ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-944/2016 от 22.06.2016 Томского районного суда (Томская область)

Дело № 2а-944/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 июня 2016 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего-

судьи Томского районного суда Томской области Стереховой С.А.,

при секретаре Шелковкиной Е.В.,

с участием:

представителей административного истца Пимоновой Т.В., Надолинской Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело № 2а-944/2016 по административному исковому заявлению Одинцовой Раисы Григорьевны к Администрации Богашевского сельского поселения о признании недействующим в части Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков в собственность, в аренду, постоянное бессрочное пользование, безвозмездное пользование земельного участка без проведения торгов,

у с т а н о в и л:

Одинцова Р.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Богашевского сельского поселения о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка без проведения торгов» (Приложение к постановлению Администрации Богашевского сельского поселения от 10.06.2015 № 83) в части предоставления заявления по форме (пункт 29 первый абзац), в части основания для возврата заявления (пункт 34 подпункты 1-4), в части предоставления копии паспорта заявителя (пункт 29 подпункт «а»).

В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что в .... Одинцовой Р.Г. были представлены документы в Администрацию Богашевского сельского поселения для получения муниципальной услуги - оформления договоров аренды на земельные участки. В предоставлении указанной муниципальной услуги ей было отказано по той причине, что направленные заявления не соответствуют форме, утвержденной Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка без проведения торгов» (Приложение к постановлению Администрации Богашевского сельского поселения от 10.06.2015 № 83), а также не были приложены все необходимые, согласно данного регламента, документы, в частности, копия паспорта. Согласно п.29 указанного регламента, для предоставления муниципальной услуги заявитель представляет заявление по форме, представленной в Приложении 2,3 к Административному регламенту. Полагает, указанное требование регламента является незаконным, грубо противоречащим положениям федерального законодательства об основаниях и порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, которое не обязывает граждан пользоваться исключительно утвержденной муниципалитетом формой заявления. Так, в Административном регламенте, в п.33 указано, что Администрация Богашевского сельского поселения не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги. Аналогичное правило содержится в п.1 ст.7 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением указанной выше муниципальной услуги, являются: Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Вместе с тем, ни один из указанных Федеральных законов не требует от заявителя обращаться за получением муниципальной услуги исключительно по форме, утвержденной органом местного самоуправления. Статья 39.17 ЗК РФ регулирует только содержание такого заявления, но не форму. Таким образом, соответствующее требование регламента, изложенное в п.29, является незаконным, как грубо противоречащее федеральному законодательству.

Также незаконным, противоречащим федеральному законодательству является п.34 Административного регламента, предусматривающий основания для возврата заявления. Пунктом 3 ст.39.17 ЗК РФ предусмотрено, что в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка. Таким образом, основания для возврата исчерпывающе предусмотрены федеральным законом и включают: заявление не соответствует положениям п.1 ст.39.17 ЗК РФ; к заявлению не приложены документы в соответствии с пунктом 2 ст.39.17 ЗК РФ (в том числе подпунктами 1 и 4-6 п.2 ст.39.15 ЗК РФ); заявление подано в неуполномоченный орган. Следовательно, в п.34 Административного регламента основания для возврата заявления противоречат федеральному закону и им не предусмотрены.

Таким образом, содержание пункта 34 Административного регламента, позволяющего муниципальным служащим Богашевской сельской администрации возвращать заявления граждан по изложенным в нем основаниям, грубо нарушает федеральное законодательство, в связи с чем, данный пункт подлежит признанию недействующим.

Противоречит федеральному законодательству также п.29 Административного регламента, устанавливающий обязательный перечень документов, подлежащих представлению гражданами для получения муниципальной услуги. Перечень документов исчерпывающе предусмотрен федеральным законодателем в пункте 2 ст.39.17 ЗК РФ (в том числе подпунктах 1 и 4-6 п.2 ст.39.15 ЗК РФ). Документы, перечисленные в п.29 регламента, а именно в подпункте а) - копия паспорта заявителя, не предусмотрены в указанных выше нормах Федерального закона в качестве обязательных к предоставлению. В этой связи указанный нормативно-правовой акт в оспариваемой части подлежит признанию недействующим.

