ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-94/19 от 25.04.2019 Чухломского районного суда (Костромская область)

УИД

Дело № 2а-94/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 апреля 2019 года г. Солигалич

Чухломский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего - судьи Лебедева В.К.,

с участием помощника прокурора Солигаличского района Лебедева П.В.,

при секретаре Козловой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Костромского межрайонного природоохранного прокурора к департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области о возложении обязанности установить границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов,

У С Т А Н О В И Л:

Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области о возложении обязанности установить границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, указав в исковом заявлении, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки соблюдения законодательства об охране вод в деятельности департамента природных ресурсов и охранs окружающей среды Костромской области (дале также - Департамент) выявлен факт непринятия мер по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в Солигаличском районе Костромской области - рек Большая Езань, Борисовка, Везань, Вёкса, Водопойница, Вожна, Волна, Воча, Воя, Каменка, Комраш, Конногорь, Кора, Кордоболь, Кострома, Ламза, Ламса, Малая Езань, Мезенда, Мерзкая, Мотьма, Панога, Пегуза, Светица, Сельма, Серахта, Середенка, Совега, Сожа, Сожа, Солда, Соня, Сайная, Сундоба, Толшма, Точма, ФИО1, ФИО2, Шугома, Янда.

В силу ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности) за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации,собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 ВК РФ.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации).

При этом, охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов (п. 17 ст. 1 ВК РФ).

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ограничения и запреты, действующие в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, установлены в частях 15 и 17 статьи 65 ВК РФ.

Таким образом, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы являются зонами с особыми условиями использования.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218) органы государственной власти и органы местного самоуправление обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использованиz территорий.

Согласно п. 4 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532 (далее - Правила) в случае установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий, а также прекращения существования зоны с особыми условиями использования территорий федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, направляют в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, в том числе их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, или сведения, содержащиеся в решении о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

Кроме того, согласно п. 31 указанных Правил, обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 4, 6, 7 и 14 (в части утверждения (изменения) границ территории объекта культурного наследия, установления (изменения) зон охраны объекта культурного наследия и установления защитной зоны объекта культурного наследия) настоящих Правил, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон.

Текстовое описание местоположения границ лесничеств и лесопарков, границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос, зон затопления, подтопления и других зон с особыми условиями использования территории приводится в виде связного текста как описание прохождения отдельных частей границ указанных территорий и зон, расположенных между двумя характерными точками, если такие части границ совпадают с местоположением внешних границ природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения, в том числе линейных объектов (п. 32(1) Правил).

В соответствии с частью 5 статьи 10 Законf № 218 в состав Единого государственного реестра недвижимости входит, в том числе реестр границ, в котором в том числе отображаются сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, к которым относятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы.

Согласно п. 6 Состава сведений, содержащихся в кадастровых картах, утв. приказом Минэкономразвития России от 17.03.2016 № 145, общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе о границах зон с особыми условиями использования территорий, воспроизводятся на публичных кадастровых картах.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полосводных объектов.

В соответствии с п. 2 указанных Правил установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.

Пунктом 3 Правил определено, что установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Правил в целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают:

а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;

б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;

в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;

г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

В нарушение указанных требований, границы водоохранных зон прибрежных защитных полос указанных водных объектов не установлены, сведения о них в государственный кадастр недвижимости не внесены, на Публичной кадастровой карте отсутствуют.

В соответствии с пунктом 20 Положения о департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от 29.10.2009 года № 247, к полномочиямДепартамента в сфере водных отношений, в том числе отдельным переданным Российской Федерацией полномочиям в области водных отношений, относятся, помимо прочего, осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Костромской области, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Костромской области и другие полномочия.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 1 ст. 39 КАС РФ).

