ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-949/19 от 21.05.2019 Оренбургского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-949/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Рафиковой О.В.,

при секретаре Болдиновой М.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1ФИО2 действующего на основании доверенности от 22.12.2016 г. и диплома о высшем юридическом образовании,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования Сергиевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование требований указав, что она проживает в принадлежащем ей на праве собственности жилом доме, расположенном на земельном участке по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания. В настоящее время административный истец желает приобрести земельный участок в свою собственность, но его разрешенное использование препятствует ей в этом, в связи с чем она полагает, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования Сергиевский сельсовет в границах земельного участка подлежат корректировке в указанной части. Административный ответчик отказал в проведении процедуры изменения разрешенного использования земельного участка. Просила признать решение административного ответчика об отказе в проведении процедуры изменения разрешенного использования земельного участка с «ОД1» на «ЖД1» незаконным, обязать административного ответчика провести соответствующую процедуру в целях изменения разрешенного использования земельного участка с «ОД1» на «ЖД1».

В судебное заседание административный истец не явилась, о его времени и месте была извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца – ФИО2 действующий на основании доверенности от 22.12.2016 года и диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании поддержал требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика в судебном заседании не присутствовал, был извещен надлежащим образом о его месте и времени.

Суд, с учетом мнения представителя административного истца, определил рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца и административного ответчика.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя административного истца, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения.

Ст. 35 ГрК РФ определены виды и состав территориальных зон. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (ч. 1). В состав общественно-деловых зон могут включаться:

1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;

2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;

3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;

4) общественно-деловые зоны иных видов (ч. 4). В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, жилые дома блокированной застройки, многоквартирные дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи (ч. 6).

Аналогичные положения содержатся в ст. 85 ЗК РФ (пункты 1, 2, 3, 6), которые говорят, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.

Пункт 5 статьи 35 ГрК РФ также предусматривает, что общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

Возможность предоставления земельного участка, расположенного в общественно-деловой зоне, для индивидуального жилищного строительства действующим законодательством не предусмотрена.

На основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по состоянию на 30.04.2019 года установлено, что ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Ранее жилой дом имел категорию нежилого, впоследствии был переведен в категорию жилого.

Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости по состоянию на 30.05.2017 года установлено, что земельный участок кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес> относится по категории к землям населенных пунктов. Вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Решением Совета депутатов МО Сергиевский сельсовет от 27.12.2013 года № 83 утвержден генеральный план МО Сергиевский сельсовет (с изменениями от 24.12.2015 года).

Решением Совета депутатов МО Сергиевский сельсовет от 28.03.2014 года № 88 утверждены Правила землепользования и застройки МО Сергиевский сельсовет (с изменениями от 28.12.2016 года).

Исходя из вышеуказанных документов, а также карты градостроительного зонирования, земельный участок, на котором располагается жилой дом ФИО1 относится к зоне ОД.1 – зоне общественно-деловой застройки.

На основании Постановления администрации МО Сергиевский сельсовет от 30.09.2016 г. № 130-п ФИО1 предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером . Разрешенное использование: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Договор аренды, составленный на основании этого Постановления, ФИО1 подписан не был.

27.02.2019 года административный истец, желая приобрести указанный земельный участок в свою собственность, обратилась в администрацию МО Сергиевский сельсовет с просьбой внести изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки в границах земельного участка путем изменения вида разрешенного использования с «ОД1» на «Ж1».

07.03.2019 г. администрация МО Сергиевский сельсовет со ссылкой на п.2.5 Административного регламента «Изменение вида разрешенного использования земельных участков», утвержденного постановлением администрации МО Сергиевский сельсовет от 18.01.2018 года № 06/1-п, отказала в предоставлении ФИО1 вышеуказанной муниципальной услуги ввиду отсутствия сведений о правах на земельный участок.

Постановлением администрации МО Сергиевский сельсовет от 18.01.2018 года № 06/1-п утвержден Административный регламент «Изменение вида разрешенного использования земельных участков» (далее – регламент), который разработан в целях повышения качества предоставления и доступности муниципальной услуги, создания комфортных условий для ее получения.

Из п. 2.5 регламента следует, что к заявлению о выдаче решения на изменение вида разрешенного использования земельных участков предоставляются следующие документы: копии паспорта (для физических лиц), копия доверенности (в случае необходимости), копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, копии правоустанавливающих документов на земельный участок, копии технических паспортов на объекты капитального строительства на территории земельного участка, кадастровый план земельного участка.

Отказ в предоставлении муниципальной услуги допускается в случае отсутствия одного из документов, указанных в п. 2.5 регламента (п. 2.4.2).

Таким образом, поскольку административным истцом не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок, действия администрации МО Сергиевский сельсовет об отказе в предоставлении муниципальной услуги административному истцу являлись правомерными и совершенными в соответствии с муниципальным правовым актом.

Кроме того, с силу ч. 6 ст. 35 ГрК РФ в перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, жилые дома блокированной застройки, многоквартирные дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи, в связи с чем использование земельного участка истцом по целевому назначению не противоречит требованиям градостроительного законодательства.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка на вид, не предусмотренный градостроительным регламентом, о чем просила ФИО1 осуществляется в порядке, установленном законодательством, посредством принятия нормативного акта о внесении изменений в ПЗЗ (ст. ст. 31, 32, ч. 1 ст. 33ГрК РФ).

Правообладатель земельного участка вправе направить в комиссию предложение о внесении изменений в ПЗЗ в инициативном порядке либо в случаях, если в результате их применения (п. 5 ч. 3 ст. 33ГрК РФ):

- земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно;

- причиняется вред их правообладателям;

- снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства;

- не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Комиссия в течение 30 дней со дня поступления предложения осуществляет подготовку заключения о рекомендации внесения изменения или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения и направляет это заключение главе местной администрации (ч. 4 ст. 33ГрК РФ).

С учетом заключения комиссии глава местной администрации в течение 30 дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в ПЗЗ или об отклонении предложения о внесении и направляет копию такого решения заявителю (ч. 5 ст. 33ГрК РФ).

Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска административного истца в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации муниципального образования Сергиевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о признании решения незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд.

Судья О.В. Рафикова

Мотивированное решение изготовлено 27.05.2019 года