ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-949/2023 от 04.10.2023 Усть-донецкого районного суда (Ростовская область)

Дело № 2а-949/2023

УИД: 61RS0057-01-2023-001078-94

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 октября 2023 года г. Константиновск, РО

Судья Усть-Донецкого районного суда Ростовской области Антончик А.А.,

с участием:

представителя административного истца – помощника прокурора Константиновского района Ростовской области Гризодубова А.А.,

при секретаре Марченко Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Константиновского района Ростовской в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области о признании бездействий незаконными и об обязании устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Константиновского района Ростовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился с административным иском к администрации Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области о признании бездействия незаконным и обязании разместить на официальном сайте актуальную информацию о порядке предоставления муниципальных услуг в электронной форме.

Требование мотивировал тем, что Прокуратурой Константиновского района в соответствии с полномочиями, предоставленными статьями 21, 22 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», проведена проверка соблюдения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации» администрацией Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области.

В ходе проведенной проверки, установлено, что администрацией Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области не обеспечена возможность получения заявителями, в том числе и субъектами предпринимательской деятельности, муниципальных услуг в электронной форме на официальных сайтах единого портала государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru), регионального портала предоставления государственных и муниципальных услуг (https://pgu.donland.ru/), официальном сайте администрации Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области (https://stadm.ru) в электронном виде в сети Интернет.

В частности, отсутствует возможность получения заявителями, муниципальных услуг в электронной форме: «Предварительное согласование предоставления земельного участка»; «Присвоение, изменение и аннулирование адреса объекта адресации»; «Продажа земельного участка, находящегося в мунципальной собственности, без проведения торгов»; «Расторжение договора аренды, безвозмездного пользования земельным участком» и др.

Вышеуказанные обстоятельства не соответствуют принципу равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в муниципальных программах в сфере предпринимательства, установленному статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, а также препятствуют реализации прав и интересов граждан на получение муниципальных услуг в электронной форме.

Вопросы непринятия мер к актуализации информации на портале предоставления государственных и муниципальных услуг, а также официальном сайте поселения отражены в рапорте от 29.08.2023 года, однако нарушения в полном объеме до настоящего времени не устранены.

Непринятие мер к размещению на портале предоставления государственных и муниципальных услуг, официальном сайте поселения актуальных сведений о порядке предоставления муниципальных услуг нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области, выразившееся в не размещении на официальных сайтах единого портала государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru), регионального портала предоставления государственных и муниципальных услуг (https://pgu.donland.ru/), официальном сайте администрации Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области (https://stadm.ru) в электронном виде в сети «Интернет» актуальной информации о порядке предоставления всех муниципальных услуг, оказываемых администрацией Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области в электронной форме. Обязать администрацию Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области в течение 6 (шести) месяцев после вступления решения суда в законную силу разместить официальном сайте единого портала государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru), либо на официальном сайте регионального портала предоставления государственных и муниципальных услуг (https://pgu.donland.ru/), официальном сайте администрации Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области (https://stadm.ru) в электронном виде в сети «Интернет» актуальной информации о порядке предоставления всех муниципальных услуг, оказываемых администрацией Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области в электронной форме.

Представитель административного истца - помощник прокурора Константиновского района Ростовской области Гризодубова А.А. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика - администрации Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения данного дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известили, ранее представили возражение на административное исковое заявление (л.д. 20-22).

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, в силу п. 6 ст. 226 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Учитывая, что явка лиц, участвующих в деле не была признана обязательной, то, суд в соответствии с положениями ч. 2 ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

В силу ст. 176 КАС РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.

Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных Федеральными законами.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Пунктом 1 Положения «О федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 года № 861 установлено, что федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» обеспечивает, в том числе: доступ заявителей к сведениям о предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями (организациями) государственных и муниципальных услугах (исполняемых функциях), сведениями об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных услуг (функций) субъектов Российской Федерации и реестров муниципальных услуг (функций); предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями (организациями), подведомственными этим органам, а также учреждениями (организациями), в которых указанными органами размещены государственные либо муниципальные задания (заказы).

