается согласие Климова Г.А. на участие в соответствующих выборах в качестве кандидата в депутаты.

Обсуждая довод административного истца о том, что первый финансовый отчет кандидата Климова Г.А. оформлен с нарушением требований закона, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 9 статьи 59 Федерального закона от 12.06.2002. N 67-ФЗ законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено представление кандидатом одновременно с необходимыми для регистрации документами первого финансового отчета.

Частью 1 статьи 28 Областного закона от 08.08.2011 № 645-ЗС предусмотрено, что для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательном округу, кандидат представляет в соответствующую окружную комиссию следующие избирательные документы:

1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);

2) протокол об итогах сбора подписей (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);

3) информацию об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 2 и 3 статьи 22 настоящего Областного закона, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях;

4) первый финансовый отчет кандидата (за исключением случая, предусмотренного частью 9 статьи 50 настоящего Областного закона).

Согласно пункту 1 Инструкции от 07.05.2015 № 84-2, кандидат, выдвинутый по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, до представления в соответствующую окружную избирательную комиссию документов для регистрации данного кандидата обязан открыть специальный избирательный счет своего избирательного фонда после письменного уведомления соответствующей окружной комиссии о выдвижении данного кандидата.

В силу пункта 2.1 данной инструкции кандидат, создавший избирательный фонд, обязан вести учет поступления средств в соответствующий избирательный фонд и расходования указанных средств по прилагаемой форме (Приложение № 1). Пример заполнения формы учета поступления средств в избирательный фонд и их расходования приведен в Приложении № 10.

В соответствии с пунктами 4.2 и 4.7 Инструкции от 07.05.2015 года № 84-2, кандидат обязан представить в соответствующую избирательную комиссию два финансовых отчета (первый и итоговый) и учет поступления и расходования средств соответствующего избирательного фонда. Кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию финансовые отчеты со следующей периодичностью:

1) первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов;

2) итоговый финансовый отчет - не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования общих данных о результатах выборов.

Финансовый отчет (первый, итоговый) составляется по форме согласно Приложению № 4. Пример заполнения финансового отчета приведен в Приложении № 11.

Остаток средств на специальном избирательном счете кандидата необходимо подтвердить банковской справкой, составленной на дату представления первого финансового отчета.

Приложением N 4 к Инструкции предусмотрена форма финансового отчета, согласно которой кандидат должен в отчете указать вид финансового отчета (первый либо итоговый), фамилию, имя и отчество кандидата, наименование и номер избирательного округа, а также реквизиты специального избирательного счета. В графе N 5 формы финансового отчета имеется указание на то, что остаток средств фонда указывается на дату сдачи отчета, который заверяется банковской справкой.

Из материалов дела следует, что кандидат Климов Г.А. 10.10.2016 года открыл специальный избирательный счет в специализированном по обслуживанию физических лиц дополнительном офисе № 5221/0881 Ростовского отделения № 5221 ПАО Сбербанк России, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно подтверждению получения документов для регистрации кандидата, ТИК Цимлянского района приняла от Климова Г.А. 12.10.2016 года в 10 час. 15 мин. следующие документы:

1) подписные листы с подписями избирателей в кол-ве 14 подписей на 5 листах;

2) протокол об итогах сбора подписей в 2 экз. на 2 л.;

3) информация об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 2 и 3 статьи 22 настоящего Областного закона, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях;

4) первый финансовый отчет кандидата в 1 экз. на 1 л.;

5) протокол об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде.

Из подтверждения о получении документов от 12.10.2016 года следует, что в момент сдачи отчета кандидат Климов Г.А. не представил в избирательную комиссию банковскую справку об остатке средств фонда на дату сдачи отчета, так как отчет был представлен на 1 листе, а также не представил уведомление о реквизитах специального избирательного счета.

Из содержания первого финансового отчета усматривается, что он составлен с нарушением формы предусмотренной Инструкцией от 07.05.2015 года № 84-2, поскольку в первом финансовом отчете не указаны все необходимые реквизиты специального избирательного счета.

Согласно отчету он содержит лишь номер счета, без указания наименования и адреса соответствующей кредитной организации.

Вместе с тем, отсутствующие сведения имеют существенное значение, в связи со следующим.

Пунктом 11 статьи 58 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и частью 3 статьи 49 Закона Областного закона от 08.08.2011 № 645-ЗС предусмотрено, что специальный избирательный счет открывается в филиале публичного акционерного общества "Сбербанк России", а при его отсутствии на территории избирательного округа в другой кредитной организации.

В соответствии с пунктом 12 статьи 58 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и частью 8 статьи 49 Областного закона от 08.08.2011 № 645-ЗС при проведении выборов в органы местного самоуправления порядок открытия, ведения и закрытия указанных счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Постановлением Избирательной комиссии Ростовской области от 29.04.2015 года № 83-15 был утвержден Порядок открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области.

