ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-94/20 от 08.10.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело №2а-94/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 октября 2020 года город Симферополь

Верховный Суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Кучеренко Н.В.,

при секретаре Дубровой А.А.,

с участием прокурора Алескерова Д.А.,

административного истца Класона А.А.,

представителей административных истцов Громова Р.А., Стаценко А.А.,

представителя административного ответчика Тихончук С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Класона Алексея Александровича, Кайнова Михаила Анатольевича, Певзнера Аркадия Давидовича к Совету министров Республики Крым о признании недействующим распоряжения,

установил:

04 августа 2020 года Класон А.А., Кайнов М.А., Певзнер А.Д. через почтовое отделение обратились в Верховный Суд Республики Крым с административным иском к Совету министров Республики Крым, в котором просили признать недействующим со дня принятия распоряжение Совета министров Республики Крым от 30 марта 2017 года №327-р «Об утверждении документации по планировке территории для размещения объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь – Евпатория - Мирный» в редакции распоряжения Совета министров Республики Крым от 13 июля 2018 года №781-р, распоряжения Совета министров Республики Крым от 11 июня 2019 года №698-р.

В обоснование требований административные истцы указали, что оспариваемый акт в первоначальной редакции с последующими изменениями редакции опубликован на официальном сайте Совета министров Республики Крым. Однако, публикации не позволяют ознакомиться с содержанием утверждённых ими проектов планировки территории. В связи с чем, оспариваемый проект планировки территории нельзя признать надлежащим образом опубликованным, что в силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №50 является самостоятельным основанием признания оспариваемого нормативного акта недействующим полностью с момента принятия.

Административные истцы указывают, что на основании оспариваемого нормативного правового акта было принято распоряжение Совета министров Республики Крым от 30 мая 2017 года №579-р в редакции распоряжения Совета министров Республики Крым от 09 октября 2018 года №1192-р, которым предусмотрено изъятие для государственных нужд: частей земельных участков с кадастровыми номерами , находящихся в собственности Класона А.А.; частей земельных участков с кадастровыми номерами , находящихся в собственности Кайнова М.А.; части земельного участка с кадастровым номером , находящегося в собственности Певзнера А.Д. В связи с чем, оспариваемый нормативный акт напрямую влияет на права и обязанности административных истцов как собственников земельных участков.

Определением Верховного Суда Республики Крым от 01 октября 2020 года принято к рассмотрению уточнённое административное исковое заявление административных истцов с изложением предмета административного иска в новой редакции с фактическим дополнением ранее заявленных следующим: «с утвержденной данным Распоряжением Совета Министров Республики Крым документацией по планировке территории» (т.4 л.д. 91, 93).

В судебном заседании административный истец Класон А.А., представители административных истцов по доверенностям Громов Р.А., Стаценко А.А. административный иск поддержали в полном объёме, просили удовлетворить.

Представитель административного ответчика Совета министров Республики Крым по доверенности Тихончук С.Г. в судебном заседании административный иск не признала, считая его необоснованным по доводам, изложенным в письменных возражениях административного ответчика.

Выслушав объяснения сторон, проверив оспариваемый акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., считавшего, что административный иск удовлетворению не подлежит, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд с настоящим административным иском не пропущен.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление №50 от 25 декабря 2018 года).

Судом в рамках рассмотрения настоящего административного дела установлено, что Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, подписанным 18 марта 2014 года в городе Москве и ратифицированным 21 марта 2014 года, предусмотрено образование в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года №790 утверждена федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2024 года».

Целями вышеуказанной федеральной целевой программы являются:

- интегрирование экономики Республики Крым и г. Севастополя в экономическое пространство России;

- обеспечение транспортной доступности;

- снятие инфраструктурных ограничений в целях обеспечения устойчивого экономического развития.

Задачами федеральной целевой программы являются: устранение ограничений транспортной инфраструктуры; устранение ограничений и повышение качества энергоснабжения региона; устранение ограничений инженерной инфраструктуры; развитие социальной сферы; обеспечение межнационального согласия; формирование и развитие энергетической, транспортной, социальной и телекоммуникационной инфраструктур; обеспечение транспортного сообщения с материковой частью Российской Федерации; гармонизация межнациональных отношений и устранение межэтнических конфликтов; эффективное использование туристско-рекреационного потенциала; создание благоприятного инвестиционного климата, способствующего раскрытию потенциала регионов.

