ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-947/2022 от 30.06.2022 Железнодорожного районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-947/2022

УИД75RS0003-01-2022-001819-76

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июня 2022 года г. Чита

Железнодорожный районный суд города Читы в составе

Председательствующего судьи Лытневой Ж.Н.

с участием помощника прокурора Пучковской Т.Н.,

При секретаре Карбушевой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Железнодорожного района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «город Чита» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

установил:

Прокурор Железнодорожного района г. Читы обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией городского округа «Город Чита» законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологических норм. В ходе проверки в июне 2021 года установлено, что обустройство контейнерных площадок в 2019-2020 г.г. проведено с нарушением действующего законодательства. По результатам проверки прокуратурой района в адрес администрации городского округа «Город Чита» было внесено представление от 07.06.2021 №07-25е-2021 об устранении требований законодательства об отходах производства и потребления, с предложением принятия мер по устранению выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого был получен ответ Комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» от 09.08.2021 № И-6229. Из ответа следует, что мероприятия по устранению нарушений запланированы на текущий год. В ходе проверки от 25.05.2022 г. установлено, что обустройство контейнерной площадки, расположенной по адресу: 1-ый Некрасовский пер., <...> 1,4,5, ул. Горбунова, 20, проведено с нарушением действующего законодательства.

Так, по адресу: 1-ый Некрасовский пер., д. 7,9 не обеспечены подъездные пути к контейнерной площадке. По адресу ул. Комсомольская, 47 отсутствует подъездной путь, в связи с чем, контейнер расположен за пределами контейнерной площадки, аналогичные нарушения допущены по адресам: ул. Горбунова, 1,4,5, ул. Горбунова, 20.

Ссылаясь на положения ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав администрации городского округа «Город Чита», ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правила обращения с ТКО, ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологическое требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», прокурор указал, что несоблюдение ответчиком требований, установленных Федеральными законами, ведет к нарушению законных интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду. Просит признать бездействие администрации городского округа «Город Чита», выразившееся в непринятии мер по обустройству подъездных путей к контейнерным площадкам по адресу: <...> <...> незаконным и обязать администрацию городского округа «город Чита» в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять меры к обустройству подъездных путей к контейнерным площадкам по адресу: <...> <...>, обеспечив твердое (асфальтовой, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Читы Пучковская Т.Н. исковые требования поддержала.

Представитель администрации городского округа «Город Чита» ФИО1 исковые требования не признала, указав на отсутствие бездействия ответчика, обратила внимание суда на дефицит бюджетных средств и необходимости, в случае удовлетворения заявленных требований, об установлении срока исполнения решения суда не менее 4-5 месяцев.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);

В свою очередь, согласно абз. 2 ст. 3 Закона № 7-ФЗ, в качестве основного принципа охраны окружающей среды установлена необходимость соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц и ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Уставом администрации городского округа «Город Чита», принятого решение Думы городского округа от 25.05.2017 № 53 также предусмотрено участие городского округа в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (п. 27 ст.5, п. 10 ч. 5 ст. 38 Устава).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 ФЗ № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 ФЗ № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 58 Устава в собственности городского округа может находится имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городского округа.

В соответствии с п. 2 ст. 13 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (ст. 13.4 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Согласно п.п. 2,9 и 10 Правил обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Под контейнером понимается мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов. Контейнерной площадкой является место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Исходя из содержания ч. 1 ст. 22 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологическое требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров ) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

В соответствии с п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Как следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией городского округа «Город Чита» законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологических норм. В ходе проверки в июне 2021 года установлено, что обустройство контейнерных площадок в 2019-2020 г.г. проведено с нарушением действующего законодательства. По результатам проверки прокуратурой района в адрес администрации городского округа «Город Чита» было внесено представление от 07.06.2021 №07-25е-2021 об устранении требований законодательства об отходах производства и потребления, с предложением принятия мер по устранению выявленных нарушений. Указанное представление получено ответчиком 08.06.2021 г.

Из ответа комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» от 09.08.2021 № И-6229. следует, что мероприятия по устранению нарушений запланированы на текущий год.

В ходе повторной проверки, проводимой прокуратурой района 22.05.2022 г. было установлено, что контейнерные площадки по адресам, указанным выше, не имеют подъездных путей, а также ограждений, обеспечивающих предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки, что подтверждается приложенной к иску фототаблицей и не оспаривалось представителем ответчика в ходе рассмотрения дела.

При этом судом не принимаются во внимание в качестве доказательств отсутствия бездействия стороны административного ответчика акты о приемке выполненных работ по устройству контейнерных площадок за декабрь 2019 г. по адресам, <...>, поскольку требования о признании незаконным бездействия в части устройства контейнерных площадок прокурором не заявлялись, указанные доказательства не относятся к предмету заявленных требований.

Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по оборудованию подъездных путей к контейнерным площадкам, а также ограждений, обеспечивающих предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки по адресам: <...> 1,4,5, ул. Горбунова, 20.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию городского округа «Город Чита» обязанности принять меры принять меры к обустройству подъездных путей к контейнерным площадкам по адресу: <...> <...>, обеспечив твердое (асфальтовой, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Довод представителя административного ответчика о дефиците бюджетных средств суд находит несостоятельным, поскольку указанное обстоятельство не исключает необходимости соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологических норм.

В соответствии с 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом. Таким образом, требование прокурора о возложении на администрацию городского округа «город Чита» обязанности в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять меры к обустройству подъездных путей к контейнерным площадкам являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При этом суд отмечает, что при наличии реально существующих объективных обстоятельств невозможности исполнения решения суда административный ответчик имеет право на обращение за отсрочкой его исполнения в соответствии со статьями 189, 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу ст. 114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «город Чита» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить.

Признать бездействие администрации городского округа «Город Чита», выразившееся в непринятии мер по обустройству подъездных путей к контейнерным площадкам по адресу: <...> <...> незаконным.

Обязать администрацию городского округа «город Чита» в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять меры к обустройству подъездных путей к контейнерным площадкам по адресу: <...> <...>, обеспечив твердое (асфальтовой, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Взыскать с администрации городского округа «Город Чита» госпошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано либо на него принесено представление в Забайкальский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Читы в течение одного месяца со дня его изготовления в мотивированной форме.

Судья Лытнева Ж.Н.

Мотивированное решение составлено 01 июля 2022 г.