В соответствии с пунктом 1.11 данного порядка кандидат, избирательное объединение сообщают в течение трех дней со дня открытия специального избирательного счета в окружную, муниципальную комиссию по установленной настоящим Порядком форме (Приложение № 1) реквизиты открытого специального избирательного счета.

Согласно Приложению № 1 реквизитами специального избирательного счета являются его номер, наименование и адрес подразделения Сбарбанка России либо иной кредитной организации.

В соответствии с пунктами 36, 52 «ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» реквизит документа это элемент оформления документа. Оформление документа это проставление на документе необходимых реквизитов.

Одним из таких реквизитов финансового отчета (первого, итогового) является реквизит «реквизиты специального избирательного счёта».

Исходя из данных обстоятельств, суд усматривает, что первый финансовый отчет кандидата Климова Г.А. оформлен с нарушением требований закона и, кроме того, не был подтвержден соответствующей банковской справкой, что в силу с подпунктов «в», «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ является основанием для отказа в регистрации кандидата Климова Г.А. в качестве кандидата, а случае осуществления такой регистрации основанием для отмены решения о его регистрации в судебном порядке.

При этом суд учитывает, что обращаясь с настоящим административным иском, истцом в качестве доказательства была представлена копия первого финансового отчета кандидата Климова Г.А. от 12.10.2016 года, заверенная секретарем ТИК Цимлянского района ФИО1 31.10.2016 года, согласно которому в отчете отсутствует номер специального счета.

В ходе рассмотрения дела, судом в соответствии с частью 3 статьи 70 КАС РФ был исследован оригинал спорного финансового отчета, из которого усматривается, что номер специального избирательного счета в отчете кандидатом указан.

Также суд, признавая существенным нарушением отсутствие в первом финансовом отчете сведений о наименовании и адресе кредитной организации, исходит из того обстоятельства, что согласно размещенной на официальном сайте ТИК Цимлянского района - tikcimlf.ru, опубликовано постановление ТИК Цимлянского района от 27.06.2016 года № 5-8.

Согласно пункту 1 данного постановления, для открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов при проведении выборов депутатов Собрания депутатов городского и сельских поселений Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва было определено внутреннее структурное подразделение ПАО Сбербанк России № 5221/0956 Ростовского отделения № 5221.

Вместе с тем, в судебное заседание председателем ТИК Цимлянского района была представлена заверенная копия указанного постановления, из которой следует, что в нем указано внутреннее структурное подразделение ПАО Сбербанк России под № 5221/0881, а не № 5221/0956. В судебном заседании председатель ТИК Цимлянского района пояснил суду, что в сети «Интернет» выложена неверная копия документа.

При имеющихся расхождениях в наименовании внутреннего структурного подразделения ПАО Сбербанк России, указание полных реквизитов специального избирательного счета в первом финансовом отчете кандидата Климова Г.А. являлось необходимым.

Кроме того, из анализа материалов дела кандидата Климова следует, что на момент принятия решения регистрации кандидатом выписка из специального избирательного счета у ТИК Цимлянского района отсутствовала, что находит свое подтверждение в отсутствии необходимых отметок на документе.

Довод истца о том, что в отчете не правильно указано наименование избирательного округа, суд отклоняет, по основаниям указанным выше.

Также суд не соглашается с доводом административного истца о необходимости представлять в избирательную комиссию одновременно с первым финансовым отчетом также и учет поступления и расходования средств соответствующего избирательного фонда, поскольку из анализа положений Инструкции от 07.05.2015 года № 84-2, и приложений к ней следует, что учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда должен прилагаться не к первому, а к итоговому финансовому отчету.

Рассматривая довод административного истца о том, что Климов Г.А. был зарегистрирован ТИК Цимлянского района в качестве кандидата, при отсутствии достаточного для регистрации количества действительных и достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку его самовыдвижения, суд приходи к следующему.

В силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ и пункта 7 части 9 статьи 30 Областного закона от 08.08.2011 № 645-ЗС, основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 64-ФЗ установлено, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложению8 к настоящему Федеральному закону.

Согласно пункту 12 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 № 64-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Аналогичные требования содержаться в частях 6, 11 статьи 27 Областного закона от 08.08.2011 № 345-ЗС.

Законодателем отдельно оговорена форма подписного листа, этому придается большое значение, так как точное соблюдение формы составления подписного листа гарантирует достоверность и соблюдение выборных прав избирателей.

Изготовление и оформление подписных листов в точном соответствие с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. Требование соблюдения законов, в том числе при изготовлении подписных листов, является одним из основополагающих конституционных принципов, обеспечивающих правопорядок и защиту прав граждан.