Цели и задачи Программы соответствуют основным положениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р, Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утверждённым Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года №2227-р, Основам государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года №13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», Федеральному закону «О стратегическом планировании в Российской Федерации», бюджетным посланиям Президента Российской Федерации о бюджетной политике и посланиям Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Программа разработана на основе указанных стратегических документов социально-экономического развития Российской Федерации.

В транспортном комплексе средства сконцентрированы главным образом на строительстве и реконструкции транспортного перехода через Керченский пролив, аэропортов и автомобильных дорог, обеспечивающих связь с населёнными пунктами и важнейшими объектами экономики, а также объектов портового хозяйства.

Мероприятия в рамках транспортного комплекса Программы сконцентрированы:

- на установление надёжного транспортного сообщения с материковой частью Российской Федерации путём строительства транспортного перехода через Керченский пролив;

- на развитие основных транспортных магистралей Крымского полуострова;

- на формирование региональной и муниципальных сетей автомобильных дорог общего пользования;

- на строительство объектов портовой инфраструктуры, в том числе портов Керчь, Ялта, Евпатория, Севастополь и Феодосия;

- на создание объектов аэропортовой инфраструктуры, включая развитие аэропортового комплекса «Симферополь» и гражданского сектора аэропорта Бельбек.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 года №2004-р утверждена схема территориального планирования Российской Федерации применительно к территориям Республики Крым и г. Севастополя в отношении областей федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, трубопроводного транспорта), автомобильных дорог федерального значения, энергетики, высшего образования и здравоохранения.

В перечень объектов федерального значения в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного), автомобильных дорог федерального значения, планируемых к строительству и реконструкции на территориях Республики Крым и г. Севастополя включена автомобильная дорога А-254 Симферополь - Евпатория – Мирный.

В соответствии с частью 2 статьи 81 Конституции Республики Крым, Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.

В силу части 6 статьи 81 Конституции Республики Крым, Совет министров Республики Крым обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящей Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым на территории Республики Крым.

Пунктом 8 части 1 статьи 83 Конституции Республики Крым установлено, что Совет министров Республики Крым управляет и распоряжается собственностью Республики Крым в соответствии с законами Республики Крым, а также управляет федеральной собственностью, переданной Республике Крым в управление в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения (часть 1 статьи 84 Конституции Республики Крым).

Порядок деятельности Совета министров Республики Крым определяется Регламентом Совета министров Республики Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 06 августа 2014 года №242 (т. 2 л.д. 168-210).

Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым.

С целью реализации федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2024 года», в частности, строительства и реконструкции автомобильных дорог, 22 октября 2015 года Советом министров Республики Крым принято распоряжение №985-р «О разработке документации по планировке территории для размещения линейных объектов на территории Республики Крым».

В соответствии с пунктом 1 указанного Распоряжения принято решение о подготовке документации по планировке территории по следующим объектам:

- «Строительство автомобильной дороги и автомобильного подхода в г. Керчь к транспортному переходу через Керченский пролив»;

- «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Керчь - Феодосия - Белогорск - Симферополь - Бахчисарай - Севастополь (граница Бахчисарайского района)»;

- «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь - Красноперекопск - Армянск - граница с Украиной, км 108 + 000 - км 111 + 000»;

- «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь - Евпатория – Мирный»;

- «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Северный обход города Керчь от "Порт Крым" до автомобильной дороги Багерово - Херсон - Феодосия - Керчь, км 0 + 000 - км 36 + 000»;

- «Строительство транспортной развязки на пересечении автомобильной дороги Симферополь - Евпатория и автомобильной дороги Симферополь - Мирное – Дубки»;

- «Строительство объездной дороги г. Симферополя на участке Дубки – Левадки»;

- «Строительство и реконструкция подъездной дороги к Аэровокзальному комплексу».

