ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-9496/2015 от 12.01.2016 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-968/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Барнаул 12 января 2016 года

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи: Знаменщикова Р.В.,

при секретаре: Шумара В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Барнаула в защиту интересов Российской Федерации к администрации г. Барнаула об оспаривании нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Барнаула обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации с административным исковым заявлением к администрации г. Барнаула об оспаривании нормативного правового акта, указав, что нормы Положения об учёте детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, проживающих на территории города Барнаула, утвержденного постановлением администрации г. Барнаула от 10 июля 2014 года № 1472, противоречат действующему законодательству по следующим основаниям. Согласно п. 2.2 данного положения в учете детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, проживающих на территории города Барнаула, участвуют, в том числе, органы внутренних дел города Барнаула. На основании п. 2.4.3 оспариваемого акта в качестве источника информации для составления списков детей в возрасте от 2 месяцев до 18 лет служат сведения, полученные в результате отработки участковыми уполномоченными органов внутренних дел жилых домов, в том числе о детях, не зарегистрированных по месту жительства, но фактически проживающих на соответствующей территории. В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Обязанности полиции предусмотрены ст. 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции». В соответствии с ч. 2 и ч. 3 указанной статьи иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в данный федеральный закон. Поскольку полиция является частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, органы местного самоуправления не могут возлагать на должностных лиц полиции полномочия по проведению проверочных мероприятий в отношении несовершеннолетних, проживающих на территории города Барнаула, а также вести их учет. Взаимодействие органов местного самоуправления с полицией не требует дополнительного правового регулирования муниципальными правовыми актами. Возложение администрацией г. Барнаула на участковых уполномоченных органов внутренних дел обязанности проводить отработку жилых домов, с целью получения сведений о детях, не зарегистрированных по месту жительства, но фактически проживающих на соответствующей территории, и предоставлять такие сведения органам местного самоуправления противоречит требованиям федерального законодательства. В связи с выявленными противоречиями прокуратурой города 14 октября 2015 года в администрацию г. Барнаула принесен протест на указанный правовой акт, который последней отклонен. На основании изложенного, прокурор г. Барнаула просил признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абз. 6 п. 2.2 и п. 2.4.3 Положения об учете детей подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, проживающих на территории города Барнаула, утвержденного постановлением администрации г. Барнаула от 10 июля 2014 года № 1472.

В судебном заседании прокурор А. поддержала административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске, объяснив, что оспариваемые нормы не соответствуют Федеральному закону от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».

Представитель административного ответчика Н. возражала против удовлетворения административного иска, полагая оспариваемый нормативный правовой акт законным, указав, что оспариваемые правовые нормы не возлагают на сотрудников полиции каких-либо обязанностей, не предусмотренных Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».

Представитель заинтересованного лица Ш. в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку под учетом понимается составление списка детей в возрасте от 2 месяцев до 18 лет и его осуществляют муниципальные образовательные учреждения, а также комитет по образованию г. Барнаула. На органы внутренних дел обязанности по учету не возлагаются.

В соответствии с ч. 5 ст. 213 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть административное исковое заявление при данной явке.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 7 - ч. 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 ст. 213 КАС РФ, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 2 и п. 3 ч. 8 ст. 213 КАС РФ, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

С учетом разъяснений, содержащихся в п. 9 и п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

При решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений.

На основании п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

При проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд должен выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие порядок принятия нормативного правового акта данного вида, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).

Постановлением администрации г. Барнаула от 10 июля 2014 года № 1472 утверждено Положение об учете детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, проживающих на территории города Барнаула.

Анализируя содержание постановления, суд приходит к выводу о том, что оно относится к нормативным правовым актам, поскольку в нем установлены правовые нормы (правила поведения) обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих при учете детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, проживающих на территории города Барнаула с целью обеспечения их конституционного права на получение образования (ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации).

Оценивая процедуру принятия нормативного правового акта, суд полагает, что она соблюдена. Оспариваемое постановление принято уполномоченным органом - администрацией г. Барнаул, оно официально опубликовано в газете «Вечерний Барнаул» от 23 июля 2014 года № 107 и размещено на официальном Интернет-сайте г. Барнаула 17 июля 2014 года с соблюдением установленного Уставом городского округа - г. Барнаула Алтайского края десятидневного срока со дня принятия для опубликования муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочием по изданию муниципальных правовых актов.

Постановления администрации г. Барнаула издаются по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Алтайского края. Постановления имеют, как правило, нормативный характер (ч. 2 ст. 49 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 20 июня 2008 года № 789).

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.

Согласно абз. 6 п. 2.2 оспариваемого положения в учете детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, проживающих на территории города Барнаула, участвуют наряду с иными органами и учреждениями органы внутренних дел города Барнаула.

