Дело № 2а-948/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 апреля 2019 г. город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего Пантелеевой И.Ю.
при секретаре Дмитриевой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Псковской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени.
В обоснование требований указано, что ответчик является собственником транспортных средств Фольксваген Гольф, г.р.з. №, Опель Омега, г.р.з. №, Хонда CBR1100ХХ, г.р.з. №, Тойота LAND CRUISER 120, г.р.з. №.
В связи с этим ФИО1 был начислен транспортный налог за 2015, 2016 годы, однако в установленный законом срок ответчиком оплата налогов в полном объеме не произведена, в связи с чем инспекция направила последнему требования об их уплате и пеней до 10.01.2018, начисленных на задолженность в соответствии со ст. 75 НК РФ.
Однако до настоящего времени задолженность по уплате налогов и пени не погашена; судебный приказ о взыскании задолженности отменен в связи с возражениями должника.
Поэтому административный истец просит взыскать с административного ответчика недоимку по транспортному налогу за 2016 год в сумме 31964 руб. и пени – 332 руб. 86 коп, а всего – 32296 руб. 86 коп.
В судебном заседании представитель административного истца - ФИО2 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Указала, что задолженность по транспортному налогу за 2016 год административным ответчиком не погашена. При этом, об имеющейся задолженности ФИО1 уведомлялся как посредством направления налоговых уведомлений заказной почтовой корреспонденцией, так и через личный кабинет налогоплательщика, которым ответчик пользовался в период с 2015 по 2018 год. Доводы ответчика о том, что он требования об уплате транспортного налога через личный кабинет не получал, считала несостоятельными, поскольку согласно сведениям из электронной базы они ему вручены. Также пояснила, что в рассматриваемом случае направление физическим лицом квитанции о приеме требования, подписанной электронной подписью, не требуется.
Административный ответчик - ФИО1 в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Представил письменные возражения, в которых административный иск не признал; указал, что требования об уплате задолженности ему направлялись налоговым органом по каналам связи через личный кабинет налогоплательщика, однако в нарушение п.12 Приказа ФНС России от 09.12.2010 № ММВ-7-8/700@ "Об утверждении Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи", административным истцом квитанция о приеме, подписанная квалифицированной электронной подписью (далее – КЭП) налогоплательщика, не представлена. В случае, если налоговый орган не получил от налогоплательщика квитанцию о приеме, он в соответствии с п. 19 Порядка направляет требование налогоплательщику на бумажном носителе в срок, установленный НК РФ, при этом в материалы дела представлен список почтовых отправлений, согласно которому ему направлялось только налоговое уведомление. Кроме того, сослался на то, что уведомление об использовании личного кабинета налогоплательщика он в налоговую службу не направлял, как того требовали ранее положения Приказа ФНС России от 30.06.2015 № ММВ-7-17/260@, чтобы получать от налогового органа документы. Считал, что административным истцом нарушена процедура взыскания налоговых платежей.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела о вынесении судебного приказа № 2а-161/31/2018, настоящего дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее-НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктом 2 ст. 45 указанного Кодекса закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Абзацем 2 ч. 3 ст. 48 НК РФ установлено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно статьям 357, 358 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, к которым относятся, в том числе автомобили, мотоциклы.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, являющимся физическим лицом, согласно статье 362 НК РФ исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется в соответствии со ст. 359 НК РФ как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Ставки транспортного налога на территории Псковской области установлены Законом Псковской области от 26.11.2002 № 224-оз «О транспортном налоге».
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 409 Кодекса налог подлежит уплате налогоплательщиками не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
В силу п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить, в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 НК РФ).
В статье 69 НК РФ установлено, что при наличии недоимки по налогу налогоплательщику направляется требование об уплате налога, которое должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Из материалов дела следует, что ФИО1 по состоянию на 2015, 2016 годы являлся собственником транспортных средств с **.** Фольксваген Гольф, г.р.з. №, с **.** Опель Омега, г.р.з. №, с **.** Тойота LAND CRUISER 120, г.р.з. №, с **.** мотоцикла Хонда CBR1100ХХ, г.р.з. № /л.д. 18/.
10.10.2016 налоговым органом ФИО1 направлено налоговое уведомление №96734414 от 17.09.2016 об уплате за 2015 год транспортного налога в сумме 31964 руб. в срок не позднее 01.12.2016 /л.д. 14, 15/.
В связи с неуплатой начисленных налогов административному ответчику направлено требование № 30536 об уплате налогов, пеней, согласно которому инспекция предлагает оплатить в срок до 10.01.2018 задолженность в сумме 55297 руб. 84 коп, в том числе пени по транспортному налогу - 244 руб. 96 коп, по состоянию на 29.11.2017 /л.д. 11/.
