ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-9498/2021 от 23.12.2021 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Производство № 2а-9498/2021

УИД 28RS0004-01-2021-012684-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2021 года

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Астафьевой Т.С.,

при секретаре Дробяскиной К.А.

с участием представителя административного истца ЕА, представителя административного ответчика администрации г. Благовещенска РА,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению РС о признании незаконным решения администрации г. Благовещенска № 2325/16 от 16.08.2021 года,

УСТАНОВИЛ:

РС обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что она (РС) является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположенным по адресу: Амурская область, г. Благовещенск. 19.07.2021 года РС обратилась в администрацию города Благовещенска с заявлением о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и принадлежащего РС земельного участка с кадастровым номером *** на основании ст. 39.28 ЗК РФ. Решением администрации города Благовещенска от 16.08.2021 г. № 2325/16 РС отказано в заключении соглашения о перераспределении земель по мотивам того, что согласно карте зон с особыми условиями использования территории в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от 27.10.2016 г.№ 26/100, земли, находящиеся в государственной собственности, предлагаемые к перераспределению с земельным участком с кадастровым номером ***, расположены в границах II пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения (учетный номер зоны по сведениям ЕГРН - ***); а также в соответствии с Генеральным планом города Благовещенска, утвержденным решением Благовещенской городской Думы от 26.07.2007 № 30/75 рассматриваемая территория расположена в санитарном разрыве от магистральных газопроводов (проект). Указанное решение является незаконным, поскольку зона санитарной охраны может быть установлена только по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отсутствие доказательств составления проекта зоны санитарной охраны и необходимого по нему заключения, утверждения такого проекта в установленном порядке, отображение в Правилах землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска зоны санитарной охран источника питьевого водоснабжения 28.01.2.51 на территории принадлежащего административному истцу земельного участка согласно характерных точек границ, обозначенных на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале ***, противоречат актам, имеющим большую юридическую силу, а, следовательно, необоснованно ограничивает права РС Кроме того, градостроительный план земельного участка № РФ-28-2-01-0-00-2021-0325, подготовленный по заявлению административного истца в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 783 кв. м., в пункте «5. Информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территории» не содержит информации об ограничениях использования земельного участка в связи с его расположением в санитарном разрыве от магистральных газопроводов. При таких обстоятельствах не может быть ограничен в использовании по приведенному основанию и дополнительный земельный участок, предлагаемый административным истцом к перераспределению, поскольку он является смежным с земельным участком с кадастровым номером ***, в отношении которого ограничений использования в связи с его расположением в санитарном разрыве от магистральных газопроводов не установлено.

На основании изложенного, просит суд признать незаконным решение Администрации города Благовещенска Амурской области от 16 августа 2021 года № 2325/16 об отказе РС в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером *** и земель, находящихся в государственной собственности; возложить на администрацию города Благовещенска Амурской области обязанность повторно рассмотреть заявление РС от 19 июля 2021 года (зарегистрированное 21.07.2021 № 4618з) о перераспределении земельного участка с кадастровым номером *** и земель, находящихся в государственной собственности.