Интересы неопределенного круга лиц - граждан, которые могут находиться в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также пользоваться ими способами, не противоречащими федеральному и региональному законодательству (в связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации) от неисполнения Департаментом перечисленных требований законодательства нарушены тем, что отсутствие установленных на местности указанных границ, создает угрозу осуществления на данных территориях деятельности, противоречащей целям ее функционирования, что свидетельствует о нарушении права каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информации о ее состоянии, гарантированного ст. 42 Конституции РФ.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 39 КАС РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Костромской межрайонный природоохранный прокурор просил суд возложить на департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области обязанность в срок до 31.12.2020 года установить границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов - рек Большая Езань, Борисовка, Везань, Вёкса, Водопойница, Вожна, Волна, Воча, Воя, Каменка, Комраш, Конногорь, Кора, Кордоболь, Кострома, Ламза, Ламса, Малая Езань, Мезенда, Мерзкая, Мотьма, Панога, Пегуза, Светица, Сельма, Серахта, Середенка, Совега, Сожа, Сожа, Солда, Соня, Сайная, Сундоба, Толшма, Точма, ФИО1, ФИО2, Шугома, Янда (месторасположение: Солигаличский район Костромской области).

В период судебного разбирательства Костромской межрайонный природоохранный прокурор исковые требования в части срока исполнения ответчиком возлагаемой обязанности изменил и просил суд установить данный срок до 31.12.2021 года.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Солигаличского района Костромской области Лебедев П.В. требования административного иска с учетом уточненного срока исполнения обязанности поддержал по указанным в административном исковом заявлении основаниям.

Административный ответчик - департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил.

В ранее представленном отзыве на исковое заявление (без учета внесенного позднее прокурором уточнения относительно срока исполнения обязанности) представитель административного ответчика ФИО3 (по доверенности) указал, что в соответствии с пунктом 20 Положения о департаменте, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от 29 октября 2009 года № 247, к полномочиям департамента в сфере водных отношений, в том числе отдельным переданным Российской Федерации полномочиям в области водных отношений, относятся, помимо прочего, осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Костромской области, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидация его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и другие полномочия.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, является переданным Российской Федерацией органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочием.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 26 ВК РФ средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 статьи 26 ВК РФ полномочий, определяется по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, выделенной определенному субъекту Российской Федерации, количества жителей, проживающих на территориях, подверженных негативному воздействию вод, протяженности береговой линии (границы водного объекта) в границах поселения.

Порядок расходования и учета указанных в части 3 статьи 26 ВК РФ средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации от 27 октября 2006 года № 629 «Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений», утверждающих соответствующие Правила.

Таким образом, обязательным условием осуществления мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение его в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, на определенный год и поступление денежных средств в виде субвенций федерального бюджета на соответствующие мероприятия.

Департамент не допускает бездействия при реализации переданных полномочий в области водных отношений.Вместе с тем, полномочия реализуются в той мере, в какой позволяет финансирование.

В настоящее время департамент исполняет обязательства по Государственному контракту от 10 ноября 2017 года № «Расчистка и дноуглубление русел рек Воржа и Бородок в районе населенного пункта Шунга и Саметь Костромского района Костромской области», оплата по которому производится в несколько этапов, предусмотренных контрактом, каждому этапу соответствует определенный год и сумма оплаты, предусмотренная в виде субвенций из федерального бюджета бюджету Костромской области на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.

Так, сумма подлежащая уплате с учетом положения об уточнении в соответствии с лимитом бюджетных средств в виде субвенций из федерального бюджета бюджету Костромской области на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений составляет:

в 2019 году - 13 512 800 рублей;

в 2020 году - 13 516 600 рублей;

в 2021 году - 3 908 256,34 рублей;

В соответствии с Законом Костромской области от 24 декабря 2018 года № 495-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годы» на осуществление соответствующих полномочий предусмотрено:

в 2019 году - 13 512 800 рублей;

в 2020 году - 13 516 600 рублей;

в 2021 году - 14 482 200 рублей.

В связи с изложенным выполнение работ, изложенных в исковых требованиях прокурора, в срок до 31 декабря 2020 года невозможно.

Представитель заинтересованного лица - директор филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по Костромской области» ФИО4 ходатайствовала о рассмотрении дела без участия представителя учреждения.

В ранее представленном отзыве указала, что отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ).Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав на недвижимое имущество), по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

На территории Костромской области функции и полномочия Росреестра осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (далее - Управление Росреестра по Костромской области) (<...>). Филиал полномочиями по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не обладает.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 218-ФЗ орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведенияна основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно п.9 4.1 ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) длявнесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2015 г. N1532 утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее Правила).

