ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-94/18 от 29.01.2018 Кольчугинского городского суда (Владимирская область)

Дело №2а-94/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 января 2018 года город Кольчугино

Кольчугинский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Макарова О.В., при секретаре Градусовой И.А., с участием представителя административного истца Кочневой Ю.Н., представителя административного ответчика и заинтересованного лица Кутузовой Н.В., рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кольчугинского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Кольчугинского района о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Кольчугинский межрайонный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о возложении на администрацию Кольчугинского района обязанностей включить грунтовую автомобильную дорогу, расположенную по адресу: улица Девятая, село Новобусино, Кольчугинский район, от земельного участка №1 до №31, протяженностью 800 м., в реестр муниципальной собственности муниципального образования Кольчугинский район и привести указанную автомобильную дорогу в нормативное состояние в соответствии с требованиями п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы».

В обоснование административного искового заявления указано, что в ходе осмотров, проведенных прокуратурой совместно с сотрудником ОГИБДД ОМВД России по Кольчугинскому району, установлено, что на улице Девятая в деревне Новобусино Кольчугинского района с земельного участка №1 до №31 имеется дорога, обеспечивающая подъезд к расположенным на указанной улице жилым домам. На основании постановления администрации Кольчугинского района от 04.02.2015 №83 данная дорога включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования Кольчугинский район, является дорогой общего пользования шириной в различных местах от 3,5 м до 4 м, имеет грунтовое покрытие без полос для движения. Состояние дороги неудовлетворительное, объект имеет множественные повреждения грунтового покрытия с различными перепадами высот и иные повреждения по всей протяженности, обладает колейностью. Данная дорога не включена в реестр муниципальной собственности Кольчугинского района. Неисполнение обязанности по включению в реестр муниципальной собственности района нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, денежные средства на благоустройство дороги и ее приведение в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 не выделяются, обслуживание проводится в части уборки снега и скашивания травы. Эти обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем содержании дороги.

В судебном заседании представитель административного истца Кочнева Ю.Н. поддержала заявленные требования, обосновав их доводами, изложенными в административном исковом заявлении. Пояснила, что спорная дорога имеется как объект, но не включена в реестр муниципальной собственности, в связи с чем органы местного самоуправления не могут в полной мере выполнять обязанности по содержанию и ремонту дороги, чем нарушают права неопределенного круга лиц.

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица МКУ «Управление муниципальным имуществом Кольчугинского района» Кутузова Н.В. с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что указанная дорога не является автодорогой. Это земельный участок, используемый для проезда автотранспорта. Для включения спорной дороги в реестр муниципальной собственности на нее должно быть зарегистрировано право собственности как на объект недвижимости. Для регистрации дороги в качестве объекта недвижимости, ее постановки на кадастровый учет необходимо обеспечить ее строительство - получить разрешение на строительство и акт ввода в эксплуатацию. Строительные и ремонтные работы в отношении дороги не производились. Ранее дорога не учтена. Управление Росреестра отказало в регистрации объекта как ранее учтенного. Поскольку оформить на дорогу право собственности невозможно, решение суда будет неисполнимым. В перечне автомобильных дорог, утвержденном постановлением администрации Кольчугинского района от 28.12.2017 №2455, спорная дорога отсутствует. Жители домов данной улицы - дачники, круглогодично не проживают, вследствие чего затраты бюджетных средств на ремонт и содержание дороги нецелесообразны.

В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель ответчика указал, что, в соответствии с положениями законодательства, автомобильная дорога является объектом недвижимого имущества. Государственная регистрация права собственности на объект недвижимости невозможна без его постановки на кадастровый учет. В постановке на кадастровый учет спорной дороги как ранее учтенного объекта отказано ввиду отсутствия сведений об этом. Эта дорога не является ни автомобильной дорогой, ни сооружением, не имеет дорожного полотна и дорожного покрытия. Правоустанавливающие документы на дорогу отсутствуют. Спорная дорога является земельным участком, в связи с чем на этот объект не распространяются требования ГОСТ Р 50597-93. В перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденный постановлением администрации Кольчугинского района от 04.02.2015 №83, спорная дорога включена ошибочно, без проведения инвентаризации и проверки наличия в реестре объектов муниципальной собственности. Постановлением от 28.12.2017 №2455 утвержден новый перечень автомобильных дорог, в котором спорная дорога отсутствует. Поскольку спорный участок не является автомобильной дорогой, не включен в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения на него не могут распространяться требования законодательства о дорожной деятельности.

В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель заинтересованного лица МКУ «Управление муниципальным имуществом Кольчугинского района» указал, что спорная автомобильная дорога не являлась объектом муниципальной собственности, вследствие чего у ответчика отсутствуют правовые основания для ее включения в реестр объектов муниципальной собственности и государственной регистрации права собственности на нее. Спорная дорога представляет собой земельный участок, не имевший дорожного полотна, покрытия или иных подобных элементов, и объектом транспортной инфраструктуры - автомобильной дорогой - не является. Включение дороги в перечень, утвержденный постановлением администрации Кольчугинского района от 04.02.2015 №83, ошибочно. Постановлением ответчика от 28.12.2017 №2455 утвержден новый перечень автомобильных дорог, в котором спорный объект отсутствует.