Кроме того, налоговым органом ФИО1 направлено налоговое уведомление №16887861 от 21.09.2017 об уплате за 2016 год транспортного налога в сумме 31964 руб. в срок не позднее 01.12.2017 /л.д. 16/.
Поскольку административным ответчиком задолженность в срок не погашена, ему направлено требование № 34652 об уплате налога, пеней, согласно которому инспекция предлагает оплатить до 10.01.2018 88257 руб. 11 коп, в том числе недоимку по транспортному налогу - 31964 руб. и пени - 87 руб. 90 коп, по состоянию на 12.12.2017 /л.д. 9/.
В соответствии с данными налогового органа ФИО1 был зарегистрирован в сервисе Личный кабинет для физических лиц с 21.10.2015 по 27.03.2018, в связи с чем через него ответчику направлялись указанные выше требования № 30536 и № 34652, которые получены последним 30.11.2017 и 13.12.2017 соответственно.
Между тем, данные требования последним не исполнены, в связи с чем 29.06.2018 мировым судьей судебного участка № 31 г. Пскова постановлен судебный приказ о взыскании с ФИО1 имеющейся задолженности по налогам и пени.
30.07.2018 названный судебный акт по заявлению последнего отменен /л.д. 19/.
Согласно сведениям, представленным административным истцом, на момент подачи административного иска задолженность по транспортному налогу за 2016 год составила – 31 964 руб., пени - 332 руб. 86 коп.
Предусмотренную законодателем процедуру направления требований в адрес ФИО1 административным истцом, вопреки доводам последнего, суд полагает соблюдённой исходя из следующего.
В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Пунктом 4 статьи 52 НК РФ установлено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абз. 2 п. 6 ст. 69 НК РФ).
Приказом ФНС России от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200@, утвержден Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Датой направления налогоплательщику требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (пункт 10 Порядка).
В силу п. 2 ст. 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Как усматривается из материалов дела и следует из пояснений представителя МИФНС России № 1 по Псковской области, ФИО1 имел личный кабинет налогоплательщика с 21.10.2015 по 27.03.2018.
Факт вручения 13.12.2017 и 30.11.2017 налогоплательщику требований об уплате налога, пени в электронной форме, подтверждается сведениями из электронного документооборота базы АИС Налог-3 Пром.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе (абз.5 п. 2 ст. 11.2 НК РФ).
Сведений о том, что административный ответчик обращался в налоговый орган с заявлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, материалы дела не содержат.
Таким образом, ФИО1, используя личный кабинет налогоплательщика, имел возможность ознакомиться с направленным в его адрес требованиями об уплате налогов и пени.
В своих возражениях административный ответчик ссылается на п.12 Приказа ФНС России от 09.12.2010 № ММВ-7-8/700@ "Об утверждении Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи", согласно которому требование считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная КЭП налогоплательщика.
Однако положения данного пункта в силу п. 3 Порядка распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов, к которым ФИО1 не относится.
Кроме того, данный Порядок действовал до 26.05.2017, а последние требования, как указывалось выше по тексту решения, направлялись ответчику налоговым органом в ноябре-декабре 2017 года.
Аналогичные положения содержаться в п. 11 Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом ФНС России от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200@; однако действия данного пункта распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов (п. 3).
Таким образом, ФИО1 ошибочно полагает, что в подтверждении получения требований административному истцу должна была быть направлена им квитанция, подписанная КЭП налогоплательщика, поскольку он не относится к категории лиц, на которых распространяются данные положения.
Доводы ответчика о том, что им в налоговый орган не направлялось уведомление об использовании личного кабинета налогоплательщика (форма уведомления, а также порядок и сроки его направления установлены Приказом ФНС России от 08.06.2015 № ММВ-7-17/231@), как того требовали на момент возникновения правоотношений положения Приказа ФНС России от 30.06.2015 № ММВ-7-17/260@, суд во внимание не принимает, поскольку в силу разъяснений Письма ФНС России от 22.08.2016 № БН-4-11/15377 @ (в ред. от 02.08.2017) направление такового уведомления не обязательно.
Указано, что документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются.
При этом налогоплательщиками, получившими доступ к информационному ресурсу "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" (далее - ЛК ФЛ), считаются физические лица, получившие регистрационную карту и сменившие первичный пароль при входе в ЛК ФЛ, а также все пользователи, подключившиеся с помощью сертификата ключа, электронной подписи или с помощью учетной записи Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Исключение составляют пользователи, отказавшиеся от пользования ЛК ФЛ или заблокировавшие свою учетную запись, а также пользователи, утратившие возможность доступа к информационному ресурсу в случае неизменения полученного первичного пароля в течение 30 дней с момента получения регистрационной карты.