В судебном заседании представитель административного истца ЕА на удовлетворении заявленных административных исковых требований настаивала, указав, что доказательств, свидетельствующих о виде территориальной зоны, в которой находится испрашиваемый земельный участок, а также отнесения территориальной зоны, определенной в представленной схеме, в состав иных зон, объективно препятствующих утверждению схемы расположения земельного участка в представленных ею координатах узловых и поворотных точек не представлено; на кадастровом плане территории границы данного земельного участка никаких территориальных зон не пересекают. Испрашиваемое использование земельного участка соответствует основному виду разрешенного пользования, наличие ограничений по красным линиям нет, охранные зоны и зоны с особым условиям использования и режимом хозяйственной деятельности отсутствуют, не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства (администрация г. Благовещенска такими полномочиями не обладает), обременения не зарегистрированы. Просит требования административного искового заявления удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г. Благовещенска с предъявленными административными исковыми требованиями не согласилась, указав, что в силу п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства. Согласно карте зон с особыми условиями использования территория в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от 27.10.2016 № 26/100 (далее – Правила), земли, находящиеся в государственной собственности, предлагаемые к перераспределению с земельным участком с кадастровым номером *** (далее - рассматриваемая территория), расположены в границах II пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения. Указанный II пояс зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения отображен в соответствии с документацией, представленной ОАО «АКС» «Амурводоканал» (рабочий проект организации зоны санитарной охраны для водозаборных скважин Северного водозабора в г. Благовещенске Амурской области, протокол санитарно-эпидемиологической оценки проекта № 212 от 06.04.2007 г., санитарно- эпидемиологическое заключение № 28.22.04.000.Т.001674.04.07 от 17.04.2007 г.). Кроме того, по сведениям из ЕГРН, отображенным на публичной кадастровой карте, учтенный номер зоны с особыми условиями использования территорий - 28.01.2.51. Кроме того, в пункте 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 оговорено, что отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых названными СанПиН. Следовательно, само по себе отсутствие утвержденного в соответствии с требованиями ныне действующего законодательства проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не может свидетельствовать о том, что на земельные участки, попадающие в указанные зоны в соответствии с требованиями СанПиН, а также на земельные участки, попадающие в зоны санитарной охраны, утвержденные на основании ранее действовавшего законодательства, не распространяются ограничения, установленные законом. Указывает, что отображение улично-дорожной сети, санитарного разрыва от газопровода, II пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения ни кем не оспорены в судебном порядке. В соответствии со ст. 105 ЗК РФ зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий. Согласно пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность (п. 2 ст. 27 ЗК РФ). В соответствии с п. 1 и пп. 1 п. 2 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами, в том числе в связи с особыми условиями использования земельных участков и режимом хозяйственной деятельности в охранных зонах. Кроме того, в соответствии с Генеральным планом города Благовещенска, утвержденным решением Благовещенской городской Думы от 26.07.2007 № 30/75 (далее - Генеральный план) рассматриваемая территория расположена в санитарном разрыве от магистральных газопроводов (проект). В соответствии с пунктом 2.7. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов» для магистральных трубопроводов углеводородного сырья, компрессорных установок создаются санитарные разрывы (санитарные полосы отчуждения). Таким образом, представленная схема выполнена без учета Правил, Генерального плана города Благовещенска, наличия зон с особыми условиями использования территории, в связи с чем, не соответствует требованиям к образуемым земельным участкам, указанным в ст.ст. 11.9, 11.10 3КРФ. Также указала, что поскольку строительство газопровода запланировано на будущее в градостроительном плане. Выданном РС, ссылка на санитарные разрывы отсутствует и они не обозначены. В связи с чем, оспариваемый отказ является законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 21.07.2021 г. от РС в администрацию г. Благовещенска поступило заявление (№ 4618з) о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером ***, находящегося в собственности РС, расположенного на ст. Призейская (квартал 2) с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, согласно прилагаемой схеме.

Решением администрации города Благовещенска № 2325/16 от 16.08.2021 года РС отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером *** и земель, находящихся в государственной собственности, поскольку запрашиваемый земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утв. решением Благовещенской городской Думы от 27.10.2016 №26/100, находится в границах II пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, отображенным на публичной кадастровой карте, учетный номер зоны – 28.01.2.51. Кроме того, в соответствии с Генеральным планом города Благовещенска, утвержденным решением Благовещенской городской Думы от 26.07.2007 № 30/75 (далее - Генеральный план) рассматриваемая территория расположена в санитарном разрыве от магистральных газопроводов (проект). В соответствии с пунктом 2.7. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов» для магистральных трубопроводов углеводородного сырья, компрессорных установок создаются санитарные разрывы (санитарные полосы отчуждения).

Проверяя законность и обоснованность указанного решения № 2325/16 от 16.08.2021 года, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9 часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36 часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 часть 3). Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.

В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п. п. 1, 3 ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (ст. ст. 39.27 - 39.29).

В соответствии с п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Частью 3 ст. 39.28 ЗК РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В соответствии с п. п. 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются:

разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (пункт 3).

Согласно п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.

27.10.2016 г. решением Благовещенской городской Думы №26/100 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, согласно которым запрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами высотой до 3 этажей включительно с земельными участками, а также в границах II пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

Водный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы водопользования, предусматривает, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43).

В соответствии с подп. 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.

В силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Из приведенных нормативных положений следует, что земельные участки, находящиеся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и в силу прямого указания закона не предоставляются в частную собственность.

Как следует из материалов дела, и пояснений представителя административного ответчика, границы зоны санитарной охраны для водозаборных скважин Северного водозабора в г. Благовещенске Амурской области на карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утв. решением Благовещенского городской думы от 27.10.2016 года № 26/100, были внесены на основании проекта организации зоны санитарной охраны для водозаборных скважин Северного водозабора в г. Благовещенске Амурской области, разработанной ОАО «АКС» «Амурводоканал», протокола санитарно- эпидемиологической оценки проекта № 212 от 06.04.2007 г., санитарно- эпидемиологическое заключение № 28.22.04.000.Т.001674.04.07 от 17.04.2007 г. (проект в материалы дела приложен).

