ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-948/16 от 16.06.2016 Белогорского районного суда (Республика Крым)

Дело №2а-948/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июня 2016 года <адрес>

Белогорский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Балема Т.Г.,

при секретаре - Задерецкой Л.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Белогорске административное дело по иску Халиловой З.С. к Администрации города Белогорск Белогорского района Республики Крым, заинтересованное лицо - Белогорский городской совет Белогорского района Республики Крым, о признании действия незаконным и обязании выполнить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Халилова З.С.-С. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации города Белогорск Белогорского района Республики Крым, заинтересованное лицо - Белогорский городской совет Белогорского района Республики Крым, о признании действия незаконным и обязании выполнить определенные действия.

Свои требования мотивирует тем, что решением 21 сессии 5 созыва Белогорского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ ей разрешено в течение 12-ти месяцев разработать проект землеустройства по отводу земельного участка из земель г. Белогорска относящихся к землям, не переданным в собственность или постоянное пользование в границах населённого пункта по угодьям: пашня (гр.05) в <адрес>, площадью <данные изъяты> га для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек. Решением 38 сессии 5 созыва Белогорского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ продлена Халиловой З.С.-С. разработка проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> га из земель <адрес> шифр стр.96 по форме 6-зем – земли, не переданные в собственность или постоянное пользование в границах населённых пунктов, в т.ч. по угодьям: шифр гр. 05 по форме 6-зем. – пашня, в <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений. Решением 36 сессии 6 созыва Белогорского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ разрешено Халиловой З.С.-С. в течение 1 года разработку проекта землеустройства по отводу в аренду земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га в <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) из земель категории жилой и общественной застройки.

На основании вышеуказанных решений был разработан проект землеустройства по отводу земельного участка по <адрес>. Однако ввиду отсутствия землеустроительной документации по установлению границ и инвентаризации земель <адрес> и Белогорского городского совета, дежурно-кадастровой карты с нанесением собственников и пользователей земель, свободных земель <адрес> городского совета, а также отсутствия достоверных учётных данных земель по видам угодий в форме 6-зем, выдача условий отвода земельных участков не представлялась возможной.

ДД.ММ.ГГГГ истцом получен кадастровый паспорт земельного участка. После чего истец обратилась в Администрацию г. Белогорск Белогорского района Республики Крым и в Белогорский городской совет с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в <адрес>, в порядке завершения оформления прав на земельные участки. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в оформлении завершения прав на данный земельный участок в связи с тем, что, по мнению ответчика, действие решения 36 сессии 6 созыва Белогорского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ утратило силу ДД.ММ.ГГГГ. С данными решениями ответчика истец не согласна, поскольку считает, что указанное решение Белогорского городского совета не утратило свою силу. После вступления Республики Крым в состав Российской Федерации определен порядок дооформления права на земельные участки, начатого до принятия ФКЗ. Считает, что ответчик безосновательно отказал ей в оформлении завершения прав на земельный участок, просит иск удовлетворить.

В судебное заседание представитель административного истца Прокопец И.С. не явился, в суд представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика - Администрации г. Белогорск Белогорского района Республики Крым в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания, извещён, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель заинтересованного лица – Белогорского городского совета в суд представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с иском согласен. Руководствуясь ст.ст.150, 152 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц на основании имеющихся в деле доказательств. Исходя из содержания ст. 204 КАС РФ, поскольку при неявке в судебное заседание, рассмотрении административного дела (заявления, ходатайства) без извещения лиц, участвующих в деле, информация суду лицами, участвующими в деле, в устной форме не предоставляется, аудиопротоколирование в данных случаях не осуществляется.

Исследовав и оценив письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворениюпо следующим основаниям.

В соответствии с п.п.1, 2 ч.2ст.1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласност.3 КАС РФзадачами административного судопроизводства являются обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений, защита нарушенных или спариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Судом установлено, что Решением 21 сессии 5 созыва Белогорского городского совета Белогорского района АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ дано разрешение Халиловой З.С.-С. в течение 12-ти месяцев разработать проект землеустройства по отводу земельного участка из земель <адрес>, относящихся к землям, не переданным в собственность или постоянное пользование в границах населённого пункта, по угодьям: пашня (г.05), в <адрес>, площадью <данные изъяты> га для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (л.д.8). Решением 38 сессии 5 созыва Белогорского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ продлена Халиловой З.С.-С. разработка проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> га из земель <адрес> шифр стр.96 по форме 6-зем – земли, не переданные в собственность или постоянное пользование в границах населённых пунктов, в т.ч. по угодьям: шифр гр. 05 по форме 6-зем. – пашня, в <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (л.д.9).

