ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-949/16 от 24.08.2016 Соль-илецкого районного суда (Оренбургская область)

дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Соль-Илецк 24 августа 2016 года

Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Шереметьевой С.Н.,

при секретаре Манашевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Гельвих В.В. к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области об оспаривании неправомерных действий по отказу согласования перевода квартиры на индивидуальное отопление,

УСТАНОВИЛ:

Гельвих В.В. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. Требование мотивирует тем, что на основании свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии , , , он, его жена ФИО3, дочери ФИО4 и ФИО4 являются сособственниками жилой квартиры расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 43,5 кв.м.. Их квартира и весь до отапливаются ООО «<адрес> ЖКХ» по единой системе отопления. Отапливается очень плохо. Зимой в их квартире температура воздуха не бывает выше 16-18 градусов по Цельсию, в связи с чем, они решили перейти на индивидуальное отопление, как это сделали некоторые из жильцов их дома. Закупили необходимое оборудование: водонагревательный котел, нагревательные батареи на сумму 40000 рублей, устроили газопроводный подвод к газовому котлу. Обратились в администрацию Соль-Илецкого городского округа о согласовании переустройства системы отопления их квартиры. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главы муниципального образования Соль-Илецкий городской округ ФИО5 им было отказано в согласовании переустройства системы отопления квартиры на основании пп.3 п.1 ст. 27 Жилищного кодекса РФ так как: 1) в представленных документах отсутствует согласие всех собственников многоквартирного жилого дома; 2) отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой газового теплогенератора предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления. Проект переустройства должен быть составлен не только на жилое помещение, но и на здание в целом, проектная документация должна соответствовать строительным нормам и правилам; 3) согласно п.6.6.1 СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» систему индивидуального теплоснабжения допускается предусматривать в жилых, общественных и производных зданиях высотой до трех этажей включительно. Однако считает, что это решение администрации противоречит закону. В се требуемые документы в администрацию городского округа он представлял. Не представлял только документы, которые указаны в ч. 2.1 ст. 26 ЖК РФ. Поскольку для рассмотрения заявления о переустройстве или перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого или перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы если они не были предоставлены заявителем по собственной инициативе: 1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое или перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 2) технический паспорт на переустраиваемое или перепланируемое жилое помещение; 3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. орган осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представления других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 ЖК РФ. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты получения. Согласно ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;

1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

3. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Указывает, что возможность перехода на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии предусмотрена Федеральным законом №190-ФЗ «О теплоснабжении». Считает, что у администрации городского поселения отсутствовали правовые основания для отказа в согласовании переустройства жилого помещения указанные в ст. 27 ЖК РФ, а переоборудование квартиры было произведено в соответствии с требованиями п. 15 ст. 14 Федерального закона №190. Просит суд, признать незаконным отказ администрации МО Соль-Илецкий городской округ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании переустройства системы центрального отопления <адрес> на автономное газовое отопление. Обязать администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ согласовать переустройство системы центрального отопления <адрес> на автономное газовое отопление.

Административный истец Гельвих В.В. и его представитель- адвокат Нигматуллин Р.А. в судебное заседание не явились, их явка не признана судом обязательной, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель административного ответчика Шарипов Р.Р. извещен надлежащим образом, его явка не признана судом обязательной. В суд представлено возражение, согласно которому переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии является переустройством жилого помещения. Порядок переустройства жилых помещений установлен главой 4 ЖК РФ. В составе необходимых документов, предоставляемых собственником помещения органу, осуществляющему согласование, входит подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения. Поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно, проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома. Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии возможен при соблюдении требований, установленных частью 15 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении". Кроме того, принятие подобного решения без согласия всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме может являться нарушением их законных интересов и прав.

Представитель заинтересованного лица ООО «<адрес> ЖКХ» ФИО8 не был допущен к участию в деле, поскольку у него отсутствует диплом о высшем юридическом образовании.

