ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-949/19 от 22.08.2019 Ермаковского районного суда (Красноярский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Ермаковское 22 августа 2019 года

Ермаковский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Максиян О.Г.,

при секретаре Анашкиной Ю.А.,

с участием

помощника прокурора Ермаковского района Иванова В.А.,

представителя административного ответчика администрации Ермаковского сельсовета Абрамова В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ермаковского района Красноярского края, поданного в интересах Терляева Иллариона Викторовича, Дёминой Валентины Васильевны к администрации Ермаковского сельсовета Ермаковского района о признании незаконными актов и заключений межведомственной комиссии администрации Ермаковского сельсовета Ермаковского района и обязании устранить допущенные нарушения прав,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ермаковского района Красноярского края, действующий в интересах Терляева И.В., Дёминой В.В., обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Ермаковского сельсовета Ермаковского района, в котором просит признать незаконными:

- акт обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и заключение от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии для признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, созданной администрацией Ермаковского сельсовета, расположенного по адресу <адрес>7;

- акт обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и заключение от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии для признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, созданной администрацией Ермаковского сельсовета, расположенного по адресу <адрес>.

Обязать межведомственную комиссию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Терляева Иллариона Викторовича, Дёминой Валентины Васильевны, путем повторного проведения обследования жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>7 и <адрес>, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения межведомственной комиссией для признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, созданной администрацией Ермаковского сельсовета, требований жилищного законодательства при обследовании жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>7 и <адрес>. В ходе проверки установлено следующее. Постановлением администрации Ермаковского сельсовета «О создании межведомственной комиссии для признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» создана межведомственная комиссия Ермаковского сельсовета, целью которой является оценка жилых помещений муниципального фонда и частных жилых помещений. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, созданной администрацией Ермаковского сельсовета по заявлению Терляева И.В. и Дёминой В.В., проживающих по адресу: <адрес> и <адрес>7, соответственно, произведено обследование указанных жилых помещений. По результатам обследования комиссией составлены акты и заключения о пригодности указанных помещений для постоянного проживания и необходимости выполнения ремонтных работ за счет собственника и нанимателя.

При обследовании жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, ул. <адрес> и <адрес>, представители государственного надзора в сфере промышленной, экологической безопасности включены не были, к обследованию также не привлекалась специалисты Службы строительного надзора и контроля <адрес>. Процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», поскольку при проведении комиссионного обследования дома какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, осмотр проводился визуально. Акт обследования жилого дома и заключение межведомственной комиссии не соответствуют форме, установленной приложением N 2 к Положению, к акту не приложены: а) результаты инструментального контроля; б) результаты лабораторных испытаний; в) результаты исследований; г) заключения экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций; д) другие материалы по решению межведомственной комиссии. Таким образом, комиссией нарушена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в п. 44 Положения требованиям. Также необоснованным является вывод комиссии о возможности проведения текущего ремонта, поскольку он не подтверждался ни техническим заключением о целесообразности и стоимости ремонтных работ, ни каким либо другим документом.

В судебном заседании помощник прокурора Ермаковского района Красноярского края Иванов В.А. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.

Административные истцы Терляев И.В., Дёмина В.В., исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Ермаковского сельсовета Ермаковского района Красноярского края Абрамов В.С. с исковыми требованиями не согласен, у администрации отсутствуют финансовые средства для привлечения специалистов.

Представители заинтересованных лиц привлеченных к рассмотрению дела, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Выслушав мнение участвующего в деле прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы: местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в числе прочих, относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

В соответствии с п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47, Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом местного самоуправления, создавшими комиссию.

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом местного самоуправления.

Согласно п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям урегулирована пунктом 44 Положения и включает в себя следующие этапы: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.

Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Дёмина В.В. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>7, на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 проживает в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>, полученное им по программе дети- сироты.

ДД.ММ.ГГГГ Дёмина В.В. обратилась в прокуратуру <адрес> с заявлением о том, что предоставленное ей жилое помещение не отвечает требованиям муниципального жилья. Терляев И.В. обратился с указанным заявлением в прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании установлено, что созданной администрацией Ермаковского сельсовета межведомственной комиссией, ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Дёминой В.В., проведено обследование жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>7. По результатам обследования ДД.ММ.ГГГГ комиссией составлен акт обследования жилого помещения , согласно которому установлено, что дом введен в эксплуатацию в 2004 году. Площадь помещения составляет <данные изъяты> кв.м., дом кирпичный, двух этажный, кровля двухскатная из асбестоцементных листов без повреждений. В помещении <адрес> входная дверь деревянная, без повреждений, пол дощатый с покрытием ДВП, между кухней и прихожей заклеен скотчем, междуэтажное перекрытие бетонное без отклонения по плоскости, в ванной комнате в потолочном пространстве наблюдается заклеена отдушина, стены оклеены обоями, электропроводка без видимых повреждений, в оконных проемах установлены стеклопакеты из ПВХ, отопление, водоснабжение централизованное, канализация в санузле находится в рабочем состоянии со сливом в общий придомовой септик.

