ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-9461/2021 от 15.10.2021 Одинцовского городского суда (Московская область)

Дело№ 2а-9461/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 октября 2021 года г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Мироновой Т.В.

при секретаре Самохиной Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к территориальной избирательной комиссии АДРЕС о признании незаконным действие, признании незаконным отказа в регистрации списка кандидатов, признании недействительным и отмене протокола об итогах голосования, признании выборов несостоявшимися,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, уточнив свои требования, обратилась в суд с иском к территориальной избирательной комиссии АДРЕС, в котором просила:

1. признать незаконным действие административного ответчика, выразившееся в нарушении Молодежной Территориальной Избирательной Комиссией порядка проведения выборов в члены Молодежного парламента при ФИО2 г.о.;

2. признать отказ Молодежной Территориальной Избирательной Комиссии ФИО2 г.о. в регистрации списка кандидатов на выборы в члены Молодежного парламента при ФИО2 г.о. от общественной организации ФИО2 молодежное движение «Активная молодежь» незаконным;

3. признать недействительным и отменить протокол МТИК об итогах голосования и Решение МТИК о результатах выборов членов Молодежного парламента при ФИО2 г.о. 31.07.2021г.;

4. признать выборы членов Молодежного Парламента при ФИО2 г.о. 31.07.2021г. несостоявшимися и недействительными;

5. признать Молодежную Территориальную Избирательную Комиссию ФИО2 г.о. неправомочной с 29.12.2020г. ввиду истечения срока полномочий;

6. обязать Территориальную Избирательную Комиссию АДРЕС в течение 5 (пяти) календарных дней со дня вступления в силу судебного акта инициировать процедуру формирования состава Молодежной территориальной комиссии ФИО2 г.о. согласно п.3 Положения о МТИК.

В обоснование заявленных требований указано, истец ФИО1 является председателем общественной организации Одинцовское молодежное движение «Активная молодежь». Решением Молодежной территориальной избирательной комиссии АДРЕС (далее - МТИК) от 11 мая 2021 года назначены выборы членов Молодежного парламента при ФИО2 городского округа АДРЕС. Данное решение, и решения «Об утверждении календарного плана...» и «Об утверждении схемы многомандатных избирательных округов...» опубликованы в сетевом издании «Вестник Избирательной комиссии Московской области» http://www.izbirkommo.ru/.

Единственная официальная информация о необходимых документах для выдвижения своей кандидатуры на выборах опубликована в группе Вконтакте МТИК (https://vk.com/odimtik), где для выдвижения кандидата в одном из 6 пятимандатных округах требуется 1)заявление и 2)подписной лист, а для выдвижения по единому округу в списке от общественного объединения требуется 1) выписка из протокола собрания членов общественной организации, 2) заверенная копия протокола и 3) решение организации о выдвижении N - представителей кандидатами в члены МП. Последней датой приема документов для регистрации указана 29 июля 2021г. до 18:00.

26.07.2021 Председателю МТИК, члену Территориальной избирательной комиссии АДРЕС с правом решающего голоса - ФИО4 переданы все необходимые документы для регистрации списка кандидатов от общественной организации Одинцовское молодежное движение «Активная молодежь» - решение, копия протокола и выписка из протокола.

ФИО4 осуществлял попытки по надуманным причинам отказать в регистрации списка кандидатов, а именно в отсутствие законных оснований требовал у Председателя Общественной организации подтвердить 1) реальное существование организации: показать устав, протокол о создании общественной организации; 2) документы, подтверждающие членство указанных в поданных документах на регистрацию лиц в организации; 3) странички организации в социальных сетях. По всем вопросам им были получены мотивированные ответы.

В нарушение Решения МТИК , МТИК опубликовала Решение о регистрации кандидатов в члены МП не 29.07.2021, а только в 21:35 30.07.2021, что, по сути, лишило кандидатов возможности, как получить информацию о причинах отказа, так и обжаловать незаконный отказ в регистрации до начала выборов.

31.07.2021 в 8:00 МТИК в официальной группе Вконтакте https://vk.com/odimtik был опубликован пост со ссылкой на голосование в «Гугл Форме» https://docs.google.com/forms). Для того, чтобы избиратель мог проголосовать в Гугл форме, предлагалось указать адрес электронной почты и проставить галочки за ФИО пятерых кандидатов из любых многомандатных округов. Также предлагалось поставить галочку за единственную зарегистрированную организацию - «Всероссийская общественная организация» Молодая Гвардия Единой России» (МГЕР Одинцово)», однако списка кандидатов, выдвинутой данной организацией указано не было, что нарушает избирательные принципы открытости и гласности, т.к. избиратель голосует не за организацию или юридическое лицо, а за кандидатов, выдвинутых общественным объединением.

