Дело № 2а-9509/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2016г. Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Внуковой О.Н., при секретаре Шупель Т.С., с участием прокурора Гуляевой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ИП ФИО1 к администрации Уссурийского городского округа об оспаривании действующего нормативного правового акта - о признании строк 2-7, 9-19, 21- 22 нормативов водоотведения по составу сточных вод абонентам централизованной системы водоотведения МУП «XXXX», утвержденных постановлением от ДД.ММ.ГГ. XXXX недействительными
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование которого указал, что является собственником многофункционального здания расположенного в г. Уссурийске, по XXXX. В здании размещены исключительно торговые площади по продаже одежды, мебели и офисные кабинеты, в связи с чем вредное производство отсутствует. Холодное водоснабжение и водоотведение здания производится МУП «XXXX» на основании договора XXXX от ДД.ММ.ГГ. в соответствие с которым МУП «XXXX» взяло на себя обязанности: подавать холодную воду; подавать техническую воду: осуществлять прием сточных вод; осуществлять транспортировку, очистку и сброс сточных вод в водный объект.
П. 9 Правил XXXX предусмотрено, что право разрабатывать и утверждать местные правила пользования системами канализации наделены только органы местного самоуправления для населенных пунктов, имеющих общесплавные системы канализации, однако в центральную систему водоотведения Уссурийского городского округа, переданную на праве хозяйственного ведения администрацией УГО в МУП «XXXX», общесплавная система канализации не входит, но несмотря на это, Постановлением главы УГО от ДД.ММ.ГГXXXX были утверждены местные Правила приема производственных сточных вод в систему канализации и на очистные сооружения г. Уссурийска, а также иные нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в производственных сточных водах, сбрасываемых от промышленных предприятий, организаций и предпринимателей без образования юридического липа в систему канализации г. Уссурийска.
Постановлением администрации УГО XXXX от ДД.ММ.ГГ вышеприведенное Постановление XXXX было отменено и приведено в соответствие с действующим законодательством.
Однако органом местного самоуправления снова утверждены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод абонентам централизованной системы водоотведения МУП «XXXX» Уссурийского юродскою округа.
Данное постановление является основанием для начисления МУП «XXXX» истцу дополнительной платы за превышение нормативов сброса сточных вод в системы канализации населенных пунктов.
Административный истец просил суд признать данный нормативный акт недействительным, поскольку принят за пределами предоставленных законодательством РФ полномочий, на момент его принятия Постановлением Правительства РФ от 29.07.201.3 г. №644 уже были утверждены Нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, в связи с чем при проведении контроля состава сточных вод организация водопроводного хозяйства возлагает на истца двойную ответственность по внесению платы за превышение предельно допустимых концентрации сточных вод и по местному постановлению, и по Постановлению XXXX.
Строки 2 4. 6. 9. 13. 14. 17. 18. 21. 22 Нормативов водоотведения не соответствуют действующему законодательству, поскольку таких нормативов в Постановлении XXXX не установлено.
Ни постановление Правительства РФ № 167 от 12.02.1999г., ни ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 № 416-ФЗ, ни ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2005 № 131-ФЗ, правом устанавливать запрет на сброс сточных вод, содержащих вещества, указанные в строках строки 2 4. 6. 9. 13. 14. 17. 18. 21. 22 нормативов водоотведения, администрацию муниципального образования не наделил.
Нормативы водоотведения, указанные в строках 5. 7. 10. 11. 12. 15. 16. 19. не соответствуют Нормативам, утв. Постановлением XXXX.
Кроме того, оспариваемое Постановление администрации УГО устанавливает единые нормативы содержания вредных и загрязняющих веществ для всех абонентов на территории всего округа, что является явным нарушением закона и затрагивает права и интересы всех организаций, потребляющих холодную воду и осуществляющих сброс сточных вод на территории УГО. ( пояснения прилагаются в письменном виде ).
Представитель администрации УГО с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что указанное постановление принято уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с полномочиями, предоставленными ему ФЗ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации», Уставом Уссурийского городского округа, в пределах своей компетенции, в установленном законом порядке, было опубликовано в сборнике нормативных правовых актов администрации Уссурийского городского округа.
МУП «XXXX», а не абоненты, является лицом, осуществляющим плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Допустимые концентрации загрязняющих веществ, поступающие в систему канализации Уссурийского городского округа рассчитаны МУП «XXXX», исходя из технической возможности системы коммунальной канализации и с учетом разрешений на сбор загрязняющих веществ со сточными водами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в соответствии с Правилами приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства ЖКХ РСФСР от 02.03.1984 №107, а также на основании расчета составленного ООО «Приморский экологический аудит» 2016 года.
Предельно допустимые сбросы для очистных сооружений канализации устанавливает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
За отведение сточных вод сверх установленных требований с абонента взимается плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плата за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
На основании изложенного, постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, нормативы разработаны с целью взимания с абонентов платы за негативное воздействие на централизованные системы водоотведения, без учета мер экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде.
