ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-946/20 от 20.07.2020 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

УИД 69RS0040-02-2020-001822-17

Дело № 2а-946/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2020 года г. Тверь

Центральный районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Кузьминой Т.В.,

при секретаре Симадоновой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области к Некоммерческому партнерству по межрегиональному сотрудничеству «Развитие», Открытому акционерному обществу «Пожтехника», Открытому акционерному обществу «Торжокский завод полиграфических красок» о ликвидации некоммерческого партнерства, возложении обязанности совершить действия по ликвидации некоммерческого партнерства,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области обратилось в суд с административным иском к Некоммерческому партнерству по межрегиональному сотрудничеству «Развитие», ОАО «Пожтехника», ОАО «Торжокский завод полиграфических красок» о ликвидации некоммерческого партнерства, возложении обязанности совершить действия по ликвидации некоммерческого партнерства.

В обоснование заявленных требований указано, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области, действующим на основании Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03 марта 2014 года № 26, в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в рамках контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций проведен анализ материалов учетного дела Некоммерческого партнерства по межрегиональному сотрудничеству «Развитие». В ходе анализа установлено следующее. На Общем собрании учредителей 15 августа 2005 года принято решение о создании партнерства, утверждении Устава, избрании органов управления. Учредителями Партнерства выступили два юридических лица: 1) ОАО «Пожтехника», ОГРН <***>; 2) ОАО «Торжокский завод полиграфических красок», ОГРН <***>. Полное наименование: Некоммерческое партнерство по межрегиональному сотрудничеству «Развитие». Организация осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного 15 августа 2005 года, с изменениями и дополнениями от 30 ноября 2012 года. Запись о создании организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 23 августа 2005 года за основным государственным регистрационным номером <***>. Адрес (место нахождения) организации: 170100, <...>. Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени организации, является директор ФИО1, сведения о которой содержатся в ЕГРЮЛ. Управлением в период с 01 октября 2018 года по 26 октября 2018 года проведена плановая документарная проверка организации, по результатам которой 26 октября 2018 года составлен акт проверки, вынесено письменное предупреждение № 04-29/261, полученные представителем по доверенности от организации ФИО2 26 октября 2018 года. Основанием для вынесения предупреждения послужили следующие нарушения: - положения п. 2.2.5 Устава об оказании справочных, консультационных, информационных, юридических услуг третьим лицам, противоречат п. 1 ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; - в нарушение требований п. 1 ст. 24 ФЗ № 7-ФЗ положение п. 2.2.7 Устава позволяет Партнерству осуществлять иную деятельность, не противоречащую действующему законодательству; - компетенция Общего собрания, изложенная в п. 6.3 Устава, не в полном объеме соответствуют п. 3 ст. 29 федерального закона № 7-ФЗ: у высшего органа управления организации отсутствуют полномочия по определению порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей (участников, членов); утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации; исключительная компетенция Общего собрания членов Партнерства, установленная п. 6.6 Устава, противоречит п. 3 ст. 29 федерального закона № 7-ФЗ; - п. 6.2 Устава предусмотрено представительство для членов Партнерства, при этом п. 3.1 Устава предусмотрено, что членами Партнерства могут быть физические и юридические лица. Представительство для физических лиц законодательством о некоммерческих организаций не предусмотрено. Положения п. 6.2 в части представительства противоречат п. 4 ст. 29 федерального закона № 7-ФЗ; - в нарушение требований п. 2 ст. 14 федерального закона № 7-ФЗ общее собрание членов Партнерства не в полном объеме исполняло свои полномочия, установленные п. 6.3 Устава: не утверждало годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс, не утверждало финансовый план организации; в нарушение п. 4 ст. 181.2 ГК РФ протоколы Общего собрания по оформлению не отвечают требованиям законодательства: в них не указаны время и место проведения общих собраний, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов; - в нарушение требований п. 2 ст. 14 федерального закона № 7-ФЗ заседания Наблюдательного Совета Партнерства в проверяемый период не проводились, Наблюдательный Совет свои полномочия не исполнял; - в нарушение п. 1 ст. 28 федерального закона № 7-ФЗ Уставом не определены порядок избрания, срок полномочий Председателя Наблюдательного Совета Партнерства, его компетенция; - в нарушение п. 1 ст. 28 федерального закона № 7-ФЗ Уставом не определены порядок избрания (назначения), срок полномочий заместителя директора, его компетенция; в нарушение п. 2 ст. 14 федерального закона № 7-ФЗ, заместитель директора в проверяемый период не назначался; - в нарушение требований п. 2 ст. 14 федерального закона № 7-ФЗ ревизий финансово-хозяйственной деятельностью организации в проверяемый период не проводилось, ревизор свои обязанности не исполнял; - положение п. 7.1.2 Устава о том, что имущество организации создается за счет благотворительных взносов, противоречит ст. 15 Федерального закона от 01 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», так как Партнерство не является благотворительной организацией; - в нарушение п. 5 ст. 50 ГК РФ Партнерство не сформировало имущества, необходимое для осуществление приносящей доход деятельности; - положение п. 2.3 Устава о предпринимательской деятельности, противоречит п. 2 ст. 24 федерального закона № 7-ФЗ; - в нарушение п. 3.2 ст. 32 федерального закона № 7-ФЗ за проверяемый период Партнерством не размещался в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не предоставлялся средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган; - в нарушение п. 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам Официального статистического учета, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года № 620, организация за проверяемый период не представляла соответствующую отчетность в органы статистики. Устав содержит внутренние противоречия, так в соответствии с п. 6.3.9 Устава решение о преобразовании организации относится к компетенции Общего собрания членов Партнерства, а в соответствии с п. 10.1 Устава решение о преобразовании принимается учредителями Партнерства. Кроме того, на момент проведения проверки Устав Партнерства не соответствует требованиям гл. 4 ч. 1 ГК РФ, изменения которой вступили в силу с 01 сентября 2014 года, в соответствии с Федеральным законом от 05 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в гл. 4 ч. 1 ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», а именно: - в нарушение п. 1 ст. 54, п. 3 ст. 50 ГК РФ в наименовании организации отсутствует указание на организационно-правовую форму; - права и обязанности членов Партнерства изложены без учета требований п. 1 и 4 ст. 65.2 ГК РФ. Таким образом, организации необходимо было устранить выявленные нарушения законодательства, привести свой Устав в соответствие с требованиями действующего законодательства и представить его для государственной регистрации в Управление, представить иные документы, подтверждающие устранение нарушений. В предупреждении № 04-29/261 организации устанавливался срок для устранения крушений – 28 января 2019 года, который продлевался по письменным ходатайствам до 28 марта 2019 года, 28 мая 2019 года. В связи с неустранением выявленных нарушений к установленному сроку - 28 мая 2019 года организация постановлением мирового судьи от 22 июля 2019 года привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей. Сведения об оплате штрафа в Управление не поступили. В связи с бездействием руководящих органов организации Управлением 01 ноября 2019 года по тем же основаниям в адрес организации вынесено повторное письменное предупреждение № 04-29/145 и установлен срок устранения нарушений – 26 февраля 2020 года. Предупреждение, направленное по адресу (месту нахождения) организации, вернулось в Управление за истечением срока хранения. В предупреждении от 01 ноября 2019 года Управление информировало организацию о том, что в случае неустранения выявленных нарушений в установленный срок в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Управление вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации организации. К установленному в предупреждении № 04-29/145 сроку - 26 февраля 2020 года нарушения организацией не устранены. Таким образом, организация на протяжении длительного времени неоднократно нарушала требования действующего законодательства Российской Федерации, не выполняла законные требования Управления об устранении нарушений законодательства Российской Федерации. Административный истец просит ликвидировать Некоммерческое партнерство по межрегиональному сотрудничеству «Развитие»; обязать учредителей (участников) Некоммерческого партнерства по межрегиональному сотрудничеству «Развитие» совершить действия по ликвидации Некоммерческого партнерства по межрегиональному сотрудничеству «Развитие» в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, установить срок ликвидации не более 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от 02 июня 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена конкурсный управляющий ОАО «Торжокский район полиграфических красок» - ФИО3