Решением 36 сессии 6 созыва Белогорского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ разрешено Халиловой З.С.-С. в течение 1 года разработку проекта землеустройства по отводу в аренду сроком на 49 лет земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га в <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в <адрес>, из земель категории жилой и общественной застройки (л.д.10).

Из копии проекта землеустройства по отводу земельного участка по <адрес>, Белогорского городского совета, <адрес> АР Крым, следует, что проект выполнен ГП «Центр Государственного земельного кадастра» по заказу Халиловой З.С.-С. (л.д. 11-16).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрации <адрес>ФИО7 разъяснено, что согласно п.4 Порядка завершения оформления прав на земельные участки начатого до вступления в силу ФКЗ, в соответствии с Постановлением СМ РК от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> Республики Крым не может предоставить земельный участок в собственность, так как срок действия решения Белогорского городского совета 36 сессии 6 созыва от ДД.ММ.ГГГГ утратило силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20).

После вступления Республики Крым в состав РФ определен порядок дооформления права на земельные участки, начатом до принятия Федерального конституционного закона.

Согласно ст. 22, 25 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".В соответствии со ст. 39.1, 39.2 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.Пунктом 26 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.Статьей 37 выше указанного Закона установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.Согласно ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.Согласно ст. 1, 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от ДД.ММ.ГГГГ-ФКЗ "О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя".Права на объекты недвижимого имущества, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее – ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации:1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности; 2) право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований; 3) все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью Республики Крым.Право аренды земельного участка, право залога земельного участка, право пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.Статьей 13, 14 Закона установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании: действующих решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ; договоров на разработку документации по землеустройству, заключенных до ДД.ММ.ГГГГ с разработчиками документации по землеустройству, в том числе на основании молчаливого согласия органа местного самоуправления, органа исполнительной власти.Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, в аренду – лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка.Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является:-предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;-несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае - предоставления земельного участка для строительства).До ДД.ММ.ГГГГ предоставление земельных участков, перевод земель из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственной или муниципальной собственности, выдача разрешения на строительство, изменение (установление) разрешенного использования земельного участка осуществляются вне зависимости от наличия правил землепользования и застройки, документов территориального планирования, лесохозяйственных регламентов, документации по планировке территории.В соответствии с п.4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденным Постановлением Советом министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГг. , завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, основанием для завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым являются решения соответствующих органов местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, принятые до ДД.ММ.ГГГГ.

В срок, установленный законодательством, действовавшим до вступления в законную силу Федерального конституционного закона ФИО7 не было оформлено право собственности на спорный земельный участок, в связи с тем, что разработанная в течение одного года проектная документация по землеустройству в период вхождения Республики Крым в состав РФ не была утверждена и вышеуказанный земельный участок не был передан ей в собственность.

Таким образом, суд приходит к выводу, что действие Администрации <адрес> Республики Крым, выразившееся в отказе ФИО2-Салиевне в оформлении завершения прав на земельный участок, площадью 997 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. 51, и предоставлении данного земельного участка в аренду, в письме от ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным.

При таких обстоятельствах, учитывая, что не исполненное решение Белогорского городского совета 36 сессии 6 созыва от ДД.ММ.ГГГГ не утратило свое действие и не отменено, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Халиловой З.С.-С. о признании действия незаконным и обязании выполнить определенные действия является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск удовлетворить.

Признать незаконным действие Администрации <адрес> Республики Крым, выразившееся в отказе Халиловой З.С.-С. в оформлении завершения прав на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, и предоставлении данного земельного участка в аренду, в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым, рассмотреть заявление Халиловой З.С. об оформлении завершения прав на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, по результатам которого принять соответствующее решение.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Белогорский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: /подпись/

Копия верна. Судья: Секретарь:

Решение не вступило в законную силу. Судья: Секретарь: