ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-949/19 от 13.08.2019 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

Дело №2а-949/2019

83RS0001-01-2019-001235-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 августа 2019 года город Нарьян-Мар

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Яровицыной Д.А.,

с участием прокурора Воронина Е.В.,

при секретаре Пахомовой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тюкачева Василия Ивановича о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа от 30 июля 2019 года №22/1 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 8 Школьный Тюкачева Василия Ивановича в порядке самовыдвижения», возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 8 Школьный,

установил:

Тюкачев В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа (далее по тексту - ТИК Нарьян-Марского городского округа) от 30 июля 2019 года №22/1 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 8 Школьный Тюкачева Василия Ивановича в порядке самовыдвижения», возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 8 Школьный

В обоснование требований указал, что оспариваемым постановлением ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 8 Школьный по основаниям, предусмотренным п.п. «д» п. 24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 7 ч. 4 ст. 25 Закона НАО от 28.11.2008 № 93-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и выборных должностных лиц местного самоуправления в Ненецком автономном округе» в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Полагает, что избирательной комиссией необоснованно признаны недействительными 14 подписей избирателей по причине несоответствия действительности сведений о лице, осуществлявшего сбор подписей в части написания его даты рождения указанной как «09.09.1052» вместо «09.09.1952», что является явной технической ошибкой, а также по причине внесения сведений о лице, осуществлявшего сбор подписей избирателей в подписные листы нерукописным способом, что по его мнению не является нарушением норм действующего законодательства. Ссылается также на нарушение административным ответчиком оформления итогового протокола проверки подписных листов от 26.07.2019, поскольку в нем не содержаться основания причин признания подписей избирателей недействительными. Полагает, что указанные подписи избирателей признаны избирательной комиссией недействительными незаконно, поэтому ему необоснованно отказано в регистрации.

В судебном заседании Тюкачев В.И. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении просил их удовлетворить.

Представитель ТИК Нарьян-Марского городского округа Тюкачева О.В. с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве, просила в их удовлетворении отказать. Указала на законность принятого избирательной комиссией оспариваемого постановления.

Заинтересованное лицо избирательная комиссия Ненецкого автономного округа в судебное заседание своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте его проведения извещено надлежавшим образом.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении иска отказать, приходит к следующему.

Статьей 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии с частями 2, 10 ст. 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу

В силу п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата является основанием отказа в регистрации кандидата в силу п.п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ. Аналогичная норма содержится в п. 7 ч. 4 ст. 25 Закона НАО от 28.11.2008 № 93-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и выборных должностных лиц местного самоуправления в Ненецком автономном округе» (принят Собранием депутатов НАО 28.11.2008) (далее по тесту – Закон НАО от 28.11.2008 № 93-ОЗ).

Из материалов дела следует, что Решением Совета городского округа «Город-Нарьян-Мар» от 13.06.2019 № 632-р выборы депутатов Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» четвертого созыва назначены на 08.09.2019.

Постановлением избирательной комиссии Ненецкого автономного округа от 15.06.2019 от 102/440-7 полномочия избирательной комиссии МО «Городской округ «Город-Нарьян-Мар» при проведении выборов депутатов Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» четвертого созыва 08.09.2019 возложены на территориальную избирательную комиссию Нарьян-Марского городского округа.

Согласно пунктам 1, 2 ст. 32 Федерального закона № 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

В силу п.1 ст. 34 Федерального закона № 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.1 ст. 19 Закона НАО от 28.11.2008 № 93-ОЗ самовыдвижение кандидата осуществляется со дня, следующего за днем официального опубликования решения о назначении выборов, и заканчивается в 18 часов по истечении 30 дней после публикации решения о назначении выборов.

Судом установлено, что 16.07.2019 Тюкачев В.И. уведомил территориальную избирательную комиссию Нарьян-Марского городского округа о своем самовыдвижении кандидатом в депутаты Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» по одномандатному избирательному округу № 8 Школьный, представив необходимые документы.

В силу п. 1 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом.

Согласно ч.1 ст. 22 Закона НАО от 28.11.2008 № 93-ОЗ подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов.

Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом (ч. 2. ст. 22 Закона НАО от 28.11.2008 № 93-ОЗ).

Постановлением территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа от 15.06.2019 № 1/6 установлено количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов в депутаты Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» четвёртого созыва, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, и количество подписей, которое вправе представить кандидат в свою поддержку. Так, в одномандатном избирательном округе № 8 Школьный зарегистрировано 1 028 избирателей, количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, необходимое для регистрации составляет 10, а количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, которое вправе представить кандидат, составляет не более 14.

Согласно ч.1 ст. 24 Закона НАО от 28.11.2008 № 93-ОЗ для регистрации кандидата, выдвинутого по единому избирательному округу на должность выборного должностного лица, по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию: 1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если в поддержку выдвижения кандидата проводился сбор подписей избирателей); 3) первый финансовый отчет кандидата; 4) информацию об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 2 - 4 статьи 19 либо частями 8 и 16 статьи 20 настоящего закона (если такие изменения имеются, за исключением изменений, вызванных выбытием (в том числе исключением кандидатов)).