Подписной лист недопустимо использовать для регистрации лица в качестве кандидата в депутаты в случае несоответствия его формы требованиям Федерального закона, так как в этом случае все подписи в подписном листе признаются недействительными.

Как установлено судом, сбор подписей в поддержку самовыдвижения кандидата Климова Г.А. осуществляла ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождении, проживающая по адресу: <адрес>, имеющий паспорт гражданина Российской Федерации серии , выданный Отделом внутренних дел <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствие с установленной формой подписного листа, в нём помимо сведений о лице, осуществляющим сбор подписей избирателей, должно быть указано наименование или номер избирательного округа по которому выдвинут кандидат.

12.10.2016 года Климовым Г.А. представлены в ТИК Цимлянского района 5 подписных листов, содержащих подписи 14 избирателей кандидата Климова Г.А. в поддержку его самовыдвижения в депутаты по многомандатному избирательному округу № 2, одна из которых исключена (вычеркнута) на подписном листе № 5.

Из исследованных подписных листов следует, что ни один из них не содержит правильного наименования избирательного округа согласно схеме двух многомандатных избирательных округов, утвержденной решением Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области от 13.05.2016 года № 84.

В подписных листах указано «многомандатный избирательный округ № 2», вместо правильного «Лозновский многомандатный округ № 2».

Кроме того, во всех подписных листах не полно указаны сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, а именно, не указано полное наименование органа, выдавшего паспорт - указано «ОВД» вместо Отдел внутренних дел.

При этом в паспорте ФИО5, которая осуществляла сбор подписей избирателей, имеется отметка о выдаче паспорта Отделом внутренних дел <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения .

Поскольку в подписных листах не указан и код подразделения, выдавшего паспорт сборщика подписей избирателей, что является альтернативой наименования органа, выдавшего паспорт, то сокращенное наименование выдавшего паспорт органа, как "ОВД", препятствует однозначному восприятию содержащихся в подписных листах сведений, что является недопустимым.

Данное обстоятельство указывает на недействительность всех подписей избирателей в представленных подписных листах.

Суд отклоняет довод представителя административного ответчика - Бабченко С.В. о том, что сокращение «ОВД» является общепринятым сокращением названия подразделения - Отдела внутренних дел, что также подтверждается Словарем сокращений русского языка, по редакцией доктора филологических наук профессора Д.И. Алексеева, издание 4-е, Москва «Русский язык».

Вместе с тем, из указанного словаря сокращений русского языка следует, что помимо словосочетания - отдел внутренних дел, сокращение «ОВД» имеет также имеет и Организация Варшавского договора, что явно препятствует однозначному восприятию приведенного сокращения.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности;

Согласно подпункту «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Аналогичные положения содержаться в пунктах 8 и 9 части 10 статьи 29 Областного закона от 08.08.2011 № 645-ЗС.

При таких требованиях законодательства о выборах и установленных недостатков подписных листов, суд приходит к выводу, что все подписи избирателей во всех подписных листах представленных Климовым Г.А. являются недействительными.

Данное обстоятельство в соответствие с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ является основанием для отказа в регистрации кандидата, и в соответствие с пунктом 6 статьи 76 указанного Федерального закона - основанием для отмены регистрации кандидата в депутаты.

Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Наличие в подписных листах информации о наименовании избирательного округа и сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей, в меньшем объеме, чем предусмотрено законом, влияет на восприятие избирателями информации о кандидате, нарушает принцип равенства прав кандидатов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для отмены решения ТИК Цимлянского района от 21.10.2016 года о регистрации Климова Г.А. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва по избирательному округу № 2, выдвинутого в порядке самовыдвижения на выборах депутатов Собрания депутатов городского и сельских поселений Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва 27.11.2016 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление зарегистрированного кандидата в депутаты Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва по избирательному округу № 2 Кострюковой А.Б. - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии Цимлянского района Ростовской области от 21 октября 2016 года № 51-2/2 «О регистрации Климова Г.А. кандидатом в депутаты Собрания депутатов Лозновского сельского поселения Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва по избирательному округу № 2, выдвинутого в порядке самовыдвижения на выборах депутатов Собрания депутатов городского и сельских поселений Цимлянского района Ростовской области четвертого созыва 27 ноября 2016 года».

Обязать Территориальную избирательную комиссию Цимлянского района Ростовской области сообщить суду и административному истцу Кострюковой А.Б. об исполнении решения суда в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Резолютивная часть решения суда оглашена 04 ноября 2016 года.

Мотивированное решение суда изготовлена 04 ноября 2016 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения через Цимлянский районный суд Ростовской области.

Судья С.В. Стуров