Пунктами 3, 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

Как следует из пунктов 1.4, 1.5 и 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников, в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается в том числе определение границ зоны и составляющих ее поясов. Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Таким образом, из вышеуказанных норм материального права, а также норм Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что установление размера и границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований соответствующего законодательства.

Как следует из положения о министерстве природных ресурсов Амурской области, утв. постановлением губернатора Амурской области от 01.09.2015 года № 222, к полномочиям министерства относится утверждение проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях.

Согласно сообщению от 13.07.2021 года № 3543 министерства природных ресурсов Амурской области сведения о наличии зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, расположенных в квартале *** г. Благовещенска Амурской области отсутствуют. В границах запрашиваемого истцом земельного участка утвержденные министерством проекты зоны санитарной охраны также отсутствуют.

Действительно, как указано представителем административного ответчика, согласно п.1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых названными СанПиН.

Между тем, согласно п.2.3.2.1, 2.3.2.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 границы второго пояса ЗСО водотоков (реки, канала) и водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий. Граница второго пояса на водотоке в целях микробного самоочищения должна быть удалена вверх по течению водозабора на столько, чтобы время пробега по основному водотоку и его притокам, при расходе воды в водотоке 95% обеспеченности, было не менее 5 суток - для 1А, Б, В и Г, а также IIA климатических районов и не менее 3-х суток - для 1Д, IIБ, В, Г, а также III климатического района. Скорость движения воды в м/сутки принимается усредненной по ширине и длине водотока или для отдельных его участков при резких колебаниях скорости течения.

Таким образом, для определения границ второго пояса необходим расчетный метод.

Из ответа Управления Роспотребнадзора по Амурской области от 13.12.2021 года на запрос суда следует, что земельный участок расположен в границе 2 зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ): 28:10-6.364 Приаэродромная территория. Охранная зона транспорта. Ограничение: запрещается на участке 5А от границ участка 5В до границ окружности радиусом 30 километров от КТА размещение опасных производственных объектов I класса опасности допускается размещение опасных производственных объектов II, III и IV классов опасности. За пределами окружности радиусом 30 километров от КТА допускается размещение опасных производственных объектов I класса опасности; ЗОУИТ 28:10-6.364 Зона охраны природных объектов. Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения Учетный номер: *** Ограничение: использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения граница II пояса. При этом Управление Роспотребнадзора по Амурской области не располагает сведениями о подземном источнике водоснабжения, расположенном на земельном участке с кадастровым номером № ***, его ведомственной принадлежности (ответ от 07.07.2021 года № 28-00-03/19-3315-2021).

В рассматриваемом случае, сведения о границах II пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения внесены в ЕГРН 14.08.2017 года (реестровый номер 28:01-6.39, ранее присвоенный учетный номер 28.01.2.51) на основании документов, представленных администрацией г. Благовещенска, а именно карта (плана), что следует из выписки из ЕГРН от 10.02.2021 года, а также ответа на судебный запрос ФГБУ «ФКП Росреестра по Амурской области» от 03.12.2021 года.

При этом представленный в материалы дела проект организации зоны санитарной охраны для водозаборных скважин Северного водозабора в г. Благовещенске Амурской области, разработанный ОАО «АКС» в 2006 году не содержит в себе каких-либо карт, планов, обозначающих границы указанной зоны, координат характерных точек,. которые бы позволяли установить нахождение запрашиваемого земельного участка в границах второго пояса ЗСО. Сам по себе генеральный план городского округа не может подтверждать расположение конкретного земельного участка относительно зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

При таких обстоятельствах, вывод администрации города Благовещенска о том, что запрашиваемый административным истцом земельный участок входит в границы II пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения является преждевременным.

Кроме того, в статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных зонах в качестве одного из видов ограничения прав на землю (подпункт 1 пункта 2); ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном данным Кодексом для охранных зон (пункт 3 указанной статьи).

Согласно статье 87 Земельного кодекса Российской Федерации охранные зоны с особыми условиями использования земель в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации транспортных объектов могут включаться в состав земель промышленности и иного специального назначения; земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон (пункт 3).