Судом установлено, что 23.07.2019 административный истец представил в избирательную комиссию для регистрации документы, в том числе: 3 подписных листа с заявленным количеством подписей избирателей 14; протокол об итогах сбора подписей.

По результатам проверки подписных листов, представленных Тюкачевым В.И. в ТИК Нарьян-Марского городского округа, 26.07.2019 был составлен итоговый протокол проверки подписных листов, согласно которому из числа проверенных 14 подписей избирателей были признаны недостоверными (недействительными).

Постановлением ТИК Нарьян-Марского городского округа от 30.07.2019 №22/1 Тюкачеву В.И. на основании п.п. «д» п.24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, п. 7 ч. 4 ст. 25 Закона НАО от 28.11.2008 № 93-ОЗ отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» по одномандатному избирательному округу № 8 Школьный.

Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, Тюкачев В.И. указывая на незаконность постановления от 30.07.2019 №22/1 ссылается на необоснованность признания недействительными подписей избирателей.

На основании п. 3 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Согласно ч.ч. 5,6 ст. 24 Закона НАО от 28.11.2008 № 93-ОЗ, если кандидатом, избирательным объединением представлены подписные листы, соответствующая избирательная комиссия в течение десяти дней проверяет соблюдение порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.

По решению соответствующей избирательной комиссии, организующей выборы, проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

Постановлением ТИК Нарьян-Марского городского округа от 15.06.2019 №7/1 установлено, что при проверке подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов, выдвинутых на выборах депутатов Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» четвертого созыва проверке подлежат все представленные подписи избирателей.

В соответствии с п. 6.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

В силу п.п. «з» п.6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.

Пунктом 12 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.

Аналогичные требования содержатся в ч. 7 ст. 22 Закона НАО от 28.11.2008 № 93-ОЗ.

Из исследованных в судебном заседании подписных листов с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Тюкачева В.И. следует, что в подписных листах №№ 1, 2, 3 в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, которым являлся административный истец, указана его дата рождения как «09 сентября 1052 года»

Вместе с тем, согласно данным паспорта административного истца, датой рождения последнего является 09 сентября 1952 года.

Довод Тюкачева В.И., что в подписных листах в части написания даты рождения лица, осуществлявшего сбор подписей допущена техническая ошибка, суд находит необоснованным, поскольку сведения о дате рождения лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, в соответствии с требованиями п. 12 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ являются обязательными для заполнения, тогда как в данном случае эти сведения не соответствуют действительности.

Аналогичная позиция содержится в п.2.2 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016.

Кроме того, из представленных подписных листов следует, что сведения о сборщике подписей исполнены не собственноручно, а машинописным способом, что в силу вышеперечисленных норм права также влечет признание подписей недействительными.

Утверждение Тюкачева В.И. о том, что изготовление подписных листов и осуществление сбора подписей непосредственно самим кандидатом, внесение в подписной лист сведений о себе нерукописным способом не является нарушением норм п.п. «з» п.6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаны на неправильном толковании материального закона.

При таких обстоятельствах у избирательной комиссии имелись основания для признания недействительными 14 подписей избирателей, содержащихся в подписных листах №№ 1, 2, 3.

Поскольку Тюкачевым В.И. не представлено достаточное количество достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения, то у ТИК Нарьян-Марского городского округа имелись законные основания для отказа в регистрации последнего кандидатом в депутаты Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» по одномандатному избирательному округу № 8 Школьный по основанию предусмотренному п.п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, п. 7 ч. 4 ст. 25 Закона НАО от 28.11.2008 № 93-ОЗ.

Довод административного истца о нарушении составления итогового протокола, на основании которого принято оспариваемое постановление, суд находит несостоятельным.

Частью 14 ст. 24 Закона НАО от 28.11.2008 № 93-ОЗ предусмотрено, что по окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, списку кандидатов составляется итоговый протокол, который подписывается уполномоченным на то членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации. В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.

Представленный в материалы дела итоговый протокол от 26.07.2019 содержит предусмотренную законом информацию.

Так, в протоколе от 26.07.2019 содержатся данные о количестве заявленных, количестве представленных и количестве проверенных подписей избирателей, а также количестве подписей, признанных недействительными, с указанием оснований признания их таковыми, а именно внесение сведений о лице, осуществлявшего сбор подписей избирателей в подписные листы нерукописным способом, несоответствием сведений о кандидате и лице осуществлявшего сбор подписей действительности (дата рождения).

То обстоятельство, что в протоколе имеется указание на некорректные данные Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, а именно - п/п «з» п.6.4 ст. 38 ФЗ №67, в данном случае не влияет на законность спариваемого постановления и не является основанием влекущем его отмену.

В силу ч. 2 ст. 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Поскольку постановление ТИК Нарьян-Марского городского округа от 30.07.2019 №22/1 об отказе в регистрации Тюкачева В.И. кандидатом в депутаты Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» по одномандатному избирательному округу № 8 Школьный является законным, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Тюкачева Василия Ивановича о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Нарьян-Марского городского округа от 30 июля 2019 года №22/1 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 8 Школьный Тюкачева Василия Ивановича в порядке самовыдвижения», возложении обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 8 Школьный оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, прокурором – представление в суд Ненецкого автономного округа в течение пяти дней со дня принятия решения судом.

Председательствующий Д.А.Яровицына

Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2019 года