ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-947/2023 от 08.09.2023 Советско-гаванского городского суда (Хабаровский край)

УИД 27RS0014-01-2023-000487-49

Дело № 2а-947/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 сентября 2023 г. г. Советская Гавань

Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи: Недведской В.А.,

при секретаре: Свешниковой К.А.,

с участием представителя административного истца - помощника Советско-Гаванского городского прокурора Хабаровского края Хариной А.Е.,

представителя административного ответчика – администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края Пчельникова П.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Советско-Гаванского городского прокурора Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец, Советско-Гаванский городской прокурор Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края с административным исковым заявлением к администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения, в обоснование административных исковых требований указав на то, что, согласно информации об объектах, находящихся в собственности муниципального образования городское поселение «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края для опубликования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Администрации г. Советская Гавань (admsovgav.ru), дорога, расположенная по адресу переулок Московский, находится в собственности городского поселения «Город Советская Гавань». Городской прокуратурой в ходе натурного осмотра установлено, что в переулке Московский городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края отсутствует уличное освещение в вечернее и ночное время суток, светильники уличного освещения не установлены, что противоречит вышеуказанным требованиям закона. Отсутствие уличного освещения может явиться одной из причин совершения дорожно-транспортных происшествий, административных правонарушений и преступлений. Выявленные нарушения непосредственно затрагивают права граждан, которые пребывают, проживают в указанной местности, пользуются проходящей в них дорогой, ставят под угрозу их жизнь и здоровье, указанный круг лиц невозможно определить заранее, в связи с чем имеются нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Организация уличного освещения является вопросом местного значения, исполнение которого возложено на органы местного самоуправления. Организация освещения улиц является публичной обязанностью органов местного самоуправления городского поселения, напрямую возложенной нормами закона на органы местного самоуправления и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с разработкой проекта, несением затрат и установкой конструкции уличного освещения. При этом конкретный способ реализации данной обязанности вправе избрать сам орган местного самоуправления, с тем условием, что освещение должно соответствовать установленным технических требованиям. С учетом уточнения исковых требований, поскольку ответчик имеет реальную возможность исполнения исковых требований в течение весенне-осеннего периода 2023 года, реальных препятствий не имеется, каких-либо сведений об объективной невозможности исполнения исковых требований в обозначенные сроки не представлено, учитывая при этом длительность процедуры в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ, просят суд признать бездействие администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в неисполнении требований законодательства в области организации уличного освещения в переулке Московский г. Советская Гавань Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, незаконным, возложить на администрацию обязанность организовать уличное освещение в переулке Московский г. Советская Гавань Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В письменных возражениях на административное исковое заявление административный ответчик заявленные требования не признали, указав, что администрация города как исполнительно-распорядительный орган обязана действовать в рамках утвержденного Советом депутатов города бюджета на очередной год. Указанный в исковом заявлении вид работ не был включен в бюджет города на 2023 год. При обращении в суд прокуратура города должна опираться не только на законодательство РФ, но и учитывать самостоятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также возможности бюджета города. В рассматриваемом случае отсутствует бездействие администрации города в виду того, что специалистами администрации города разработана муниципальная программа «Реконструкции уличного освещения городского поселения «Город Советская Гавань», утвержденная постановлением Администрации города № 940 от 31.10.2018 (в ред. от 18.08.2022). Согласно указанной муниципальной программы освещение пер. Чукотский не предусмотрено. В случае удовлетворения исковых требований прокуратуры при исполнении решения суда администрация города будет вынуждена прекратить обеспечение иных первоочередных мероприятий (переселение граждан, содержание автомобильных дорог, софинансирование муниципальных программ и т.д.), что, безусловно, скажется на жизнедеятельности города. Кроме того, на бюджет города будут возложены дополнительные расходы по оплате исполнительских сборов, штрафов и т.д., связанных с исполнением решения суда. Более того, Администрация города будет вынуждена прекратить (отложить на более позднюю дату) запланированные в муниципальной программе на 2023 год работы по освещению, что, безусловно, приведет к нарушению прав граждан проживающих на улицах, которые стоят в плане на 2023 год. Кроме того, бюджетный кодекс РФ предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10,14,15, 28, 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств. Согласно п. 5 ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06. 10. 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11. 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность отнесена к вопросам местного значения поселения, администрация города, осуществляющая исполнительно-распорядительную деятельность, выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия имеет возможность только в рамках бюджетных средств, которые предусмотрены в бюджете поселения на эти цели. Как нормативный акт, бюджет принимает законодательный орган Совет депутатов города. Принуждение администрации осуществить освещение дороги, ограничит в правах орган местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, в том числе в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, что противоречит ст. 12 Конституции РФ. Суд не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления по организации безопасности дорожного движения. В случае удовлетворения требований прокуратуры города просят суд определить сроки исполнения в течение двух лет со дня вступление в законную силу решения суда, поскольку муниципальная программа разработана и утверждена с указанием конкретных улиц до 2025 года, необходимо провести комплекс подготовительных работ с разработкой локально-сметного расчета, определения объемов работ, включение затрат на исполнение в бюджет города, проведение процедур в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и времени на проведение работ.