В отзыве на исковое заявление ООО «<адрес> ЖКХ» указывает, что управляющая компания считает исковые требования незаконными и необоснованными по следующим основаниям. В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта - входит в компетенцию внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, созванного по инициативе любого из данных собственников (п.1 ч.2 ст.44, ч.2 ст.45 ЖК РФ). В соответствии ч.6 ст.45 ЖК РФ собственники, обладающие не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в письменной форме в управляющую организацию, для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В обращении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку дня собрания. В данном случае, <адрес> имеет общую жилую площадь 1587,7 кв.м. Собственник <адрес> – Гельвих В.В. занимает площадь 43,5 кв.м., что составляет менее 3 % голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, что противоречит ч. 6 ст. 45 ЖК РФ.

Представитель заинтересованного лица Соль-Илецкого ММПП ЖКХ Таржанова Р.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее явка не признана судом обязательной.

Согласно ст. 150 КАС РФ суд рассматривает административное дело в отсутствие не явившихся сторон.

Проверив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 9.1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, и определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений.

В силу пункта 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Из материалов дела следует, что истец Гельвих В.В., его супруга ФИО3, дочери – ФИО4, ФИО4 является собственниками в праве общей долевой собственности, по <данные изъяты> доли каждый, <адрес> многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Гельвих В.В. обратился в администрацию МО Соль-Илецкий городской округ с заявлением о согласовании переустройства принадлежащего ему жилого помещения, заключающегося в его оборудовании системой индивидуального отопления, в жилом доме, имеющем центральное отопление.

Из сообщения администрации МО Соль-Илецкий городской округ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация МО Соль-Илецкий городской округ рассмотрев обращение Гельвих В.В. от ДД.ММ.ГГГГ по переустройству системы отопления квартиры расположенной по адресу: <адрес> отказывает в согласовании переустройства системы отопления на основании п.п. 3 п. 1 ст. 27 ЖК РФ, а именно: отсутствие в представленных документах согласия всех собственников многоквартирного жилого дома, отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой газового теплогенератора предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления. Проект переустройства должен быть составлен не только на жилое помещение, но и на здание в целом, проектная документация должна соответствовать строительным нормам и правилам проектирования, согласно п. 6.6.1 СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» систему индивидуального теплоснабжения допускается предусматривать в жилых, общественных и производственных зданиях высотой до трех этажей включительно.

Согласно сообщения администрации МО Соль-Илецкий городской округ от ДД.ММ.ГГГГ по обращению Гельвих В.В. от ДД.ММ.ГГГГ были проведены температурные замеры в квартире по ул. <адрес>, а так же теплоносителя системы отопления на вводе в многоквартирный дом. Согласно акта ООО «<адрес> ЖКХ» температура воздух в квартире составляет 21,6 градусов по Цельсию, а температура теплоносителя на вводе в здание- 57 градусов. Температурный режим в квартире соответствует ГОСТ-30494-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещении». Со ссылкой на ст. 26 ЖК РФ указано какие документы необходимы для переустройства жилого помещения, а так же указано, что отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой газового теплогенератора предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления. Проект переустройства должен быть составлен не только на жилое помещение, но и на здание в целом, а так же необходимо согласие всех собственников многоквартирного жилого дома на переустройство.

Не согласившись с вынесенным администрацией МО Соль-Илецкий городской округ отказом по переустройству системы отопления квартиры расположенной по адресу: <адрес>, Гельвих В.В. обратился в прокуратуру <адрес>.

Из ответа заместителя прокурора <адрес>ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением главы администрации МО ГП <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П утверждена схема теплоснабжения МО ГП <адрес> на период с ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой, потребителями услуги теплоснабжения котельных, указанных в схеме теплоснабжения, рекомендована установка идивидуальных источников отопления и отключения от системы централизованного теплоснабжения, остальным запрещено. Котельная, осуществляющая теплоснабжения дома по <адрес> в данный перечень не входит. Руководствуясь положениями жилищного законодательства, перевод на индивидуальное отопление квартиры, расположенной в многоквартирном доме, подключенному к центральному отоплению в индивидуальном порядке не предусмотрено.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ выданной ООО «<адрес> ЖКХ» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не оснащен коллективным дымоходом, в конструкции здания предусмотрены индивидуальные кирпичные дымоходы для деревянных титанов и вентканалы, техническое обслуживание и осмотр дымоходов и вентиляционных каналов осуществляется по договору с ООО «Противопожарные Системы Безопасности».