Пунктом 2 распоряжения Совета министров Республики Крым от 22 октября 2015 года №985-р «О разработке документации по планировке территории для размещения линейных объектов на территории Республики Крым» предусмотрено, что заказчиком по разработке документации по планировке территории для размещения линейных объектов, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения, выступает Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым».

На Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» возложена обязанность обеспечить разработку документации по планировке территории, а также согласование такой документации с уполномоченными органами (т. 4 л.д. 115-126).

После осуществления указанных мероприятий документация по планировке территории была представлена в Совет министров Республики Крым для утверждения.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 30 декабря 2015 года №855 утверждена схема территориального планирования Республики Крым, в составе Карты планируемого размещения объектов регионального значения в области железнодорожного, водного, воздушного транспорта и автомобильных дорог регионального или местного значения где, в том числе указан объект «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь – Евпатория – Мирный».

Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях, в частности, если необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения (пункт 1 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Документация по планировке территории разрабатывается и утверждается в порядке, установленном статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи (часть 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов регионального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3.2 и 4.1 настоящей статьи (часть 3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 3 и 3.1 настоящей статьи, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации (часть 19 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу положений части 12.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1 и 4.2 настоящей статьи, осуществляют проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 настоящей статьи, в течение двадцати рабочих дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки принимают решение об утверждении такой документации или о направлении ее на доработку. Органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, осуществляют проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 настоящей статьи, в течение двадцати рабочих дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки принимают решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такой документации, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 46 настоящего Кодекса, об утверждении такой документации или о направлении ее на доработку.

Согласно части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.

Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет» (часть 2 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Материалами административного дела установлено, что распоряжением Совета министров Республики Крым от 30 марта 2017 года №327-р «Об утверждении документации по планировке территории для размещения объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь – Евпатория – Мирный» утверждена документация по планировке территории для размещения объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь – Евпатория – Мирный» (пункт 1, т. 1 л.д. 6-7). Пунктом 2 данного распоряжения №327-р определено: Министерству транспорта Республики Крым в установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации сроки направить документацию, указанную в пункте 1 настоящего распоряжения, главам муниципальных образований, применительно к территориям, которых осуществлялась подготовка такой документации.

Данное распоряжение опубликовано на официальном сайте Совета министров Республики Крым 30 марта 2017 года (http://rk.gov.ru/ru/document/show/7122) (т.1 л.д. 104-106, т. 4 л.д. 181).

13 июля 2018 года Совет министров Республики Крым принял распоряжение №781-р, которым внесены изменения в распоряжение Совета министров Республики Крым от 30 марта 2017 года №327-р (т. 1 л.д. 8-9). В пункте 1 данного распоряжения утверждены изменения в документацию по планировке территории объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь – Евпатория – Мирный»: подпункт 1 Документация по планировке территории. Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь – Евпатория – Мирный. Проект планировки территории. Основная часть проекта планировки территории. Графическая часть. 1317/ДПТ-4-ППТ-ОЧ-ГЧ. Том 4.1.1.1; подпункт 2 Документация по планировке территории. Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь – Евпатория – Мирный. Проект планировки территории. Положение о размещении линейного объекта. 1317/ДПТ-4-ППТ-ОЧ-ПЗ. Том 4.1.1.2; подпункт 3 Документация по планировке территории. Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь – Евпатория – Мирный. Проект межевания территории. Основная часть проекта межевания. Графическая часть. Чертеж межевания территории. Приложение 9. 1317/ДПТ-4-ПМТ-ОЧ-ГЧ. Том 4.2.1.1; подпункт 4 Документация по планировке территории. Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь – Евпатория – Мирный. Проект межевания территории. Основная часть проекта межевания территории. Пояснительная записка. Приложения 1-4.1317/ДПТ-4-ПМТ-ОЧ-ПЗ1. Том 4.2.1.2.1; подпункт 5 Документация по планировке территории. Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь – Евпатория – Мирный. Проект межевания территории. Основная часть проекта межевания территории. Пояснительная записка. Приложения 5-8.1317/ДПТ-4-ПМТ-ОЧ-ПЗ2. Том 4.2.1.2.2.