Представитель административного истца - помощник Советско-Гаванского городского прокурора Хабаровского края Харина А.Е. в судебном заседани административное исковое заявление поддержала с учетом уточнений, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила его удовлетворить, признать бездействие администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в неисполнении требований законодательства в области организации уличного освещения в переулке Московский г. Советская Гавань Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, незаконным, возложить на администрацию обязанность организовать уличное освещение в переулке Московский г. Советская Гавань Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика - администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края Пчельников П.В. в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержав письменные возражения на административное исковое заявление. Указав, что бездействие администрации городского поселения отсутствует, поскольку разработана муниципальная программа «Реконструкции уличного освещения городского поселения «Город Советская Гавань» на период до 2025 год, в которой отсутствует мероприятия по организации уличного освещения в переулке Московский, администрация готова организовать уличное освещение в указанном переулке, однако в более длительный срок, в связи с чем просит продлить срок в случае удовлетворения исковых требований до 31 декабря 2024 года, поскольку муниципальная программа разработана и утверждена с указанием конкретных улиц до 2025 года.

Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.

В качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4).

Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).

В силу части 3 статьи 84 Кодекса административного производства Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Из материалов дела следует, что в Советско-Гаванскую городскую прокуратуру поступило заявление от Ерохиной О.В. об отсутствии уличного освещения переулка Московский г. Советская Гавань.

Согласно ответа главы администрации городского поселения разработана муниципальная программа «Реконструкции уличного освещения городского поселения «Город Советская Гавань» от 24.01.2023, финансирование мероприятий по освещению переулка Московский не заложено в бюджет городского поселения на 2023 год, при планировании бюджета на 2024 -2026 год данные работы будут внесены в проект бюджета и вынесены на рассмотрение Совета депутатов города Советская Гавань.

Как следует из акта Советско-Гаванской городской прокуратуры от 01.03.2023 по итогам осмотра дороги по адресу: пер. Московский г. Советская гавань Хабаровского края, в ходе осмотра дороги установлено, что на указанной дороге отсутствует уличное освещение, что также подтверждается представленной фототаблицей.

Отсутствие организации уличного освещения дороги переулка Московский г.Советская Гавань Хабаровского края не оспаривалось представителем административного ответчика – администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в ходе рассмотрения дела.

Как установлено в судебном заседании, дорога, расположенная по адресу – г. Советская Гавань, переулок Московский находится в собственности городского поселения «Город Советская Гавань», что подтверждается информацией об объектах, находящихся в собственности муниципального образования городское поселение «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края для опубликования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации (admsovgav.ru).

Согласно постановления администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 31.10.2018 №940 утверждена муниципальная программа «Реконструкция уличного освещения городского поселения «Город Советская Гавань» на 2019-2021 года».