Ознакомившись с позициями участвующих в деле лиц и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 5 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003) к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах и вне границ населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Объектами учета в реестрах муниципального имущества являются, в том числе, находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости) (п. 2 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 №424).

В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом Российской Федерации «ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы», в соответствии с п. 3.1.1. покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

В судебном заседании установлено, что дорога по адресу: улица Девятая, село Новобусино, Кольчугинский район, от земельного участка №1 до №31, протяженностью 800 м, как объект недвижимости не строилась и не существует, ранее учтенным объектом недвижимости не является, на кадастровый учет не поставлена.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

Постановлением главы Есиплевского сельского поселения Кольчугинского района от 22.10.2010 одной из улиц, сложившихся в процессе застройки села Новобусино, присвоено наименование ул. Девятая.

Постановлением администрации Кольчугинского района от 04.02.2015 №83 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования Кольчугинский район (далее - перечень), в который включена автомобильная дорога по адресу: улица Девятая, село Новобусино, от земельного участка №1 до №31, протяженностью 0,8 км.

03.10.2016 заключен муниципальный контракт №07-02/215 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог (уборка снега, скашивание травы) на территории Кольчугинского района в 2017 году, в том числе и спорной дороги, в соответствии с техническим заданием в объемах, определенных локальным ресурсным сметным расчетом.

Из ответа администрации Кольчугинского района от 29.01.2018 следует, что на содержание дороги: проведение работ по расчистке от снега в зимний период, с 2015 по 2017 гг. выделялись денежные средства из средств местного бюджета муниципального образования Кольчугинский район.

В перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования Кольчугинский район, утвержденном постановлением администрации Кольчугинского района от 28.12.2017 №2455, спорная дорога отсутствует.

Из акта проверки от 10.05.2017, проведенной Кольчугинской межрайонной прокуратурой с участием государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Кольчугинскому району, представления прокурора об устранении нарушений от 12.05.2017 следует, что в ходе проверки соблюдения законодательства о дорогах и дорожной деятельности установлено, что дорога на улице Девятая в селе Новобусино Кольчугинского района представляет собой участок местности в форме вогнутой дуги длиной около 520 м, шириной около 4 м. Участок местности имеет грунтовое покрытие (на момент проверки нетвердое, размоченное естественными осадками), колеи и выбоины глубиной до 20-25 см на всем протяжении, частично окювечен. Повреждения дорожного покрытия превышают значения, предусмотренные требованиями ГОСТ Р 50597-93.

Согласно ответу администрации Кольчугинского района на представление прокурора от 16.06.2017, приведение автомобильной дороги в надлежащее состояние возможно только посредством ее строительства с последующим вводом в эксплуатацию и соответствующей регистрацией в качестве объекта. Для выполнения указанных мероприятий требуется около 600 000руб. на разработку проекта с прохождением государственной экспертизы, около 16 000 000 руб. на строительство. Финансирование на их осуществление отсутствует.

Из сообщения Управления муниципальным имуществом Кольчугинского района от 15.12.2017 следует, что в реестрах объектов муниципальной собственности Кольчугинского района и Есиплевского сельского поселения данная автомобильная дорога не значится.

Уведомлением Управления Росреестра по Владимирской области от 15.01.2018 администрации Кольчугинского района отказано в государственном кадастровом учете объекта недвижимости, расположенного по указанному адресу, ввиду не поступления ответа органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос о предоставлении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости - сооружении.

Из ответа администрации Есиплевского сельского поселения от 23.01.2018 следует, что жилищный фонд улицы состоит из 5 домов, основное население - дачники. Зарегистрированными лицами числятся 7 человек, 4 из которых фактически не проживают. Информацией о наличии автотранспорта у владельцев земельных участков по этой улице администрация не располагает.

Анализируя позиции участников процесса и исследованные по делу доказательства, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

При этом суд учитывает, что спорная дорога как объект недвижимости не существует и представляет собой часть территории населенного пункта, фактически используемую для проезда автомобильного транспорта.

Данных о том, что дорога является ранее учтенным объектом недвижимости, не имеется, в регистрации ее в качестве такого отказано. Суду не представлено доказательств того, что на строительство дороги выдавалась разрешение, проводились строительные работы, она была принята в эксплуатацию.

Исследованные судом материалы дела не содержат подтверждения соответствия дороги определению автомобильной дороги, содержащемуся в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, а именно - наличия на земельном участке или под ним конструктивных элементов дороги (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожных сооружений, являющихся ее технологической частью.

Доводы представителя ответчика и заинтересованного лица против удовлетворения заявленных требований суд полагает обоснованными.

Руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Кольчугинского межрайонного прокурора к администрации Кольчугинского района отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Кольчугинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья О.В. Макаров