Указанное распоряжение опубликовано на официальном сайте Совета министров Республики Крым 13 июля 2018 года (http://rk.gov.ru/ru/document/show/13241) (т. 1 л.д. 96-98, т. 4 л.д. 183).

11 июня 2019 года Совет министров Республики Крым принял распоряжение №698-р, которым внесены изменения в распоряжение Совета министров Республики Крым от 30 марта 2017 года №327-р (т. 1 л.д. 10-11). Так, в пункте 1 утверждены изменения в документацию по планировке территории объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь – Евпатория – Мирный»: подпункт 1.1 Документация по планировке территории. Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь – Евпатория – Мирный. Проект планировки территории. Основная часть проекта планировки территории. Графическая часть. 1317/ДПТ-4-ППТ-ОЧ-ГЧ. Том 4.1.1.1; подпункт 1.2 Документация по планировке территории. Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь – Евпатория – Мирный. Проект планировки территории. Основная часть проекта планировки территории. Положение о размещении линейного объекта. 1317/ДПТ-4-ППТ-ОЧ-ПЗ. Том 4.1.1.2; подпункт 1.3 Документация по планировке территории. Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь – Евпатория – Мирный. Проект межевания территории. Основная часть проекта межевания территории. Графическая часть. Чертеж межевания территории. Приложение 9. 1317/ДПТ-4-ПМТ-ОЧ-ГЧ. Том 4.2.1.1; подпункт 1.4 Документация по планировке территории. Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь – Евпатория – Мирный. Проект межевания территории. Основная часть проекта межевания территории. Пояснительная записка. Приложение 1-4. 1317/ДПТ-4-ПМТ-ОЧ-ПЗ1. Том 4.2.1.2.1; подпункт 1.5 Документация по планировке территории. Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь – Евпатория – Мирный. Проект межевания территории. Основная часть проекта межевания территории. Пояснительная записка. Приложения 5-8. 1317/ДПТ-4-ПМТ-ОЧ-ПЗ2. Том 4.2.1.2.2.

Данное распоряжение опубликовано на официальном сайте Совета министров Республики Крым 11 июня 2019 года (http://rk.gov.ru/ru/document/show/17074) (т. 1 л.д. 87-90, т. 4 л.д. 182).

Из протоколов №5 от 11 апреля 2017 года, №9 от 23 июля 2018 года, №8 от 18 июня 2019 года следует, что распоряжение от 30 марта 2017 года №327-р, Распоряжение от 13 июля 2018 года №781-р, распоряжение от 11 июня 2019 года №698-р приняты путём согласования и подписания большинством членов Совета министров Республики Крым (т. 4 л.д. 139-180).

В свою очередь, соответствующими муниципальными образованиями указанная информация была доведена до сведения граждан проживающих на их территории.

Так, в частности, администрацией Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым документация по планировке территории размещена на сайте муниципального образования, со ссылкой на вышеуказанную документацию по планировке территории, а также ссылка на объявление, размещенное на официальной странице Администрации Мирновского сельского поселения об утверждении данной документации с указанием ссылок на саму документацию. Данные обстоятельства подтверждаются ответом Председателя Мирновского сельского совета – главы Администрации Мирновского сельского поселения, а также скриншотом официального сайта муниципального образования (т. 4 л.д. 184).

Таким образом, документация по планировке территории доведена до сведения граждан.

При этом, как пояснил в судебном заседании представитель административного ответчика, новые редакции оспариваемого распоряжения обусловлены исключительно изменением ряда поворотных точек в графической части утверждённой документации по планировке территории, и такая необходимость возникла уже в ходе реализации проекта.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что распоряжение Совета министров Республики Крым от 30 марта 2017 года №327-р «Об утверждении документации по планировке территории для размещения объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь – Евпатория - Мирный» в редакции распоряжения Совета министров Республики Крым от 13 июля 2018 года №781-р, распоряжения Совета министров Республики Крым от 11 июня 2019 года №698-р принято компетентным органом в надлежащем порядке с доведением до всеобщего сведения.

