№ 2а-946/2020 УИД: 58RS0018-01-2020-001037-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 мая 2020 года г. Пенза
Ленинский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Лидина А.В.,
при секретаре Фефеловой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы обратилась в суд с названным административным иском, указав, что согласно ч. 5 ст. 226 НК РФ ФИО1 представил налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (по форме 3-НДФЛ) с признаком 1, ИНН Номер о сумме налога, подлежащего удержанию за 2018 год.
Как следует из административного иска, административный истец произвел исчисление налога на доход физического лица. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы в адрес ФИО1 выставлено требование от 24 июля 2019 года № 26017 об уплате налога и пени. В установленный в требовании срок и до настоящего времени ответчик налоговые обязательства не исполнил.
На основании изложенного административный истец просит взыскать с ФИО1 налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ в размере 14 040 рублей, пени по состоянию на 24 июля 2019 года в размере 28 рублей 8 копеек.
Представитель административного истца ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, а письменно заявлении просил суд рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
На основании ч. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В ст. 45 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей в Российской Федерации в силу п. 6 ч. 1 ст. 208 НК РФ для целей налогообложения относится к доходам от источников в Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.
В силу ч. 7 ст. 6.1, ст. 216, ч. 1 ст. 229 НК РФ налоговая декларация по форме 3-НДФЛ представляется не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода. Если 30 апреля приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то декларация представляется не позднее ближайшего рабочего дня. По почте декларация может быть отправлена не позднее 24 часов последнего дня срока ее представления (ч. 8 ст. 6.1 НК РФ).
Как следует из материалов дела, 29 апреля 2019 года ФИО1 представил налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (по форме 3-НДФЛ), в соответствии с которой налоговая база для исчисления налога составляет 108 000 рублей.
При возникновении у физического лица дохода (экономической выгоды) в денежной форме (ч. 1 ст. 41 НК РФ) такой доход, полученный налоговым резидентом (физическим лицом), признается объектом налогообложения и учитывается при определении налоговой базы на НДФЛ (ч. 1 ст. 209, ч. 1 ст. 210 НК РФ). В силу ч. 1 ст. 224 НК РФ НДФЛ исчисляется по налоговой ставке 13 процентов.
В соответствии с ч. 7 ст. 6.1, ч. 4 ст. 228 НК РФ уплата суммы налога, рассчитанной и указанной в декларации, должна быть произведена не позднее 15 июля года, следующего за годом получения дохода. Если указанная дата приходится на выходной или нерабочий праздничный день, налог следует уплатить не позднее ближайшего рабочего дня.
В связи с неуплатой административным ответчиком налога на доходы физических лиц за 2018 год ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы предприняла меры к взысканию.
Так, в адрес ФИО1 направлено налоговое требование от 24 июля 2019 года № 26017 об уплате налога на доходы физических лиц в размере 14 040 рублей и пеней в размере 28 рублей 08 копеек в срок до 3 сентября 2019 года.
В установленные в требовании сроки административный ответчик налоговое обязательство не исполнил.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Пензы от 8 ноября 2019 года с ФИО1 в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы был взыскан налог и пени.
Определением мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Пензы от 2 декабря 2019 года данный судебный приказ по заявлению ФИО1 отменен.
Учитывая, что ФИО1 обязанность по уплате налога на доходы физических лиц не исполнена, а срок обращения налогового органа с учетом положений ч. ч. 2, 3 ст. 48 НК РФ, не пропущен, суд считает требования ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы о взыскании с административного ответчика налога на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 14 040 рублей обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ (п. 6).
Согласно ч. 1 ст. 72 НК РФ пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Приведенные нормы права позволяют сделать вывод о том, что уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога) и в случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные НК РФ для взыскания задолженности в бесспорном порядке.
Учитывая, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от главного.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных указанной статьей (ч. 1); заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч. 2); рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3).
В соответствии с ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Учитывая, что в установленные законодательством сроки должник не уплатил указанные в налоговом требовании суммы налога, истцом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени.
С учетом вышеприведенных норм закона, своевременность обращения с данным требованием в суд, с ФИО1 подлежат взысканию пени в размере 28 рублей 08 копеек, начисленные на задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 год.
В ч. 1 ст. 114 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
На основании приведенной нормы права суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в бюджет муниципального образования г. Пенза в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы задолженность по налогу на доходы физических лиц в размере 14 040 рублей, пени в размере 28 рублей 08 копеек.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Пенза в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 22 мая 2020 года.
Судья А.В. Лидин