ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-948/2017 от 08.08.2017 Великолукского городского суда (Псковская область)

<данные изъяты>Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Великие Луки 08 августа 2017 года

Великолукский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Архиповой И.А.,

с участием прокурора Михаревича С.В.

при секретаре Сыровневой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Царева Николая Георгиевича к Территориальной избирательной комиссии города Великие Луки об отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии города Великие Луки о регистрации кандидата в депутаты Великолукской городской Думы шестого созыва,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к ТИК города Великие Луки об отмене постановления ТИК г. В.Луки от 21.07.2017 № 3-19/140 «О регистрации кандидата в депутаты Великолукской городской Думы шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Псковской области» по одномандатному избирательному округу № 8» Кононовой И.В.

В обоснование требований указано, что в связи с назначением выборов депутатов Великолукской городской Думы, 13.07.2017 ТИК г.В.Луки был заверен список кандидатов в депутаты Великолукской городской Думы шестого созыва, выдвинутых «Региональным отделением Политической партии Справедливая Россия в Псковской области», представленный его уполномоченным представителем. 13 и 14 июля 2017 Кононовой И.В. представлены в ТИК г.В.Луки документы для выдвижения кандидатом в депутаты Великолукской городской Думы шестого созыва и для регистрации.

Полагая, что данное постановление ТИК г.В.Луки принято с нарушением норм избирательного законодательства, административный истец просит его отменить, т.к. Кононовой И.В. в нарушение ФЗ-67 от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и п.2 ст.33 Избирательного кодекса Псковской области в заявлении о согласии баллотироваться указаны недостоверные сведения о месте работы и занимаемой должности кандидата.

В судебное заседание административный истец Царев Н.Г., будучи уведомленным о дате, времени и месте судебного разбирательства, не явился.

Представитель административного истца Сайфуллин-Богатарев Р.Г. в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований, уточнив, что в представленных уполномоченным представителем РО ПП Справедливая Россия в Псковской области и самой Кононовой И.В., документах в ТИК г.В.Луки отсутствует заявление Кононовой И.В. о согласии баллотироваться от данного избирательного объединения по одномандатному избирательному округу №8. А в представленных документах имеется заявление Кононовой И.В. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Великолукской городской Думы шестого созыва в составе единого списка кандидатов избирательного объединения «Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Псковской области», в котором Кононова И.В. указала три основных места своей работы и занимаемые должности: ЧПОУ «ПИКС» генеральный директор, ООО «ПРЕМИУМ В ЛУКИ» генеральный директор, ИП Кононова И.В. Однако из представленной Кононовой И.В. копии трудовой книжки следует, что она работает директором ЧПОУ «ПИКС». Допущенные нарушения по представлению документов Кононовой И.В. являются существенными, поэтому оспариваемое постановление ТИК г.В.Луки должно быть признано незаконным и отменено. Полагал о нарушении прав его доверителя Царева Н.Г., который поставлен в неравное положение с Кононовой И.В., получившей преференцию в период избирательной кампании.

Представитель административного ответчика ТИК города Великие Луки Григор А.А. полагал об обоснованности административных исковых требований. Пояснил, что при принятии оспариваемого решения, ТИК г.В.Луки не учла отсутствия заявления Кононовой И.В. о согласии баллотироваться от РО ПП Справедливая Россия в Псковской области в кандидаты Великолукской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 8, поскольку при принятии документов от уполномоченного представителя РО ПП Справедливая Россия в Псковской области рабочая группа Комиссии исходила из количества представляемых документов, а также учитывала, что список кандидатов от данного избирательного объединения был представлен. Также полагал, что сведения кандидатом Кононовой И.В. об основном месте работы и должности хотя и не скрыты, но допущенные ею нарушения по представлению документов и сведений в соответствии с избирательным законодательством РФ являются существенными, а произведенная регистрация данного кандидата с учетом выявленных нарушений, действительно ставит других кандидатов в неравное положение.