Определением суда от 29 июня 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО1

В судебное заседание представитель административного истца - Управления Министерства юстиции РФ по Тверской области не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебное заседание представитель административного ответчика - Некоммерческого партнерства по межрегиональному сотрудничеству «Развитие» не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просил, согласно представленным возражениям с заявленными требованиями не согласен по следующим причинам: ликвидация юридического лица, предусмотренная п. 2 ст. 61 ГК РФ, как санкция за осуществление этим юридическим лицом деятельности с неоднократными нарушениями закона, не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям. Считает, что ликвидация НП «Развитие» была бы возможна, только если бы характер допущенных нарушений, а также вызванные или последствия были бы существенными и неустранимыми. Однако имевшие место в деятельности НП «Развитие» нарушения действующего законодательства, которые были выявлены в ходе проведенной Управлением проверки по своему характеру и их последствиям не могут являться достаточным основанием для ликвидации организации. Нарушения касались в основном несоответствия положений Устава организации изменившемуся законодательству и неисполнению Наблюдательным Советом (органом управления, предусмотренным Уставом) своих обязанностей. Однако это не оказывало какого-либо влияния на ведение деятельности организации в рамках закона и не нарушало права третьих лиц. При этом допущенные нарушения не были устранены в срок по причине проходившей в тот период процедуры смены руководителя в организации. Умышленные действия НП «Развитие», повлекшие допущение указанных нарушений, также отсутствуют. Считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать, поскольку в данном случае отсутствуют основания для ликвидации юридического лица.

В судебное заседание представители административных ответчиков - ОАО «Пожтехника», ОАО «Торжокский завод полиграфических красок», представитель заинтересованного лица – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области, заинтересованные лица - конкурсный управляющий ОАО «Торжокский завод полиграфических красок» – ФИО3, ФИО1 не явились, будучи извещенными о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили, возражений на исковое заявление не представили.

Судом определено рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.п. 1, 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона. Нкоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.

Как следует из п. 1 ст. 28 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно п.п. 1, 2, 3 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности.

В соответствии с п.п. 1, 3, 3.1., 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение.

Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.

Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений. Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705, в силу п. 2 которого задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций. Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 года № 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации Управлению Министерства юстиции РФ по Тверской области предоставлено законом.

В судебном заседании установлено, что 15 августа 2005 года в ходе общего собрания учредителей было принято решение о создании Некоммерческого партнерства по межрегиональному сотрудничеству «Развитие», утверждении устава, избрании органов управления, определению размеров учредительных взносов, определения размера ежеквартальных взносов, назначении директора организации.

Межрайонной ИФНС России № 1 по Тверской области Некоммерческому партнерству по межрегиональному сотрудничеству «Развитие» выдано свидетельство о внесении 23 августа 2005 года записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, основной государственный регистрационный номер <***>.

В соответствии выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц учредителями партнерства являются: ОАО «Пожтехника», ОАО «Торжокский завод полиграфических красок».

Полное наименование организации: Некоммерческое партнерство по межрегиональному сотрудничеству «Развитие»; сокращенное наименование: НП «Развитие».

Адрес (место нахождения) организации: 170100, <...>.

Организация осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного общим собранием учредителей 15 августа 2005 года, в новой редакции от 30 ноября 2012 года.

В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, в настоящее время директор ФИО4 является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица.

