ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-949/2022 от 24.08.2022 Когалымского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-949/2022

86RS0004-01-2022-001795-93

Решение

Именем Российской Федерации

город Когалым

Коаглымский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Трифанова В.В.,

рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Когалыма в интересах неопределённого круга лиц о признании информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор , действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной в сети «Интернет» запрещённой к распространению в Российской Федерации, указав в обосновании требований, что прокуратурой проведен мониторинг сети «Интернет» в результате чего выявлены сайты https:// на которых размещены материалы, содержащие информацию о продаже продукции для изготовления алкоголя. Вход на страницы сайтов является свободным для неограниченного круга граждан, в том числе и несовершеннолетних, не требует предварительной регистрации, доступ к указанной информации не защищен контент-фильтрацией, ознакомиться с содержанием данных информационных ресурсов может любой интернет-пользователь. Федеральный закон от 22.11.1995 « 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации. Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. Статьей 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за производство немаркированной алкогольной продукции без соответствующей лицензии. Следовательно, представленная на страницах сайта в сети «Интернет» информация о возможностях изготовления алкогольной продукции, является запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, поскольку пропагандирует в сети «Интернет» незаконные способы ее изготовления. На момент проверки указатели страницы сайта, на которой размещена запрещенная к распространению на территории Российской Федерации информация, в Едином реестре доменных имен отсутствуют. В целях ограничения доступа к указанному сайту в сети «Интернет», содержащему запрещенную информацию, необходимо внести указанные адреса в Единый реестр доменных имен в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ. Просит признать информацию, размещенную на странице с адресами: https://t.me/dimassmoke, https://t.me/komplekti_pod_alko, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по , ХМАО - Югре и ЯНАО в своих письменных объяснениях просили рассмотреть административное дело в отсутствие представителя Управления Роскомнадзора, решение в части страниц сайтов https:// на усмотрение суда.

На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствии сторон.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ч. 7 ст. 150 КАС РФ, суд рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.

Ознакомившись с материалами административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, в соответствии с которым это технологическая система предназначена для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники, то есть сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.

Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу положений п. 6 ст. 10 Федерального закона N 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно правовой позиции, выраженной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 № 17-П, от 23.05.2013 № 11-П и от 30 марта 2016 № 9-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пунктом 8 ч. 2 ст. 21 закона № 38-ФЗ установлен запрет на размещение рекламы алкогольной продукции в информационной телекоммуникационной сети «Интернет».

Статьей 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции; за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции; за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии; за производство, закупку, поставку, хранение и (или) перевозку алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров, за исключением производства, закупки, поставки, хранения и (или) перевозки в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре объемом более 1500 миллилитров.

Статьей 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за производство немаркированной алкогольной продукции.

Таким образом, информация, размещенная на странице по адресу: https://t., рекламирующая в сети Интернет алкогольную, спиртосодержащую продукцию, способы её кустарного изготовления, противоречит целям и задачам действующего законодательства.

Таким образом, предоставление возможности доступа к указанной информации, способствует совершению правонарушений, преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе, гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на безопасную жизнь в правовом государстве.

По делам о признании указанной информации размещенной в сети Интернет запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания приведенной информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.

В п. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На скриншотах с изображением указанных прокурором сайтов видно, что на них в сети Интернет представлена информация о способах изготовления в кустарных условиях алкогольной, спиртосодержащей продукции.

Указанная информация доступна для неограниченного круга лиц, таким образом является информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено и, следовательно, административное исковое заявление прокурора города Коглалыма подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора города Когалыма в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на странице с адресами: https://t информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение является основанием для внесения указателя страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства, может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры путём подачи апелляционной жалобы через Когалымский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья подпись В.В. Трифанов

Копия верна В.В. Трифанов

Подлинный документ подшит в административном деле № 2а-949/2022 Когалымского городского суда ХМАО-Югры.