ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-95(2 от 19.02.2020 Саратовского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-95(2)/2020

64RS0034-02-2019-000337-49

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 февраля 2020 года с. Воскресенское

Саратовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Судоплатова А.В.,

при секретаре Мазановой Ю.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Воскресенского муниципального района к старшему судебному приставу-исполнителю Воскресенского РОСП Иванову А.В., заинтересованные лица – Управление Федеральной службы судебных приставов РФ по Саратовской области, Воскресенский РОСП УФССП России по Саратовской области, прокуратура Воскресенского района Саратовской области, об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

установил:

администрация Воскресенского муниципального района обратилась в суд с указанным заявлением, в обоснование которого указала, что Саратовским районным судом Саратовской области 27.04.2016 г. вынесено решение по иску Прокурора Воскресенского района Саратовской области, которым суд возложил на администрацию Воскресенского муниципального района обязанность принять меры по ремонту системы отопления, утеплению теплотрассы, замене оконных блоков в МОУ «СОШ с. Булгаковка Воскресенского района Саратовской области». 11.11.2016 г. судебным приставом-исполнителем Воскресенского РОСП возбуждено исполнительное производство № 10920/16/64010-ИП. Однако, в связи с отсутствием финансирования администрация Воскресенского муниципального района в настоящее время не имеет возможности исполнить вышеназванное решение суда. 09.02.2018 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации Воскресенского муниципального района в размере 50000 руб. Администрация считает, что указанное постановление является незаконным и необоснованным. Проведение мероприятий по замене системе отопления, а также окон в школе требует значительного длительного времени, обусловленного необходимостью обследования состояний окон с целью определения окон, подлежащих замене, технического состоянии системы отопления, составления сметы на проведение работ, проведение конкурсных процедур с целью заключения муниципальных контрактов на проведение работ, а также непосредственно выполнение работ по муниципальным контрактам. Работы, указанные в решении суда, были начаты до вынесения решения суда. 28.03.2016 года между МДОУ «Детский сад «Капелька» с. Булгаковка Воскресенского района Саратовской области» и ГАУ «Агентство по повышению эффективности использования имущественного комплекса Саратовской области» заключен энергосервисный контракт №6 на выполнение работ (мероприятий), направленных на энергоснабжение повешение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов системы теплоснабжения здания и включающих в себя в том числе обследование системы теплоснабжения, монтаж газопроводов, котельного и насосного оборудования, пуско-наладочные работы. Срок выполнения работ – 105 рабочих дней. Работы приняты 19.10.2016 г. В результате здание переведено на индивидуальное отопление, необходимость в утеплении теплотрассы отпала. В части замены окон в бюджете Воскресенского муниципального района на 2016-2019 гг. не были предусмотрены денежные средства. Указанные расходы заложены при формировании бюджета района на 2020 год. В связи с тем, что к моменту вынесения и утверждения постановления о взыскании исполнительского сбора работы по замене системы отопления были выполнены в полном объеме, а работы по замене оконных блоков не были завершены в связи с отсутствием бюджетных ассигнований, вина администрации в неисполнении исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения, отсутствует. На основании изложенного считает ошибочным и неверным вывод судебного пристава-исполнителя о неуважительности причины неисполнения решения Саратовского районного суда. Таким образом, администрация Воскресенского муниципального района считает, что решение Саратовского районного суда не исполнено до настоящего момента в силу обстоятельств непреодолимой силы, ввиду отсутствия у должника финансирования и издания постановления. Вынося решение, Саратовский районный суд не устанавливал факт наличия финансирования и материальной возможности исполнения решения, что в свою очередь очень сильно затрудняет исполнение данного решения. На основании изложенного, просит освободить от исполнительского сбора в размере 50000 руб., установленного постановлением от 09.02.2018 г., вынесенное судебным приставом-исполнителем Воскресенского РОСП УФССП России по Саратовской области, утвержденным начальником отдела – страшим судебным приставом Ивановым А.В. 20.11.2019 г. в отношении администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области по исполнительному производству № 10920/16/64010-ИП.

Представитель административного истца – Злобина Ю.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Начальник отдела - старший судебный пристав Иванов А.В. в судебное заседание не явился, представил суду возражения, в которых указал, что не согласен с административным иском и просит в удовлетворении требований администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области отказать.

Представители заинтересованных лиц - УФССП по Саратовской области, прокуратуры Воскресенского района Саратовской области, Воскресенского РОСП УФССП России по Саратовской области, несмотря на надлежащее извещение, в судебное заседание не явились, об отложении не просили.