Вышеуказанная форма проведения голосования является незаконной и ничтожной, так как нарушает п.4.4 Положения о Молодежном парламенте, где «Активным избирательным правом обладают граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 35 лет включительно, проживающие на территории АДРЕС», а данный вариант голосования позволял принять участие в выборах без его идентификации по установленным критериям.

01.08.2021 в 2:32 в группе Вконтакте МТИК было опубликовано решение о признании списка из 30 кандидатов избранными в МП по шести многомандатным пятимандатным избирательным округам, а по единому избирательному округу избранным указывался не список кандидатов, а Всероссийская общественная организация Молодая Гвардия Единой России (МГЕР Одинцово), что является незаконным и противоречащим п. 3.1. Положения о Молодежном парламенте, т.к. членом МП может быть только определенное физическое лицо.

01.08.2021г. было опубликовано Решение о результатах выборов в группе Вконтакте МТИК. Протокол об итогах голосования, опубликованных по окончании выборов, является недействительным и составлен с нарушением норм действующего законодательства, поскольку протокол об итогах голосования заверен шестью членами МТИК с правом решающего голоса. Однако согласно п.5.4. Положения о МТИК, заседание МТИК правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа назначенных членов молодежной территориальной избирательной комиссии. Согласно списку членов МТИК, количество членов МТИК составляет двенадцать человек. Учитывая, что протокол МТИК об итогах голосования подписан шестью членами - только половиной, а не большинством, протокол является недействительным.

После проведения выборов ФИО4 было предоставлено в PDF формате мотивированное решение с отказом в регистрации списка кандидатов от общественной организации Одинцовское молодежное движение «Активная молодежь» с указанием на то, что отказ был по причине «иное» согласно «Положению о выборах членов Молодежного парламента...». Данная причина является незаконной, нарушающей нормы материального и процессуального права, поскольку обязанность отказа по причине «иное» не содержится в Положении о МП, утвержденном ФИО2 г.о.

03.08.2021г. в ТИК АДРЕС в соответствии с п. 8.8 Положения о МТИК были поданы жалоба (вх. ) на действия МТИК и об отмене результатов выборов, и заявление (вх. ) об инициировании процедуры формирования состава МТИК.

31.08.2021г. был получен ответ от 31.08.2021г., где указано, что полномочия нынешнего состава МТИК истекают 24.11.2021г., а нарушений при организации и проведении выборов в МП не выявлено.

Также истец указывает, что срок полномочий членов территориальной молодежной комиссии АДРЕС истек. Процедуры избрания в члены территориальной молодежной комиссии АДРЕС не проводилось, документов о правомочности действующего состава территориальной молодежной комиссии АДРЕС ни в официальных источниках, ни по обращению не представлено. Следовательно, решения принятые МТИК, являются не правомочными и не имеющими юридической силы.

Вышеуказанные действия административного ответчика привели к нарушению избирательного права административного истца, как кандидата, так и как избирателя, а именно право на честные выборы, избирать, и быть избранными в Молодежный парламент при ФИО2 городского округа, что нарушает Положение о Молодежном парламенте, утвержденное решением ФИО2 городского округа АДРЕС от 29.07.2019г., а также положения Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Административный истец ФИО1 в судебное заседание явилась, требования поддержала.

Председатель ТИК АДРЕСФИО5 в судебное заседание явился, полагал требования не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что Молодежный парламент при ФИО2 г.о. является общественным совещательным органом при ФИО2, Федеральный закон №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в рассматриваемом споре применению не подлежит, поскольку каких-либо выборов и референдума не проводилось, избирательных прав истца в понимании положений закона Федерального закона №67-ФЗ нарушено не было.

Председатель Молодежной ТИК ФИО2 г.о. ФИО4 в судебное заседание явился, просил в иске отказать.

Представитель Молодежного парламента при ФИО2 городского округа в судебное заседание не явился.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, решением ФИО2 городского округа АДРЕС от 29.07.2019г. утверждено Положение о Молодежном парламенте при ФИО2 городского округа АДРЕС.

В соответствии с п. 1.1 Положения, Молодежный парламент при ФИО2 городского округа АДРЕС является постоянным общественным и консультативным органом представителей молодежи ФИО2 городского округа АДРЕС и создается в целях привлечения молодежи к участию в общественно-политической жизни ФИО2 городского округа АДРЕС.

Выборы членов Молодежного парламента проводит Молодежная территориальная избирательная комиссия путем открытого голосования (п. 4.3 Положения).

