РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2020 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Кулаковой С.А.
при секретаре Фуфачевой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 2а-949/2020 по административному исковому заявлению министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Тюрина О.С., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Иркутска по административному делу № 2а-3426/2017 удовлетворены требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к министерству об обязанности устранить нарушения ч.1 ст. 7.1, ч. 5 ст. 33, ч. 5 ст. 67.1 Водного кодекса Российской федерации, п. 11 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения и изменений в эти схемы (утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 883), п. 4 Правил установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17), п. 30 Методических рекомендаций по разработке схем комплексного использования и охраны объектов (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.07.2007 № 169), и выполнить мероприятия по устранению границ водоохранных зон и защитных полос протоки Застрянка в пределах г. Нижнеудинска, закреплению на местности границ водоохранных зон прибрежных защитных полос протоки Застрянка в пределах г. Нижнеудинска, расчистке русла р. Ия в г. Тулуне Иркутской области (продолжение работ), разработке проектной документации и выполнению работ по объекту «Расчистка русла р. Чукша в районе пгт. Чунский, Иркутская область», капитальному ремонту дамбы на р. Тайшетка в г. Тайшет Иркутской области, разработке проектно-сметной документации по объекту «Инженерная защита г. Нижнеудинска от негативного воздействия реки Уда», берегоукрепительным работам на р. Бирюса в с. Талая Тайшетского района, расчистке русла р. Зуевский Ключик и его притока в г. Тайшете Иркутской области, предусмотренных Книгой № 6 Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, утвержденной Приказом руководителя Енисейского бассейнового водного управления от 20.11.2014 № 183 в срок до 01.08.2018.
Административный истец министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области (далее по тексту – министерство) обратился с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера Управления Федеральной службы судебных приставов России по Иркутской области Тюрина О.С. (далее по тексту – судебный пристав-исполнитель), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП России по Иркутской области Тюрина О.С. от 06.08.2019 в рамках исполнительного производства № 7577/19/38052-ИП от 10.06.2019.
В обоснование требований административный истец указал, что 10.06.2019 судебным приставом-исполнителем в отношении министерства возбуждено исполнительное производство № 7577/19/38052-ИП, установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе в течение 5 дней с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 06.08.2019 с должника министерства взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб. в рамках исполнительного производства № 7577/19/38052-ИП от 10.06.2019. Обращает внимание, что судебному приставу-исполнителю представлены документы, что министерство от исполнения решения суда не уклоняется, совершает действия, направленные на исполнение решения.
В письменных возражениях судебный пристав-исполнитель Тюрина О.С. просила о рассмотрении заявления должника об освобождении от исполнительского сбора в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, извещенные о рассмотрении дела, отсутствовали.
В соответствии со ст.ст. 150, 152 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с ч. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (ч.2 ст. 105).
Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Иркутска от 25.10.2017 по административному делу № 2а-3426/2017 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства по охране водных объектов, требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области удовлетворены.
Возложена обязанность на министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области устранить нарушения ч. 1 ст. 7.1, ч. 5 ст. 33, ч. 5 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, п. 11 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 883, п. 4 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17, п. 30 Методических указаний по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 04.07.2007 № 169, и выполнить мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос протоки Застрянка в пределах г. Нижнеудинск, закреплению на местности границ водоохранных зон прибрежных защитных полос протоки Застрянка в пределах г.Нижнеудинск, расчистке русла р. Ия в г. Тулуне Иркутской области (продолжение работ), разработке проектной документации и выполнению работ по объекту «Расчистка русла р. Чукша в районе пгт. Чунский, Иркутская область», капитальному ремонту дамбы на р. Тайшетка в г. Тайшет Иркутской области, разработке проектно-сметной документации по объекту «Инженерная защита г.Нижнеудинска от негативного воздействия реки Уда», берегоукрепительным работам на р. Бирюса в с. Талая Тайшетского района, расчистке русла р. Зуевский Ключик и его притока в г. Тайшет Иркутской области, предусмотренных Книгой № 6 Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, утвержденной Приказом руководителя Енисейского бассейнового водного управления от 20.11.2014 № 183 в срок до 01.08.2018.
10.06.2019 судебный пристав-исполнитель, рассмотрев исполнительный документ – исполнительный лист ФС № 023212958 от 14.01.2019, выданный по делу № 2а-3426/2017, в отношении должника министерства, в пользу взыскателя – Братского межрайонного природоохранного прокурора, постановил о возбуждении исполнительного производства № 7577/19/38052-ИП в отношении должника Правительства Иркутской области. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Исследованными материалами исполнительного производства № 7577/19/38052-ИП подтверждено, что в установленный для добровольного исполнения срок должник требования исполнительного документа не выполнил.
Постановлением от 06.08.2019 с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб. в связи с тем, что исполнительный документ должником в установленный для добровольного исполнения срок не исполнен; не представлено доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения; должником не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст.ст.ж 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
По информации министерства от 02.12.2019 № 02-66-8863/19, в рамках исполнения решения суда министерство обращалось в адрес Росводресурсов с просьбой предусмотреть средства федерального бюджета на реализацию мероприятий Схемы, либо внести соответствующие изменения в Схему по срокам реализации мероприятий. 12.09.2019 состоялось 24-е заседание бассейнового совета Ангаро-Байкальского бассейнового округа в рамках которого поднимался вопрос реализации мероприятий Схемы и отсутствия финансирования мероприятий Схемы за счет средств федерального бюджета, несмотря на тот факт, что данные объекты предусмотрены Схемой. По результатам заседания принято решение о необходимости корректировки Схемы в части уточнения мероприятий с корректировкой объемов финансирования и стоимости самих объектов, в том числе планируется исключить мероприятие «Разработка проектной документации и выполнению работы по объекту «Расчистка русла р. Чукша в районе пгт. Чунский Иркутская область» в связи с отсутствием экономической эффективности реализации мероприятия. В настоящее время министерством формируются предложения по корректировке Схемы.
По информации министерства, в рамках реализации мероприятия «Руслорегулирование и расчистка русла р. Ия ПК 1497 км + 85 ПК 1504 км +85 в г. Тулуне, Иркутская область» министерством заключен государственный контракт от 10.02.2014 № 66-05-1/14, стоимость которого 83,7 млн. рублей. В соответствии с Перечнем мероприятий и заключенным государственным контрактом предусмотрен срок завершения работ – 15.11.2017. В связи с тем, что министерство, являясь участником бюджетного процесса финансирования, определяет объемы выполнения работ исходя из объемов доведенных лимитов бюджетных обязательств, работы по данному мероприятию выполнялись в соответствии с доведенными объемами финансирования, предусмотренными Перечнем мероприятий. В этой связи срок выполнения работ определялся исходя из ежегодного объема субвенций в целях исполнения обязательств по оплате выполненных работ со стороны Заказчика при реализации вышеуказанного мероприятия.
По информации министерства, в рамках реализации мероприятия «Расчистка ручья Зуевский ключик и его притока в г. Тайшет Иркутская область» разработана проектно-сметная документация стоимостью 3597,08 тыс. руб. (положительное заключение агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области от 11.10.2010 № 97-37-669/10). Сметная стоимость реализации мероприятия в ценах 1 квартала 2011 года составляла 18525,94 тыс. руб. Реализация мероприятия не осуществлялась в связи необходимостью выполнения работ по реконструкции водопропускных сооружений, расположенных на протяжении всего русла ручья. В связи с изменением годрологической обстановки, а также норм действующего законодательства Российской Федерации реализация мероприятия по расчистке ручья Зуевск ий Ключик и его притока возможна только после корректировки инженерных изысканий и проектно-сметной документации. 19.12.2018 заключен контракт с ООО «КВАЗАР» № 66-05-59/18.
По информации министерства реализация мероприятия по разработке проектно-сметной документации по объекту «Инженерная защита г. Нижнеудинска от негативного воздействия реки Уда» в 2019 году принято решение о предоставлении субсидии Нижнеудинскому муниципальному образованию субсидии из областного бюджета на разработку проектной документации на строительство сооружений инженерной защиты на основании заявки в порядке, установленном законодательством, в целях начала строительства объекта с 2020 года в рамках Программы по восстановлению жилья, объектов коммунальной, энергетической, гидротехнической, социальной и транспортной инфраструктуры, объектов связи, административных зданий и сооружений, поврежденных или утраченных в результате наводнения на территории Иркутской области (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 № 2126-р).
По информации министерства на реализацию мероприятия «Берегоукрепительные работы на р. Бирюса в с. Талая Тайшетского района» в рамках подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса в Иркутской области» государственной программы Иркутской области «Охрана окружающей среды» на 2019-2024 годы» (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 29.10.2018 № 776-пп), предоставлена субсидия муниципальному образованию «Тайшетский район» из областного бюджета. Кроме того, в рамках государственно программы на 2021 год запланирована реализация объекта «Капитаьный ремонт дамбы на р. Тайшетка в г. Тайшет».
