Дело № 2а-9469/2017 28 ноября 2017 года
В окончательной форме 22 декабря 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Феодориди Н.К.,
при секретаре Сердюк Т. А.,
С участием прокурора Потехиной Е. Б.,
С участием адвоката Дригант О. Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Короп Ирины Сергеевны к заместителю прокурора Приморского района Санкт-Петербурга Дмитриенко Виктории Викторовне, Прокуратуре Санкт-Петербурга об оспаривании бездействий, обязании осуществить действия,
УСТАНОВИЛ:
Короп И. С. обратилась в суд с административным исковым заявлением и после неоднократного уточнения требований в окончательной редакции просит признать незаконным бездействие заместителя прокурора Приморского района В. В. Дмитренко и бездействие прокуратуры Санкт-Петербурга, не осуществивших меры прокурорского реагирования:
1) в отношении нарушений закона старшим судебным приставом Западного отдела службы судебных приставов Эксузьяном Г. Л., не исполнившего апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда по составлению акта проверки бухгалтерии ООО «Монплезир»;
2) в отношении бездействия генерального директора ООО «Монплезир» Шаймуханова С. Б., не предоставившего все запрошенные у него судебным приставом-исполнителем бухгалтерские документы ООО «Монплезир»;
- обязать заместителя прокурора Приморского района В. В. Дмитренко и прокуратуру Санкт-Петербурга осуществить меры прокурорского реагирования, направленные на:
1) составление акта проверки бухгалтерии ООО «Монплезир» старшим судебным приставом Западного отдела службы судебных приставов Эксузьяном Г. Л.;
2) предупреждение старшего судебного пристава Западного отдела службы судебных приставов Эксузьяна Г. Л. об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ за злостное неисполнение судебного акта;
3) обязание генерального директора ООО «Монплезир» Шаймуханова С. Б. предоставить запрошенные у него судебным приставом-исполнителем бухгалтерские документы ООО «Монплезир»;
4) привлечь генерального директора ООО «Монплезир» Шаймуханова С. Б. к ответственности за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя. В обоснование требований указывает, что 22.03.2017 административный истец обратилась в Прокуратуру Приморского района с просьбой осуществить надзор за неисполнением Западным ОСП решения суда и провести проверку на наличие признаков уголовного преступления в действиях начальника Западного ОСП Г. Л. Эксузьяна, поскольку акт проверки бухгалтерии так и не был составлен. Административным ответчиком был направлен ответ с отказом в возбуждении уголовного дела. Заместитель прокурора района Дмитренко В. В. не выполнила требование ст. 22 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», поскольку не совершил необходимые процессуальные действия. Прокуратура Санкт-Петербурга обязала Прокуратуру Приморского района бездействовать при выявлении нарушений закона, поскольку создала препятствия для исполнения Прокуратурой Приморского района указания генеральной прокуратуры РФ от 12.05.2009 № 155/7 по внесению представления об устранении нарушений закона непосредственному главному судебному приставу Санкт-Петербурга. Незаконное бездействие административных ответчиков создало волокиту по исполнению определения Санкт-Петербургского городского суда от 05.10.2016.
Представитель административного истца в суд явился, требования поддержал.
Представитель административных ответчиков – заместителя прокурора Приморского района Санкт-Петербурга Дмитренко В. В., Прокуратуры Санкт-Петербурга в суд явился, с требованиями не согласен, представил письменный отзыв.
Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.
Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
В соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Также согласно части 2 статьи 26 указанного Федерального закона органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Из материалов дела следует, что 22.03.2017 административный истец обратилась в Прокуратуру Приморского района с просьбой осуществить надзор за неисполнением Западным ОСП решения суда и провести проверку на наличие признаков уголовного преступления в действиях начальника Западного ОСП Г. Л. Эксузьяна, поскольку акт проверки бухгалтерии не был составлен.
20.04.2017 на указанное обращение в адрес Короп И. С. направлен мотивированный ответ за подписью заместителя прокурора Приморского района Санкт-Петербурга В. В. Дмитренко (л. д. 17)
17.10.2017 Заместителем прокурора Санкт-Петербурга на имя руководителя УФССП России по Санкт-Петербургу внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства в деятельности судебных приставов исполнителей территориальных отделов УФССП России по Санкт-Петербургу.
Статья 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" закрепляет право, а не обязанность прокурора вносить представление об устранении нарушений закона, а заявитель не относится к той категории лиц, права которой прокурор обязан защитить в обязательном порядке.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении возложенных на него функций прокурор:
- рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
- разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
- принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
- использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
Суд полагает, что действий (бездействия), в результате которых были бы нарушены права и свободы административного истца либо созданы препятствия в их осуществлении, административными ответчиками не совершено. Выбор конкретных мер прокурорского реагирования, если имеются к тому основания, равно как и отказ в применении этих мер, относится к усмотрению органов прокуратуры и не входит в компетенцию суда. Иное означало бы лишение органов прокуратуры самостоятельности в решении подведомственных им вопросов согласно положениям Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации".
Ссылка административного истца на Указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 155/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами" не обоснована, так как данный документ не был официально опубликован и не подлежит применению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Короп Ирины Сергеевны к заместителю прокурора Приморского района Санкт-Петербурга Дмитриенко Виктории Викторовне, Прокуратуре Санкт-Петербурга об оспаривании бездействий, обязании осуществить действия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья