ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-94/2021 от 21.05.2021 Мазановского районного суда (Амурская область)

Дело 2а-94/2021

УИД 28RS0011-01-2021-000220-79

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Новокиевский Увал 21 мая 2021 года

Мазановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Е.Г.,

при секретаре Ефимовой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Амурской области к Шелепову Андрею Николаевичу о взыскании недоимки по налогам,

установил:

Истец обратился в суд с указанным административным иском к ответчику Шелепову А.Н. о взыскании недоимки на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, пени, штрафа в общем размере 917,12 рублей. В обосновании заявленных требований административный истец указал, что согласно выписки из ЕГРИП от 01.02.2021 Шелепов А.Н. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 02.10.2014 в Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области, снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя -08.08.2016.

20.10.2016 Шелеповым А.Н. в электронном виде по ТКС в инспекцию представлена налоговая декларация по Единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) за период 3 квартал 2016 года. Налогоплательщиком исчислен ЕНВД за июль 2016 года по следующим видам деятельности - оказание бытовых услуг.

Сумма налога по ЕНВД по данным налогоплательщика 188,00 руб., и сумма уплаченных страховых взносов составила 188,00 руб. Таким образом, сумма налога к уплате в бюджет отсутствует, в связи с уменьшением суммы единого налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Согласно заявлению, Шелепов А.Н. при постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД заявлены следующие виды деятельности: с 02.10.2014 оказание бытовых услуг, адрес места осуществления деятельности: г. Свободный, ул. Екимова, д. 61. Снят с учета в качестве плательщика ЕНВД 08.08.2016 г.

Таким образом, при исчислении ЕНВД налогоплательщик должен отчитаться за 3 квартал 2016 года, а именно за июль и август 2016 года.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика (п. 1 ст. 346.29 НК РФ) которым является потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога (с. 346.27 НК РФ).

По данным налогоплательщика сумма единого налога составила 188 руб. По данным налогового органа 893 руб.

Таким образом, в нарушение ст. 346.29 НК РФ налогоплательщиком занижена сумма исчисленного налога по ЕНВД за 3 квартал 2016 года на 705 руб. (893 - 188).

По результатом налоговой проверки вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения № 25858 от 04.04.2017, которым Шелепов А.Н. привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 70,50 руб., начислены пени за несвоевременную уплату налога в сумме 37,78 руб., а также доначислен единый налог в сумме 705 руб.

В связи с наличием задолженности по ЕНВД в адрес налогоплательщика были выставлены требования:

- требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 7911 от 08.06.2017 на сумму 813,28 руб., в том числе: ЕНВД в размере 705,00 руб., пеня в размере 37,78 руб., штраф в размере 70,50 руб., срок исполнения 07.07.2017;

- требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 23523 от 12.10.2018 на сумму 103,84 руб. (пеня по ЕНВД) - срок исполнения требования 13.11.2018.

Требования в срок до 07.07.2017 и 13.11.2018 исполнены не были. Инспекция обратилась в мировой суд Мазановского районного судебного участка с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Шелепова А.Н. недоимки в размере 917.12 рублей.

Административный истец просит суд взыскать с Шелепова А.Н. ИНН -- недоимки по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности: налог в размере 705 руб., пени в размере 141.62 руб., штраф в размере 70.50 руб., на общую сумму 917.12 рублей. Ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Административный ответчик Шелепов А.Н. до начала судебного заседания представил возражение на исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС № 5 по Амурской области, в котором указал, что не признает исковые требования ФНС № 5 во время выполнения своей деятельности (физкультурно-оздоровительная), он не вел подоходный аудит, платил фиксированную сумму по квартально не позднее 25 числа (пенсионные отчисления в ПФ РФ). Следовательно, никаких деклараций по ЕНВД в электронном виде по ТКС не предоставлял. Требований об уплате недоимки по налогу от ФНС № 5 посредством почтовой связи не получал. Просил отказать в исковых требованиях в полном объеме.

Административный истец на возражения административного ответчика представил дополнения к исковому заявлению, указав следующее: одновременно с заявлением на государственную регистрацию в качестве ИП Шелеповым А.Н. подано заявление на постановку на учет в качестве плательщика ЕНВД с указанием вида деятельности – бытовые услуги. Вид деятельности 96.04 «физкультурно-оздоровительной деятельности» входит в перечень кодов видов деятельности в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к «бытовым услугам». В административном исковом заявлении допущена описка в отношении адреса осуществления предпринимательской деятельности: вместо адреса «г.Свободный ул.Екимова 61», считать верным адрес Мазановский район с.Новокиевский Увал, ул.Рулева, 7, а не Мазановский район ул.Советская, д.38, как утверждает в своих возражениях плательщик. Адрес - Мазановский район с.Новокиевский Увал, ул.Рулева, 7 также заявлен налогоплательщиком, как адрес осуществления предпринимательской деятельности, что подтверждается декларацией по ЕНВД, представленной в электронном виде по ТКС 20.10.2016 г., уполномоченным представителем по доверенности № 524497 от 20 января 2015 г, Савченко Ю.С.. Требования об уплате налога, сбора, страховых вносов, пени, штрафа № 7911 от 08.06.2017 г. на сумму 813,28 рублей и № 23523 от 12.10.2018 на сумму 103,84 рублей в соответствии со ст. 69 НК РФ направлены в адрес плательщика по почте заказными письмами по адресу места жительства – Мазановский район с.Новокиевский Увал, ул.Рулева, 7.

Инспекция поддерживает ранее заявленные требования и просит взыскать задолженность на общую сумму в размере 917,12 рублей.

Суд, руководствуясь ст.150 КАС РФ, с учетом мнения административного ответчика, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца.