По информации министерства в рамках реализации мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос протоки Застрянка в пределах г. Нижнеудинск, закреплению на местности границ водоохранных зон прибрежных защитных полос протоки Застрянка в пределах г. Нижнеудинск в 2017 году проведены работы по установлению местоположения береговой линии, границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в отношении рек Уда, Уват, Макчут и протоки Застрянка в пределах г. Нижнеудинск Нижнеудинского района подрядной организацией ООО «ПурпеСтройИнвест». В настоящее время в Арбитражном суде Иркутской области рассматривается дело № А19-23346/2019 по иску министерства к ООО «ПурпеСтройИнвест» о взыскании убытков в размере 2365280 руб. 35 коп. за ненадлежащее выполнение работ по установлению границ водоохранных зон и защитных прибрежных полос водных объектов, находящихся в Иркутской области.
Судом установлено, что 19.12.2018 между министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области и ООО «КВАЗАР» заключен контракт № 66-05-59/18 на корректировку проектно-сметной документации по объекту «Расчистка ручья Зуевский Ключик и его притока в г. Тайшет Иркутская область», цена контракта составляет 3374890 руб., срок выполнения работ в полном объеме с момента заключения контракта по 1.11.2019.
11.09.2019 между Нижнеудинским муниципальным образованием и АО «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «Гидропроект» им. С.Я. Жука» заключен муниципальный контракт № 25/ЧС на выполнение работ по разработке проектной документации «Инженерная защита г. Нижнеудинск от затопления водами реки Уда», цена контракта составляет 144563000 руб., оплата выполненных работ проводится в соответствии с объемом финансирования, срок выполнения работ, включая получение экспертизы сметной стоимости с момента заключения контракта по 30.06.2020.
30.09.2019 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом, строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Тайшетского района с ООО «Строительно-производительная база «СоюзСтрой» заключен контракт № 193383800087938150100100190014291414 на берегоукрепительные работы на р. Бирюса в с. Талая Тайшетского района Иркутской области, цена контракта составляет 141364034 руб., сроки выполнения работ в полном объеме с момента заключения контракта до 14.11.2021.
По информации министерства от 22.01.2020 № 02-66-354/20, контракты на выполнение работ заключены, однако их реализация займет продолжительное время, определенные плановые объемы финансирования и стоимость объектов не соответствуют фактическим, министерством проводится работа по привлечению средств федерального бюджета на реализацию мероприятий схемы.
Анализируя установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что нарушение сроков для добровольного исполнения какими-либо виновными действиям должника не обусловлено. Из представленных материалов и переданной судебному приставу-исполнителю информации следует, что должником министерством предпринимались меры для исполнения решения, а именно, формируется предложение по корректировке Схемы, заключены контракты на корректировку проектно-сметной документации по объекту «Расчистка ручья Зуевский Ключик и его притока в г. Тайшет Иркутская область», на выполнение работ по разработке проектной документации «Инженерная защита г. Нижнеудинск от затопления водами реки Уда», на выполнение работ по разработке проектной документации «Инженерная защита г. Нижнеудинск от затопления водами реки Уда».
В подтверждение отсутствия злостного умысла в неисполнении вступившего в законную силу решения суда административный истец ссылается на то, что для полного исполнения требований исполнительного документа возникает потребность дополнительного финансирования для реализации мероприятий Схемы, при этом плановые объемы финансирования и стоимость объектов не соответствует фактическим. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии объективных причин, повлекших нарушение административным истцом срока для добровольного исполнения вступившего в законную силу решения.
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что решение суда не исполнено в добровольном порядке в установленный срок, было нарушено административным истцом при наличии вины, суд не установил.
При таких обстоятельствах требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области от 06.08.2019 по исполнительному производству от 10.06.2019 № 7577/19/38052-ИП в размере 50000 руб., суд находит подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
требования министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области удовлетворить.
Освободить должника министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации от взыскания исполнительного сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Иркутской области от 06.08.2019 по исполнительному производству от 10.06.2019 № 7577/19/38052-ИП в размере 50000 руб.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Кулакова
Решение суда в окончательной форме принято 21 февраля 2020 года