Правилаустанавливают перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, порядок их направления или предоставления органами государственной власти, органами местного самоуправления, судами в орган регистрации прав, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а также требования к формату таких документов в электронной форме.

Согласно п. 4 Правил в случае установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий, а также прекращения существования зоны с особыми условиями использования территории федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, направляют в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, в том числе их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, или сведения, содержащиеся в решении о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

Согласно приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.10.2016 N "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав" Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено лишь отдельными полномочиями органа кадастрового учета, в число которых входит ведение Единого государственного реестра недвижимостив части внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования.

В связи с отсутствием материально-правового интереса в споре, решение вопроса по существу заявленных требований, представитель ФИО4 полагала оставить на усмотрение суда.

Выслушав представителя административного истца, изучив доводы административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности) за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 1 ст. 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации,собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 ВК РФ.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 20 Положения о департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от 29.10.2009 года № к полномочиямДепартамента в сфере водных отношений, в том числе отдельным переданным Российской Федерацией полномочиям в области водных отношений, относятся, помимо прочего, осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Костромской области, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Костромской области и другие полномочия.

Охрана водных объектов - это система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов (п. 17 ст. 1 ВК РФ).

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ограничения и запреты, действующие в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, установлены в частях 15 и 17 статьи 65 ВК РФ.

Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полосводных объектов.

В соответствии с п. 2 указанных Правил установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границ прибрежных защитных полос.

Пунктом 3 Правил определено, что установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Правил в целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают:

а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;

б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;

в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;

г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

Как следует из представленной административным истцом справки, границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос указанных в исковом заявлении водных объектов в публичной кадастровой карте отсутствуют, сведения о них в государственный кадастр недвижимости не внесены (л.д.8-9). Данные обстоятельства административным ответчиком не оспаривается.

Доводы представителя административного ответчика об отсутствии или недостаточности субвенций из федерального бюджета на финансирование переданных государственных полномочийне являются основаниями для отказа в удовлетворении исковых требований, так как порядок получения необходимых субвенций определен действующими нормативно-правовыми актами.

В рамках осуществления органом государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений подлежат применению Методические указания по осуществлению органами власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Федерации, являющихся приложением к Приказу Минприроды России от 29.09.2010 года N 425.

В соответствии с Методическими указаниями плановые значения целевых прогнозных показателей рассчитываются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок получения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление полномочий Российской Федерации в области водных отношений, их расходования определен «Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных объектов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 N 629.

В соответствии с указанными Правилами органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвержден Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.03.2008 N 61. В число таких мероприятий, в частности, входит:

- осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации:

- установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками;

- мероприятия по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов).

Из анализа приведенных выше нормативных положений следует, что обязательным условием осуществления ответчиком мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение его в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей.

Данных о том, что административным ответчиком принимались меры по включению рассматриваемых объектов в вышеуказанный Перечень, не представлено.

Учитывая, что срок исполнения возлагаемой обязанности до 31 декабря 2021 года является достаточным для выполнения мероприятий по включению указанных объектов в Перечень мероприятий, необходимых для получения субвенции на их выполнение, требования прокурора о возложении на департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области установить границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, перечисленных в исковом заявлении, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области в срок до 31 декабря 2021 года установить границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов - рек Большая Езань, Борисовка, Везань, Вёкса, Водопойница, Вожна, Волна, Воча, Воя, Каменка, Комраш, Конногорь, Кора, Кордоболь, Кострома, Ламза, Ламса, Малая Езань, Мезенда, Мерзкая, Мотьма, Панога, Пегуза, Светица, Сельма, Серахта, Середенка, Совега, Сожа, Сожа, Солда, Соня, Сайная, Сундоба, Толшма, Точма, ФИО1, ФИО2, Шугома, Янда, расположенных на территории Солигаличского района Костромской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд (в гор.Солигаличе ) в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Лебедев В.К.

Решение в окончательной форме

принято 29 апреля 2019 года