Заинтересованное лицо Кононова И.В. в судебное заседание не явилась, извещалась судом, с учетом специальных укороченных сроков рассмотрения дел данной категории, всеми возможными способами, а именно неоднократно предприняты попытки по вручению судебной повестки и административного искового материала по месту жительства и месту работы Кононовой И.В., в которых последняя отсутствовала и о её месте нахождения не известно. Судом Кононова И.В. извещалась по представленному ею в ТИК г.В.Луки и находящемуся в сети номеру мобильного телефона, по которому Кононова И.В. не отвечала, но после включения автоответчика, неоднократно уведомлена судом о дате, времени и месте судебного разбирательства. С целью выяснения возможных уважительных причин неявки заинтересованного лица в судебное заседание, судом проверены все стационары лечебных учреждений г.В.Луки, из которых получены ответы об отсутствии обращений Кононовой И.В. за медицинской помощью. В связи с чем, суд признает неявку заинтересованного лица в судебное заседание неуважительной, и с целью соблюдения прав сторон на судопроизводство в разумный срок полагает возможным рассмотреть административное дело в её отсутствие.

Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Михаревича С.В., полагавшего об обоснованности заявленных административных исковых требований, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии с ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.

Судом установлено, что Решением Великолукской городской Думы от 15.06.2017 №57 на 10.09.2017 назначены выборы депутатов Великолукской городской Думы шестого созыва.

Полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Город Великие Луки» по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления и местного референдума постановлением № 8/77-6 Избирательной комиссии Псковской области от 26.05.2017 возложены на территориальную избирательную комиссию города Великие Луки.

Постановлением Избирательной комиссии Псковской области № 175/955-5 от 07.06.2016 сформирована территориальная избирательная комиссия города Великие Луки.

13.07.2017 Постановлением ТИК г.В.Луки № 3-13/49 заверен список кандидатов в депутаты Великолукской городской Думы шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением Регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Псковской области по одномандатным избирательным округам.

Постановлением ТИК города В.Луки № 3-17/113 от 18.07.2017 Царев Николай Георгиевич зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Великолукской городской Думы шестого созыва, в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №8.

21.07.2017 Постановлением ТИК города В.Луки № 3-19/140 зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Великолукской городской Думы шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональным отделением Политической партии Справедливая Россия по Псковской области по одномандатному избирательному округу №8 Кононова Ирина Валентиновна.

Оспаривая названное постановление, представитель административного истца указывает, что оно создает неравные условия для кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями в ходе избирательной кампании, поскольку кандидат Кононова И.В., выдвинутый в депутаты Великолукской городской Думы шестого созыва от РО ПП «Справедливая Россия» по одномандатному избирательному округу №8, не представила заявления о согласии баллотироваться по указанному избирательному округу, и предоставила недостоверные сведения об основном месте работы и занимаемой должности, однако в нарушение избирательного законодательства была зарегистрирована ТИК г.В.Луки.

Основанием для отказа в регистрации кандидата в силу подпункта "в.1" пункта 24 ст. 38 названного Федерального закона также является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона.

Для регистрации в депутаты Великолукской городской Думы в соответствии с требованиями ч.2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст. 32 ч.5 п.а Избирательного кодекса Псковской области для приобретения прав и обязанностей кандидата, представляются в ТИК муниципального образования заявление в письменной форме о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Как указано в п.14.1. ст. 35 67-ФЗ в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию установленные данным Законом документы. Организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом. Отсутствие заявления кандидата о согласии баллотироваться, предусмотренного пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения (14.2).

Статьей 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлен принцип равенства прав и обязанностей всех кандидатов.

Как следует из документов, представленных уполномоченным РО ПП «Справедливая Россия» и Кононовой И.В. в ТИК города В.Луки, отсутствует заявление Кононовой И.В. о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу № 8 с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

В Постановлении ЦИК России от 11.06.2014 № 235/1486-6 «О методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления» разъяснено, что отсутствие заявления кандидата, включенного в список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу является основанием для исключения этого кандидата из указанного списка кандидатов до его заверения.

Учитывая вышеизложенное, суд находит установленным, что Кононова И.В. не представляла в ТИК г.В.Луки заявление о своем согласии баллотироваться от избирательного объединения РО ПП Справедливая Россия в Псковской области по одномандатному избирательному округу №8. То есть фактически воля данного гражданина реализовать свое пассивное избирательное право не выражена.

Отсутствие указанного согласия, выраженного Кононовой И.В. в письменной форме, являлось безусловным основанием для отказа в его регистрации в силу ст. 36 ИК Псковской области.

