ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-94/2024 от 28.02.2024 Сухиничского районного суда (Калужская область)

УИД

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сухиничи 28 февраля 2024 года

Сухиничский районный суд Калужской области под председательством судьи Коржаевой К.А.,

при секретаре судебного заседания Кучеровой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Калужской области к ФИО2ФИО7ФИО3 о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

15 января 2024 года в Сухиничский районный суд Калужской области поступило административное исковое заявление Управления ФНС России по Калужской области к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что с 10 апреля 2017 года по 4 декабря 2019 года ФИО2 имела статус индивидуального предпринимателя. Осуществляя предпринимательскую деятельность по розничной торговле в г. Москве, согласно уведомлений о постановке на учет индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора по объекту осуществления предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, а также сведений, предоставленных Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, ФИО2 являлась плательщиком торгового сбора/, введенного Законом г. Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе». ФИО2 не произвела своевременную уплату торгового сбора за 3 квартал 2019 года. За неуплату в установленный срок налога ФИО2 начислены пени. В адрес административного ответчика выставлено требование об уплате налога, пени от 19.12.2019 №283861, которое в установленный срок не исполнено.

Указывая, что определением мирового судьи от 26 мая 2023 года отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа, а срок подачи административного искового заявления пропущен по уважительной причине, поскольку налоговый орган полагался на добросовестность налогоплательщика, а также в связи со временем, необходимым для прохождения почтовой корреспонденции, загруженностью государственного органа, административный истец, а также, что обязанность по уплате законно установленных налогов носит публично-правовой характер и распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства, административный истец просит восстановить срок на подачу административного искового заявления и взыскать с ФИО2 задолженность по торговому сбору за 3 квартал 2019 года в сумме 40500 руб., пени в сумме 474 руб. 19 коп., а всего – 40974 руб. 19 коп.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие представителей административного истца Управления ФНС России по Калужской области и административного ответчика ФИО2, которые о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно п. 1 ст. 410 Налогового кодекса Российской Федерации торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Пунктом 1 ст. 411 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

В соответствии с п. 1 ст. 412 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

Уплата торгового сбора производится плательщиками торгового сбора в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения (п. 2 ст. 417 Налогового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

В силу п. 2 ст. 57 и ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки; при уплате налогов и сборов с нарушением сроков уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 3, 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего дня за установленным законодательством. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Частью 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что заявление подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В силу ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Установлено, что ФИО2 с 10 апреля 2017 года по 4 декабря 2019 года осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. В связи с неуплатой в установленный законом срок торгового сбора, налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование об уплате налога и пени №283861 от 19.12.2019 со сроком исполнения до 21 января 2020 года на общую сумму 40974 руб. 19 коп.

Согласно заявленным административным истцом требованиям, требование об уплате налога и пени №283861 от 19 декабря 2019 года не исполнено в сумме 40974 руб. 19 коп.

Частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Из материалов дела следует, что определением мирового судьи судебного участка Сухиничского судебного района Калужской области от 26 мая 2023 года налоговому органу отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО2 недоимки по налогу в связи с пропуском процессуального срока обращения с таким заявлением.

Шестимесячный срок на обращение в суд с заявлением о взыскании образовавшейся задолженности необходимо исчислять с момента истечения срока исполнения требования №283861 от 19 декабря 2019 года. Указанный срок истек 21 июля 2020 года.

Заявление о выдаче судебного приказа на взыскание заявленных к взысканию налога, пени по требованию №283861 от 19.09.2019 подано лишь в мае 2023 года, то есть, по истечении более двух лет с момента истечения срока.

С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился 28 декабря 2023 года (согласно почтовому штемпелю на конверте).

На основании изложенного, административным истцом пропущен срок обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа по вышеуказанному требованию.

Указанные административным истцом в административном исковом заявлении причины пропуска им срока на подачу в суд заявления о взыскании с ФИО2 обязательных платежей и санкций не могут являться уважительными, поскольку не обусловлены какими-либо объективными уважительными причинами, препятствующими истцу своевременно обратиться с таким заявлением в суд и обосновывающими значительность периода пропущенного срока по делу.

Административный истец является юридическим лицом, имеет в своем штате сотрудников для своевременного и надлежащего исполнения своих обязанностей по взысканию налогов, а установленный законом срок являлся достаточным для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании с ФИО2 недоимки по требованиям об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что правовых оснований для восстановления административному истцу пропущенного им процессуального срока на обращение в суд с настоящим административным иском к ФИО2 не имеется.

При вышеизложенных обстоятельствах административный иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 289-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной налоговой службы по Калужской области к ФИО8ФИО3 о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме через Сухиничский районный суд Калужской области.

Председательствующий К.А. Коржаева

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 1 марта 2024 года.

Председательствующий К.А. Коржаева