Соответственно, осуществление градостроительства и застройка рядом с такими объектами способными оказать вредное воздействие, тоже связаны с необходимостью учета правил по установлению охранных зон. Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (абзац второй статьи 1).

Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Федерального закона, а также приложению 1 к данному Закону опасными производственными объектами являются газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" охранная зона объектов системы газоснабжения - это территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

На земельных участках с охранными зонами газоснабжения не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения; не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф (пункт 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации).

На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, не требуется; у собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов (пункт 8 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу требований статьи 28 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" владельцы земельных участков, переданных для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения их собственникам в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, при их хозяйственном использовании также не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.

Ограничения прав на землю, согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривая особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных зонах, устанавливаются бессрочно или на определенный срок, сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу (пункты 4 и 5) и подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, определенных Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).

При этом сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, вносятся в государственный кадастр недвижимости (пункт 9 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке (пункт 7 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 28 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.

Так, в соответствии с Правилами охраны магистральных трубопроводов (утверждены Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 29 апреля 1992 года и постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22 апреля 1992 года N 9), которые являются обязательными для исполнения предприятиями трубопроводного транспорта, местными органами власти и управления, а также другими предприятиями, организациями и гражданами, производящими работы или какие-либо действия в районе прохождения трубопроводов (пункт 1.3), земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов (25 метров от оси трубопровода с каждой стороны), не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований указанных Правил (пункты 4.1 и 4.2).

В числе данных требований содержится запрет на осуществление всякого рода действий, могущих нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов либо привести к их повреждению (пункт 4.3).

Соответственно, любые работы и действия, производимые в охранных зонах магистральных трубопроводов, кроме ремонтно-восстановительных и сельскохозяйственных работ, могут выполняться только по получении разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода.

Указанное разрешение может быть выдано только при условии наличия у производителя работ проектной и исполнительной документации, на которой нанесены действующие трубопроводы (пункт 5.1).

На аналогичных началах строится и регулирование Гражданским кодексом Российской Федерации отношений, связанных с реализацией права собственности на землю.

Так, в соответствии с его статьей 263 собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществляя их перестройку или снос, при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Таким образом, установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности.

При этом, данное правовое регулирование само по себе не препятствует реализации гражданами Российской Федерации на равных условиях конституционного права собственности, при том, что данное право обеспечивается конституционными гарантиями его защиты, оно не может рассматриваться как направленное на ограничение прав граждан и не обусловленное конституционно значимыми целями (правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 06.10.2015 N 2318-О).

Соответствующих доказательств несоблюдения приведенных требований при формировании испрашиваемого земельного участка административным ответчиком не представлено.

Земельные участки, на которых расположены трубопроводы нефти, газа и нефтепродуктов, а также располагаемые в санитарном разрыве от магистральных газопроводов, в силу действующего законодательства, не относятся к землям, изъятым или ограниченным в обороте.

Кроме того, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов" в п. 2.7. устанавливает, что для магистральных трубопроводов углеводородного сырья, компрессорных установок создаются санитарные разрывы (санитарные полосы отчуждения). Рекомендуемые минимальные размеры санитарных разрывов от газопроводов низкого давления приведены в приложениях 1-6 настоящего документа. В Приложении N 4 к п. 2.7 указано, что малоэтажные жилые здания, теплицы, склады должны находиться на расстоянии 20 метров от газопровода. Указанные нормы носят рекомендательный, а не обязательный характер.

С учётом изложенного, отказ администрации г. Благовещенска (№ 2325/16 от 16.08.2021 года) в перераспределении земельного участка с кадастровым номером ***, по изложенным в нем основаниям, подлежит признанию незаконным с возложением на администрацию г. Благовещенска обязанности повторно рассмотреть заявление РС от 21.07.2201 года № 46183 о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером ***, находящегося в собственности РС, расположенного на ст. Призейская (квартал 2) с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, согласно прилагаемой схеме.

руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление РС о признании незаконным решения администрации г. Благовещенска № 2325/16 от 16.08.2021 года об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером ***, удовлетворить.

Признать незаконным решения администрации г. Благовещенска № 2325/16 от 16.08.2021 года об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного на ст. Призейская (квартал 2) и земель находящихся в государственной собственности.

Возложить на администрацию г. Благовещенска обязанность повторно рассмотрение заявление РС от 21.07.2201 года № 4618з.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Т.С. Астафьева

Решение в окончательной форме принято 14 января 2022 года