Решением территориальной комиссии АДРЕС от 29 декабря 2020 года утверждено Положение о Молодежной территориальной избирательной комиссии ФИО2 городского округа АДРЕС.

Согласно п. 1.1 Положения, Молодежная территориальная избирательная комиссия ФИО2 городского округа (далее МТИК) формируется при Территориальной избирательной комиссии АДРЕС; осуществляет свою деятельность на общественных началах и действует в течении пяти лет со дня проведения первого организационного заседания (п. 1.2).

МТИК создается в целях повышения электоральной активности молодежи, повышения правого образования, создания целостной системы отбора для подготовки кадрового резерва и приобщения социально-активных молодых людей к избирательным процессам (п. 2.1).

Формирование МТИК осуществляется соответствующей территориальной избирательной комиссией (п. 3.3).

Решения и/или действия (бездействие) МТИК могут быть обжалованы в территориальную избирательную комиссию (п. 8.8).

Ранее действовавшим Положением о Молодежной избирательной комиссии АДРЕС, утвержденным решением Избирательной комиссии АДРЕС от 26.12.2013г. , срок полномочий МТИК определялся двумя годами.

Решением МТИК от 18 мая 2018 года были назначены 12 членов МТИК с правом решающего голоса, полномочия которых были продлены до 24.11.2021 года.

Решением МТИК от 11 мая 2021 года было утверждено Положение о выборах членов Молодежного парламента при ФИО2 городского округа АДРЕС.

В соответствии с данным Положением, активным избирательным правом обладают граждане РФ в возрасте от 14 до 35 лет, проживающие на территории ФИО2 городского округа АДРЕС (п. 1 ст.2).

Выборы членов Молодежного парламента назначаются решением МТИК, в котором указывается дата голосования (п. 1, 2 ст. 3).

Выдвижение кандидатов начинается со дня опубликования решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования схемы избирательных округов и не позднее 26 июля 2021 года.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения молодежной организацией.

При выдвижении кандидата (кандидатов) общественной организацией в МТИК предоставляются следующие документы: выписка из протокола собрания членов общественной организации; заверенная копия протокола; копия паспорта кандидата; решение общественной организации о выдвижении списка кандидатов (ст. 6).

МТИК не позднее чем за 10 дней после подачи документов о выдвижении кандидатов принимает решение о регистрации кандидата, либо решение об отказе в регистрации.

Основаниями для отказа в регистрации кандидата являются: установление отсутствия факта выдвижения кандидата; выдвижение одного и того же лица в качестве кандидата более чем одним субъектом выдвижения; иное (ст. 7).

МТИК оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования, который подписывается председателем и секретарем МТИК (ст. 9). На основании протокола о результатах выборов МТИК принимает решение о результатах выборов (ст. 11).

На основании протоколов МТИК устанавливает общие результаты выборов членов Молодежного парламента; общие результаты выборов оформляются решением МТИК и в течении суток со дня принятия направляются Председателю ФИО2 г.о., публикуются на сайте «Вестник» и на странице МТИК в социальной сети «Вконтакте» не позднее 5 дней с момента установления общих результатов выборов (ст. 12).

Как следует из материалов дела, решением МТИК ФИО2 г.о. АДРЕС от 11 мая 2021 года были назначены выборы членов Молодежного парламента ФИО2 городского округа на 31 июля 2021 года.

Решением от 11 мая 2021 года утверждена схема многомандатных избирательных округов для проведения выборов членов Молодежного парламента.

26 июля 2021 года председателю МТИК ФИО4 от общественной организации ФИО2 молодежного движения «Активная молодежь» были переданы документы для регистрации списка кандидатов от организации, в числе которых была председатель данной организации ФИО1

30 июля 2021 года состоялось заседание МТИК по рассмотрению жалобы ФИО2 отделения Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия Единой России» (МГЕР Одинцово) о фальсификации документов для сбора подписей, для участия на выборах в Молодежный парламент членами/кандидатами общественной организации ФИО2 молодежного движения «Активная молодежь», по рассмотрению документов на регистрацию от данной организации, по результатам которого было принято решение об отказе в регистрации кандидатов общественной организации ФИО2 молодежного движения «Активная молодежь» в соответствии с п.п. 3 п. 2 ст. 7 Положения о выборах.

Решением МТИК от 30.07.2021 года был утвержден электронный формат голосования с использованием информационной технологии Google (Google форма), с размещением ссылки для голосования на странице МТИК Одинцово социальной сети «Вконтакте».

31 июля 2021 года в онлайн-формате состоялись выборы членов Молодежного парламента ФИО2 городского округа.