Оспариваемое постановление направлено в первую очередь на обеспечение охраны водоемов от загрязнения недостаточно очищенными городскими сточными водами.
Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является отдельным, самостоятельным видом ответственности абонентов за несоблюдение требований к составу и свойствам сточных вод, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, но вместе с тем, этот вид ответственности не предусматривает мер экономического воздействия на абонентов за ущерб, наносимый окружающей среде (водным объектам).
Такую меру ответственности абонентов регламентирует Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов. ( отзыв прилагается)
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку обжалуемое постановление принято полномочным органом, соблюдены форма и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты, процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, изучив материалы дела, приходит к следующему.
На основании п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 №167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
-соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;
-обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
-техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
В силу ст. 34 Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу ст.20, ст.30 Устава Уссурийского городского округа администрация Уссурийского городского округа входит в структуру органов местного самоуправления и является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статьей 7 Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
На основании ст. 16 указанного Федерального закона и ст.5 Устава Уссурийского городского округа к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 N 416, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего
водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из
эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских
округов;
утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
согласование инвестиционных программ;
согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади ;
принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой
деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных
настоящим Федеральным законом;
10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В силу п.9 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 №167, для населенных пунктов, имеющих общесплавные системы канализации, по решению органов местного самоуправления разрабатываются и утверждаются в установленном порядке местные правила пользования такими системами канализации.
Таким образом, оспариваемое постановление администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГXXXX принято уполномоченным органом в пределах своей компетенции, в установленном законом порядке, было официально опубликовано на официальном интернет-сайте администрации УГО, а также в сборнике нормативных правовых актов администрации Уссурийского городского округа.
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, запрещенные к сбросу или не отвечающие требованиям нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 31.12.1995 г. №1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ системы канализации населенных пунктов» порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяется органами исполнительной власти субъектов РФ.
На основании данного пункта постановлением Губернатора Приморского края от ДД.ММ.ГГ. XXXX утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, в соответствии с которым применяются коэффициенты кратности действующего тарифа за 1 кубический метр, в зависимости от превышения объема и количества веществ, по которым определяется превышение нормативов сброса сточных вод в систему канализации населенного пункта.
Согласно п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, органы местного самоуправления уполномочены устанавливать абоненту те нормативы, которые определяют допустимое воздействие не на окружающую среду, а на системы коммунального водоснабжения и канализации, находящиеся в муниципальной собственности, в целях обеспечения нормального функционирования системы канализации. Эти нормативы учитывают проектные параметры очистки сточных вод на очистных сооружениях, техническую и технологическую возможность очистных сооружений, защиту сетей и сооружений системы коммунальной канализации, при этом нормативы устанавливаются не произвольно, а должны основываться на нормах предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами.
Полномочия органов самоуправления устанавливать нормативы воздействия на системы коммунального водоснабжения и канализации вытекают из прав и обязанностей собственника на эти объекты, а также из ст. 6.ФЗ №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Допустимые концентрации загрязняющих веществ, поступающих в систему канализаций Уссурийского городского округа, рассчитаны организацией МУП «XXXX», исходя из технических возможностей системы коммунальной канализации и с учетом разрешений на сбор загрязняющих веществ со сточными водами Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, в соответствии с Правилами приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов, а также на основании расчета составленного ООО «XXXX» от ДД.ММ.ГГ г., данный расчет произведен организацией имеющей лицензию на проведение данных видов работ, правильность произведенных расчетов, в соответствие с ч. 8 ст. 213 КАС РФ не является предметом проверки в рамках иска об оспаривании нормативного правового акта.
Постановление « Об утверждении правил приема производственных сточных вод в систему канализации и на очистные сооружения города Уссурийска и постановление XXXX от ДД.ММ.ГГ. согласно п.1 Правил приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов, направлено на обеспечение охраны водоемов от загрязнения недостаточно очищенными городскими сточными водами.
Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является отдельным, самостоятельным видом ответственности абонентов за несоблюдение требований к составу и свойствам сточных вод, установленных Приложением XXXX к Постановлению XXXX, но вместе с тем, этот вид ответственности не предусматривает мер экономического воздействия на абонентов за ущерб, наносимый окружающей среде (водным объектам).
При таких обстоятельствах судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175, 208,210, 213, 215 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ
В удовлетворении заявленных требований ИП ФИО1 к администрации Уссурийского городского округа о признании строк 2-7, 9-19, 21- 22 нормативов водоотведения по составу сточных вод абонентам централизованной системы водоотведения МУП «XXXX», утвержденных постановлением администрации Уссурийского городского округа от 24.03.2016г. № 766-НПА недействительными - отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено 30.09.2016г.
Судья: О.Н. Внукова