В судебном заседании установлено, что административным истцом в период с 01 октября 2018 года по 26 октября 2018 года проведена плановая документарная проверка организации, по результатам которой 26 октября 2018 года составлен акт проверки, вынесено письменное предупреждение № 04-29/261, полученные представителем по доверенности ФИО2

Согласно предупреждению № 04-29/261 выявлены следующие нарушения законодательства:

- положения п. 2.2.5 Устава НП «Развитие», утвержденного в новой редакции, об оказании справочных, консультационных, информационных, юридических услуг третьим лицам, противоречат п. 1 ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

- в нарушение требований п. 1 ст. 24 ФЗ № 7-ФЗ положение п. 2.2.7 Устава позволяет Партнерству осуществлять иную деятельность, не противоречащую действующему законодательству;

- компетенция Общего собрания, изложенная в п. 6.3 Устава, не в полном объеме соответствуют п. 3 ст. 29 федерального закона № 7-ФЗ: у высшего органа отравления организации отсутствуют полномочия по определению порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей (участников, членов); утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации; исключительная компетенция Общего собрания членов Партнерства, установленная п. 6.6 Устава, противоречит п. 3 ст. 29 федерального закона № 7-ФЗ;

- п. 6.2 Устава предусмотрено представительство для членов Партнерства, при этом п. 3.1 Устава предусмотрено, что членами Партнерства могут быть физические и юридические лица. Представительство для физических лиц законодательством о некоммерческих организаций не предусмотрено. Положения п. 6.2 в части представительства противоречат п. 4 ст. 29 федерального закона № 7- ФЗ;

- в нарушение требований п. 2 ст. 14 федерального закона № 7-ФЗ общее собрание членов Партнерства не в полном объеме исполняло свои полномочия, установленные п. 6.3 Устава: не утверждало годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс, не утверждало финансовый план организации;

- в нарушение п. 4 ст. 181.2 ГК РФ протоколы общего собрания по оформлению не отвечают требованиям законодательства: в них не указаны время и место проведения общих собраний, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

- в нарушение требований п. 2 ст. 14 федерального закона № 7-ФЗ заседания Наблюдательного Совета Партнерства в проверяемый период не проводились, Наблюдательный Совет свои полномочия не исполнял;

- в нарушение п. 1 ст. 28 федерального закона № 7-ФЗ Уставом не определены порядок избрания, срок полномочий Председателя Наблюдательного Совета Партнерства, его компетенция;

- в нарушение п. 1 ст. 28 федерального закона № 7-ФЗ Уставом не определены порядок избрания (назначения), срок полномочий заместителя директора, его компетенция; в нарушение п. 2 ст. 14 федерального закона № 7-ФЗ, заместитель директора в проверяемый период не назначался;

- в нарушение требований п. 2 ст. 14 федерального закона № 7-ФЗ ревизий финансово-хозяйственной деятельностью организации в проверяемый период не проводилось, ревизор свои обязанности не исполнял;

- положение п. 7.1.2 Устава о том, что имущество организации создается за счет благотворительных взносов, противоречит ст. 15 Федерального закона от 01 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», так как Партнерство не является благотворительной организацией;

- в нарушение п. 5 ст. 50 ГК РФ Партнерство не сформировало имущества, необходимое для осуществление приносящей доход деятельности;

- положение п. 2.3 Устава о предпринимательской деятельности противоречит п. 2 ст. 24 федерального закона № 7-ФЗ;

- в нарушение п. 3.2 ст. 32 федерального закона № 7-ФЗ за проверяемый период Партнерством не размещался в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не предоставлялся средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган;

- в нарушение п. 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам Официального статистического учета, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года № 620, организация за проверяемый период не представляла соответствующую отчетность в органы статистики.

Устав содержит внутренние противоречия, так в соответствии с п. 6.3.9 Устава решение о преобразовании организации относится к компетенции Общего собрания членов Партнерства, а в соответствии с п. 10.1 Устава решение о преобразовании принимается учредителями Партнерства.

Кроме того, на момент проведения проверки Устав Партнерства не соответствует требованиям гл. 4 ч. 1 ГК РФ, изменения которой вступили в силу с 01 сентября 2014 года, в соответствии с Федеральным законом от 05 мая 2014 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в гл. 4 ч. 1 ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», а именно:

- в нарушение п. 1 ст. 54, п. 3 ст. 50 ГК РФ в наименовании организации отсутствует указание на организационно-правовую форму;

- права и обязанности членов Партнерства изложены без учета требований п. 1 и 4 ст. 65.2 ГК РФ.