Исследовав материалы дела, суд находит административный иск администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Согласно части 2 указанной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.3 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Как видно из материалов дела, 09.02.2018 г. судебным приставом – исполнителем Воскресенского РОСП УФССП России по Саратовской области Плаксиной Н.В. на основании выданного Саратовским районным судом по делу №2а-81(2)/2016 исполнительного листа № ФС № 017736011 от 18.10.2016 г. возбуждено исполнительное производство № 10920/16/64010-ИП в отношении должника Администрации Воскресенского муниципального района в пользу взыскателя прокуратуры Воскресенского района, предмет исполнения – иной вид исполнений неимущественного характера, принять меры по ремонту системы отопления и замене оконных блоков в помещениях МОУ «НОШ с. Булгаковка», утеплить теплотрассу от нежилого одноэтажного здания (котельной) до здания МОУ «НОШ с. Булгаковка». Должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.

Требования исполнительного документа должником в срок для добровольного исполнения не исполнены.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.

Согласно п.1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2 ст.401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Как разъяснено в п.74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Администрацией Воскресенского муниципального района предпринимались меры для надлежащего исполнения обязательства по исполнению решения Саратовского районного суда Саратовской области от 27.04.2016 г., а именно - 28.03.2016 г. между МДОУ «Детский сад «Капелька» с. Булгаковка Воскресенского района Саратовской области» и ГАУ «Агентство по повышению эффективности использования имущественного комплекса Саратовской области» заключен энергосервисный контракт №6 на выполнение работ (мероприятий), направленных на энергоснабжение повешение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов системы теплоснабжения здания и включающих в себя, в том числе, обследование системы теплоснабжения, монтаж газопроводов, котельного и насосного оборудования, пуско-наладочные работы. Срок выполнения работ – 105 рабочих дней. Работы приняты 19.10.2016 г. В результате здание переведено на индивидуальное отопление, необходимость в утеплении теплотрассы отпала. В части замены окон в бюджете Воскресенского муниципального района на 2016-2019 гг. не были предусмотрены денежные средства. Указанные расходы заложены при формировании бюджета района на 2020 год.

Как следует из письма Управления образования администрации Воскресенского муниципального района от 13.02.2020 г. № 21, в 2016 году в рамках муниципальной программы «Энергоснабжение и повышение энергетической эффективности Воскресенского муниципального района 2011-2020 года» был выполнен ремонт системы отопления во всем образовательном учреждении. Денежные средства были выделены областным бюджетом и освоены в полном объеме. В 2017-2020 годах денежные средства в бюджете образовательного учреждения на устранение требований не закладывались. На протяжении 2016-2020 годов температурный режим в помещении соответствовал нормам СанПина. С 01 декабря 2017 г. была проведена реорганизация учреждения путем присоединения к МОУ СОШ с. Ново-Алексеевка на основании постановления администрации Воскресенского муниципального района от 22.05.2017 года № 209. МОУ НОШ с. Булгаковка и МДОУ «Детский сад «Капелька» с. Булгаковка находятся в одном здании, что подтверждается техническим паспортом. Ликвидация МДОУ «Детский сал «Капелька» с. Булгаковка не проводилась, на основании приказа Министерства образования Саратовской области № 2814 от 08.09.2016 года было прекращено действие лицензии на осуществлении образовательной деятельности.

Таким образом, администрацией Воскресенского муниципального района Саратовской области были предприняты все необходимые меры для исполнения решения суда, объективно подтверждающие отсутствие вины должника в умышленном неисполнении исполнительного документа. Очевидно, что исполнение решения суда в установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства срок было не возможно по не зависящим от должника причинам.

С учётом установленных по делу обстоятельств, суд считает возможным освободить Администрацию Воскресенского муниципального района от исполнительского сбора в полном объёме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175 - 181, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление администрации Воскресенского муниципального района Саратовской области к старшему судебному приставу-исполнителю Воскресенского РОСП Иванову А.В., заинтересованные лица – Управление Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Саратовской области, Воскресенский РОСП УФССП России по Саратовской области, прокуратура Воскресенского района Саратовской области, об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.

Освободить администрацию Воскресенского муниципального района Саратовской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Воскресенского РОСП УФССП России по Саратовской области от 09.02.2018 г., утвержденного начальником отдела – старшим судебным приставом Ивановым А.В. 20.11.2019 г, в рамках исполнительного производства № 10920/16/64010-ИП.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Саратовский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись А.В. Судоплатов

Копия верна: судья А.В. Судоплатов

Секретарь Ю.Ф. Мазанова