Из содержания пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» следует, что проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в связи с чем, необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

При этом, в том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается только в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объёме.

Одновременно, необходимо отметить, что оспариваемое распоряжение по своему содержанию, исходя из разъяснений пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», является нормативным правовым актом, несмотря на принятие в форме распоряжения, а не постановления.

Вместе с тем, несоблюдение административным ответчиком самой формы издания нормативного правового акта не является безусловным основанием для признания его недействующим.

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.

Проверяя доводы административных истцов о нарушении их прав, свобод и законных интересов, судом установлено, что права административных истцов непосредственно оспариваемым нормативным правовым актом не нарушены.

Так, как уже указывалось выше, опубликование указанного административными истцами нормативного правового акта имело место. Кроме того, графический материал утверждённой документации в части также предоставлялся административным ответчиком в материалы дела (т.2 л.д. 120), стороне административного истца разъяснялась возможность ознакомиться с утверждённой технической документацией и на соответствующем сайте, учитывая её объём.

Кроме того, положения градостроительного законодательства не ставят возможность непосредственной разработки документации по планировке территории, в том числе применительно к установлению красных линий, в зависимость от наличия или отсутствия прав на земельные участки в границах территории, на которую разрабатывается проект планировки, и не содержат требований учитывать фактическое использование земельных участков при разработке и утверждении проектов планировки территории.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 06 ноября 2003 года №387-О, от 15 июля 2010 года №931-О-О и от 25 февраля 2016 года №242-О).

В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрены случаи принудительного изъятия у собственника имущества.

В силу части 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); утвержденными проектами планировки территории.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.

Как установлено, вопрос об изъятии конкретных земельных участков для государственных нужд разрешался административным ответчиком путём принятия иного распоряжения: №579-р от 30 мая 2017 года «Об изъятии земельных участков для государственных нужд» в редакции распоряжения Совета министров Республики Крым от 09.10.2018 №1192-р) (т. 1 л.д. 12-21).

То обстоятельство, что оспариваемый административными истцами нормативный правовой акт принят в отношении частей земельных участков, в пределах которого расположены принадлежащие административным истцам на праве собственности объекты недвижимости, не может повлечь признание Распоряжения Совета министров Республики Крым от 30 марта 2017 года №327-р «Об утверждении документации по планировке территории для размещения объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь – Евпатория - Мирный» в редакции распоряжения Совета Министров Республики Крым от 13 июля 2018 года №781-р, распоряжения Совета Министров Республики Крым от 11 июня 2019 года №698-р недействующим, так как порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (в том числе последствия такого изъятия, выплата возмещения за изымаемые земельные участки) прямо предусмотрен главой VII.1. Земельного кодекса Российской Федерации, статей 279 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, как установлено, административными истцами реализуется право на защиту нарушенных, по их мнению, прав в части законности изъятия земельных участков, что подтверждается сведениями Симферопольского районного суда Республики Крым по гражданским делам №2-14/2020, №2-15/2020, №2-18/2020.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что принятое компетентным органом распоряжение Совета министров Республики Крым от 30 марта 2017 года №327-р «Об утверждении документации по планировке территории для размещения объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь – Евпатория - Мирный» в редакции распоряжения Совета Министров Республики Крым от 13 июля 2018 года №781-р, распоряжения Совета Министров Республики Крым от 11 июня 2019 года №698-р не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права либо законные интересы административных истцов не нарушает, вследствие чего отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении административного иска Класона Алексея Александровича, Кайнова Михаила Анатольевича, Певзнера Аркадия Давидовича к Совету министров Республики Крым о признании недействующим распоряжения Совета министров Республики Крым от 30 марта 2017 года №327-р «Об утверждении документации по планировке территории для размещения объекта «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь – Евпатория - Мирный» в редакции распоряжения Совета Министров Республики Крым от 13 июля 2018 года №781-р, распоряжения Совета Министров Республики Крым от 11 июня 2019 года №698-р с утверждённой данным распоряжением Совета министров Республики Крым документацией по планировке территории - отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Крым подпись Н.В. Кучеренко

Решение суда составлено в окончательной форме 22 октября 2020 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>о