УИД 21RS0006-01-2020-001857-54
Дело № 2а-951/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Софроновой С.В.,
при секретаре Шмелевой И.В.,
с участием прокурора Кроттова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении К. районного суда ЧР административное дело по административному исковому заявлению Ч. межрайонного природоохранного прокурора к администрации А. сельского поселения <данные изъяты> о признании бездействия незаконным и обязании принять меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения на южной окраине д.Н.,
у с т а н о в и л:
Ч. межрайонный природоохранный прокурор обратился в К. районный суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации А. сельского поселения <данные изъяты> о признании бездействия незаконным и обязании принять меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения на южной окраине д.Н.. Требования мотивированы тем, что по результатам проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства о безопасности гидротехнических сооружений выявлены нарушения в деятельности администрации А. сельского поселения <данные изъяты>. Так, установлено, что на территории А. сельского поселения <данные изъяты> на южной окраине д.Н. имеется гидротехническое сооружение - <данные изъяты> собственник которой неизвестен, однако данное гидротехническое сооружение на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости не поставлено. Вышеуказанное гидротехническое сооружение не имеет собственника, что не позволяет обеспечить его безопасность в соответствии с требованиями законодательства. ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации А. сельского поселения <данные изъяты> внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений законодательства, однако конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона не принято, нарушение не устранено, на государственный учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости указанное гидротехническое сооружение не поставлено, соответствующее заявление в уполномоченный орган не направлено. Просит признать бездействие административного ответчика незаконным, возложить на него обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в территориальный орган федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения на южной окраине д.Н..
В судебном заседании помощник Ч. межрайонного природоохранного прокурора Кроттов Д.А. административный иск к администрации А. сельского поселения <данные изъяты> поддержал по изложенным в заявлении основаниям, просил суд удовлетворить административные исковые требования.
Представитель административного ответчика, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение административного дела не явился, об отложении не ходатайствовал, сведений об уважительности причин неявки в суд не представил, в связи с чем суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ счел возможным рассмотреть административное дело без участия представителя административного ответчика.
Представитель заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и экологии ЧР в судебное заседание не явился, просил рассмотреть административное дело без участия представителя министерства.
Суд, выслушав доводы прокурора, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.
Согласно ст.17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального Закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Таким образом, административное исковое заявление Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора подано в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека.
В соответствии ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пп.8 ч.1, ч.4 ст.8 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 N19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения сельских поселений.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования «А. сельское поселение <данные изъяты>» к вопросам местного значения А. сельского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах А. сельского поселения.
В силу статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на территории муниципального образования <данные изъяты>, расположенная на южной окраине д.Н.<данные изъяты>.
Статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее также - Федеральный закон № 117-ФЗ) <данные изъяты>, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения отнесены к одному из видов гидротехнических сооружений.
Таким образом, поскольку статья 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» относит <данные изъяты> к разряду гидротехнических сооружений, данная плотина является гидротехническим сооружением.
В судебном заседании и в материалы дела сведений о собственнике либо балансодержателе данного гидротехнического сооружения суду не представлено.
По сообщению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <данные изъяты>, Министерства экономического развития и имущественных отношений <данные изъяты> указанное гидротехническое сооружение в реестре федерального имущества, в реестре государственного имущества <данные изъяты> не значится.
Таким образом, при отсутствии сведений о собственнике, вышеназванное гидротехническое сооружение отвечает всем признакам бесхозяйного недвижимого имущества.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п.1).
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Таким образом, по смыслу пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке находящегося на его территории имущества на учет в качестве бесхозяйного, и, следовательно, обязан это делать. При этом, вышеуказанными правовыми нормами не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В соответствии с п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских муниципальных образований - местного самоуправления муниципальных образований.
Суду не представлено доказательств того, что в настоящее время административным ответчиком приняты меры по постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения на южной окраине д.Н..
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации А. сельского поселения <данные изъяты>Ч. межрайонным природоохранным прокурором ввиду непринятия мер по постановке гидротехнического сооружения на учет бесхозяйного имущества внесено представление № об устранении нарушений требований федерального законодательства (л.д. №), которое рассмотрено администрацией. Глава администрации А. сельского поселения <адрес> в ответе на указанное представление от ДД.ММ.ГГГГ за № указал, что по итогам рассмотрения представления принято решение о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости - плотины на южной окраине д. Н.<данные изъяты>. После изготовления паспорта гидроузла, технического паспорта и кадастрового паспорта гидротехнического сооружения администрация обратится в Росреестр с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной данной <данные изъяты>.
Однако до настоящего времени администрация А. сельского поселения мер по постановке на учет гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного имущества не приняла.
Отсутствие собственника указанного гидротехнического сооружения и неопределенность его балансовой принадлежности влечет невозможность исполнения предусмотренной статьей 9 Федерального закона № 117-ФЗ обязанности по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации, что при наступлении определенных обстоятельств может послужить причиной возникновения чрезвычайной ситуации, чем представлять опасность для жизни и здоровья людей, причинить ущерб окружающей среде.
Кроме того, отсутствие регистрации в качестве бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения препятствует получению финансовой поддержки из федерального бюджета на реализацию государственной программы ЧР «Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов и обеспечение экологической безопасности», утвержденной постановлением Кабинета Министров ЧР от ДД.ММ.ГГГГ№, в рамках которой подпрограммой «Развитие водохозяйственного комплекса ЧР» предусмотрена реализация мероприятий по повышению эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных (письмо Министерства экономического развития и имущественных отношений ЧР от ДД.ММ.ГГГГ№).
Указанное бездействие административного ответчика создает опасность для населения сельского поселения, а также опасность повреждения либо уничтожения имущества в период пропуска паводковых вод в весенний период, поскольку отсутствие собственника либо иного лица, владеющего на законных основаниях данным объектом недвижимости, влечёт непринятие соответствующих мер по содержанию гидротехнического сооружения в надлежащем состоянии.
Таким образом, бездействие администрации А. сельского поселения <данные изъяты> нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, ставя их под угрозу повреждения либо уничтожения имущества, а также причинения вреда жизни и здоровью граждан.
При таких обстоятельствах, учитывая, что спорное гидротехническое сооружение расположено в административных границах А. сельского поселения <данные изъяты>, административным ответчиком не выполнена обязанность, вытекающая из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о признании бездействия администрации А. сельского поселения <данные изъяты> по вопросу обращения в уполномоченный орган с заявлением о принятии на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения незаконным и полагает необходимым возложить на администрацию данную обязанность.
С учетом обстоятельств дела суд считает, что предложенный прокурором срок для исполнения указанной в административном иске обязанности - в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, является разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административный иск Ч. межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать бездействие администрации А. сельского поселения <данные изъяты>, выразившееся в непринятии мер по постановке на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения на южной окраине д.Н.<данные изъяты>, незаконным.
Возложить на администрацию А. сельского поселения <данные изъяты> обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учёт как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения на южной окраине д.Н.<данные изъяты>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд ЧР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.В. Софронова