01.08.2021 в группе Вконтакте МТИК было опубликовано решение МТИК о признании списка из 30 кандидатов избранными в парламент по шести многомандатным (пятимандатным) избирательным округам, а также общественной организации по единому избирательному округу.

03.08.2021г. ФИО1 в соответствии с п. 8.8 Положения о Молодежной территориальной избирательной комиссии ФИО2 городского округа АДРЕС обратилась в Территориальную избирательную комиссию АДРЕС с жалобой на действия МТИК, об отмене результатов выборов, а также с заявлением об инициировании процедуры формирования состава МТИК с изложением доводов, аналогичным доводам, указанным в административном исковом заявлении.

31.08.2021г. ТИК АДРЕС был дан ответ за , в котором было указано об отсутствии нарушений при организации и проведении выборов в Молодежный парламент. Одновременно было сообщено, что МТИК не относится к органам государственной и муниципальной власти; полномочия нынешнего состава МТИК истекают 24.11.2021 года.

Не согласившись с данным ответом, ФИО1 обратилась в суд с настоящим административным иском в порядке главы 24 КАС РФ, ссылаясь на нарушение ответчиком положений Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждый вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в случае, когда, по его мнению, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, если иное прямо не предусмотрено законом.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В соответствии со статьей 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд (пункт 1);

с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме (пункт 10).

Особенности порядка производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации установлены главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в которой определены: субъекты, наделенные правом на обращение в суд с административным иском о защите избирательных прав; лица, которые могут являться административными ответчиками по данным делам; категории дел о защите избирательных прав; порядок и сроки их рассмотрения; порядок и сроки предъявления административных исковых заявлений о защите избирательных прав; особенности принятия судом решений по данной категории дел.

В соответствии с частью 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суд решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Избиратель, участник референдума вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в соответствующих выборах, референдуме.

Суд на основе анализа требований, заявленных в административном исковом заявлении, и правового регулирования, на которых основано такое требование, должен установить, имеются ли у административного истца избирательные права и законные интересы, которые затрагиваются и могли бы быть нарушенными оспариваемым решением или действием (бездействием).

Разрешая заявленные истцом требования, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, исходя из положений законодательства о выборах, суд приходит к выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления.

При этом суд исходит из того, что под избирательными правами граждан понимаются конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списка кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации (пункт 28 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Предметом оспаривания в рамках главы 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могут быть конкретные решения, действия (бездействие) избирательных комиссий, нарушающие избирательные права граждан.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что к решениям избирательной комиссии исходя из положений, содержащихся в подпунктах 21 и 38 статьи 2, пункте 1 статьи 28 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально.

К действиям избирательной комиссии, комиссии референдума, которые могут быть оспорены в суде, относится волеизъявление комиссии, не облеченное в форму постановления или решения и не закрепленное в соответствующем протоколе, а также распоряжение или иное волеизъявление уполномоченных (в силу закона или специального поручения) членов соответствующей комиссии, совершенное ими в целях реализации полномочий комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума и других возложенных на комиссию полномочий.

Как усматривается из материалов дела, жалоба ФИО1 о нарушениях в организации и проведении выборов в Молодежный парламент была рассмотрена ТИК в соответствии с п. 8.8 Положения о МТИК в пределах компетенции органа. Действия (бездействия) ТИК в данной части не обжалуются.

В рассматриваемом споре права истца в порядке главы 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебной защите не подлежат, поскольку каких-либо выборов или референдума в понимании Федерального закона N 67-ФЗ не проводилось, Молодежный парламент при ФИО2 является общественным совещательным и консультативным органом, не является органом государственной власти и органом местного самоуправления, в связи с чем, избирательные права истца не нарушены. Действия ТИК АДРЕС на соответствие положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" проверке не подлежат, поскольку данный закон не регулирует возникшие между сторонами правоотношения.

Руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к территориальной избирательной комиссии АДРЕС о признании незаконным действие, выразившееся в нарушении МТИК порядка проведения выборов в члены Молодежного парламента при ФИО2 городского округа МО; признании отказа МТИК в регистрации списка кандидатов на выборы в члены Молодежного парламента от общественной организации ФИО2 молодежное движение «Активная молодежь» незаконным; признании недействительным и отмене протокола МТИК об итогах голосования и решения МТИК о результатах выборов от 31.07.2021 года, признании выборов членов Молодежного парламента 31.07.2021 года несостоявшимися и недействительными; признании МТИК неправомочной с 29.12.2020г. ввиду истечения срока полномочий; обязании ТИК в течении 5 календарных дней со дня вступления решения в законную силу судебного акта инициировать процедуру формирования состава МТИК согласно п. 3 Положения о МТИК – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд, через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.В. Миронова