Согласно технических условий от ДД.ММ.ГГГГ выданных <адрес> отделением «Всероссийского добровольного пожарного общества» для разработки проектной документации на газовое отопление, строительство, переобороудование печей под газ, устройство дымоходов и вентиляционных каналов от газовых отопительных аппаратов, на жилой дом АО <адрес>, заказчику необходимо заказать проект на газификацию дома а проектной организации, имеющей лицензию на выполнение данных работ и согласовать его с территориальной организацией ВДПО до начала производства работ. Состав проектной документации должен соответствовать требованиям ГОСТ.

В соответствии с представленным истицей проектом переустройства системы отопления <адрес> жилом доме по <адрес> в <адрес>, при переустройстве отопление будет осуществляться от котла с закрытой камерой сгорания, устанавливаемого в отдельном помещении. Проектом предусмотрено установка одного котла с рабочей мощностью отопления от 6 до 18 кВт. Котел подобран по расчетной нагрузке на ГВС. Горячее водоснабжение квартиры осуществляется от котла. Расчетная температура горячей воды – 60? С. Система отопления двухтрубная горизонтальная с насосной циркуляцией теплоносителя. В качестве нагревательных приборов приняты существующие приборы отопления, отсоединенные от существующей системы отопления жилого дома. В качестве топлива для котла принят природный газ низкого давления. Отвод продуктов сгорания от котла предусмотрен через существующий дымоход, выполненный в кирпичной стене жилого дома. Котел присоединяется к дымоходу с помощью комплекта дымовых труб диаметром 80 мм, поставляемого с котлом. Подача воздуха для горения топлива осуществляется снаружи здания через специальную вентиляционную трубу диаметром 80 мм, выведенную через наружную стену Трубопроводы центральной системы отопления, проходящие в квартире изолировать трубной изоляцией из вспененного полиэтилена.

Следовательно, в результате планируемого Гельвих В.В. переустройства производится отключение принадлежащей ему квартиры от имеющейся системы отопления, затрагивает общее имущество жильцов многоквартирного дома и внутридомовую систему отопления, то есть ведет к изменению схемы теплоснабжения дома.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, а также электрическое (газовое) оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения.

Положениями п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 307, регламентированы критерии индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения.

Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Аналогичные положения содержатся и в п. 1 ст. 36 ЖК РФ.

При этом право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в доме в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

Согласно части 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Согласно ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, внутридомовые системы тепло и газоснабжения входят в состав общего имущества жилого дома, а уменьшение и другое изменение его размеров и способов эксплуатации путем реконструкции системы отопления допускается только с согласия всех собственников жилого дома с изменением схемы теплоснабжения.

В силу части 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Из совокупного толкования указанной нормы с ранее приведенными положениями статей 25, 27 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что согласование переустройства жилого помещения возможно в том случае, если таким переустройством не будут нарушены права и законные интересы граждан.

Таким образом, решение вопроса о переустройстве должно быть принято с учетом положений закона об общей собственности жильцов многоквартирного дома и требований, содержащихся в подзаконных актах, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения.

Однако в нарушение ч. 3 ст. 36 ЖК РФ на момент вынесения оспариваемого отказа согласие всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме по <адрес> по вопросу о переустройстве, заключающемся в установке индивидуальной системы отопления квартиры, в ходе которого будут использоваться, а также вносится изменения в состав имущества многоквартирного дома Гельвих В.В. не получено, что подтверждается представленным протоколом собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, истцом не представлены надлежащие и допустимые доказательства того, что при переходе на индивидуальное теплоснабжение его квартиры в многоквартирном доме не произойдет снижение температуры в примыкающих помещениях, не нарушится гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения, и, как следствие, тепловой баланс всего жилого здания. Таким образом, материалами дела не подтверждается, что в результате данного переоборудования не нарушаются права других жильцов (собственников) многоквартирного дома.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для признания незаконным отказа администрации МО Соль-Илецкий городской округ в согласовании переустройства системы отопления принадлежащей истцу квартиры и отказывает в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.174-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового административное Гельвих В.В. к администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области об оспаривании неправомерных действий по отказу согласования перевода квартиры на индивидуальное отопление – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:/подпись/ С.Н.Шереметьева

Решение суда в окончательной форме в соответствии с ч. 2 ст. 177 КАС РФ изготовлено 24 августа 2016 года.

Судья: /подпись/ С.Н.Шереметьева