Административным истцом заявлено требование об оспаривании постановления ТИК г.В.Луки от 21.07.2017 № 3-19/140 и по мотиву указания Кононовой И.В. недостоверных сведений о месте работы (роде занятий) и занимаемой должности.

Оценивая данный довод административного истца, суд исходит из следующего.

В заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Великолукской городской Думы шестого созыва в составе единого списка кандидатов избирательного объединения «Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Псковской области» Кононова И.В., в списке кандидатов в депутаты Великолукской городской Думы шестого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Псковской области» по мажоритарным избирательным округам, указала в качестве основного места своей работы и занимаемой должности: ЧПОУ «ПИКС» генеральный директор, ООО «ПРЕМИУМ В ЛУКИ» генеральный директор, ИП Кононова И.В.

В едином списке кандидатов в депутаты Великолукской городской Думы шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Псковской области», представленном в ТИК г.В.Луки, по территориальной группе кандидатов одномандатного избирательного округа №8 в основным местом работы Кононовой И.В. указано – ИП Кононова И.В., директор.

Из копии трудовой книжки, заверенной и представленной Кононовой И.В. в ТИК г.В.Луки усматривается, что её местом работы является ЧПОУ «ПИКС», должность – директор.

Требования федерального и регионального законодательства направлены на представление кандидатом сведений и документов их подтверждающих об основном месте работы и занимаемой должности.

Согласно п.57 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и п. 48 ч.3 Избирательного кодекса Псковской области родом занятий является документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход.

Из положений, закрепленных в ст. 66 Трудового кодекса РФ, следует, что в трудовую книжку вносится запись об основном месте работы и занимаемой должности, в то время как записи о работе по совместительству, могут быть внесены по желанию работника, но по месту основной работы, при предоставлении об этом документа.

Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, утвержденном Президиумом ВС РФ 16.03.2016, копией трудовой книжки либо иными документами, установленными действующим законодательством, могут быть подтверждены сведения об основном месте работы.

Суд соглашается с доводом представителя административного истца, что указание заинтересованным лицом трех мест своей работы в качестве основного места работы и занимаемой должности, вместо директора – генерального директора, по своей сути является нарушением, однако они не являлись основанием для отказа в регистрации данного кандидата, поскольку Кононовой И.В. была представлена заверенная ею копия трудовой книжки, где отражена её должность и основное место работы. Должность генеральный директор, указанная Кононовой И.В., вместо директора, не изменяет смысловую нагрузку и является незначительным недостатком.

Поэтому довод представителя ТИК г.В.Луки о введении в заблуждение избирателей при внесении указанных сведений Кононовой И.В. в избирательный бюллетень, не может служить основанием к удовлетворению административного иска.

В связи с чем, суд считает, что по указанному административным истцом основанию для удовлетворения его административных требований оснований не имеется.

Поскольку судом установлено, что определенная ст.33 67-ФЗ обязанность подать заявление в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности, Кононовой И.В. не выполнена, что является существенным нарушением кандидатом законодательства о выборах, следовательно, регистрация данного кандидата ТИК г.В.Луки произведена в нарушение требований федерального и областного избирательного законодательства, в связи с чем оспариваемое постановление ТИК г.В.Луки является незаконным и подлежит отмене в соответствии с п.6 ст. 76 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ.

Оснований для удовлетворения ходатайства прокурора Михаревича С.В. о вынесении в адрес ТИК г.В.Луки частного определения, суд не усматривает, т.к. в силу ст. 200 КАС РФ вынесение частного определения является правом, а не обязанностью суда, а судом не усмотрено нарушений, допущенных ТИК г.В.Луки, обнаружение которых требует реагирования путем вынесения требуемого определения.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, ст.226, ст.244 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Царева Николая Георгиевича удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление территориальной избирательной комиссии города Великие Луки от 21.07.2017 № 3-19/140 «О регистрации кандидата в депутаты Великолукской городской Думы шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Псковской области по одномандатному избирательному округу № 8» Кононовой Ирины Валентиновны.

Об исполнении решения суда сообщить административному истцу и Великолукскому городскому суду Псковской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Великолукский городской суд в течение 5 (пяти) дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий И.А.Архипова.

Мотивированное решение изготовлено 10.08.2017.

Председательствующий И.А.Архипова.