Постановлением администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 18.08.2022 №746 внесены изменения в муниципальную программу «Реконструкция уличного освещения городского поселения «Город Советская Гавань» на 2019-2021 года», утвержден План мероприятий по выполнению муниципальной программы «Реконструкция уличного освещения городского поселения «Город Советская Гавань» на 2022, 2023, 2024, 2025 года.

Однако, в указанной муниципальной программе организация уличного освещения переулка Московский г. Советская Гавань не предусмотрена.

Вместе с тем, согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основной задачей является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении. Часть 2 ст. 12 закона возлагает обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержанию дорог определяются статьей 12 закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

В силу положений пп. 6 и 12 ст. 3 указанного Федерального закона содержание дорог относится к дорожной деятельности и определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу пунктов 5 и 19 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона, к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона, к элементам обустройства автомобильных дорог относятся, кроме прочего, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.

Согласно п. 6.9.4 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст, стационарное электрическое освещение не должно иметь дефектов, указанных в таблице Б.8 приложения Б, а именно - наличие неработающих светильников (доля неработающих светильников составляет более 5% от их общего количества, два и более неработающих светильника расположены один за другим, неработающий светильник на пересечении, съезде (въезде) транспортной развязки, на остановочном пункте маршрутных транспортных средств и пешеходном переходе в одном уровне). Дефекты устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.8.

ГОСТ Р 55706-2013 определяет нормы освещения проезжей части улиц, дорог и площадей.

Требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований прокурором представлены доказательства отсутствия уличного освещения спорного переулка, светильники уличного освещения не установлены.

Выявленные в ходе проведения проверки прокуратурой нарушения свидетельствуют о том, что отсутствие уличного освещения в переулке Московский нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, а также иные права, свобод и законные интересы неопределенного круга лиц.

Как определено пунктом 5 части 1 статьи 5 Устава городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (принят решением Совета депутатов городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района от 16.11.2005 №65), к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доводы представителя ответчика в письменных возражениях и в ходе рассмотрения дела о том, что администрацией городского поселения утверждена муниципальная программа «Реконструкция уличного освещения городского поселения «Город Советская Гавань» до 2025 года, а также, что понуждение ответчика к совершению определенных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, подлежат отклонению, поскольку прокурором исковое заявление предъявлено исключительно в защиту прав и свобод граждан – неопределенного круга лиц, при этом при решении данного вопроса суд не вмешивается в деятельность органов местного самоуправления и не препятствует ответчику в осуществлении своих полномочий, а посредством судебного решения обязывает исполнять свои полномочия в полной мере, которые в ином порядке ответчиком не исполняются.

Кроме того, организация освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления, направленная, в том числе на обеспечение безопасности дорожного движения, которая напрямую возложена нормами закона на органы местного самоуправления и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с разработкой проекта, несением затрат и установкой конструкций уличного освещения.

При этом, отсутствие денежных средств, либо иные вопросы, относящиеся к компетенции администрации по исполнению указанной обязанности, не должны влиять на права граждан, на безопасность их жизни и здоровья, поскольку отсутствие уличного освещения нарушает права неопределенного круга лиц на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения.

Исходя из вышеуказанных правовых норм, неисполнение требований законодательства в области организации уличного освещения в переулке Московский г.Советская Гавань Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика, выразившееся в уклонении от принятия надлежащих мер по организации уличного освещения

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обязании администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края организовать уличное освещение в переулке Московский г. Советская Гавань Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края.

Суд находит разумным и достаточным срок, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для совершения административным ответчиком действий по организации уличного освещения в переулке Московский, исходя из разумных сроков с учетом требований бюджетного процесса и обоснованных сроков выполнения работ, а также существа административных исковых требований.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора.

На основании изложенного,

руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Советско-Гаванского городского прокурора Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, с учетом уточнений исковых требований, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в неисполнении требований законодательства в области организации уличного освещения в переулке Московский г. Советская Гавань Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края.

Обязать администрацию городского поселения «Город Советская Гавань» Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края организовать уличное освещение в переулке Московский г. Советская Гавань Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края.

Копия верна

Судья В.А. Недведская

Мотивированный текст решения составлен 08.09.2023.