Как следует из заключения обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес> наниматель обязан поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, обеспечивать сохранность жилого помещения, проводить текущий ремонт за свой счет.

ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Терляева И.В., созданной администрацией Ермаковского сельсовета межведомственной комиссией, проведено обследование жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>. По результатам обследования ДД.ММ.ГГГГ комиссией составлен акт обследования жилого помещения , согласно которому установлено, что дом введен в эксплуатацию в <данные изъяты> году. Площадь помещения составляет <адрес> кв.м., фундамент ленточный выполнен из бетона, капительные стены бревенчатые, оклеены обоями, пол деревянный по деревянным балкам, входная дверь в дом деревянная, оконные и дверные заполнения деревянные, кровля двухскатная, покрытие из волнистых асбестоцементных, отопление печное в удовлетворительном состоянии.

Как следует из заключения обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>, данное строение является жилым домом, пригодным для постоянного проживания, при необходимости и потребности, провести ремонтные работы по утеплению жилого дома, за счет средств собственника.

Как следует из акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в состав комиссии входят глава Ермаковского сельсовета, его заместитель, инструктор по пожарной безопасности администрации <адрес>, начальник отдела архитектуры, строительства и коммунального хозяйства <адрес>, два ведущих специалиста администрации Ермаковского сельсовета, специалист первой категории отдела архитектуры, строительства и коммунального хозяйства <адрес>.

Как следует из акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в состав комиссии входят глава Ермаковского сельсовета, его заместитель, инструктор по пожарной безопасности администрации <адрес>, начальник отдела архитектуры, строительства и коммунального хозяйства <адрес>, два ведущих специалиста администрации Ермаковского сельсовета, председатель сельского совета депутатов, главный специалист управления образования администрации <адрес> по опеке и попечительству несовершеннолетних.

В результате проверки работы межведомственной комиссии, проведенной прокуратурой <адрес>, установлено, что при обследовании жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> а так же по адресу: <адрес>, представители государственного надзора в сфере промышленной, экологической безопасности включены не были, к обследованию не привлекались специалисты Службы строительного надзора и контроля <адрес>. К работе в комиссии с правом совещательного голоса собственники жилого помещения, не привлекались.

Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд исходит из того, что акты от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ не отвечают требованиям изложенных нормативных правовых актов, как по процедуре, так и по содержанию. Процедура оценки жилых помещений и оспариваемые акты и заключения межведомственной комиссии не соответствуют требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, поскольку при проведении комиссионного обследования дома какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, осмотр проводился визуально. Акты обследования жилого дома межведомственной комиссии не соответствуют форме, установленной приложением к Положению. К акту обследования не приложены результаты инструментального контроля; результаты лабораторных испытаний; результаты исследований; заключения экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций; другие материалы по решению межведомственной комиссии.

Выводы межведомственной комиссии, изложенные в оспариваемом акте, по существу не мотивированы, технические обоснования принятого решения не приведены. Они сделаны без учета степени и категории технического состояния основных строительных конструкций жилого дома в целом, степени фактического износа, степени его огнестойкости, условий обеспечения санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов.

Составляя акты межведомственная комиссия, назначенная Администрацией Ермаковского сельсовета <адрес>, о соответствии жилых помещений расположенных по адресу: <адрес> а так же по адресу: <адрес>, требованиям, предъявляемым к жилому помещению, не дала оценки вышеназванным обстоятельствам, не провела обследования конструкций всего дома, что в соответствии с п. п. 33, 34, 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47, имеет существенное значение при принятии заключения.

Кроме того, в состав межведомственной комиссии не были включены представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сфере промышленной, экологической безопасности, не привлечены специалисты Службы строительного надзора и контроля <адрес>.

Указанные обстоятельства свидетельствует о нарушении процедуры признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Административным ответчиком не представлено в суд каких-либо доказательств соответствия жилого помещения требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Исходя из установленных обстоятельств по делу, требований вышеуказанных правовых актов, суд приходит к выводу о незаконности принятых межведомственной комиссией актов обследования жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем следует возложить на межведомственную комиссию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истцов Терляева И.В., Дёминой В.В.,

Доводы административного ответчика о том, что у администрации отсутствуют финансовые средства для привлечения специалистов с целью проведения лабораторных испытаний, исследований и привлечения экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций, противоречат нормам действующего законодательства и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Ермаковского района Красноярского края, поданное в интересах Терляева Иллариона Викторовича, Дёминой Валентины Васильевны к администрации Ермаковского сельсовета Ермаковского района о признании незаконными актов и заключений межведомственной комиссии администрации Ермаковского сельсовета Ермаковского района и обязании устранить допущенные нарушения прав, удовлетворить.

Акты обследования жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а так ж заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным.

Обязать межведомственную комиссию администрации Ермаковского сельсовета <адрес>, созданную для признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, провести повторное обследование жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес> а так же по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ермаковский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.<адрес>

Мотивированное решение в полном объеме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