На основании изложенного, просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка без проведения торгов» в части предоставления заявления по форме (пункт 29 первый абзац), в части основания для возврата заявления (пункт 34 подпункты 1-4), в части предоставления копии паспорта заявителя (пункт 29 подпункт «а»).

Административный истец Одинцова Р.Г., уведомленная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало, в представленном суду заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителей Пимоновой Т.В. и Надолинской Т.А.

Представители административного истца Пимонова Т.В., действующая по нотариальной доверенности от ...., сроком действия ...., Надолинская Т.А., действующая по письменному ходатайству административного истца, в судебном заседании административные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснили, что нормы федерального законодательства, обязывающие граждан при получении муниципальной услуги предоставлять заявление определенной формы, не содержат, как и не содержат требований представлять копию документа, удостоверяющего личность. Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги нашли свое законодательное закрепление в Земельном кодексе Российской Федерации, данный перечень является исчерпывающим. Считают, что оспариваемые положения противоречат федеральному законодательству, а потому подлежат признанию недействующими.

Административный ответчик, Администрация Богашевского сельского поселения надлежащим образом уведомлена о дате, времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направила, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено.

На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца и административного ответчика.

В ходе рассмотрения дела представитель административного ответчика Дорошенко М.И., действующий по доверенности от ...., сроком действия до ...., административные исковые требования не признал, пояснил, что проект постановления Администрации Богашевского сельского поселения «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование земельного участка без проведения торгов» прошел проверку в прокуратуре Томского района, выявленные нарушения были устранены. Среди выявленных нарушений указаний на то, что п. 29, п.34 регламента противоречат требованиям законодательства не указано. Административный регламент является действующим. Копия паспорта запрашивается для установления личности лица, обращающего за получением услуги.

Заслушав пояснения представителей административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с п.16, 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт. При проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие процедуру принятия нормативного правового акта данного вида, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.

Из представленных в материалы дела заявлений от ...., от .... следует, что Одинцова Р.Г. обратилась в Администрацию Богашевского сельского поселения для заключения договоров аренды земельных участков, расположенных по адресам: ; .

Администрацией Богашевского сельского поселения в предоставлении муниципальной услуги Одинцовой Р.Г. отказано.

Отказывая Одинцовой Р.Г. в предоставлении вышеуказанных земельных участков на новый срок, Администрация Богашевского сельского поселения ссылаясь на оспариваемый Административный регламент в части, указала, что для предоставления муниципальной услуги заявитель представляет заявление по форме, представленной в административном регламенте. К заявлению прилагаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность - для физического лица; копии документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя.

Согласно части 6 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").

В соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В судебном заседании установлено, что Администрацией Богашевского сельского поселения 10.06.2015 издано постановление № 83 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка без проведения торгов».

Указанное постановление опубликовано на официальном сайте Администрации Богашевского сельского поселения.

Учитывая, что постановление администрации Богашевского сельского поселения от .... содержит в себе правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на регулирование общественных отношений по предоставлению земельных участков, а также учитывая порядок, в котором оно было принято и опубликовано, указанное постановление представляет собой нормативный правовой акт органа местного самоуправления - администрации Богашевского сельского поселения.

В соответствии с п.28 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка без проведения торгов», предоставление муниципальной услуги осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Уставом муниципального образования «Богашевского сельского поселения».

Пунктом 29 Административного регламента установлено, что для предоставления муниципальной услуги заявитель предоставляет заявление по форме, представленной в Приложении 2,3 к административному регламенту. Подпунктом «а» п.29 административного регламента установлен перечень документов, прикладываемых к заявлению, среди которых: копия документа, удостоверяющего личность - для физического лица.