В судебном заседании административный ответчик исковые требования не признал, полагает, что поскольку недоимка за ЕНВД за 3 квартал 2016 года, то срок исковой давности для обращения в суд истек, просил в исковых требованиях истцу отказать.

Заслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты, установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.

В соответствии со статьей 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Налоговым периодом по единому налогу признается квартал (статья 346.30 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.

С 1 января 2021 г. глава 26.3 Система налогообложения в виде Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (статьи 346.32 - 346.33) утратила силу в соответствии с принятием Федерального закона от 29.06.2012 № 97-ФЗ.

В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (ч. 1).

В соответствии со ст. 57 Налогового кодекса РФ, при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ (п. 2).

В соответствии со ст. 58 Налогового кодекса РФ уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах (п. 1).

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки (п. 2).

Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении (п. 6).

В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1).

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2).

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ч. 4).

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2).

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п. 3).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5).

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 г. №11-П изложена четкая правовая позиция, согласно которой, пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы (п. 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 243-ФЗ, то есть сложившихся на момент спорных правоотношений).

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии со ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4).

При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе (ч. 5).

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6).

Расчет недоимки проверен судом и признан верным, ответчиком не опровергнут, контррасчет ответчиками не представлен.

Из материалов дела следует, что административный ответчик Шелепов А.Н. 28 февраля 1985 года рождения, в период со 2 октября 2014 года по 08 августа 2016 являлся индивидуальным предпринимателем, а следовательно, плательщиком страховых взносов, что следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Шелеповым А.Н. заявлен вид деятельности «оказание бытовых услуг» по общему правилу и расчету ставка единого налога на вмененный доход составляет 15% (п.ст.346.31 НК РФ) что составляет 893 рубля. По данным налогоплательщика представленным в ФНС № 5 сумма единого налога составила 188 рублей, что отражено ответчиком в представленной налоговой декларации по ЕНВД для отдельных видов деятельности, датированной 19.10.2016 года.

В нарушении ст.346.29 НК РФ налогоплательщиком занижена сумма исчисленного налога по ЕНВД за 3 квартал 2016 года на 705 рублей.

По результатам налоговой проверки вынесено решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения № 25858 от 04 апреля 2017 года, которым Шелепов А.Н. привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в сумме 70,50 рублей, начислены пени за несвоевременную уплату налога в сумме 37,78 рублей, а также доначислен единый налог на сумму 705 рублей.

Шелепову А.Н. было направлено: требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 7911 от 08.06.2017 на сумму 813,28 руб., в том числе: ЕНВД в размере 705,00 руб., пеня в размере 37,78 руб., штраф в размере 70,50 руб., срок исполнения 07.07.2017; а также требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 23523 от 12.10.2018 на сумму 103,84 руб. (пеня по ЕНВД) - срок исполнения требования 13.11.2018.

Требования в срок до 07.07.2017 и 13.11.2018 исполнены не были.

В связи с отсутствием сведений об исполнении налогоплательщиком требований налогового органа, 12 октября 2020 года административный истец обратился к мировому судье Мазановского районного судебного участка с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогам и пени Шелепова А.Н., мировым судьей был вынесен судебный приказ. Однако в виду возражений Шелепова А.Н.определением Мирового судьи Амурской области по Мазановскому районному судебному участку от 10 ноября 2020года данный судебный приказ отменен.

Истец просит взыскать недоимку с ответчика за 3 квартал 2016 года, штраф и пени в размере 917,12 рублей, то есть заявленная ко взысканию сумма не превышает 3 000 рублей. В данном случае, срок для обращения в суд начинает течь со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога от 08.06.2017 № 7911 с 07.07.2017 года (абз.3 п.2 ст.48 НК РФ – 3 года + 6 мес.) и заканчивается 07.01.2021 и для требования № 23523 от 12.11.2018 заканчивается 12 мая 2021 года.

В Мазановский районный суд административный иск предъявлен 28 апреля 2021 года, в данном случае после отмены судебного приказа шестимесячный срок для обращения в суд административным истцом не пропущен. По мнению суда правомерны действия налогового органа, направившего ответчику уведомления в соответствии с требованиями ст. ст. 69, 70 НК РФ.

В связи с чем, мнение ответчика Шелепова А.Н. о том, что срок исковой давности истек, суд считает заблуждением, не основанном на требованиях ст.48 НК РФ.

Доказательств отсутствия задолженности, указанной в административном исковом заявлении либо наличия задолженности в ином размере, суду не представлено, указанные суммы налога, штрафа и пени не уплачены и подлежат взысканию с ответчика.

Учитывая, что истец был освобожден при подаче административного искового заявления в суд от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст.114 КАС РФ, 333.19 НК РФ – судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Учитывая изложенное, в соответствии с правилами ст. 114 КАС РФ, п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с Шелепова А.Н. в размере 400 (четыреста) рублей в доход федерального бюджета. Руководствуясь ст. ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд. Руководствуясь ст. ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России №5 по Амурской области к Шелепову Андрею Николаевичу, удовлетворить.

Взыскать с Шелепова Андрея Николаевича ИНН 280116735346, проживающего: Амурская область, Мазановский район, с.Новокиевский Увал, ул.Рулева, д.7в пользу Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Амурской области недоимки по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности: налог в размере 705 (семьсот пять) рублей, пени в размере 141,62(сто сорок один рубль 62 копейки) рублей, штраф в размере 70,50 (семьдесят рублей 50 копеек) рублей, на общую сумму 917,12 (девятьсот семнадцать рублей 12 копеек) рублей.

Взыскать с Шелепова Андрея Николаевича государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: Е.Г. Кузнецова

Мотивированное решение изготовлено 24 мая 2021 года