На основании п. 2.4.3 Положения об учете детей подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, проживающих на территории города Барнаула, в качестве источника информации для составления списков детей в возрасте от 2 месяцев до 18 лет служат сведения, полученные в результате отработки участковыми уполномоченными органов внутренних дел жилых домов, в том числе о детях, не зарегистрированных по месту жительства, но фактически проживающих на соответствующей территории.

Пунктом 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 года № 248 установлено, что в единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

В городе Барнауле органом внутренних дел является Управление МВД России по г. Барнаулу, которое входит в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется Главному управлению МВД России по Алтайскому краю (п. 2 Положения об Управлении МВД России по г. Барнаулу, утвержденного приказом Главного управления МВД России по Алтайскому краю от 26 июля 2011 года № 353).

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

Обязанности полиции предусмотрены ст. 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции». В соответствии с ч. 2 и ч. 3 указанной статьи иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в Федеральный закон от 07 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции». Порядок выполнения возложенных на полицию обязанностей, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Статьями 44 и 48 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» подтверждается, что участковые уполномоченные органов внутренних дел являются сотрудниками полиции.

Поскольку органы внутренних дел являются частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, органы местного самоуправления не могут возлагать на их должностных лиц какие-либо полномочия, в том числе по проведению проверочных мероприятий в отношении несовершеннолетних детей, проживающих на территории города Барнаула, вести их учет и предоставлять органам местного самоуправления и муниципальным образовательным учреждениям соответствующие сведения. Взаимодействие органов местного самоуправление с органами внутренних дел не требует дополнительного правового регулирования муниципальными правовыми актами, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

В этой связи суд соглашается с доводами прокурора о том, что включение администрацией г. Барнаула органов внутренних дел г. Барнаула в систему органов и учреждений, участвующих в учете детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, проживающих на территории города Барнаула, противоречит указанным положениям Федерального закона от 07 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции».

Органы внутренних дел г. Барнаула, являясь составной частью единой централизованной системы МВД России, не могут быть включены органом местного самоуправления в систему иных органов и учреждений, поскольку любая система органов публичной власти и учреждений предполагает соответствующую субординацию и наличие у ее элементов взаимных прав и обязанностей, которые на органы внутренних дел могут быть возложены только Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции».

Следовательно, Положение об учете детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, проживающих на территории города Барнаула в этой части является незаконным.

В остальной части требования прокурора, а именно, об оспаривании п. 2.4.3 спорного положения незаконным, суд полагает необоснованными.

В соответствии с ч. 3 ст.10 Федерального закона от 07 февраля 2011 года №3-Ф3 «О полиции» полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

Сведения о числе детей, не зарегистрированных по месту жительства, но фактически проживающих на соответствующей территории, полученные из полиции, являются источником для составления списков детей в возрасте от 2 месяцев до 18 лет, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, проживающих на территории .....

Получение в рамках взаимодействия от органов внутренних дел г. Барнаула информации о числе детей, не зарегистрированных по месту жительства, но фактически проживающих на соответствующей территории, не возлагает на должностных лиц органов внутренних дел дополнительных обязанностей, не предусмотренных федеральным законом. При этом п. 2.4.3 оспариваемого положения только относит сведения, полученные в результате отработки участковыми уполномоченными органов внутренних дел жилых домов, в том числе о детях, не зарегистрированных по месту жительства, но фактически проживающих на соответствующей территории, к источникам для составления списков детей в возрасте от 2 месяцев до 18 лет, которые могут быть получены на основании ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 07 февраля 2011 года №3-Ф3 «О полиции». В то же время оспариваемая норма не определяет механизм получения указанных сведений, соответственно не возлагает на органы внутренних дел каких-либо обязанностей.

Таким образом, не соответствие п. 2.4.3 оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судом не установлено.

Следовательно, доводы прокурора о противоречии п. 2.4.3 Положения об учете детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, проживающих на территории города Барнаула, требованиям федерального законодательства не нашли своего подтверждения в судебном заседании, в связи с чем основания для признании его незаконным отсутствуют.

Анализируя в совокупности собранные по делу доказательства и установленные фактические обстоятельства, суд полагает, что абз. 6 п. 2.2 обжалуемого нормативного правового акта противоречит требованиям Федерального закона от 07 февраля 2011 года №3-Ф3 «О полиции» и подлежит признанию незаконным с момента вступления решения суда в законную силу, а административные исковые требованию частичному удовлетворению.

На основании подп. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ суд обязывает администрацию г. Барнаула опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - в газете «Вечерний Барнаул».

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 и 217 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить частично.

Признать незаконным абз. 6 п. 2.2 Положения об учете детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, проживающих на территории города Барнаула, утвержденного постановлением администрации г. Барнаула от 10 июля 2014 года № 1472.

Обязать администрацию г. Барнаула опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании администрации г. Барнаула - в газете «Вечерний Барнаул».

В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Р.В. Знаменщиков