Организации необходимо было устранить выявленные нарушения законодательства, привести свой Устав в соответствие с требованиями действующего законодательства и представить его для государственной регистрации в Управление, представить иные документы, подтверждающие устранение нарушений. Организация была предупреждена о недопущении в дальнейшей деятельности организации указанных нарушений, для устранения недостатков был установлен срок – 28 января 2019 года, до истечения которого организация была обязана представить документы, подтверждающие устранение допущенных нарушений.

По письменным ходатайствам срок для устранения нарушений продлевался до 28 мая 2019 года.

За неисполнение предупреждения № 04-29/261 от 26 октября 2018 года постановлением мирового судьи судебного участка № 83 Тверской области от 22 июля 2019 года, вступившим в законную силу, НП «Развитие» было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в размере 10000 рублей в доход государства.

В связи с неустранением выявленных нарушений и бездействием руководящих органов организации административным истцом 01 ноября 2019 года в адрес НП «Развитие» было вынесено повторное письменное предупреждение № 04-29/145 по тем же основаниям, установлен срок устранения нарушений – 26 февраля 2020 года. Организация была информирована о том, что в случае неустранения выявленных нарушений в установленный срок в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Управление вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации организации.

К установленному сроку нарушения НП «Развитие» устранены не были.

Указанные нарушения не устранены административным ответчиком до настоящего времени.

В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

П. 5 ст. 61 ГК РФ предусмотрено, что решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (п. 5 ст. 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (п. 2 ст. 62).

Согласно п.п. 10.2, 10.3 Устава ликвидация партнерства производится по решению Общего собрания членов Партнерства, суда либо иных, уполномоченных на то органов. Общее собрание членов Партнерства или орган, принявший решение о его ликвидации, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 года № N 64«О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска.

К доводам НП «Развитие» об отсутствии достаточных оснований для ликвидации организации суд относится критически, поскольку выявленные нарушения не позволяют осуществлять контроль за деятельностью некоммерческой организацией, устав которой не соответствует требованиям действующего законодательства. Доказательств устранения выявленных в результате проверки нарушений, принятия всех возможных действий для устранения названных нарушений административным ответчиком суду не представлено.

Поскольку НП «Развитие» неоднократно нарушало требования действующего законодательства РФ, не выполняло и не выполняет законные требования административного истца, на основании п. 10 ст. 32 ФЗ № 7-ФЗ исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области к Некоммерческому партнерству по межрегиональному сотрудничеству «Развитие», Открытому акционерному обществу «Пожтехника», Открытому акционерному обществу «Торжокский завод полиграфических красок» о ликвидации некоммерческого партнерства подлежат удовлетворению с возложением обязанности совершить действия по ликвидации некоммерческого партнерства на его учредителей – ООО «Пожтехника», ОАО «Торжокский завод полиграфических красок» в соответствии с положениями ГК РФ, в срок не более 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 262-265 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Требования административного искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области к Некоммерческому партнерству по межрегиональному сотрудничеству «Развитие», Открытому акционерному обществу «Пожтехника», Открытому акционерному обществу «Торжокский завод полиграфических красок» о ликвидации некоммерческого партнерства, возложении обязанности совершить действия по ликвидации некоммерческого партнерства удовлетворить в полном объеме.

Ликвидировать Некоммерческое партнерство по межрегиональному сотрудничеству «Развитие» (ИНН <***>, ОГРН <***>).

Возложить обязанности совершить действия по ликвидации Некоммерческого партнерства по межрегиональному сотрудничеству «Развитие» на его учредителей – Общество с ограниченной ответственностью «Пожтехника» (ОГРН <***>), ОАО «Торжокский завод полиграфических красок» (ОГРН <***>) в соответствии с положениями ГК РФ, в срок не более 6 (шести) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Т.В. Кузьмина

Решение в окончательной форме изготовлено 03 августа 2020 года.

Председательствующий Т.В. Кузьмина

УИД 69RS0040-02-2020-001822-17

Дело № 2а-946/2020