Пунктом 2 Требований к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 марта 2016 года № 236, предусмотрено, что при предоставлении услуг в электронной форме посредством единого портала, порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации (далее - порталы услуг), а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее - официальные сайты) заявителю обеспечивается: получение информации о порядке и сроках предоставления услуги; запись на прием в орган (организацию), многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) для подачи запроса о предоставлении услуги (далее - запрос), а также в случаях, предусмотренных административным регламентом предоставления услуги, возможность подачи такого запроса с одновременной записью на указанный прием; формирование запроса; прием и регистрация органом (организацией) запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги; оплата государственной пошлины за предоставление услуг и уплата иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - оплата услуг); получение результата предоставления услуги; получение сведений о ходе выполнения запроса; осуществление оценки качества предоставления услуги; досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего; анкетирование заявителя (предъявление заявителю перечня вопросов и исчерпывающего перечня вариантов ответов на указанные вопросы) в целях определения варианта государственной услуги, предусмотренного административным регламентом предоставления государственной услуги, соответствующего признакам заявителя; предъявление заявителю варианта предоставления государственной услуги, предусмотренного административным регламентом предоставления государственной услуги.

Частью 2 ст. 10 Федерального закона № 210-ФЗ определено, что при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются, в том числе предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям государственных и муниципальных услугах; подача заявителем запроса документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе, единого портала государственных и муниципальных услуг и региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, п. 1 ч. 4 ст. 29 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что переход на предоставление муниципальных услуг в электронной форме органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно органом местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 № 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, получение результата предоставления услуги, осуществления оценки качества предоставления услуги.

Пути реализации в России мероприятий по становлению и развитию цифровой экономики определены в Указе Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и в Паспорте национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденном 04.06.2019 президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам.

Доводы административного истца о незаконном бездействии административного ответчика подтверждаются материалами дела.

Нарушения, послужившие основанием для предъявления прокурором района настоящего иска, ответчиком до настоящего времени не устранены.

Поскольку бездействие ответчика, выразившееся в не размещении на официальных сайтах единого портала государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru), регионального портала предоставления государственных и муниципальных услуг (https://pgu.donland.ru/), официальном сайте администрации Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области (https://stadm.ru) в электронной форме в сети «Интернет» актуальной информации о порядке предоставления всех муниципальных услуг, оказываемых администрацией Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области в соответствии с требованиями действующего законодательства, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на обращение и получение муниципальных услуг, не служит достижению целей по реализации приоритетного национального проекта, исковые требования прокурора являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец и административный ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины. В связи с чем, судебные расходы подлежат возмещению из средств федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Константиновского района Ростовской в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области о признании бездействий незаконными и об обязании устранить нарушения - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области, выразившееся в не размещении на официальных сайтах единого портала государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru), регионального портала предоставления государственных и муниципальных услуг (https://pgu.donland.ru/), официальном сайте администрации Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области (https://stadm.ru) в электронном виде в сети «Интернет» актуальной информации о порядке предоставления всех муниципальных услуг, оказываемых администрацией Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области в электронной форме.

Обязать администрацию Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области в течение 6 (шести) месяцев после вступления решения суда в законную силу разместить официальном сайте единого портала государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru), либо на официальном сайте регионального портала предоставления государственных и муниципальных услуг (https://pgu.donland.ru/), официальном сайте администрации Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области (https://stadm.ru) в электронном виде в сети «Интернет» актуальной информации о порядке предоставления всех муниципальных услуг, оказываемых администрацией Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области в электронной форме.

Административного ответчика администрацию Стычновского сельского поселения Константиновского района Ростовской области от уплаты государственной пошлины освободить.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Усть-Донецкий районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 09 октяря 2023 года.

Судья А.А. Антончик