Нормы закона, определяющие перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка, находящего в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов, а также перечень сведений, необходимых указывать в данном заявлении, содержатся в Земельном Кодексе Российской Федерации.

Так, согласно п. 1, 2 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:

1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;

5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;

6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

7) цель использования земельного участка;

8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;

9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;

10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

В соответствии с ч. 2 ст. 39.17, подп.1, 4-6 п.2 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.

На основании вышеизложенного, учитывая, что Земельный Кодекс Российской Федерации имеет большую юридическую силу, требования о предоставлении заявления по определенной форме не содержит, как и не содержит требования о предоставлении к заявлению копии документа, удостоверяющего личность, суд находит положения п. 29 административного регламента в части предоставления заявления по форме, представленной в Приложении 2,3, а также положения подпункта «а» п. 2 административного регламента, обязывающего при подаче заявления о предоставлении муниципальной услуги предоставлять копию документа, удостоверяющего личность физического лица, противоречащим требованиям федерального законодательства.

Пунктом 34 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка без проведения торгов», утвержденного постановлением Администрации Богашевского сельского поселения от 10.06.2015 № 83 установлены основания возвращения заявления, среди которых:

форма заявления не соответствует форме, представленной в Приложении 2,3 к административному регламенту;

текст заявления не поддается прочтению;

заявителем не представлены документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги, указанные в пункте 29 настоящего административного регламента;

заявление подано лицом, не относящимся к категории заявителей, указанных в пункте 2 административного регламента.

Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Таким образом, основания для отказа в предоставлении земельного участка, указанные в п. 34 административного регламента не соответствуют ч. 3 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, так как отсутствует указание на возврат заявления заявителю по причинам того, что форма заявления не соответствует представленной форме, текст заявления не поддается прочтению, заявителем не представлены документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги, указанные в пункте 29 настоящего административного регламента; заявление подано лицом, не относящимся к категории заявителей, указанных в пункте 2 административного регламента, в связи с чем, п. 34 административного регламента не соответствует изложенным требованиям действующего законодательства.

Согласно пояснениям представителя административного ответчика в судебном заседании, до настоящего времени Административный регламент является действующим и применяется в редакции, утвержденной постановлением Администрации Богашевского сельского поселения от 10.06.2015 №83.

Утверждение стороны административного ответчика о том, что Административный регламент согласован прокурором Томского района Томской области опровергается представленным в материалы дела заключение, которые вынесено после вынесения постановления от 10.06.2015 №83, которым регламент утвержден. Изменения по указанию прокурора в оспариваемый регламент не внесены. Более того, из заключения прокурора Томского района Томской области усматривается, что проведена проверка лишь по внутренней логике, проверка по соответствию действующему законодательству не проведена.

Учитывая, что применение противоречащего закону правового акта в части влечет нарушение прав физических и юридических лиц на предоставление земельного участка в установленном законом порядке, подпункт «а» пункта 29, пункт 29 в части предоставления заявления по форме, представленной в Приложении 2,3, п. 34 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка без проведения торгов», утвержденный постановлением Администрации Богашевского сельского поселения от 10.06.2015 № 83, подлежат признанию недействующими, как противоречащими федеральному законодательству.

Таким образом, административные исковые требования Одинцовой Р.Г. подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно п. 1, 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться: 1) указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших; 2) указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым определить, что установленные судом положения административного регламента считать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Томский районный суд Томской области

р е ш и л :

административные исковые требования Одинцовой Р.Г. удовлетворить.

Признать противоречащими Федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу абзац первый пункта 29, подпункт «а» пункта 29, устанавливающих предоставление заявления по форме и предоставление копии документа, удостоверяющего личность, подпункты 1,2,3,4 пункта 34, устанавливающие основания для возврата заявления, Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков в собственность, в аренду, постоянное бессрочное пользование, безвозмездное пользование земельного участка без проведения торгов, утвержденный постановлением Администрации Богашевского сельского поселения №83 от 10.06.2015.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

судья Томского районного суда С.А. Стерехова