Для всех налогоплательщиков, получивших доступ к ЛК ФЛ, в программном обеспечении налогового органа автоматически проставлен признак - отказ от получения документов на бумажном носителе (в том числе и пользователям, ранее направившим уведомление об использовании личного кабинета в соответствии с приказом ФНС России от 08.06.2015 N ММВ-7-17/231 "Об утверждении формы и формата уведомления об использовании (об отказе от использования) личного кабинета налогоплательщика, а также порядка и сроков его направления в налоговые органы физическими лицами").
Для пользователей ЛК ФЛ реализована возможность при снятии отметки с опции "Отказ от получения документов на бумажном носителе" направления в налоговый орган (по умолчанию в налоговый орган по месту жительства) "Уведомления о направлении документов в бумажном виде" (далее - Уведомление), подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью. Снять отметку можно в разделе "Профиль" ЛК ФЛ или направить Уведомление из раздела "Документы налогоплательщика" - "Электронный документооборот". Далее информация в виде признака передается в ПК "СЭОД" налоговых органов, по месту постановок на учет налогоплательщика, также информация о признаке отражается в Списке пользователей ЛК ФЛ в АИС "Налог 3" для обработки данных подсистемами Функционального блока № 2.
Подтверждением направления Уведомления служит визуализация в разделе "Документы налогоплательщика" - "Электронный документооборот" сведений о статусе обработки Уведомления - "документ был отправлен и обработан налоговым органом". Требование отметки о закрытии (исполнении) документа в приемном программном комплексе налогового органа не требуется.
При этом, в силу с п. 19 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) - это федеральная государственная информационная система, порядок использования которой устанавливается Правительством РФ и которая обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством РФ, санкционированный доступ к информации, содержащейся в информационных системах.
ЕСИА является элементом инфраструктуры электронного правительства и предназначена для обеспечения доступа заявителей к электронным ресурсам и услугам, предоставляемым на всех государственных порталах без необходимости повторной регистрации на основе единых идентификационных параметров с использованием различных носителей: СНИЛС и пароль, электронная подпись, SIM-карта или смарт-карта. Таким образом, благодаря ЕСИА гражданин может использовать одну учетную запись для получения государственных и муниципальных услуг на разных порталах. ЕСИА также имеет своей целью обеспечение доступа уполномоченных лиц органов исполнительной власти ЕСИА к государственным информационным ресурсам и авторизации ведомственных информационных систем при межведомственном электронном взаимодействии.
Анализируя, вышеизложенные разъяснения, учитывая, представленную административным истцом информацию об использовании ФИО1 личного кабинета налогоплательщика, а именно списка пользователей личного кабинета налогоплательщика, в котором указаны персональные данные ответчика (Ф.И.О., ИНН, адрес проживания), а также адрес электронной почты, принимая во внимание, что доступ к нему физическим лицом может быть получен различными способами, суд приходит к выводу, что направление уведомления об использовании личного кабинета, как того требовали положения Приказа ФНС России от 30.06.2015 № ММВ-7-17/260@, не обязательно.
Кроме того, факт оформления личного кабинета и реализации опции "Отказ от получения документов на бумажном носителе", которая автоматически проставляется для всех налогоплательщиков, получивших доступ к личному кабинету, ответчиком не оспаривается.
При этом суд отмечает, что у ФИО1 отсутствует задолженность по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц, требование об уплате которых выставлялось одновременно с транспортным налогом за 2016 год в налоговом уведомление № 16887861 от 21.09.2017; в заявлении об отмене судебного приказа ответчик не согласился с размером начисленной недоимки по транспортному налогу, на ненадлежащее уведомление о наличии задолженности не ссылался, в связи чем оснований полагать, что ему не было известно о необходимости уплаты налога, не имеется.
Расчет задолженности по транспортному налогу и пени административным ответчиком не оспорен, относимых доказательств, свидетельствующий об уплате транспортного налога за 2016 год, в соответствии со ст. 59 КАС РФ, ФИО1 не предоставлено, административное исковое заявление в суд предъявлено в течение шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, в связи с чем срок для обращения в суд с настоящим административным иском не пропущен, поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «город Псков» в соответствии со статьей 114 (часть 1) КАС РФ и статьей 333.19 НК РФ составляет 1169 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Псковской области к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. П., зарегистрированного по адресу: <...> д. №, кв. №, недоимку по транспортному налогу за 2016 год в сумме 31964 руб. и пени – 332 руб. 86 коп., а всего – 32296 руб. 86 коп.
Взыскать с ФИО1 в бюджет муниципального образования «Город Псков» государственную пошлину в размере 1169 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной форме через Псковский городской суд.
Судья /подпись/ И.Ю. Пантелеева
Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2019 г.